MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Андрей Николаевич, сначала о противоречиях. Рост экономики и ее качественные изменения выявили несколько противоречий. С одной стороны, промышленности требуется квалифицированная рабочая сила, появиласьmso-spacerun: yes<#two#>> потребность в новых рабочих специальностях, с другой, – на устаревшей материальной базе училищ и техникумов невозможно подготовить квалифицированного специалиста. К тому же, молодые люди скептически относятся к рабочим профессиям – все хотят поступить в вуз, нет мотивации к труду, существует дисбаланс между спросом со стороны экономики и предложением системы профобразования: в то время, когда нужны станочники, училища предлагают, скажем, поваров и кондитеров…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Противоречия, о которых вы говорите, накопились за последние несколько десятков лет, и предшествовала им масса хорошо всем известных причин экономического и политического характера. Но я бы заострил внимание на другом комплексе причин, касающихся ценностей и мотиваций к труду. Несколько лет назад проводились исследования, согласно которым оказалось, что труд, как ценностная категория личности, находится на одном из последних мест. Различие между ростом потребностей и снижением мотивации к труду – это то, что произошло в последние годы. Молодые люди стремятся к удовлетворению своих все возрастающих потребностей, но не хотят считаться с тем, что уровень жизни находится в прямой зависимости от собственного трудового вклада. Иначе говоря, для того, чтобы хорошо жить, надо много и эффективноmso-spacerun: yes<#two#>> трудиться. У нас сейчас кризис нравственности, ценностей плюс стареющая инфраструктура. Без обращения к ценностям общество будет обществом потребителей. Но все же, не так все плохо. Нынешние дети – другие. Многие из них стремятся к профессиональному успеху, самореализации.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Да, но подавляющее большинство молодых людей стремится поступить в вуз, причем, на гуманитарные факультеты. Они мечтают стать лингвистами, юристами, еще бог знает кем, но только не идти к станку. А в отношении системы начального и среднего профессионального образования существует определенный скепсис.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Согласен, что существует стереотип в обществе к системе профобразования. Сегодня к нам идет большая часть из социально неустроенных семей: многодетные, со штампом «трудные дети». И это не плохо, потому что mso-spacerun: yes<#two#>> у этих ребят существует четкая мотивация – приобрести профессию, инструмент, с помощью которой они смогут получить независимость экономическую и социальную. К нам идут не за дипломом, а именно за профессией, которая в дальнейшем будет кормить. И, придя в профучилище, техникум или лицей, дети попадают в однородную социальную среду, где нет деления на благополучных и трудных ребят. Здесь они успешно самореализуются. Интересно, что среди директоров учреждений профобразования процентов 30 – это бывшие выпускники училища, и я сам, кстати, выпускник училища.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- В том-то и дело, что у молодых людей нет уверенности, что рабочая профессия сможет mso-spacerun: yes<#two#>> прокормить. В производственном секторе, за исключением, быть может, добывающих отраслей, нет стабильности и перспектив, просматриваемых на годы вперед.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Соглашусь только с частью вашего утверждения. Действительно, mso-spacerun: yes<#two#>> позиция многих нынешних предпринимателей – доходность любой ценой, поэтому мы и видим такое отношение к рабочему: никакой социальной защищенности, стабильности.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Если на крупных предприятиях есть социальные программы, существуют возможность профессионального роста, то на малых и средних этого нет. Идет мощнейшая ротация кадров на рынке труда.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Вот пример. Мы вынуждены были отказаться от массовой подготовки поваров и продавцов. Рынок труда просто перенасыщен огромным количеством этих специалистов и работодатели этим пользуются: принимают на работу молодого продавца или повара, назначают испытательный срок, платят мизер или не платят совсем ничего, а потом, через несколько месяцев, выгоняют и набирают новых работников. В списке предлагаемыхmso-spacerun: yes<#two#>> вакансий и ищущих работу постоянно присутствуют повара и продавцы. Это характер рынка труда. Не буду называть город в Новосибирской области, в центре занятости которого одномоментно заявлено 350 вакансий продавцов, а соискателей на эти должности – около 400. Это означает, что вся эта масса ротируется, она уже прошла не по одному кругу. Понятно, что если нет дефицита специалистов, то обесценивается и рабочая сила. Формируется самый дешевый рынок труда, чем пользуются работодатели. А здесь должны работать экономические механизмы: должен быть баланс между потребностью в определенных профессиях и возможностью ее удовлетворения.