Лента новостей

Все новости

Популярное

Директор «Глобуса» ответила на претензии министра культуры

    Фото: скрин с видео театра «Глобус»

Директор «Глобуса» ответила на претензии министра культуры

Скандал с увольнением директора новосибирского театра «Глобус» Елены Алябьевой набирает обороты даже после уверений министра культуры региона Игоря Решетникова, что кадровые перестановки пока не состоятся. Решетников на встрече с актерами и в СМИ заявил о существующих претензиях к руководству театра, Алябьева решила ему ответить – она написала открытое письмо в адрес главы областного минкультуры.

Письмо было опубликовано «Глобусом» после встречи директора театра Елены Алябьевой с коллективом театра. Эта встреча состоялась 29 ноября. До этого Алябьева напрямую в скандале с собственным увольнением не участвовала: от имени учреждения говорили главный режиссер театра Алексей Крикливый и сотрудники «Глобуса». 

Напомним, что об увольнении директора театра коллективу объявил Алексей Крикливый 25 ноября. Он сообщил, что с Алябьевой встречался и говорил об этом министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников. Коллектив театра отправил письма в поддержку Алябьевой на имя губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, а также в полпредство и в министерство культуры. После этого правительство Новосибирской области собрало срочный брифинг, на котором министр культуры Игорь Решетников объявил, что никто не собирается увольнять действующего директора «Глобуса». По крайней мере, до декабря. Об этом же он сообщил актерам «Глобуса» на встрече с ними 27 ноября. 

«Есть вопросы к театру, который единственный не выполняет дорожную карту по заработной плате, хотя деньги мы полностью отдаем театру. Есть вопросы, связанные с тем, что театру выделяются суммы денег все больше и больше, а театр зарабатывает меньше и меньше. Это тоже вопрос. И еще есть вопросы, которые есть. Но эти вопросы не говорили о том, что мы снимаем директора. И я еще раз говорю, если бы я хотел бы снять директора, вы знаете меня, я бы снял и уже бы поставил», – заявил тогда Решетников. 

С этими обвинениями и поспорила Алябьева. Она сообщила, что вся необходимая финансовая, статистическая, бухгалтерская отчетность предоставляется театром регулярно, а учреждение культуры ежеквартально отчитывается перед наблюдательным советом. 

«На 2018 год  показатель заработной платы  по «дорожной карте» составляет 100% к уровню средней заработной платы в Новосибирской области. Министерство культуры письмом от 1 августа 2018  подтвердило величину среднемесячного дохода на 2018 год в размере 31 253 рубля.  Выплаты театра отражены в ежемесячных отчетах (мониторингах) министерству, и их цифры всегда достигали требуемых показателей, за исключением августа месяца. За первое полугодие (январь-июнь)  2018 года среднемесячная начисленная заработная плата работников составила 31 333 рубля, за январь-июль – 31 498 рублей, за январь-август – 29 650 рублей, за январь-сентябрь –  31 264,4 рубля, за январь-октябрь – 31 514,8 рубля.  Как можно увидеть, снижение показателя  произошло только в период январь-август. Он  составил  94,8% вместо 100%», – написала в открытом письме Елена Алябьева.

«Причина недостижения показателя, а также меры по выполнению были представлены в письме от 17 сентября 2018 на запрос министерства культуры. Основная причина связана с сезонностью работы театра – летом большинство сотрудников находятся в отпуске. И это данность, в которой театр существует на протяжении нескольких десятилетий. Выход сотрудников  в 89 театральном сезоне, в основном, состоялся в период с 20 по 24 августа», – объяснила она и добавила, что в ноябре-декабре уровень средней зарплаты составит не менее 34 400 рублей. 

«Таким образом, фраза о том, что сейчас театр не выполняет дорожную карту по заработной плате, не соответствует действительности. Сезонный режим работы театра не предполагает идентичности ежемесячных показателей», – указала она.

