Лента новостей

Все новости

Популярное

«Прогулочная» Ленина: перекресток вместо площади и риски ДТП

 Ирина Долженко

«Прогулочная» Ленина: перекресток вместо площади и риски ДТП

Жаркая дискуссия состоялась вокруг проекта реконструкции улицы Ленина в Новосибирске. Со стороны властей ожидаемо звучали уверения в преимуществах предложенного московскими архитекторами проекта, общественность из зала была настроена скептически. Москвичей упрекнули в незнании города, попытке использовать опыт столицы без учета местной специфики и странных транспортных схемах. Предложенный ими проект при этом вызвал недоумение и удивление не только у общественности и представителей депутатского корпуса, но и у главного архитектора Новосибирска. Вопросов к проекту после очередного обсуждения меньше не стало, но проектировщики и власти пообещали отказаться от идеи «пешеходизации» улицы Ленина.

Обсуждение проекта реконструкции улицы Ленина прошло 24 января. Кроме приглашенных специалистов КБ «Стрелка», авторов проекта, на встрече с жителями, общественниками и депутатами была руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова, а также главный архитектор города Виктор Тимонов. Желающих послушать и высказаться собралось около сотни. 

Слушания организовали в выставочном зале НГУАДИ, на площадке, которую мэрия уже использовала для обсуждения реализации в Новосибирске этого и других федеральных проектов. Встречу открыл советник мэра Новосибирска Александр Ложкин, который в дальнейшем выступал модератором беседы. 

«Нужно понимать, что улица Ленина – это не какой-то отдельный проект. Обсуждается не пешеходная улица Ленина, а то, как эту территорию планируется благоустроить», – заявил, открывая обсуждение Ложкин.

Слово взял главный архитектор проекта из КБ «Стрелка» Ежи Станкевич. Он рассказал, что в 30-х годах на Ленина были разбиты скверы, это следует из исторических документов. Станкевич занимался созданием общественного пространства на улице и площади Ленина. Он назвал собравшимся на дискуссию преимущества: центр города станет компактным, доступным, непрерывным, а улица Ленина будет исполнять роль так называемой «мажордочки» – популярного места у молодежи. 

кб стрелка.jpg
Представители КБ «Стрелка»

Жительница улицы Ленина перебила его из зала, обратив внимание, что если улицу всерьез собираются облагораживать, то нельзя забывать про фасады домов. Дома старые, фасады давно требуют капитального ремонта. «Иначе это будет какая-то шизофрения», – заключила она. 

Руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики Анна Терешкова согласилась с этим. Терешкова пообещала, что капитальный ремонт домов на улице Ленина будет произведен вне очереди, в ускоренном порядке. Но это уже другие деньги, которые мэрии нужно будет найти. И согласятся ли с этим жители других районов города, ожидающие капитального ремонта, которых передвинут в очереди? При этом подчеркнула свою позицию: «Мы обсуждаем сейчас не «пешеходную улицу Ленина», а прогулочную улицу Ленина».


обсуждение8.jpg

Микрофон неохотно передали Анне Гончаровой, представляющей ОАО «Универсам», ее очередь пропускали дважды. Представитель «Универсама» поинтересовалась, учитывали ли разработчики санитарные и пожарные нормы. Кроме того, она заметила, что проект не был согласован с руководством «Универсама», тогда как фактически напрямую касается земли собственников – проектировщики «прогулочной» улицы Ленина предлагают использовать часть территории супермаркета. Терешкова перебила ее, сообщив, что встречи с представителями бизнеса проводились, Гончаровой на них не было: «Кто виноват, что вы на них не ходите?» Больше в ходе заседания микрофон в руки представительницы «Универсама» модератор Ложкин не дал.

обсуждение6.jpg

Тем временем архитекторы «Стрелки» попытались добавить весу своему выступлению и проекту опытом Москвы. Они заметили, что после благоустройства на улицах столицы увеличилось число гуляющих, семейных людей с детьми, молодежи, велосипедистов, спортсменов. Также специалисты КБ «Стрелка» сделали вывод о повышении уровня безопасности подобных пешеходных улиц, исходя из роста числа ночных уличных фото с геотегами в соцсетях. По их словам, люди стали фотографироваться на улицах в 135 раз чаще. «В два раза выросла доля зимних фотографий на Тверской», – добавили московские эксперты.

