140 лет со дня рождения архитектора Андрея Крячкова исполняется 24 ноября. Он построил в Новосибирске 22 здания, признанных памятниками архитектуры регионального значения, а три его постройки – Стоквартирный дом, Сибревком и Городской торговый корпус – стали памятниками архитектуры федерального значения.
Музей Новосибирска напомнил, почему Крячков считается великим архитектором:
Крячков уникален тем, что одинаково хорошо работал во всех современных ему стилях – от рационалистического модерна до конструктивизма. Великий архитектор не только строил отдельные дома, но и формировал городские пространства – главная площадь Новосибирска, площадь Ленина и Красный проспект в районе площади Свердлова, спроектированы именно им.
Талант Крячкова во многом сформировал облик нашего города. Выдающийся зодчий построил больше половины всех известных новосибирских зданий – Стоквартирный дом, Госбанк, Дом офицеров, здания правительства Новосибирской области, Краеведческого музея, театра «Красный факел» и многие другие памятники архитектуры. Крячков – единственный новосибирский архитектор, выигравший престижную международную награду: в 1937 году проект Стоквартирного дома получил Гран-при Международной выставки искусств и техники в Париже.
Андрей Дмитриевич Крячков – заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, признанный благодарными земляками «Гражданином ХХ века Новосибирской области».
Большой пожар 11 мая 1909 года превратился для Новониколаевска в общегородскую катастрофу. Город стал увеличивать тепы каменного строительства. И в том же году Андрей Крячков в сотрудничестве с инженером Кошурниковым построили механизированный кирпичный завод. Год спустя Крячков заключил договор с городской управой о строительстве торгового корпуса и 13 городских школ. Впервые в городе был использован стиль рационалистический модерн – романтизированный, самый модный на тот момент в передовых странах. Все здания в этом стиле похожи на замки. С этого момента и началась активная и плодотворная работа архитектора в столице Сибири. Строительство школ в то время было знаковым событием в жизни Ново-Николаевска по поднятию грамотности населения. Это были одни из первых городских каменных зданий, архитектура которых до сих пор остается достаточно привлекательной.
С начала 1930-х годов и до конца жизни архитектор жил и работал в Новосибирске. Переехав в 1933 году вместе с Сибстрином из Томска в Новосибирск, Крячков вложил много сил в развитие архитектурной кафедры, а затем и факультета в единственном в то время учебном архитектурном вузе на территории от Урала до Дальнего Востока. Многие выпускники архитектурного факультета с гордостью причисляют себя к «школе Крячкова».
С 1912 по 1950-е годы Крячков построил в Новосибирске 30 объектов, и это только те здания, авторство которых установлено точно. Памятниками архитектуры регионального значения стали 22 объекта постройки Крячкова, а памятниками федерального значения – три (Стоквартирный дом, Сибревком и Городской торговый корпус).
Причастность Крячкова еще к нескольким городским зданиям до сих пор под вопросом, например, возможно, он был автором здания Музея Новосибирска (Советская, 24), архитектор которого до сих пор не установлен.
С Крячковым связана и другая загадочная история. Есть версия, что он принимал участие в разработке дизайна денег правительства Колчака. Недавно сотрудник Музея Новосибирска Игорь Минов узнал об обнаруженной в Томске автобиографии архитектора, написанной его рукой. «Это неожиданная сторона его таланта. В этот период Крячков активно ездил по Сибири, изучал зодчество. Работы, вероятно, финансировались правительством колчаковской республики. Это вполне правдоподобно», – отметил Минов.
Крячков одинаково успешно работал в любых архитектурных стилях, часто менявшихся в первой половине XX века. Например, если посмотреть на стоящие рядом здания Госбанка и Краеведческого музея, трудно поверить, что их построил один автор. Архитектор также работал в Томске, Омске, Кемерове, Красноярске. Все его постройки отличаются высоким профессиональным качеством и столичным уровнем, без скидки на сибирскую провинциальность. Это могли быть стилистически разные здания, но они всегда вписывались в окружающую среду, не вступали в противоречие ни с ней, ни с другими объектами. Творчество Крячкова – пример того, как архитектор может строить не только отдельные здания, но и город в целом.