Лента новостей

Все новости

Популярное

Зачем власти Новосибирской области создают медиахолдинги

 

В 1990-е годы, после развала жесткой системы советско-партийной печати, в регионах стали создавать свои, местные газеты и теле-радиостанции. В ту пору и в Новосибирске были созданы телекомпания, «советские» «Ведомости» и Областной депутатский канал «Радио «Слово».

Как показал опыт других регионов, к середине 2000-х все эти ростки посткоммунистической демократии зачахли настолько, что во многих областях от них вынуждены были отказаться – неэффективны, затратны и существенно проигрывают коммерческим СМИ. В Томске, например, была закрыта газета «Томские Новости», в созданный медиахолдинг была «слита» газета «Томский вестник», рожденная в 1990 году, в разгар борьбы с «коммунистическим режимом». Еще раньше прекратила существование первая «независимая» газета Томского областного совета «Народная трибуна».

Подобная ситуация была и в Кузбассе – в 1994 году закрылась газета Кемеровского областного совета народных депутатов «Новости Кузбасса», а через год – еженедельник «Шанс», учрежденный также областным советом. 

И только в Новосибирской области продолжали выходить и одновременно хиреть эти осколки борьбы за разделение полномочий между уровнями власти. Несколько раз предпринимались попытки оптимизировать издательскую деятельность органов государственной власти, однако дальше намерений дело не пошло. 

Яков Самохин, председатель Новосибирского союза журналистов, работавший в свое время руководителем департамента информации, вспоминает, что еще в начале «нулевых» эта тема поднималась, но в силу политических причин решения не принимались. Вновь возникла идея оптимизировать государственные медиаактивы пять лет назад. Тогда был разработан даже пакет документов для создания медиахолдинга (кстати, томичи весьма плодотворно этим опытом воспользовались), однако на носу были выборы, от идеи не отказались, но решили повременить.

Сейчас областное правительство взялось действовать более решительно – в июле был принят пакет документов, положивший начало реорганизации государственной медиасферы. Общие затраты на ее содержание доходят до полумиллиарда рублей. За десять лет на эти деньги можно было бы построить две станции метро. Ладно бы, эти СМИ, сея разумное, доброе, вечное, добивались бы кучных всходов. Но ведь и этого нет. 

По данным авторитетного института медиаизмерений TNS Callup Media, из 22 радиостанций, работающих в новосибирском эфире, радио «Слово» занимает предпоследнее, 21 место. Такие же данные предоставили новосибирские компании, проведшие в конце прошлого года соответствующие исследования в сфере медиапотребления.

Услышать «Слово» крайне сложно, потому что оно вещает на длинных волнах. Ежегодно депутатский канал перечисляет связистам 15 миллионов рублей. Однако проверить, как этот сигнал распространяется, все ли передатчики работают, какова реальная их зона покрытия, крайне сложно. Да и радиоприемники, способные принимать сигнал, прекратили выпускать еще в прошлом веке. За годы эфэмовской экспансии потребитель отвык щелкать тумблером, перескакивая с длинных волн на короткие. Сформировалась совершенно иная традиция прослушивания радио – нажал на кнопку, выбрал любимое радио – и все.

Изначально депутатский радиоканал учреждался органом законодательной власти с двумя целями, которые записаны в Уставе редакции: освещение деятельности депутатов  и предоставление им слова. Вещая 24 часа в сутки, радиоканал тратил на депутатов всего 10% эфирного времени. Вместе с тем ежегодно на финансирование  двух «депутатских» часов областной бюджет тратил 41 миллион рублей(!). На эти деньги можно было каждый год строить по одному детскому садику. 41 миллион – и предпоследнее место в рейтинге местных радиостанций. 

Именно эти причины – неэффективность и расточительство – и побуждали областные власти в разное время искать решения по оптимизации хозяйственной деятельности предприятия Депутатский канал «Радио «Слово». Но всегда эта инициатива встречала резкий отпор. Администрацию, а сейчас – правительство, подозревали в попытке ввести цензуру, узурпировать власть, установить контроль, чтобы оппозиционные депутаты были лишены доступа к эфиру. Однако в представленной в ходе недавней пресс-конференции документации заместителем губернатора Виктором Козодоем прописана схема хозяйственно-экономической реструктуризации.

