Лента новостей

Все новости

Популярное

Переход на электронный документооборот в Новосибирской области откладывается

 Андрей Чернобылец

Как сообщалось ранее, с 1 июля 2011 года все государственные органы исполнительной власти и учреждения, расположенные в Новосибирской области, должны сами организовывать обмен документами и справками в электронном, а также ином виде. Это означает, что любые документы и справки, которые еще недавно предоставить в какую-либо организацию исполнительной власти было обязанностью юридического или физического лица, теперь должны запрашивать друг у друга различные ведомства, без участия граждан в этой рутинной процедуре. Совсем недавно стало известно, что федеральные ведомства России начнут запрашивать справки в электроном виде друг у друга только с 1 октября 2011 года. А региональные – лишь через год, с 1 июля 2012 года. Изменения эти вносятся на федеральном уровне, так как чиновники оказались не готовы к переходу на электронную систему ни законодательно, ни технически. Директор Многофункционального центра (МФЦ) в Новосибирске Роман Урнышев рассказал корреспонденту Сибкрай.ru о причинах переноса сроков внедрения электронного государственного документооборота. - Хотелось бы узнать, в чем заключается основная проблема организации электронного документооборота между госструктурами? - Есть несколько моментов. Первое – на рассмотрении находится проект изменений в ФЗ-210 о предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые переносят сроки введения обмена документами и информацией без участия заявителя. В законе говорится, что те сведения, которые имеются в базах данных органов исполнительной власти, должны пересылаться в электронном виде между ведомствами и органами власти, заявитель не должен ходить и собирать справки. Сегодня, с 1 июля, данная норма вступила в действие. Другой момент, что пока эта норма не работает, по разным причинам. Ведь одномоментно всю сложившуюся систему перестроить сложно. Второй момент – чтобы обмениваться такого рода информацией, необходимо, чтобы это стало некой повседневной практикой. А для этого надо, чтобы у каждого уровня власти появился перечень услуг с утвержденными регламентами, документы должны быть переведены в электронный вид и т.д. Безусловно, в этой сфере за последние годы произошел определенный прорыв, очень много было принято административных регламентов. Федеральные структуры почти полностью закончили этот процесс, региональные также продвинулись достаточно далеко, но на муниципальном уровне работа только начинается. Также должны появиться базы данных, содержащие сведения о гражданине или объектах недвижимости, например. Для обмена этими данными государство создало на федеральном уровне систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), определило оператора – компанию «Ростелеком» - и постепенно это спускается на нижние уровни власти. Новосибирская область в этом процессе является одним из лидеров, если сравнивать с другими регионами. У нас есть и подключение к СМЭВ, есть 10 пилотных услуг социального характера, но есть ведь, помимо системы, и персонал, который ее обслуживает, заносит туда данные. Люди в госструктурах не понимают еще, как работать в новой электронной системе, не завершены процессы межведоственного взаимодействия. Следовательно, нужно их этому научить. И наполнять систему новыми услугами для организации этого межведомственного обмена. - Это все препятствия к началу работы системы в полную силу? - Если говорить в целом, еще нужно создать между ведомствами «пространство доверия». Скан документа будет иметь юридическую силу, только когда вы его завизировали электронной цифровой подписью. До этого момента это не документ. Вот этот процесс также на сегодняшний день не закончен, и тут много еще предстоит сделать. Также, помимо СМЭВ, должна быть проведена идентификация самого заявителя, который в электронном виде отправляет заявку на получение госуслуги. И тут тоже есть разрыв в сроках, потому что внедрение универсальных цифровых карт для населения должно начаться с 1 января 2012 года. Цифровая карта, помимо платежного средства, еще является и ключом, который позволяет идентифицировать заявителя, и дать допуск к базам данных разных ведомств. Вот когда вся эта работа будет сделана, система будет функционировать в полную силу. Пока же нужно переводить в электронный вид базы данных, и на законодательном уровне определить маршрутизацию документов. Да, есть прорыв в части оказания госуслуг – создание МФЦ и перевод услуг в электронный вид. Сейчас гораздо проще получить любую информацию, есть интерент-порталы, контакт-центр, но процесс еще не закончен, и это создаст в ближайшее время определенные сложности. На деле законодатели немного не успели утвердить изменения, следовательно, с 1 июля за справками заявителя отправлять нельзя. По многим услугам это будет означать буквально работу в «пожарном» порядке. Делать запросы, обмениваться информацией ведомствам придется в ручном режиме. Могут возрасти временные издержки при оказании такого рода услуг. - Как же получилось так, что система, при жестком планировании сроков внедрения каждого ее этапа, оказалась в целом не готова в нужное время? - Можно прописать множество регламентов взаимодействия, решить возможности технического характера, но нужно ведь и поменять психологию людей, работающих в госструктурах. Донести в короткие сроки до каждого специалиста идеологию системы сложно. Я не зря подчеркнул момент, что всех специалистов еще нужно будет обучить новым правилам работы. Еще