– Что сравнивать с Москвой? Зачем вы нам Москву предлагаете! – возмущенно раздалось из зала. Оказывается, у проектировщиков были примеры не только Москвы. Не сумев представить слайд, как улица Ленина будет выглядеть зимой, представители КБ «Стрелка» предложили посмотреть на фотографии из SkiDubai (ОАЭ), Амстердама или Парижа.  

Главный архитектор проекта реплики проигнорировал и продолжил: несмотря на то, что в Москве после реализации подобных задумок максимальная скорость автомобилей снизилась на 18%, до 60 километров в час, средняя скорость автомобилей возросла на 12%  до 35 километров в час. Благодаря пешеходным улицам, время, проведенное в пробках, уменьшилось, а заторы в часы пик сократились до минимума, заверил представитель КБ «Стрелка». 

Отметим, что транспортная загруженность центра города является одним из основных спорных моментов в разработанном москвичами проекте. Изначально предполагалось, что улица Ленина станет либо полностью пешеходной, либо однополосной. Но претензии к этому были у ГИБДД – ведомство заявило о транзитной значимости улицы.

обсуждение3.jpg

«Мы поняли, что полностью перекрыть улицу Ленина – неправильно. Тогда мы предложили однополосное движение, как компромисс. Но в итоге были получены комментарии от ГИБДД, что улица Ленина является магистральной улицей, ее ширина минимум 6,5 метра – то есть, это две полосы. Мы сейчас на стадии проработки документации, вносим изменения, которые приближают наш проект к реальному варианту», – сообщил Ежи Станкевич.

«Я не думал, что это скажу, но «спасибо нашему ГИБДД»,  – поднялся с места депутат Горсовета Новосибирска Вячеслав Илюхин, в зале раздались аплодисменты. –  Сегодня мы слушали молодого человека из СГУПСа, который сказал, что перекрыть будет плохо, и одностороннее движение будет плохо. То есть и с шапкой дурак, и без шапки дурак. А вопрос у меня очень простой. Вы говорите о создании общественного пространства. А зачем его создавать именно на площади Ленина? У нас есть Первомайский сквер, удаленный от домов, с общественными туалетами, давайте там его и создадим!» 

обсуждение9.jpg

«Можно, конечно, ничего не менять, развивать то, что есть. А можно сделать более компактное расположение центральной части города. А центральная часть города должна быть компактной, хорошо проработанной», –  попытался объяснить проектировщик. 

«Он не отвечает на вопрос, а уводит в сторону!» – эмоционально возмутился депутат Илюхин, но его осекли организаторы, призвав к спокойствию. 

Ежи Станкевич продемонстрировал слайды, из которых следует, что проект «Стрелки» по факту затронет не только улицу Ленина, но и площадь Ленина. По его словам, проектировщики хотят добиться геометрии классического перекрестка, «который достаточно прост в эксплуатации и безопасен». В частности, изменения коснутся участка перед Центробанком, где специалисты наметили парковку, и «зебры» через улицу Орджоникидзе. К слову, один из вариантов, который прорабатывали проектировщики – перекрыть улицу Ленина и сделать двустороннее движение на улице Максима Горького, пустив по ней в обход весь транспортный поток. Схему движения представлял собравшимся представитель СГУПСа, и для него стало открытием, что трафик на улице Горького при таком раскладе вырастет в 115 раз. Против этого также выступили в ГИБДД.

Горького.jpg
Фото: Вячеслав Ашурков

«Мы в проекте предлагаем перенести пешеходный переход на улице Орджоникидзе, который сейчас находится у выхода из метро, ближе к перекрестку с Красным проспектом. Понижение пропускной способности, согласно оценкам специалистов СГУПС, будет как раз на повороте с Орджоникидзе на Красный проспект. Возможно, надо добавить дополнительный карман для поворота с Орджоникидзе на Красный проспект, вместо трех полос будут четыре. И добавить еще одну полосу на Красном проспекте», – предположил проектировщик. 

Представитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков не согласился, что это поможет разгрузить улицы. Кроме того, он обеспокоен созданием аварийности на этом участке.

«Это получается нелогично, – вступил в полемику Ашурков. – Выходит пешеход из метро, и вы его тащите буквой «П» к остановке общественного транспорта. Вы тем самым создадите очаг аварийности. Люди будут переходить дорогу там, где они всегда переходили. И их будут сбивать автомобили. Зачем вы это делаете?»

Проектировщик сообщил, что планы московских архитекторов изначально шли еще дальше – разместить зеленые насаждения в кадках на площади Ленина. Представитель ОНФ Александр Стефанов уточнил, как собираются убирать снег со спроектированных москвичами пространств. «В конечном счете, мы увидим те же сугробы восемь месяцев в году», – заметил он.  

Его попыталась успокоить Анна Терешкова, рассказав, что на той же обновленной в 2017 году Михайловской набережной положили плитку, по которой самосвалам не проехать. «Так мы закупили специальную легкую и компактную технику»,  – сообщила она.

«Почему этот проект был поручен москвичам? – поинтересовалась пенсионерка Мария Ростиславовна из зала. – Я уважаю вас, но знакомы ли наши молодые коллеги  с теми предложениями, которые были раньше, с нашим городом и его историей? У нас тоже есть архитекторы. Здесь сидит Алексей Юрьевич Журавков, в 80-е годы у него было много проектов и много побед…»

Советник мэра Ложкин решил сам объяснить, почему муниципалитет привлек специалистов КБ «Стрелка»: «Этот проект разрабатывался в рамках программ правительства Российской Федерации. Мы, Новосибирск, не потратили ни копейки. Все этапы проекта были проработаны за счет средств федерального бюджета. Мэрия города Новосибирска выступала в качестве консультантов, в качестве партнеров, но не участвовала финансово».

обсуждение4.jpg

Новосибирский архитектор Журавков взял слово и предложил вспомнить давнишний проект, согласно которому выход из метро предлагалось сделать в так называемом Доме книги, на другой стороне улицы Орджоникидзе. От проекта тогда отказались, так как Дом книги – историческое здание, и власти не захотели нарушать его фасад. 

Об этом вспомнил и главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов. «В свое время мы не надавили, а зря. В той же Москве многие выходы из метро сделаны в исторических зданиях. Прекрасный можно сделать выход и тогда убрать наземный переход», – заметил он.

Тимонов также рассказал, что с начала разговоров про пешеходную улицу Ленина оживились застройщики гостиницы «Новосибирск»: «И если они через год начнут строить, то точно перекроют нам улицу Ленина от Советской до Урицкого». Про сам проект пешеходной улицы от «Стрелки» он высказался сдержанно.

«Чем опасен для меня проект? Прекрасный проект. Я пришел улицу обсуждать, а увидел, что к улице так незаметно пристегнули площадь. Это два совершенно разных по значимости объекта. И сама панорама площади – сформированный исторический памятник – она также будет утрачена, – заметил Тимонов. – А что касается улицы Ленина, мы уже слишком далеко зашли, пересекли линию, слишком много в этот проект вложили. Хочу заметить, что мы делали перекрытие улицы на Новый год, день Победы и день города – это горожанам нравится». 

– Кроме тех, кто там живет,  – ответили ему из зала.

– Здесь вообще кто-то мнение жителей улицы Ленина учитывал? – задал вопрос организаторам депутат Горсовета Новосибирска Вячеслав Илюхин. Анна Терешкова в ответ посетовала, что чиновники еще «не научились» и «не смогли» эффективно донести информацию до граждан. 

К концу дискуссии стало понятно: еще ничего не решено. Несмотря на то, что проект продавливается местными властями, шансы что-то изменить у жителей города еще есть. В день голосования на выборах президента России 18 марта 2018 года пройдет голосование и по реализации программы комфортной городской среды. Оно будет проходить на 100 избирательных участках во всех районах города. Предполагается, что во время этого голосования также должна быть решена и судьба проекта реконструкции улицы Ленина. Анна Терешкова в завершение предложила каждому представить, как это будет «здорово», когда человек с улицы Ленина сможет прогуляться по бульвару Красного проспекта и выйти на Михайловскую набережную, где продолжит прогулку. 