«Принято решение об объединении областного депутатского канала «Радио «Слово» и ОТС. Сейчас это будет одно предприятие. В результате, будет создано в ОТС новое подразделение. Финансово-административные функции передаются ОТС, а «Слово» остается самостоятельным средством массовой информации. Законодательное Собрание в соответствии с Уставом имеет право предлагать кандидатуру на пост главного редактора», – рассказал Козодой.

Вице-губернатор убеждал профессиональное сообщество в том, что редакционная политика радиоканала останется независимой от исполнительной власти. Более того, в эфире радиоканала появятся дополнительные «депутатские» программы, в том числе, «дискуссионный клуб», «задай вопрос депутату» и «час Законодательного Собрания» – дайджест, хронометражем 45-50 минут. Увеличится эфирное время, направленное на освещение работы депутатского корпуса.

Таким образом, радиоканал должен стать производителем качественных программ, которые могут размещаться в эфире наиболее рейтинговых новосибирских радиостанций. Вместо «неслышимой» частоты голос депутатов  зазвучит на популярном радио. На оплату размещения этого продукта будут направлены сэкономленные средства. Кроме того, это фактически механизм поддержки коммерческих радиостанций, которые сложно заподозрить в тотальной лояльности  к исполнительной власти. 

«Все преобразования направлены на то, чтобы повысить рейтинг канала и оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность. Кроме того, с выходом на другие частоты расширится аудитория канала», – подчеркнул Козодой.

В структуру медиахолдинга государственных электронных СМИ будет передано управление интернет-СМИ, в дальнейшем, на базе интернет-сайта будет создано информационное агентство.

В скором времени появится и медиахолдинг печатных СМИ. Издательский дом «Советская Сибирь» будет управлять районными газетами. С ними та же проблема – низкая эффективность. Из 32 газет, выходящих в городах и районах области, которые финансируются из областного бюджета, 16 попадают к читателям в черно-белом исполнении. Анализ содержания некоторых из них показал, что местные новости составляют от силы 25%, все остальное – перепечатки. Между тем, государственные районки активно теснят с рынка коммерческие газеты, которые умудряются выживать без копейки государственных денег. Причем  делают это в разы дешевле и несравнимо меньшими силами. Так, например, штат районной газеты – 11-15 человек, в коммерческой – пять-шесть.

После реструктуризации в районной газете останутся только журналисты, непосредственно создающие контент, а служба верстки, бухгалтерия  сокращаются – их функции будут выполнять соответствующие службы в издательском доме, фактически, без расширения штата. Газеты будут печататься на современном оборудовании, в новом формате. Сейчас создана рабочая группа, куда вошли ведущие журналисты области, специалисты, которые в октябре-ноябре заслушают редакторов районных газет. Те должны предложить концепцию своего издания. Фактически, это возвращение к утерянным традициям редакционных летучек, кустовым семинарам, когда районщики собирались вместе, учились, обменивались опытом.

«И в этом случае мы следуем общему принципу – никакого вмешательства в редакционную деятельность, никакой унификации и общего лекала к газетам, – заявил Козодой. – Они все разные, у каждой своя специфика. Скажем, у газеты Северного района она своя и существенно отличается от условий и специфики газеты Болотнинского района. Поэтому мы не стали их все чесать под одну гребенку, а предложили каждому творческому коллективу разработать свою уникальную модель. Согласитесь, если все районные газеты существуют на деньги налогоплательщиков, то должны свою работу делать качественно».