Ответила директор «Глобуса» и на претензии в падении доходов театра при получении увеличенной субсидии. Алябьева сравнила доход 2017 года с ожидаемым в 2018. Так, в 2017 году театр заработал более 63,17 миллиона рублей, из которых более семи миллионов получены с продажи билетов на Международный Рождественский фестиваль искусств. В эту сумму также входят 2,29 миллиона, полученные от  федерального центра поддержки гастрольной деятельности и Платоновского фестиваля на участие театра в детском фестивале «Маршак». Фестиваль искусств, отметила Алябьева, проводится раз в два года. 

На 23 ноября этого года доход от собственной деятельности «Глобуса» составил 45,7 миллиона рублей, отметила директор театра. До конца года «Глобус» рассчитывает получить еще не менее семи миллионов, таким образом итоговый доход составит 52,7 миллиона рублей. 

«Сопоставление цифр делает очевидным тот факт, что разница в доходах между 2017 и 2018 годом составляет около 11 миллионов рублей и связана с отсутствием Рождественского фестиваля и поездок на фестивали. Также хочу уточнить, что связывать планирование уменьшения суммы доходов с получением дополнительных средств к субсидии на выполнение госзадания крайне некорректно, – указала Елена Алябьева, – поскольку более 20 миллионов к субсидии на выполнение госзадания  были выделены целевым порядком только на увеличение фонда оплаты труда и выплату налогов по зарплате. Расходовать эти деньги на другие цели невозможно, тем более что все наши средства находятся в казначействе и распределены по статьям расходов». 

Поспорила Алябьева и с обвинениями Решетникова в том, что театр недостаточно участвует в различных проектах. Она сообщила, что «Глобус» получил две субсидии в рамках проекта «Культура малой Родины» «Театр – детям», работает с грантами и иными проектами, которые, в том числе, инициирует самостоятельно. 

«В течение 2018 года осуществлялся крупный проект «Современная драматургия для подростков. Путь к зрителю» на основе сотрудничества с Международным конкурсом новой драматургии «Ремарка», который был поддержан, в том числе, и грантом СТД РФ. Для продолжения сотрудничества с  конкурсом «Ремарка» в 2019 году по совместной инициативе театра и художественного руководителя конкурса было направлено письмо председателя СТД РФ А.А. Калягина в министерство культуры Новосибирской области с просьбой о финансовой поддержке в проведении конкурса в Новосибирске», – указала Алябьева.

«В завершении письма считаю необходимым подчеркнуть, что не только успешная работа театра, но и развитие его творческого потенциала зависят от слаженной командной работы коллектива в целом и руководящих лиц в частности. Разделение деятельности театра на творческую и менеджерскую может привести к непониманию важности этого союза, – заметила Елена Алябьева. – Заслуги и неудачи творческого руководителя и менеджера театра находятся в тесной связи. Взаимопонимание между ними – вопрос большой работы, который напрямую зависит как от профессиональных компетенций, так и от человеческих отношений. Именно поэтому министерство культуры  как контролирующий и поддерживающий орган должно способствовать укреплению этих связей, а не разрушению».

Отметим, что заявления «Глобуса» об увольнении Алябьевой вызвали бурную дискуссию в обществе. Ситуацию комментировали как деятели культуры, так и люди из политических кругов. Интерес, в частности, вызвала кандидатура предполагаемого «нового директора» театра – Виктора Старкова, который ранее участвовал в ряде политических кампаний и является другом депутата Заксобрания региона Анатолия Кубанова. 


