Всего в поселке, отдаленном от Новосибирска на 250 километров, проживает около 200 человек, у восьми семей есть приемные дети – 13 школьников и четыре дошколенка. Местные жители начали брать их под свою крышу в 2007 году, когда местная школа оказалась под угрозой закрытия – слишком мало было учеников. Тогда двое школьных работников, повар и завуч, привезли себе по приемному сыну.
Эстафету подхватил директор школы Николай Хоменко. Они вместе с женой решили взять на воспитание мальчика. Первый опыт оказался неудачным: ребенок был очень нервным и совершенно не адаптированным. После него в семье появился Сережа.
«Мы с женой все-таки настроились… Детей много брошенных и бездомных, наверно, мы кому-то нужны, – рассказал корреспонденту Сибкрай.ru Николай Хоменко. – Потом стали смотреть сайт министерства соцразвития, или министерства образования, где выставлены фотографии детей, которых можно взять под опеку. И вот в Чулымском районе нашли мальчика – Сережу. Приглянулся, поехали с ним знакомиться, потом на месяц взяли к себе пожить, и он согласился остаться у нас».
Сергей ходит в местную поселковую школу, в которой работают оба его приемных родителя. К деревенскому быту уже привык, но мечтает стать спецназовцем.
Школа в Иванкино небольшая, но со своей игровой площадкой и хоккейной командой. Правда, детей в ней для полноценной игры не хватает, и на чемпионатах приходится объединяться с еще одной школой. В 2012 году команда с детьми из Иванкино заняла в соревнованиях первое место, в 2013 году – второе. Им даже прислал письмо сам Владислав Третьяк – оно теперь висит под стеклом в холле.
В школе учатся 30 детей, почти половина – приемных, но разницы никакой между ними внутри коллектива не видно. Они также дружат и общаются, как и все остальные дети. Учатся, к слову, тоже хорошо – учителя разницы между приемными и своими родными не выделяют.
«Мы тут играем, каждый день зарядку делаем, потом заходим в класс и играем в другие игры. Нам раскраски новые дают. А еще ходим на практику – полоть или поливать, поливать больше нравится», – рассказала Таня, перешедшая в этом году в третий класс. У нее есть старшая сестра Наташа, она помогает ей делать уроки. В Иванкино девочки приехали два года назад, и здесь им нравится больше, чем там, где они жили до этого.
Самая многочисленная семья в Иванкино – это семья завуча школы Людмилы Заварзиной. В ней двое своих детей и семеро приемных – четыре мальчика и три девочки. Девочки еще совсем маленькие, и появились у них недавно, в апреле этого года.
Людмила Заварзина рассказала, что они с мужем сами из больших семей. Первым из приемных у них появился Юра, которого пришлось забрать из детского дома. При этом у мальчика были родственники и даже квартира. Впрочем, жилье у него отобрали, Заварзины так и не поняли, почему, и за приемного сына им до сих пор обидно.
Людмила очень хотела себе помощницу, девочку, но не нашли и взяли трех братьев – Толю, Петю и маленького Андрюшу. Девочек удалось найти в апреле 2013 года, и тоже сразу трех: Маше полтора года, Кристине два с половиной, а самой старшей, Саше, исполнилось в мае четыре.
В хозяйстве у семьи Заварзиных две коровы, два теленка, почти 100 овец, гуси и даже пчелы. Старший приемный сын Юрий помогает главе семейства с пасекой. Старшие дети приглядывают за младшими.
«Сразу как берешь, он уже сформированный ребенок, нельзя его переделывать, надо искать подход, – поделился Юрий Заварзин. – А они сами потом будут подстраиваться. Если мы их не делим, они это видят, понимают все».
Количество детей, которых устраивают в семьи, растет не только в Иванкино, но и по всему региону, отмечает заместитель министра социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. «На 30 мая выявлено 645 детей, общее количество детей-сирот и оставшихся без попечения родителей по сравнению с прошлым годом ниже на 1300 детей. В семьях опекунов у нас стало больше проживать на 280 детей, – заявила Ольга Потапова. – Решить проблему социального сиротства можно тремя подходами. Это профилактика семейного неблагополучия – нам необходимо прекратить поток детей в учреждения. Второе – сделать все возможное, чтобы найти замещающую семью. И третье – если ребенок попадает в замещающую семью, необходимо сопровождение».