Создание двух медиахолдингов – это только первый шаг оптимизации, прямо скажем, запущенной сферы государственных СМИ. Возможно, со временем будет создана управляющая компания, которая будет заниматься финансово-хозяйственной деятельностью. Но при этом, подчеркивается, что редакционная политика остается в ведении самих редакций.
В 1990-е годы, после развала жесткой системы советско-партийной печати, в регионах стали создавать свои, местные газеты и теле-радиостанции. В ту пору и в Новосибирске были созданы телекомпания, «советские» «Ведомости» и Областной депутатский канал «Радио «Слово».

Как показал опыт других регионов, к середине 2000-х все эти ростки посткоммунистической демократии зачахли настолько, что во многих областях от них вынуждены были отказаться – неэффективны, затратны и существенно проигрывают коммерческим СМИ. В Томске, например, была закрыта газета «Томские Новости», в созданный медиахолдинг была «слита» газета «Томский вестник», рожденная в 1990 году, в разгар борьбы с «коммунистическим режимом». Еще раньше прекратила существование первая «независимая» газета Томского областного совета «Народная трибуна».

Подобная ситуация была и в Кузбассе – в 1994 году закрылась газета Кемеровского областного совета народных депутатов «Новости Кузбасса», а через год – еженедельник «Шанс», учрежденный также областным советом. 

И только в Новосибирской области продолжали выходить и одновременно хиреть эти осколки борьбы за разделение полномочий между уровнями власти. Несколько раз предпринимались попытки оптимизировать издательскую деятельность органов государственной власти, однако дальше намерений дело не пошло. 

Яков Самохин, председатель Новосибирского союза журналистов, работавший в свое время руководителем департамента информации, вспоминает, что еще в начале «нулевых» эта тема поднималась, но в силу политических причин решения не принимались. Вновь возникла идея оптимизировать государственные медиаактивы пять лет назад. Тогда был разработан даже пакет документов для создания медиахолдинга (кстати, томичи весьма плодотворно этим опытом воспользовались), однако на носу были выборы, от идеи не отказались, но решили повременить.

Сейчас областное правительство взялось действовать более решительно – в июле был принят пакет документов, положивший начало реорганизации государственной медиасферы. Общие затраты на ее содержание доходят до полумиллиарда рублей. За десять лет на эти деньги можно было бы построить две станции метро. Ладно бы, эти СМИ, сея разумное, доброе, вечное, добивались бы кучных всходов. Но ведь и этого нет. 

По данным авторитетного института медиаизмерений TNS Callup Media, из 22 радиостанций, работающих в новосибирском эфире, радио «Слово» занимает предпоследнее, 21 место. Такие же данные предоставили новосибирские компании, проведшие в конце прошлого года соответствующие исследования в сфере медиапотребления.

Услышать «Слово» крайне сложно, потому что оно вещает на длинных волнах. Ежегодно депутатский канал перечисляет связистам 15 миллионов рублей. Однако проверить, как этот сигнал распространяется, все ли передатчики работают, какова реальная их зона покрытия, крайне сложно. Да и радиоприемники, способные принимать сигнал, прекратили выпускать еще в прошлом веке. За годы эфэмовской экспансии потребитель отвык щелкать тумблером, перескакивая с длинных волн на короткие. Сформировалась совершенно иная традиция прослушивания радио – нажал на кнопку, выбрал любимое радио – и все.

Изначально депутатский радиоканал учреждался органом законодательной власти с двумя целями, которые записаны в Уставе редакции: освещение деятельности депутатов  и предоставление им слова. Вещая 24 часа в сутки, радиоканал тратил на депутатов всего 10% эфирного времени. Вместе с тем ежегодно на финансирование  двух «депутатских» часов областной бюджет тратил 41 миллион рублей(!). На эти деньги можно было каждый год строить по одному детскому садику. 41 миллион – и предпоследнее место в рейтинге местных радиостанций. 

Именно эти причины – неэффективность и расточительство – и побуждали областные власти в разное время искать решения по оптимизации хозяйственной деятельности предприятия Депутатский канал «Радио «Слово». Но всегда эта инициатива встречала резкий отпор. Администрацию, а сейчас – правительство, подозревали в попытке ввести цензуру, узурпировать власть, установить контроль, чтобы оппозиционные депутаты были лишены доступа к эфиру. Однако в представленной в ходе недавней пресс-конференции документации заместителем губернатора Виктором Козодоем прописана схема хозяйственно-экономической реструктуризации.