требуется время на адаптацию системы, таких проектов в России и Новосибирской области еще не было, когда на огромных расстояниях создавались интернет-коммуникации, когда в целом нужно поднять в районах уровень информационной обеспеченности. Для того, чтобы процесс пошел уже более активно, люди должны сами активнее включаться в пользование этой системой. У нас практически половина населения, особенно в сельской местности, не умеют обращаться с компьютером, это тоже барьер на пути внедрения системы. МФЦ помогает в этом плане, позволяет не отсекать людей от получения госуслуг в электронном виде. Но и для того, чтобы МФЦ сегодня мог выполнять функции как раз той организации, которая по принципу одного окна могла бы обмениваться документами с органами исполнительной власти, необходимо только на федеральном уровне внести изменения в 37 законов. И эта процедура пока не закончена. ФЗ-210 разрешил нам брать документы и передавать органам исполнительной власти, но это разрешение не отменяет действие других законов, которые, наоборот, запрещают это делать в отдельных случаях. Нам приходится выстраивать «суррогатные» схемы работы через соглашения с ведомствами, регламенты и так далее. Эти факторы привели к тому, что и органы исполнительной власти, и население оказались не готовы к новому формату отношений. - Другими словами, все же придется пока гражданам ходить за справками самим? - Пока все будет работать в ручном режиме Но гражданам также придется проявлять в некоторых случаях понимание. Органы власти и МФЦ будут выходить из ситуации, и подспорьем для нас будет то, что в базе МФЦ уже сейчас работают 25 различных организаций и ведомств исполнительной власти. Мы потратили три года не зря, выстроили технологические цепочки, но пока режим этого взаимодействия не автоматический, а полуручной. В любом случае, к новым срокам, если примут поправки, система уже будет более подготовлена. Надежда такая есть, потому что уже теперь СМЭВ работает на федеральном уровне, к ней подключены 41 федеральное ведомство и 15 субъектов федерации. Платформа работает, и дальше будет развиваться. Вспомните, три года назад приходилось объяснять, что такое МФЦ, а сейчас люди уже привыкли, что здесь можно получить целый комплекс услуг. Органы исполнительной власти также стали относиться с большим пониманием к необходимости оказания услуг в электронном виде. Через год мы выйдем на новый уровень.
Как сообщалось ранее, с 1 июля 2011 года все государственные органы исполнительной власти и учреждения, расположенные в Новосибирской области, должны сами организовывать обмен документами и справками в электронном, а также ином виде. Это означает, что любые документы и справки, которые еще недавно предоставить в какую-либо организацию исполнительной власти было обязанностью юридического или физического лица, теперь должны запрашивать друг у друга различные ведомства, без участия граждан в этой рутинной процедуре. Совсем недавно стало известно, что федеральные ведомства России начнут запрашивать справки в электроном виде друг у друга только с 1 октября 2011 года. А региональные – лишь через год, с 1 июля 2012 года. Изменения эти вносятся на федеральном уровне, так как чиновники оказались не готовы к переходу на электронную систему ни законодательно, ни технически. Директор Многофункционального центра (МФЦ) в Новосибирске Роман Урнышев рассказал корреспонденту Сибкрай.ru о причинах переноса сроков внедрения электронного государственного документооборота. - Хотелось бы узнать, в чем заключается основная проблема организации электронного документооборота между госструктурами? - Есть несколько моментов. Первое – на рассмотрении находится проект изменений в ФЗ-210 о предоставлении государственных и муниципальных услуг, которые переносят сроки введения обмена документами и информацией без участия заявителя. В законе говорится, что те сведения, которые имеются в базах данных органов исполнительной власти, должны пересылаться в электронном виде между ведомствами и органами власти, заявитель не должен ходить и собирать справки. Сегодня, с 1 июля, данная норма вступила в действие. Другой момент, что пока эта норма не работает, по разным причинам. Ведь одномоментно всю сложившуюся систему перестроить сложно. Второй момент – чтобы обмениваться такого рода информацией, необходимо, чтобы это стало некой повседневной практикой. А для этого надо, чтобы у каждого уровня власти появился перечень услуг с утвержденными регламентами, документы должны быть переведены в электронный вид и т.д. Безусловно, в этой сфере за последние годы произошел определенный прорыв, очень много было принято административных регламентов. Федеральные структуры почти полностью закончили этот процесс, региональные также продвинулись достаточно далеко, но на муниципальном уровне работа только начинается. Также должны появиться базы данных, содержащие сведения о гражданине или объектах недвижимости, например. Для обмена этими данными государство создало на федеральном уровне систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), определило оператора – компанию «Ростелеком» - и постепенно это спускается на нижние уровни власти. Новосибирская область в этом процессе является одним из лидеров, если сравнивать с другими регионами. У нас есть и подключение к СМЭВ, есть 10 пилотных услуг социального характера, но есть ведь, помимо системы, и персонал, который ее обслуживает, заносит туда данные. Люди в госструктурах не понимают еще, как работать в новой электронной системе, не завершены процессы