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Повара и продавцы – это не швеи и штукатуры, поэтому, отчасти, этот пример тоже подтверждает тезис о том, что молодежь ищет непыльную работу, хотя и изначально понимает, что много с таким ремеслом не заработаешь. Может быть, поэтому молодые люди и не хотят осваивать рабочие специальности – кому хочется находиться целый день в пыльном цехе?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Не совсем так. Конечно, сейчас еще достаточно много производств с тяжелыми условиями труда, но наша промышленность возрождается, активно модернизируется, появляются производства, оснащенные не просто новым оборудованием – новой философией.mso-spacerun: yes<#two#>> Сегодня станочник – это уже совсем не то, что было несколько десятилетий назад: компьютеризация, автоматизация, роботизация коренным образом меняют характер производства и самого рабочего труда. Но в прошлые годы и заработок на промышленных предприятиях был небольшой, и спрос снизился на эти профессии. Руководитель одного промышленного предприятия Новосибирска как-то сказал, что квалифицированным токарь становится только после 10 лет работы. А ведь опытные возрастные станочники массово уходили из профессии и из-за этого, в том числе, возник дефицит кадров.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Еще одна проблема – старое изношенное оборудование в системе профессионального образования. Вот получил парень квалификацию станочника 3 разряда, но учился он работать на оборудовании старого поколения, а на заводе уже стоит другая аппаратура. Его формально можно ставить к станку, а реально – нет. Мы решаем эту проблему. Сейчас создаем три центра профильной подготовки по металлообработке, концентрируем ресурсы, чтобы оснастить их современным оборудованием.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Допустим, условия в промышленности в ближайшее время кардинально изменятся: произойдет модернизация, появятся современные производства. Но как убедить молодежь в необходимости получения рабочих специальностей?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы должны сделать систему профессионального образования привлекательной. Вот приезжает молодой человек из села, к примеру, учиться в профессионально-техническом образовательном учреждении. Он должен жить в комфортной бытовой среде, в хорошем общежитии, где есть душ и все условия для нормальной жизни. Он должен заранее знать, что будет учиться на самом современном оборудовании и получит востребованную профессию.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- А после этого он пойдет работать на завод, где, образно говоря, стоят еще паровые молоты и станки, вывезенные по репарациям из Германии…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- На такое предприятие он не пойдет. Мы сами его отговорим. Пусть такие работодатели не надеются на нашу помощь и не жалуются на нехватку рабочих рук. Сегодня вряд ли заманишь молодого человека на такое производство.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>А если говорить о тех производствах, которые стремятся к тому, чтобы соответствовать современным веяниям, выдерживать конкуренцию, то и там должны понимать, что эта конкуренция существует не только на товарном рынке, она есть и на рынке труда – хороший специалист стоит дорого. Кроме заработной платы и оптимальных условий труда работодатель обязан разработать систему социальных мер, чтобы защитить, заинтересовать и, в конечном счете,mso-spacerun: yes<#two#>> удержать у себя специалиста.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Одна проблема сейчас решается – модернизируется и оптимизируется учебная база. Но есть и другая составляющая рынка труда, о которой вы уже упоминали – баланс трудовых ресурсов. Как подсчитать и не ошибиться в расчетах: сколько нужно готовить, скажем, токарей, а сколько – фрезеровщиков?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Мы готовим нормативные документы для перехода к отраслевой подготовке на основании заказа от сферы промышленности, который должен формироваться на уровне предприятий и территорий, чтобы готовить тех, кто необходим реально. Иначе столкнемся с перепроизводством или недопроизводством по тем или иным специальностям.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но это непростой процесс. Да, у нас есть стратегия социально-экономического развития Новосибирской области, где обозначены контуры развития по территориям и отраслям. Стратегия рассчитана на 25 лет. А ведь когда мы говорим о среднесрочной перспективе, то рассчитать баланс очень сложно.mso-spacerun: yes<#two#>> В этом случае мы оперируем нынешней ситуацией, а она постоянно меняется. Пример 2009 года – применялся плановый набор действий, а случился кризис, партнеры-производственники вынуждены были отказаться от кадров, начались сокращения. Это негативно повлияло и на нашу систему – следующая волна выпускников школ не захотела идти в профессионально-технические учреждения. mso-spacerun: yes<#two#>>
