На новосибирских улицах массовым явлением стала бесконтрольная установка памятников и скульптурных композиций. На муниципальной территории разрастается самостийный пантеон чугунных кастрюль, гвоздей, сантехников и прочих материализованных образов из снов их создателей. Соответствующие службы мэрии, отвечающие за гармоничное развитие облика Новосибирска, порой узнают о появлении нового артефакта из СМИ и не предпринимают никаких мер, чтобы остановить этот поток народного творчества.
В середине июня возле театра оперы и балета администрация установила скульптурную композицию в форме арфы. Металлическая арфа, наспех сваренная из металла, была установлена администрацией театра без согласования с мэрией. Впрочем, сайт мэрии Новосибирска с восторгом рассказывая об этом шедевре чиновничьего зодчества, умолчал о том, было ли получено разрешение на установку композиции.
Вместе с тем, арфа вызвала удивление и возмущение в среде специалистов. «Немасштабненько и к Колизею как-то никак!» – иронизирует кандидат архитектуры, член художественного совета при мэрии Анна Наволоцкая. «Арфа не масштабна ни чему. К ней нет подхода. Основание у арфы – металлическая фигня, не рассчитанная на ни на какую эстетику. Сама клумба с посадками ужасна. Все благоустройство вокруг: урны, лавочки, клавиши – все в диссонансе к друг другу», – вторит ей архитектор-дизайнер Светлана Бакшеева на странице в социальной сети Facebook.
20 июня городские СМИ с восторгом рассказали о том, что возле крыльца магазина в дома №173 по улице Дучи Ковальчук была установлена бронзовая скульптура молодого слесаря-сантехника в каске и с разводным ключом. Как выяснилось, его установили владельцы магазина из Омска. Образ сантехника – наиболее популярный в России, он увековечен в десятках городов.
Однако и этот образчик купеческого творчества был установлен на пешеходном переходе без всякого согласования с мэрией и специалистами в области архитектуры и дизайна.
Наконец, 24 июня за домом № 194 по улице Бориса Богаткова появилась сварная композиция – друзья с собакой. Ее установила группа компаний «Дом-Строй», ведущая застройку этого микрорайона. «Сварная скульптура? Что за треугольник? Вопросов слишком много. Но что уж точно: девушка особо страшна, как смерть!» – замечает Анна Наволоцкая.
Памятник гвоздю, Сталину, Николаю II в свое время вызвали резкие споры и скандалы в Новосибирске. Все они были установлены по личной инициативе их владельцев, безо всякого согласования с художественным советом при мэре и службой главного архитектора.
В последнее время необузданное народное творчество формирует в Новосибирске свой, уникальный архитектурный стиль – «кто во что горазд», как это было в начале 1990-х, когда улицы города заполонили сварные киоски и контейнеры.
«Городская среда замусоривается. Город без хозяина, – делает вывод Анна Наволоцкая. – Все эти композиции являются отражением кладбищенской мемориальной культуры – мрачные, металлические. Ладно бы, они еще вписывались в окружающую архитектурную среду, но ведь этого нет!» – бьет тревогу Анна Наволоцкая.
«Девальвация культурных ценностей и деградация правящей элиты», – выносит свой приговор творящемуся «архитектурному» беспределу в Новосибирске дизайнер Анатолий Бакшаев. По его мнению, такое может твориться только там, где нет порядка, воли и настоящего хозяина.
Напомним, в Новосибирске регулярно происходит «противостояние» местных жителей и памятников. Так, в ноябре прошлого года новосибирец пожаловался на памятник гвоздю на Студенческой. Тем не менее, члены худсовета постановили сохранить арт-объект при условии его согласования с собственниками инженерных систем, в охранной зоне которых он установлен.
Другая скульптура появилась в центре Новосибирска также без согласования с администрацией города летом 2017 года. Кактус с экзотическими насекомыми поставил владелец одного из ресторанов на Красном проспекте. При этом ранее его заявку на данный объект художественный совет отклонил.
Еще один скандал был связан с памятником Николаю II и цесаревичу Алексею, установленному на Красном проспекте у собора Александра Невского. Он даже подвергся нападению 1 августа 2017 года со стороны вандала с топором. Вообще монумент вызвал споры среди жителей, против высказался даже мэр Новосибирсска Анатолий Локоть. Это привело к конфликту представителя РПЦ и городских властей. В сентябре того же года его восстановили и освятили.
Последним громким событием стала установка бюста Иосифа Станина в Новосибирске. Установить бюст генералиссимуса хотели либо возле Дома офицеров прямо напротив памятника Кутузову, либо на площади Сибиряков-Гвардейцев напротив стелы «Штыки», либо в Ефремовском сквере у завода «Тяжстанкогидропресс». Минобороны отказало активистам в установке бюста на территории Дома офицеров, а это был приоритетный вариант активистов. Он же победил в опросе, который проводила мэрия на муниципальном портале. После продолжительных споров сталинистов с горожанами он был установлен во дворе обкома КПРФ.