«Принято решение об объединении областного депутатского канала «Радио «Слово» и ОТС. Сейчас это будет одно предприятие. В результате, будет создано в ОТС новое подразделение. Финансово-административные функции передаются ОТС, а «Слово» остается самостоятельным средством массовой информации. Законодательное Собрание в соответствии с Уставом имеет право предлагать кандидатуру на пост главного редактора», – рассказал Козодой.

Вице-губернатор убеждал профессиональное сообщество в том, что редакционная политика радиоканала останется независимой от исполнительной власти. Более того, в эфире радиоканала появятся дополнительные «депутатские» программы, в том числе, «дискуссионный клуб», «задай вопрос депутату» и «час Законодательного Собрания» – дайджест, хронометражем 45-50 минут. Увеличится эфирное время, направленное на освещение работы депутатского корпуса.

Таким образом, радиоканал должен стать производителем качественных программ, которые могут размещаться в эфире наиболее рейтинговых новосибирских радиостанций. Вместо «неслышимой» частоты голос депутатов  зазвучит на популярном радио. На оплату размещения этого продукта будут направлены сэкономленные средства. Кроме того, это фактически механизм поддержки коммерческих радиостанций, которые сложно заподозрить в тотальной лояльности  к исполнительной власти. 

«Все преобразования направлены на то, чтобы повысить рейтинг канала и оптимизировать финансово-хозяйственную деятельность. Кроме того, с выходом на другие частоты расширится аудитория канала», – подчеркнул Козодой.

В структуру медиахолдинга государственных электронных СМИ будет передано управление интернет-СМИ, в дальнейшем, на базе интернет-сайта будет создано информационное агентство.

В скором времени появится и медиахолдинг печатных СМИ. Издательский дом «Советская Сибирь» будет управлять районными газетами. С ними та же проблема – низкая эффективность. Из 32 газет, выходящих в городах и районах области, которые финансируются из областного бюджета, 16 попадают к читателям в черно-белом исполнении. Анализ содержания некоторых из них показал, что местные новости составляют от силы 25%, все остальное – перепечатки. Между тем, государственные районки активно теснят с рынка коммерческие газеты, которые умудряются выживать без копейки государственных денег. Причем  делают это в разы дешевле и несравнимо меньшими силами. Так, например, штат районной газеты – 11-15 человек, в коммерческой – пять-шесть.

После реструктуризации в районной газете останутся только журналисты, непосредственно создающие контент, а служба верстки, бухгалтерия  сокращаются – их функции будут выполнять соответствующие службы в издательском доме, фактически, без расширения штата. Газеты будут печататься на современном оборудовании, в новом формате. Сейчас создана рабочая группа, куда вошли ведущие журналисты области, специалисты, которые в октябре-ноябре заслушают редакторов районных газет. Те должны предложить концепцию своего издания. Фактически, это возвращение к утерянным традициям редакционных летучек, кустовым семинарам, когда районщики собирались вместе, учились, обменивались опытом.

«И в этом случае мы следуем общему принципу – никакого вмешательства в редакционную деятельность, никакой унификации и общего лекала к газетам, – заявил Козодой. – Они все разные, у каждой своя специфика. Скажем, у газеты Северного района она своя и существенно отличается от условий и специфики газеты Болотнинского района. Поэтому мы не стали их все чесать под одну гребенку, а предложили каждому творческому коллективу разработать свою уникальную модель. Согласитесь, если все районные газеты существуют на деньги налогоплательщиков, то должны свою работу делать качественно».

Создание двух медиахолдингов – это только первый шаг оптимизации, прямо скажем, запущенной сферы государственных СМИ. Возможно, со временем будет создана управляющая компания, которая будет заниматься финансово-хозяйственной деятельностью. Но при этом, подчеркивается, что редакционная политика остается в ведении самих редакций.