Жаркая дискуссия состоялась вокруг проекта реконструкции улицы Ленина в Новосибирске. Со стороны властей ожидаемо звучали уверения в преимуществах предложенного московскими архитекторами проекта, общественность из зала была настроена скептически. Москвичей упрекнули в незнании города, попытке использовать опыт столицы без учета местной специфики и странных транспортных схемах. Предложенный ими проект при этом вызвал недоумение и удивление не только у общественности и представителей депутатского корпуса, но и у главного архитектора Новосибирска. Вопросов к проекту после очередного обсуждения меньше не стало, но проектировщики и власти пообещали отказаться от идеи «пешеходизации» улицы Ленина.

Обсуждение проекта реконструкции улицы Ленина прошло 24 января. Кроме приглашенных специалистов КБ «Стрелка», авторов проекта, на встрече с жителями, общественниками и депутатами была руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова, а также главный архитектор города Виктор Тимонов. Желающих послушать и высказаться собралось около сотни. 

Слушания организовали в выставочном зале НГУАДИ, на площадке, которую мэрия уже использовала для обсуждения реализации в Новосибирске этого и других федеральных проектов. Встречу открыл советник мэра Новосибирска Александр Ложкин, который в дальнейшем выступал модератором беседы. 

«Нужно понимать, что улица Ленина – это не какой-то отдельный проект. Обсуждается не пешеходная улица Ленина, а то, как эту территорию планируется благоустроить», – заявил, открывая обсуждение Ложкин.

Слово взял главный архитектор проекта из КБ «Стрелка» Ежи Станкевич. Он рассказал, что в 30-х годах на Ленина были разбиты скверы, это следует из исторических документов. Станкевич занимался созданием общественного пространства на улице и площади Ленина. Он назвал собравшимся на дискуссию преимущества: центр города станет компактным, доступным, непрерывным, а улица Ленина будет исполнять роль так называемой «мажордочки» – популярного места у молодежи. 

кб стрелка.jpg
Представители КБ «Стрелка»

Жительница улицы Ленина перебила его из зала, обратив внимание, что если улицу всерьез собираются облагораживать, то нельзя забывать про фасады домов. Дома старые, фасады давно требуют капитального ремонта. «Иначе это будет какая-то шизофрения», – заключила она. 

Руководитель департамента культуры, спорта и молодежной политики Анна Терешкова согласилась с этим. Терешкова пообещала, что капитальный ремонт домов на улице Ленина будет произведен вне очереди, в ускоренном порядке. Но это уже другие деньги, которые мэрии нужно будет найти. И согласятся ли с этим жители других районов города, ожидающие капитального ремонта, которых передвинут в очереди? При этом подчеркнула свою позицию: «Мы обсуждаем сейчас не «пешеходную улицу Ленина», а прогулочную улицу Ленина».


обсуждение8.jpg

Микрофон неохотно передали Анне Гончаровой, представляющей ОАО «Универсам», ее очередь пропускали дважды. Представитель «Универсама» поинтересовалась, учитывали ли разработчики санитарные и пожарные нормы. Кроме того, она заметила, что проект не был согласован с руководством «Универсама», тогда как фактически напрямую касается земли собственников – проектировщики «прогулочной» улицы Ленина предлагают использовать часть территории супермаркета. Терешкова перебила ее, сообщив, что встречи с представителями бизнеса проводились, Гончаровой на них не было: «Кто виноват, что вы на них не ходите?» Больше в ходе заседания микрофон в руки представительницы «Универсама» модератор Ложкин не дал.

обсуждение6.jpg

Тем временем архитекторы «Стрелки» попытались добавить весу своему выступлению и проекту опытом Москвы. Они заметили, что после благоустройства на улицах столицы увеличилось число гуляющих, семейных людей с детьми, молодежи, велосипедистов, спортсменов. Также специалисты КБ «Стрелка» сделали вывод о повышении уровня безопасности подобных пешеходных улиц, исходя из роста числа ночных уличных фото с геотегами в соцсетях. По их словам, люди стали фотографироваться на улицах в 135 раз чаще. «В два раза выросла доля зимних фотографий на Тверской», – добавили московские эксперты.

