Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области рассмотрели проект транспортной стратегии региона. По оценке разработчиков, на ее реализацию до 2030 года должно быть направлено более триллиона рублей. Проект был одобрен, несмотря на массу вопросов.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области рассмотрел проект «Транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года», которая должна стать частью социально-экономического развития региона. Стратегия предполагает реконструкцию не только региональной, но и федеральной транспортной инфраструктуры. Проект затронет все виды транспорта: воздушный, водный, дорожный и железнодорожный.
«Транспортная стратегия в своих сценариях учитывает основные факторы глобального развития транспорта, поскольку Новосибирская область – крупнейший транспортно-распределительный и транзитный узел Восточной части России и элемент Экономического пояса «Шелковый путь»», – объяснил врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
Над проектом работали более 30 экспертов, специалистов в различных направлениях градостроительного и транспортного планирования. Как отметил председатель комитета Заксобрания Новосибирской области по транспортной и информационной политике Федор Николаев, на реализацию всей стратегии до 2030 года понадобится 1,3 триллиона рублей.
На заседании были предоставлены три варианта развития реализации проекта: инерционный (без встраивания в «Шелковый путь» и комплексного развития Южно-Сибирского транспортного узла с центром в Новосибирске), умеренный (развитие как центра этого узла) и оптимистичный (наиболее полный).
«Вывод напрашивается сам по себе – это будет умеренный сценарий развития. Потому что при инерционном улучшается часть показателей, таких как доля перегруженности участков дорог <…>. Оптимистичный сценарий дает прирост, но не в той пропорции, по отношению к капитальным вложениям», – рассказал ректор Сибирского государственного университета путей сообщений Алексей Манаков.
Положительную оценку этому проекту дал институт экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики». Однако депутаты Законодательного собрания усомнились в нем.
«Вскользь сказано по «Шелковому пути». Учитывая, что программа долгосрочная, вариант интеграции не показан. Надо его показать, потому что это интересно не только для нашей области, но и всех смежных регионов. И, второе, – про метро не сказано», – заметил депутат Александр Барсуков.
Более развернуто высказался депутат Владислав Кошкин. Он заявил, что «разработчики и авторы стратегии оказались заложниками названий и установки задач».
«Мы должны рассматривать ситуацию с транспортом, с движением пассажиров, с движением грузов намного шире. Уже давно известно, что Новосибирск находится в центре пассажирского и грузового узла. Если рассматривать прилегающие города, о которых в стратегии говориться (Томск, Барнаул, Омск, Кемерово) – это пассажиропоток около десяти миллионов человек. Это второй в стране узел, после Московского. <…> Мы существующие потоки пассажиров, грузов будем возить какими видами транспорта? Почему? Либо мы концентрируемся над реконструкцией автодорог, либо мы ставим вопрос по скоростному пассажирскому сообщению по железной дороге, авиации или водному транспорту. На эти вопросы я ответов не нашел», – заметил Владислав Кошкин.
«Собрать все объекты, которые у нас есть в разработке, поставить как-то по приоритетности. Абсолютно непонятно, если мы делаем упор к 2030 году на скоростное сообщение между Новосибирском и близлежащими городами по железной дороге, стоит ли нам вбухивать огромнейшие средства в реконструкцию автодорог», – добавил также парламентарий.
Его поддержал председатель профильного комитета Федор Николаев. Он предложил выстроить проекты и направления по приоритетности и хотя бы конкретизировать, откуда возьмутся 1,3 триллиона рублей.
Анатолий Костылевский ответил депутатам, что развитие одного вида транспорта «утопично». «Развивать надо все: и воздушный, и водный транспорт, и железную дорогу. Только развивая все виды транспорта мы сможем достичь каких-то результатов», – объяснил глава областного минтранса.
Врио министра транспорта также признал, что источники инвестиций до 2030 года назвать можно только примерно: федеральный и региональный бюджеты, программа развития «РЖД» и частные вложения.
Отметим, что проект предполагает реконструкцию междугородних дорог. Это вызвало вопросы у депутата Елены Тыриной.
«Сюда заложено взаимодействие с другими регионами или все только за счет бюджета Новосибирской области? В частности, в соседнем регионе, Кемеровской области, скоростная электричка для жителей слишком дорога и она, к сожалению, там не останавливается. Автобусное сообщение с Кемеровской областью, со стороны Кемерово, отменено. Дороги были в ненормативном состоянии и на данный момент не восстановлены. То есть мы делаем предложение соседним регионам подключаться и взаимодействовать?» – уточнила она.
Анатолий Костылевский подтвердил, что в любом случае взаимодействие с другими регионами будет осуществляться. «Мы презентовали наш проект на Сибирском транспортном форуме, там был и Кузбасс, и Алтай, и Омск. Они с большим вниманием смотрели наш доклад. В дальнейшем, когда мы утвердим наш проект, он должен быть синхронизирован с соседними регионами. Только в этом контексте он сможет заработать», – объяснил он.
К стратегии транспортного развития оказались вопросы и у представителей отрасли. Так, начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Михаил Чуманов заметил, что в стратегии не рассматривался вопрос, каким образом будет обеспечиваться наличие в бюджете необходимых финансовых ресурсов? Он указал, что планы «выглядят нереалистично». Также он отметил, что три с половиной тысячи километров дорог в Новосибирской области без дорожного покрытия, а в проекте о них ничего не сказано.
Тем не менее, депутаты единогласно поддержали предложенную транспортную стратегию, рекомендовав доработать документ. По оценке Федора Николаева, сейчас стратегия готова на 80%, по условиям государственного заказа она должна найти практическое применение в третьем квартале этого года.