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но все равно, с крупными промышленными предприятиями ситуация серьезно отличается от взаимодействия с малым и средним бизнесом. У малых предприятий не существует нормативных обязательств, они не несут ответственности за заказ, и если они не возьмут после окончания обучения выпускника к себе на работу, то никаких санкций не будет.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Вы уже сказали об изменениях специфики рабочих профессий, которая определяется изменениями в способе и характере производства. В таком случае, какими компетенциями должен сегодня обладать квалифицированный рабочий – выпускник вашей системы, чтобы быть востребованным на рынке?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Сегодня очень сложно провести границу между компетенциями выпускника вуза и среднего профессионального учреждения – так сильно меняются сегодня технологии, которые требуют от работающего таких качеств и навыков, которые ранее были присущи только инженерам с высшим образованием.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Прежде всего, я хотел бы назвать информационно-коммуникативные компетенции. Без навыков работы с компьютером на уровне продвинутого пользователя в заводских цехах делать нечего. Сегодня даже повара должны иметь такие навыки. Например, работа на конвектоматах требует от повара знаний компьютерных технологий. А о станочниках и говорить не приходится – там сплошь и рядом встречаются элементы программирования и автоматизации.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Другая компетенция – социально-коммуникативная. Высокая технологичность, автоматизация требуют от рабочего умения общаться в группе, чувствовать свою ответственность, ведь время умельцев-одиночек давно прошло. Конвейерное автоматизированное производство построено на том, что от работы одного звена зависит общий результат. Каждый должен уметь органично встраиваться в иерархию – от рабочего хоть и требуется инициатива, но он исполнитель, пусть и высокотехнологичный, но все же – исполнитель. Он должен соблюдать технологическую и трудовую дисциплину. Этому, как ни странно, тоже приходится учить.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Ну и конечно, профессиональная компетенция. Рабочий должен хорошо знать специфику своего производства, понимать, в производстве какого продукта он участвует, где, в каких сферах данный продукт востребован и применяется.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Есть ошибочное мнение о рабочих профессиях, мол, кто такой рабочий: сказали – сделал, бери больше – кидай дальше. Это неправильно. Сегодня рабочий должен без труда читать и использовать технологические карты. Раньше это требовалось только от инженеров.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Самое сложное – нацелить молодого рабочего на постоянное самосовершенствование своих знаний, можно сказать, научить умению учиться. Он должен понимать, что те специфические технологические навыки, которыми он обладает в данный момент, могут уже через несколько лет устареть. Если не хватает базовых знаний, то специалист должен найти источник этих знаний, восполнить проблемы – то есть нужно постоянно самообразовываться и саморазвиваться.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Какие рабочие специальности будут востребованы в ближайшее время и в среднесрочной перспективе?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Я не буду называть конкретные специальности, поскольку сейчас рабочие профессии очень дифференцированы. Назову сферы, отрасли, в которых любой молодой человек найдет себе применение. Для нашей области это:
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- машиностроение и металлообработка. Это – базовые отрасли в нашей области;
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- транспорт. Наш регион – крупный транспортный узел, который будет развиваться;
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- строительство дорог и их обслуживание;
FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>Ну а если говорить о востребованности, необходимом количестве выпускников, то приведу одну только цифру – наша система ежегодно выпускает не более 30 процентов от потребности. Конечно, значительная часть вакансий рабочих специальностей заполняется за счет мигрантов или тех, кто переходит с одного места на другое. Но, хочу заметить, все равно и сейчас, и в дальнейшем именно рабочие специальности будут высоко востребованы на рынке. И, в отличие от юристов и экономистов, безработица им вряд ли будет угрожать.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Андрей Николаевич, сначала о противоречиях. Рост экономики и ее качественные изменения выявили несколько противоречий. С одной стороны, промышленности требуется квалифицированная рабочая сила, появиласьmso-spacerun: yes<#two#>> потребность в новых рабочих специальностях, с другой, – на устаревшей материальной базе училищ и техникумов невозможно подготовить квалифицированного специалиста. К тому же, молодые люди скептически относятся к рабочим профессиям – все хотят поступить в вуз, нет мотивации к труду, существует дисбаланс между спросом со стороны экономики и предложением системы профобразования: в то время, когда нужны станочники, училища предлагают, скажем, поваров и кондитеров…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Противоречия, о которых вы говорите, накопились за последние несколько десятков лет, и предшествовала им масса хорошо всем известных причин экономического и политического характера. Но я бы заострил внимание на другом комплексе причин, касающихся ценностей и мотиваций к труду. Несколько лет назад проводились исследования, согласно которым оказалось, что труд, как ценностная категория личности, находится на одном из последних мест. Различие между ростом потребностей и снижением мотивации к труду – это то, что произошло в последние годы. Молодые люди стремятся к удовлетворению своих все возрастающих потребностей, но не хотят считаться с тем, что уровень жизни находится в прямой зависимости от собственного трудового вклада. Иначе говоря, для того, чтобы хорошо жить, надо много и эффективноmso-spacerun: yes<#two#>> трудиться. У нас сейчас кризис нравственности, ценностей плюс стареющая инфраструктура. Без обращения к ценностям общество будет обществом потребителей. Но все же, не так все плохо. Нынешние дети – другие. Многие из них стремятся к профессиональному успеху, самореализации.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Да, но подавляющее большинство молодых людей стремится поступить в вуз, причем, на гуманитарные факультеты. Они мечтают стать лингвистами, юристами, еще бог знает кем, но только не идти к станку. А в отношении системы начального и среднего профессионального образования существует определенный скепсис.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Согласен, что существует стереотип в обществе к системе профобразования. Сегодня к нам идет большая часть из социально неустроенных семей: многодетные, со штампом «трудные дети». И это не плохо, потому что mso-spacerun: yes<#two#>> у этих ребят существует четкая мотивация – приобрести профессию, инструмент, с помощью которой они смогут получить независимость экономическую и социальную. К нам идут не за дипломом, а именно за профессией, которая в дальнейшем будет кормить. И, придя в профучилище, техникум или лицей, дети попадают в однородную социальную среду, где нет деления на благополучных и трудных ребят. Здесь они успешно самореализуются. Интересно, что среди директоров учреждений профобразования процентов 30 – это бывшие выпускники училища, и я сам, кстати, выпускник училища.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- В том-то и дело, что у молодых людей нет уверенности, что рабочая профессия сможет mso-spacerun: yes<#two#>> прокормить. В производственном секторе, за исключением, быть может, добывающих отраслей, нет стабильности и перспектив, просматриваемых на годы вперед.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Соглашусь только с частью вашего утверждения. Действительно, mso-spacerun: yes<#two#>> позиция многих нынешних предпринимателей – доходность любой ценой, поэтому мы и видим такое отношение к рабочему: никакой социальной защищенности, стабильности.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Если на крупных предприятиях есть социальные программы, существуют возможность профессионального роста, то на малых и средних этого нет. Идет мощнейшая ротация кадров на рынке труда.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Вот пример. Мы вынуждены были отказаться от массовой подготовки поваров и продавцов. Рынок труда просто перенасыщен огромным количеством этих специалистов и работодатели этим пользуются: принимают на работу молодого продавца или повара, назначают испытательный срок, платят мизер или не платят совсем ничего, а потом, через несколько месяцев, выгоняют и набирают новых работников. В списке предлагаемыхmso-spacerun: yes<#two#>> вакансий и ищущих работу постоянно присутствуют повара и продавцы. Это характер рынка труда. Не буду называть город в Новосибирской области, в центре занятости которого одномоментно заявлено 350 вакансий продавцов, а соискателей на эти должности – около 400. Это означает, что вся эта масса ротируется, она уже прошла не по одному кругу. Понятно, что если нет дефицита специалистов, то обесценивается и рабочая сила. Формируется самый дешевый рынок труда, чем пользуются работодатели. А здесь должны работать экономические механизмы: должен быть баланс между потребностью в определенных профессиях и возможностью ее удовлетворения.