– Что сравнивать с Москвой? Зачем вы нам Москву предлагаете! – возмущенно раздалось из зала. Оказывается, у проектировщиков были примеры не только Москвы. Не сумев представить слайд, как улица Ленина будет выглядеть зимой, представители КБ «Стрелка» предложили посмотреть на фотографии из SkiDubai (ОАЭ), Амстердама или Парижа.  

Главный архитектор проекта реплики проигнорировал и продолжил: несмотря на то, что в Москве после реализации подобных задумок максимальная скорость автомобилей снизилась на 18%, до 60 километров в час, средняя скорость автомобилей возросла на 12%  до 35 километров в час. Благодаря пешеходным улицам, время, проведенное в пробках, уменьшилось, а заторы в часы пик сократились до минимума, заверил представитель КБ «Стрелка». 

Отметим, что транспортная загруженность центра города является одним из основных спорных моментов в разработанном москвичами проекте. Изначально предполагалось, что улица Ленина станет либо полностью пешеходной, либо однополосной. Но претензии к этому были у ГИБДД – ведомство заявило о транзитной значимости улицы.

обсуждение3.jpg

«Мы поняли, что полностью перекрыть улицу Ленина – неправильно. Тогда мы предложили однополосное движение, как компромисс. Но в итоге были получены комментарии от ГИБДД, что улица Ленина является магистральной улицей, ее ширина минимум 6,5 метра – то есть, это две полосы. Мы сейчас на стадии проработки документации, вносим изменения, которые приближают наш проект к реальному варианту», – сообщил Ежи Станкевич.

«Я не думал, что это скажу, но «спасибо нашему ГИБДД»,  – поднялся с места депутат Горсовета Новосибирска Вячеслав Илюхин, в зале раздались аплодисменты. –  Сегодня мы слушали молодого человека из СГУПСа, который сказал, что перекрыть будет плохо, и одностороннее движение будет плохо. То есть и с шапкой дурак, и без шапки дурак. А вопрос у меня очень простой. Вы говорите о создании общественного пространства. А зачем его создавать именно на площади Ленина? У нас есть Первомайский сквер, удаленный от домов, с общественными туалетами, давайте там его и создадим!» 

обсуждение9.jpg

«Можно, конечно, ничего не менять, развивать то, что есть. А можно сделать более компактное расположение центральной части города. А центральная часть города должна быть компактной, хорошо проработанной», –  попытался объяснить проектировщик. 

«Он не отвечает на вопрос, а уводит в сторону!» – эмоционально возмутился депутат Илюхин, но его осекли организаторы, призвав к спокойствию. 

Ежи Станкевич продемонстрировал слайды, из которых следует, что проект «Стрелки» по факту затронет не только улицу Ленина, но и площадь Ленина. По его словам, проектировщики хотят добиться геометрии классического перекрестка, «который достаточно прост в эксплуатации и безопасен». В частности, изменения коснутся участка перед Центробанком, где специалисты наметили парковку, и «зебры» через улицу Орджоникидзе. К слову, один из вариантов, который прорабатывали проектировщики – перекрыть улицу Ленина и сделать двустороннее движение на улице Максима Горького, пустив по ней в обход весь транспортный поток. Схему движения представлял собравшимся представитель СГУПСа, и для него стало открытием, что трафик на улице Горького при таком раскладе вырастет в 115 раз. Против этого также выступили в ГИБДД.

Горького.jpg
Фото: Вячеслав Ашурков

«Мы в проекте предлагаем перенести пешеходный переход на улице Орджоникидзе, который сейчас находится у выхода из метро, ближе к перекрестку с Красным проспектом. Понижение пропускной способности, согласно оценкам специалистов СГУПС, будет как раз на повороте с Орджоникидзе на Красный проспект. Возможно, надо добавить дополнительный карман для поворота с Орджоникидзе на Красный проспект, вместо трех полос будут четыре. И добавить еще одну полосу на Красном проспекте», – предположил проектировщик. 

Представитель новосибирского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков не согласился, что это поможет разгрузить улицы. Кроме того, он обеспокоен созданием аварийности на этом участке.