Кубанов, которого обвинили в лоббировании Виктора Старкова на эту должность, заявил, например, о необходимости ротации в сфере культуры и «семейном, клановом бизнесе» в учреждениях. Театралы, тем временем, сравнили происходящее с «рейдерским захватом», а член общественного совета при минкультуры региона Алексей Кудинов назвал увольнение Алябьевой «политическим разменом», а сам скандал – «ситуацией, подрывающей легитимность управления сферой культуры в регионе». Отреагировал на скандал и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. Он обратился к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову с письмом, в котором попросил главу региона разобраться в ситуации

Скандал с увольнением директора новосибирского театра «Глобус» Елены Алябьевой набирает обороты даже после уверений министра культуры региона Игоря Решетникова, что кадровые перестановки пока не состоятся. Решетников на встрече с актерами и в СМИ заявил о существующих претензиях к руководству театра, Алябьева решила ему ответить – она написала открытое письмо в адрес главы областного минкультуры.

Письмо было опубликовано «Глобусом» после встречи директора театра Елены Алябьевой с коллективом театра. Эта встреча состоялась 29 ноября. До этого Алябьева напрямую в скандале с собственным увольнением не участвовала: от имени учреждения говорили главный режиссер театра Алексей Крикливый и сотрудники «Глобуса». 

Напомним, что об увольнении директора театра коллективу объявил Алексей Крикливый 25 ноября. Он сообщил, что с Алябьевой встречался и говорил об этом министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников. Коллектив театра отправил письма в поддержку Алябьевой на имя губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, а также в полпредство и в министерство культуры. После этого правительство Новосибирской области собрало срочный брифинг, на котором министр культуры Игорь Решетников объявил, что никто не собирается увольнять действующего директора «Глобуса». По крайней мере, до декабря. Об этом же он сообщил актерам «Глобуса» на встрече с ними 27 ноября. 

«Есть вопросы к театру, который единственный не выполняет дорожную карту по заработной плате, хотя деньги мы полностью отдаем театру. Есть вопросы, связанные с тем, что театру выделяются суммы денег все больше и больше, а театр зарабатывает меньше и меньше. Это тоже вопрос. И еще есть вопросы, которые есть. Но эти вопросы не говорили о том, что мы снимаем директора. И я еще раз говорю, если бы я хотел бы снять директора, вы знаете меня, я бы снял и уже бы поставил», – заявил тогда Решетников. 

С этими обвинениями и поспорила Алябьева. Она сообщила, что вся необходимая финансовая, статистическая, бухгалтерская отчетность предоставляется театром регулярно, а учреждение культуры ежеквартально отчитывается перед наблюдательным советом. 

«На 2018 год  показатель заработной платы  по «дорожной карте» составляет 100% к уровню средней заработной платы в Новосибирской области. Министерство культуры письмом от 1 августа 2018  подтвердило величину среднемесячного дохода на 2018 год в размере 31 253 рубля.  Выплаты театра отражены в ежемесячных отчетах (мониторингах) министерству, и их цифры всегда достигали требуемых показателей, за исключением августа месяца. За первое полугодие (январь-июнь)  2018 года среднемесячная начисленная заработная плата работников составила 31 333 рубля, за январь-июль – 31 498 рублей, за январь-август – 29 650 рублей, за январь-сентябрь –  31 264,4 рубля, за январь-октябрь – 31 514,8 рубля.  Как можно увидеть, снижение показателя  произошло только в период январь-август. Он  составил  94,8% вместо 100%», – написала в открытом письме Елена Алябьева.

«Причина недостижения показателя, а также меры по выполнению были представлены в письме от 17 сентября 2018 на запрос министерства культуры. Основная причина связана с сезонностью работы театра – летом большинство сотрудников находятся в отпуске. И это данность, в которой театр существует на протяжении нескольких десятилетий. Выход сотрудников  в 89 театральном сезоне, в основном, состоялся в период с 20 по 24 августа», – объяснила она и добавила, что в ноябре-декабре уровень средней зарплаты составит не менее 34 400 рублей. 

«Таким образом, фраза о том, что сейчас театр не выполняет дорожную карту по заработной плате, не соответствует действительности. Сезонный режим работы театра не предполагает идентичности ежемесячных показателей», – указала она.