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Повара и продавцы – это не швеи и штукатуры, поэтому, отчасти, этот пример тоже подтверждает тезис о том, что молодежь ищет непыльную работу, хотя и изначально понимает, что много с таким ремеслом не заработаешь. Может быть, поэтому молодые люди и не хотят осваивать рабочие специальности – кому хочется находиться целый день в пыльном цехе?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Не совсем так. Конечно, сейчас еще достаточно много производств с тяжелыми условиями труда, но наша промышленность возрождается, активно модернизируется, появляются производства, оснащенные не просто новым оборудованием – новой философией.mso-spacerun: yes<#two#>> Сегодня станочник – это уже совсем не то, что было несколько десятилетий назад: компьютеризация, автоматизация, роботизация коренным образом меняют характер производства и самого рабочего труда. Но в прошлые годы и заработок на промышленных предприятиях был небольшой, и спрос снизился на эти профессии. Руководитель одного промышленного предприятия Новосибирска как-то сказал, что квалифицированным токарь становится только после 10 лет работы. А ведь опытные возрастные станочники массово уходили из профессии и из-за этого, в том числе, возник дефицит кадров.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Еще одна проблема – старое изношенное оборудование в системе профессионального образования. Вот получил парень квалификацию станочника 3 разряда, но учился он работать на оборудовании старого поколения, а на заводе уже стоит другая аппаратура. Его формально можно ставить к станку, а реально – нет. Мы решаем эту проблему. Сейчас создаем три центра профильной подготовки по металлообработке, концентрируем ресурсы, чтобы оснастить их современным оборудованием.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Допустим, условия в промышленности в ближайшее время кардинально изменятся: произойдет модернизация, появятся современные производства. Но как убедить молодежь в необходимости получения рабочих специальностей?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>mso-spacerun: yes<#two#>> - Мы должны сделать систему профессионального образования привлекательной. Вот приезжает молодой человек из села, к примеру, учиться в профессионально-техническом образовательном учреждении. Он должен жить в комфортной бытовой среде, в хорошем общежитии, где есть душ и все условия для нормальной жизни. Он должен заранее знать, что будет учиться на самом современном оборудовании и получит востребованную профессию.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- А после этого он пойдет работать на завод, где, образно говоря, стоят еще паровые молоты и станки, вывезенные по репарациям из Германии…
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- На такое предприятие он не пойдет. Мы сами его отговорим. Пусть такие работодатели не надеются на нашу помощь и не жалуются на нехватку рабочих рук. Сегодня вряд ли заманишь молодого человека на такое производство.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>А если говорить о тех производствах, которые стремятся к тому, чтобы соответствовать современным веяниям, выдерживать конкуренцию, то и там должны понимать, что эта конкуренция существует не только на товарном рынке, она есть и на рынке труда – хороший специалист стоит дорого. Кроме заработной платы и оптимальных условий труда работодатель обязан разработать систему социальных мер, чтобы защитить, заинтересовать и, в конечном счете,mso-spacerun: yes<#two#>> удержать у себя специалиста.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Одна проблема сейчас решается – модернизируется и оптимизируется учебная база. Но есть и другая составляющая рынка труда, о которой вы уже упоминали – баланс трудовых ресурсов. Как подсчитать и не ошибиться в расчетах: сколько нужно готовить, скажем, токарей, а сколько – фрезеровщиков?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Мы готовим нормативные документы для перехода к отраслевой подготовке на основании заказа от сферы промышленности, который должен формироваться на уровне предприятий и территорий, чтобы готовить тех, кто необходим реально. Иначе столкнемся с перепроизводством или недопроизводством по тем или иным специальностям.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но это непростой процесс. Да, у нас есть стратегия социально-экономического развития Новосибирской области, где обозначены контуры развития по территориям и отраслям. Стратегия рассчитана на 25 лет. А ведь когда мы говорим о среднесрочной перспективе, то рассчитать баланс очень сложно.mso-spacerun: yes<#two#>> В этом случае мы оперируем нынешней ситуацией, а она постоянно меняется. Пример 2009 года – применялся плановый набор действий, а случился кризис, партнеры-производственники вынуждены были отказаться от кадров, начались сокращения. Это негативно повлияло и на нашу систему – следующая волна выпускников школ не захотела идти в профессионально-технические учреждения. mso-spacerun: yes<#two#>>