«Это получается нелогично, – вступил в полемику Ашурков. – Выходит пешеход из метро, и вы его тащите буквой «П» к остановке общественного транспорта. Вы тем самым создадите очаг аварийности. Люди будут переходить дорогу там, где они всегда переходили. И их будут сбивать автомобили. Зачем вы это делаете?»

Проектировщик сообщил, что планы московских архитекторов изначально шли еще дальше – разместить зеленые насаждения в кадках на площади Ленина. Представитель ОНФ Александр Стефанов уточнил, как собираются убирать снег со спроектированных москвичами пространств. «В конечном счете, мы увидим те же сугробы восемь месяцев в году», – заметил он.  

Его попыталась успокоить Анна Терешкова, рассказав, что на той же обновленной в 2017 году Михайловской набережной положили плитку, по которой самосвалам не проехать. «Так мы закупили специальную легкую и компактную технику»,  – сообщила она.

«Почему этот проект был поручен москвичам? – поинтересовалась пенсионерка Мария Ростиславовна из зала. – Я уважаю вас, но знакомы ли наши молодые коллеги  с теми предложениями, которые были раньше, с нашим городом и его историей? У нас тоже есть архитекторы. Здесь сидит Алексей Юрьевич Журавков, в 80-е годы у него было много проектов и много побед…»

Советник мэра Ложкин решил сам объяснить, почему муниципалитет привлек специалистов КБ «Стрелка»: «Этот проект разрабатывался в рамках программ правительства Российской Федерации. Мы, Новосибирск, не потратили ни копейки. Все этапы проекта были проработаны за счет средств федерального бюджета. Мэрия города Новосибирска выступала в качестве консультантов, в качестве партнеров, но не участвовала финансово».

обсуждение4.jpg

Новосибирский архитектор Журавков взял слово и предложил вспомнить давнишний проект, согласно которому выход из метро предлагалось сделать в так называемом Доме книги, на другой стороне улицы Орджоникидзе. От проекта тогда отказались, так как Дом книги – историческое здание, и власти не захотели нарушать его фасад. 

Об этом вспомнил и главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов. «В свое время мы не надавили, а зря. В той же Москве многие выходы из метро сделаны в исторических зданиях. Прекрасный можно сделать выход и тогда убрать наземный переход», – заметил он.

Тимонов также рассказал, что с начала разговоров про пешеходную улицу Ленина оживились застройщики гостиницы «Новосибирск»: «И если они через год начнут строить, то точно перекроют нам улицу Ленина от Советской до Урицкого». Про сам проект пешеходной улицы от «Стрелки» он высказался сдержанно.

«Чем опасен для меня проект? Прекрасный проект. Я пришел улицу обсуждать, а увидел, что к улице так незаметно пристегнули площадь. Это два совершенно разных по значимости объекта. И сама панорама площади – сформированный исторический памятник – она также будет утрачена, – заметил Тимонов. – А что касается улицы Ленина, мы уже слишком далеко зашли, пересекли линию, слишком много в этот проект вложили. Хочу заметить, что мы делали перекрытие улицы на Новый год, день Победы и день города – это горожанам нравится». 

– Кроме тех, кто там живет,  – ответили ему из зала.

– Здесь вообще кто-то мнение жителей улицы Ленина учитывал? – задал вопрос организаторам депутат Горсовета Новосибирска Вячеслав Илюхин. Анна Терешкова в ответ посетовала, что чиновники еще «не научились» и «не смогли» эффективно донести информацию до граждан. 

К концу дискуссии стало понятно: еще ничего не решено. Несмотря на то, что проект продавливается местными властями, шансы что-то изменить у жителей города еще есть. В день голосования на выборах президента России 18 марта 2018 года пройдет голосование и по реализации программы комфортной городской среды. Оно будет проходить на 100 избирательных участках во всех районах города. Предполагается, что во время этого голосования также должна быть решена и судьба проекта реконструкции улицы Ленина. Анна Терешкова в завершение предложила каждому представить, как это будет «здорово», когда человек с улицы Ленина сможет прогуляться по бульвару Красного проспекта и выйти на Михайловскую набережную, где продолжит прогулку.