Ответила директор «Глобуса» и на претензии в падении доходов театра при получении увеличенной субсидии. Алябьева сравнила доход 2017 года с ожидаемым в 2018. Так, в 2017 году театр заработал более 63,17 миллиона рублей, из которых более семи миллионов получены с продажи билетов на Международный Рождественский фестиваль искусств. В эту сумму также входят 2,29 миллиона, полученные от  федерального центра поддержки гастрольной деятельности и Платоновского фестиваля на участие театра в детском фестивале «Маршак». Фестиваль искусств, отметила Алябьева, проводится раз в два года. 

На 23 ноября этого года доход от собственной деятельности «Глобуса» составил 45,7 миллиона рублей, отметила директор театра. До конца года «Глобус» рассчитывает получить еще не менее семи миллионов, таким образом итоговый доход составит 52,7 миллиона рублей. 

«Сопоставление цифр делает очевидным тот факт, что разница в доходах между 2017 и 2018 годом составляет около 11 миллионов рублей и связана с отсутствием Рождественского фестиваля и поездок на фестивали. Также хочу уточнить, что связывать планирование уменьшения суммы доходов с получением дополнительных средств к субсидии на выполнение госзадания крайне некорректно, – указала Елена Алябьева, – поскольку более 20 миллионов к субсидии на выполнение госзадания  были выделены целевым порядком только на увеличение фонда оплаты труда и выплату налогов по зарплате. Расходовать эти деньги на другие цели невозможно, тем более что все наши средства находятся в казначействе и распределены по статьям расходов». 

Поспорила Алябьева и с обвинениями Решетникова в том, что театр недостаточно участвует в различных проектах. Она сообщила, что «Глобус» получил две субсидии в рамках проекта «Культура малой Родины» «Театр – детям», работает с грантами и иными проектами, которые, в том числе, инициирует самостоятельно. 

«В течение 2018 года осуществлялся крупный проект «Современная драматургия для подростков. Путь к зрителю» на основе сотрудничества с Международным конкурсом новой драматургии «Ремарка», который был поддержан, в том числе, и грантом СТД РФ. Для продолжения сотрудничества с  конкурсом «Ремарка» в 2019 году по совместной инициативе театра и художественного руководителя конкурса было направлено письмо председателя СТД РФ А.А. Калягина в министерство культуры Новосибирской области с просьбой о финансовой поддержке в проведении конкурса в Новосибирске», – указала Алябьева.

«В завершении письма считаю необходимым подчеркнуть, что не только успешная работа театра, но и развитие его творческого потенциала зависят от слаженной командной работы коллектива в целом и руководящих лиц в частности. Разделение деятельности театра на творческую и менеджерскую может привести к непониманию важности этого союза, – заметила Елена Алябьева. – Заслуги и неудачи творческого руководителя и менеджера театра находятся в тесной связи. Взаимопонимание между ними – вопрос большой работы, который напрямую зависит как от профессиональных компетенций, так и от человеческих отношений. Именно поэтому министерство культуры  как контролирующий и поддерживающий орган должно способствовать укреплению этих связей, а не разрушению».

Отметим, что заявления «Глобуса» об увольнении Алябьевой вызвали бурную дискуссию в обществе. Ситуацию комментировали как деятели культуры, так и люди из политических кругов. Интерес, в частности, вызвала кандидатура предполагаемого «нового директора» театра – Виктора Старкова, который ранее участвовал в ряде политических кампаний и является другом депутата Заксобрания региона Анатолия Кубанова. 


Кубанов, которого обвинили в лоббировании Виктора Старкова на эту должность, заявил, например, о необходимости ротации в сфере культуры и «семейном, клановом бизнесе» в учреждениях. Театралы, тем временем, сравнили происходящее с «рейдерским захватом», а член общественного совета при минкультуры региона Алексей Кудинов назвал увольнение Алябьевой «политическим разменом», а сам скандал – «ситуацией, подрывающей легитимность управления сферой культуры в регионе». Отреагировал на скандал и председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. Он обратился к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову с письмом, в котором попросил главу региона разобраться в ситуации