межведоственного взаимодействия. Следовательно, нужно их этому научить. И наполнять систему новыми услугами для организации этого межведомственного обмена. - Это все препятствия к началу работы системы в полную силу? - Если говорить в целом, еще нужно создать между ведомствами «пространство доверия». Скан документа будет иметь юридическую силу, только когда вы его завизировали электронной цифровой подписью. До этого момента это не документ. Вот этот процесс также на сегодняшний день не закончен, и тут много еще предстоит сделать. Также, помимо СМЭВ, должна быть проведена идентификация самого заявителя, который в электронном виде отправляет заявку на получение госуслуги. И тут тоже есть разрыв в сроках, потому что внедрение универсальных цифровых карт для населения должно начаться с 1 января 2012 года. Цифровая карта, помимо платежного средства, еще является и ключом, который позволяет идентифицировать заявителя, и дать допуск к базам данных разных ведомств. Вот когда вся эта работа будет сделана, система будет функционировать в полную силу. Пока же нужно переводить в электронный вид базы данных, и на законодательном уровне определить маршрутизацию документов. Да, есть прорыв в части оказания госуслуг – создание МФЦ и перевод услуг в электронный вид. Сейчас гораздо проще получить любую информацию, есть интерент-порталы, контакт-центр, но процесс еще не закончен, и это создаст в ближайшее время определенные сложности. На деле законодатели немного не успели утвердить изменения, следовательно, с 1 июля за справками заявителя отправлять нельзя. По многим услугам это будет означать буквально работу в «пожарном» порядке. Делать запросы, обмениваться информацией ведомствам придется в ручном режиме. Могут возрасти временные издержки при оказании такого рода услуг. - Как же получилось так, что система, при жестком планировании сроков внедрения каждого ее этапа, оказалась в целом не готова в нужное время? - Можно прописать множество регламентов взаимодействия, решить возможности технического характера, но нужно ведь и поменять психологию людей, работающих в госструктурах. Донести в короткие сроки до каждого специалиста идеологию системы сложно. Я не зря подчеркнул момент, что всех специалистов еще нужно будет обучить новым правилам работы. Еще требуется время на адаптацию системы, таких проектов в России и Новосибирской области еще не было, когда на огромных расстояниях создавались интернет-коммуникации, когда в целом нужно поднять в районах уровень информационной обеспеченности. Для того, чтобы процесс пошел уже более активно, люди должны сами активнее включаться в пользование этой системой. У нас практически половина населения, особенно в сельской местности, не умеют обращаться с компьютером, это тоже барьер на пути внедрения системы. МФЦ помогает в этом плане, позволяет не отсекать людей от получения госуслуг в электронном виде. Но и для того, чтобы МФЦ сегодня мог выполнять функции как раз той организации, которая по принципу одного окна могла бы обмениваться документами с органами исполнительной власти, необходимо только на федеральном уровне внести изменения в 37 законов. И эта процедура пока не закончена. ФЗ-210 разрешил нам брать документы и передавать органам исполнительной власти, но это разрешение не отменяет действие других законов, которые, наоборот, запрещают это делать в отдельных случаях. Нам приходится выстраивать «суррогатные» схемы работы через соглашения с ведомствами, регламенты и так далее. Эти факторы привели к тому, что и органы исполнительной власти, и население оказались не готовы к новому формату отношений. - Другими словами, все же придется пока гражданам ходить за справками самим? - Пока все будет работать в ручном режиме Но гражданам также придется проявлять в некоторых случаях понимание. Органы власти и МФЦ будут выходить из ситуации, и подспорьем для нас будет то, что в базе МФЦ уже сейчас работают 25 различных организаций и ведомств исполнительной власти. Мы потратили три года не зря, выстроили технологические цепочки, но пока режим этого взаимодействия не автоматический, а полуручной. В любом случае, к новым срокам, если примут поправки, система уже будет более подготовлена. Надежда такая есть, потому что уже теперь СМЭВ работает на федеральном уровне, к ней подключены 41 федеральное ведомство и 15 субъектов федерации. Платформа работает, и дальше будет развиваться. Вспомните, три года назад приходилось объяснять, что такое МФЦ, а сейчас люди уже привыкли, что здесь можно получить целый комплекс услуг. Органы исполнительной власти также стали относиться с большим пониманием к необходимости оказания услуг в электронном виде. Через год мы выйдем на новый уровень.

Новости партнеров

В России и мире

4 техники для избавления от негативных мыслей: они перестанут отравлять ваш разум
Самый неприступный и холодный мужчина по знаку Зодиака. Кто же он?
Скрабы с морской солью: рецепты для гладкости, упругости и бархатистости вашей кожи
Почему людям, которые предпочитают спать на правом боку, стоит посетить кардиолога
Воздушные корни у монстеры: прятать или обрезать?
Что будет с вашими доходами и расходами в декабре 2024: финансовый гороскоп
Одиноким женщинам на заметку: где можно познакомиться с хорошим мужчиной в реальной жизни?
Копеечное аптечное средство для реального омоложения кожи лица: вы даже не догадывались, что его можно так использовать!
Сбережете кучу денег: хитрый способ сэкономить на коммунальных услугах
Как определить кислотность желудка в домашних условиях: простой доступный способ