Депутаты поставили под сомнение транспортную стратегию
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области рассмотрели проект транспортной стратегии региона. По оценке разработчиков, на ее реализацию до 2030 года должно быть направлено более триллиона рублей. Проект был одобрен, несмотря на массу вопросов.
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области рассмотрел проект «Транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года», которая должна стать частью социально-экономического развития региона. Стратегия предполагает реконструкцию не только региональной, но и федеральной транспортной инфраструктуры. Проект затронет все виды транспорта: воздушный, водный, дорожный и железнодорожный.
«Транспортная стратегия в своих сценариях учитывает основные факторы глобального развития транспорта, поскольку Новосибирская область – крупнейший транспортно-распределительный и транзитный узел Восточной части России и элемент Экономического пояса «Шелковый путь»», – объяснил врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
Над проектом работали более 30 экспертов, специалистов в различных направлениях градостроительного и транспортного планирования. Как отметил председатель комитета Заксобрания Новосибирской области по транспортной и информационной политике Федор Николаев, на реализацию всей стратегии до 2030 года понадобится 1,3 триллиона рублей.
На заседании были предоставлены три варианта развития реализации проекта: инерционный (без встраивания в «Шелковый путь» и комплексного развития Южно-Сибирского транспортного узла с центром в Новосибирске), умеренный (развитие как центра этого узла) и оптимистичный (наиболее полный).
«Вывод напрашивается сам по себе – это будет умеренный сценарий развития. Потому что при инерционном улучшается часть показателей, таких как доля перегруженности участков дорог <…>. Оптимистичный сценарий дает прирост, но не в той пропорции, по отношению к капитальным вложениям», – рассказал ректор Сибирского государственного университета путей сообщений Алексей Манаков.
Положительную оценку этому проекту дал институт экономики транспорта и транспортной политики «Высшей школы экономики». Однако депутаты Законодательного собрания усомнились в нем.
«Вскользь сказано по «Шелковому пути». Учитывая, что программа долгосрочная, вариант интеграции не показан. Надо его показать, потому что это интересно не только для нашей области, но и всех смежных регионов. И, второе, – про метро не сказано», – заметил депутат Александр Барсуков.
Более развернуто высказался депутат Владислав Кошкин. Он заявил, что «разработчики и авторы стратегии оказались заложниками названий и установки задач».
«Мы должны рассматривать ситуацию с транспортом, с движением пассажиров, с движением грузов намного шире. Уже давно известно, что Новосибирск находится в центре пассажирского и грузового узла. Если рассматривать прилегающие города, о которых в стратегии говориться (Томск, Барнаул, Омск, Кемерово) – это пассажиропоток около десяти миллионов человек. Это второй в стране узел, после Московского. <…> Мы существующие потоки пассажиров, грузов будем возить какими видами транспорта? Почему? Либо мы концентрируемся над реконструкцией автодорог, либо мы ставим вопрос по скоростному пассажирскому сообщению по железной дороге, авиации или водному транспорту. На эти вопросы я ответов не нашел», – заметил Владислав Кошкин.
«Собрать все объекты, которые у нас есть в разработке, поставить как-то по приоритетности. Абсолютно непонятно, если мы делаем упор к 2030 году на скоростное сообщение между Новосибирском и близлежащими городами по железной дороге, стоит ли нам вбухивать огромнейшие средства в реконструкцию автодорог», – добавил также парламентарий.
Его поддержал председатель профильного комитета Федор Николаев. Он предложил выстроить проекты и направления по приоритетности и хотя бы конкретизировать, откуда возьмутся 1,3 триллиона рублей.
Анатолий Костылевский ответил депутатам, что развитие одного вида транспорта «утопично». «Развивать надо все: и воздушный, и водный транспорт, и железную дорогу. Только развивая все виды транспорта мы сможем достичь каких-то результатов», – объяснил глава областного минтранса.
Врио министра транспорта также признал, что источники инвестиций до 2030 года назвать можно только примерно: федеральный и региональный бюджеты, программа развития «РЖД» и частные вложения.
Отметим, что проект предполагает реконструкцию междугородних дорог. Это вызвало вопросы у депутата Елены Тыриной.
«Сюда заложено взаимодействие с другими регионами или все только за счет бюджета Новосибирской области? В частности, в соседнем регионе, Кемеровской области, скоростная электричка для жителей слишком дорога и она, к сожалению, там не останавливается. Автобусное сообщение с Кемеровской областью, со стороны Кемерово, отменено. Дороги были в ненормативном состоянии и на данный момент не восстановлены. То есть мы делаем предложение соседним регионам подключаться и взаимодействовать?» – уточнила она.
Анатолий Костылевский подтвердил, что в любом случае взаимодействие с другими регионами будет осуществляться. «Мы презентовали наш проект на Сибирском транспортном форуме, там был и Кузбасс, и Алтай, и Омск. Они с большим вниманием смотрели наш доклад. В дальнейшем, когда мы утвердим наш проект, он должен быть синхронизирован с соседними регионами. Только в этом контексте он сможет заработать», – объяснил он.
К стратегии транспортного развития оказались вопросы и у представителей отрасли. Так, начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Михаил Чуманов заметил, что в стратегии не рассматривался вопрос, каким образом будет обеспечиваться наличие в бюджете необходимых финансовых ресурсов? Он указал, что планы «выглядят нереалистично». Также он отметил, что три с половиной тысячи километров дорог в Новосибирской области без дорожного покрытия, а в проекте о них ничего не сказано.
Тем не менее, депутаты единогласно поддержали предложенную транспортную стратегию, рекомендовав доработать документ. По оценке Федора Николаева, сейчас стратегия готова на 80%, по условиям государственного заказа она должна найти практическое применение в третьем квартале этого года.