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Но все равно, с крупными промышленными предприятиями ситуация серьезно отличается от взаимодействия с малым и средним бизнесом. У малых предприятий не существует нормативных обязательств, они не несут ответственности за заказ, и если они не возьмут после окончания обучения выпускника к себе на работу, то никаких санкций не будет.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Вы уже сказали об изменениях специфики рабочих профессий, которая определяется изменениями в способе и характере производства. В таком случае, какими компетенциями должен сегодня обладать квалифицированный рабочий – выпускник вашей системы, чтобы быть востребованным на рынке?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Сегодня очень сложно провести границу между компетенциями выпускника вуза и среднего профессионального учреждения – так сильно меняются сегодня технологии, которые требуют от работающего таких качеств и навыков, которые ранее были присущи только инженерам с высшим образованием.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Прежде всего, я хотел бы назвать информационно-коммуникативные компетенции. Без навыков работы с компьютером на уровне продвинутого пользователя в заводских цехах делать нечего. Сегодня даже повара должны иметь такие навыки. Например, работа на конвектоматах требует от повара знаний компьютерных технологий. А о станочниках и говорить не приходится – там сплошь и рядом встречаются элементы программирования и автоматизации.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Другая компетенция – социально-коммуникативная. Высокая технологичность, автоматизация требуют от рабочего умения общаться в группе, чувствовать свою ответственность, ведь время умельцев-одиночек давно прошло. Конвейерное автоматизированное производство построено на том, что от работы одного звена зависит общий результат. Каждый должен уметь органично встраиваться в иерархию – от рабочего хоть и требуется инициатива, но он исполнитель, пусть и высокотехнологичный, но все же – исполнитель. Он должен соблюдать технологическую и трудовую дисциплину. Этому, как ни странно, тоже приходится учить.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Ну и конечно, профессиональная компетенция. Рабочий должен хорошо знать специфику своего производства, понимать, в производстве какого продукта он участвует, где, в каких сферах данный продукт востребован и применяется.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Есть ошибочное мнение о рабочих профессиях, мол, кто такой рабочий: сказали – сделал, бери больше – кидай дальше. Это неправильно. Сегодня рабочий должен без труда читать и использовать технологические карты. Раньше это требовалось только от инженеров.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>Самое сложное – нацелить молодого рабочего на постоянное самосовершенствование своих знаний, можно сказать, научить умению учиться. Он должен понимать, что те специфические технологические навыки, которыми он обладает в данный момент, могут уже через несколько лет устареть. Если не хватает базовых знаний, то специалист должен найти источник этих знаний, восполнить проблемы – то есть нужно постоянно самообразовываться и саморазвиваться.
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>mso-bidi-font-weight: normal<#two#>>mso-bidi-font-style: normal<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Какие рабочие специальности будут востребованы в ближайшее время и в среднесрочной перспективе?
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- Я не буду называть конкретные специальности, поскольку сейчас рабочие профессии очень дифференцированы. Назову сферы, отрасли, в которых любой молодой человек найдет себе применение. Для нашей области это:
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- машиностроение и металлообработка. Это – базовые отрасли в нашей области;
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- транспорт. Наш регион – крупный транспортный узел, который будет развиваться;
MARGIN: 0cm 0cm 0pt<#two#> class=<#two#>MsoNoSpacing<#two#>>FONT-FAMILY: <#two#>>3<#two#>>- строительство дорог и их обслуживание;
FONT-FAMILY: ; FONT-SIZE: 12pt<#two#> new=<#two#><#two#>>Ну а если говорить о востребованности, необходимом количестве выпускников, то приведу одну только цифру – наша система ежегодно выпускает не более 30 процентов от потребности. Конечно, значительная часть вакансий рабочих специальностей заполняется за счет мигрантов или тех, кто переходит с одного места на другое. Но, хочу заметить, все равно и сейчас, и в дальнейшем именно рабочие специальности будут высоко востребованы на рынке. И, в отличие от юристов и экономистов, безработица им вряд ли будет угрожать.