Власть и общество заодно
Концепция долгосрочной целевой программы господдержки развития Советского района вызвала широкий общественный резонанс. Что неудивительно: жителям Академгородка всегда был свойствен более высокий градус общественной активности, чем населению города в целом. И как особо подчеркнул губернатор Василий Юрченко: «Программа, которую мы примем, должна быть синхронизирована, в первую очередь, с ожиданиями жителей района, обсуждена и согласована с ними». Выполняя пожелание губернатора и решение областного правительства, Министерство образования, науки и инвестиционной политики области заключило договор с фондом «Академгородок». В соответствие с этим договором фонд должен был организовать общественное обсуждение концепции и собрать предложения для внесения в проект.
Обсуждение пришлось проводить в кратчайшие сроки. Решение было принято 23 января, а уже на 10 февраля было назначено обсуждение предложений на заседании с участием членов правительства области. Буквально в течение двух с небольшим недель было проведено шесть дискуссий с участием жителей района и общественных групп, организован сбор предложений от населения через специально созданный сайт. Для тех, кто не имеет доступа к Интернету в разных точках Академгородка разместили ящики, куда любой желающий мог опустить «письмо» в адрес создателей Концепции. властей. В результате собрано свыше 130 предложений. На самом деле их было много больше: люди продолжали писать и после того, как все сроки подачи заявок вышли. В целом население района проявило высокую активность и большую заинтересованность в будущем Новосибирского научного центра.
В обсуждении Концепции принимали участие представители самых широких групп общественности - преподаватели НГУ, сотрудники инновационных центров, учителяи, врачи, бизнесмены, представители ТОСов и управляющих компаний, спортклубов и культурно-досуговых организаций, благотворительных фондов и детских развивающих центров.
По мнению организаторов обсуждения, сам факт проведения широкой общественной дискуссии говорит о «преодолении традиционного неверия в действенность участия населения в принятии решений, разрушая привычные аргументы обывателей типа «нас никто не спрашивает», или «власти действуют, исходя только из своих интересов по принципу: мы считаем, что вам так лучше». Поэтому было важно показать, что возможен конструктивный диалог «власть – население», в котором стороны слышат друг друга».
Надо сказать, что подобная инициатива в таком масштабе реализуется впервые не только на территории Новосибирской области, этот опыт уникален для России в целом. Поэтому организаторы общественного обсуждения очень надеются, что их работа не пропадет даром, что активность населения не останется втуне и собранные предложения будут включены в программу развития.
Что касается содержательной стороны дискуссий, то особое внимание их участники обращали на необходимость, во-первых, конкретизации общих положений Концепции с указанием набора мероприятий и сроков их реализации; во-вторых, сведения воедино и увязки перспективных планов развития всех субъектов, действующих на территории района; и в-третьих, гласности при реализации проектов и независимой экспертизы принятых решений с учетом общественного мнения.
Экология: лес и море
Конкретные предложения, которые вносились жителями района, можно разделить по 11 направлениям: здравоохранение, культура, образование, комплексная застройка и транспорт, ЖКХ и модернизация жилищного фонда, спорт, господдержка деятельности общественных организаций, социальная поддержка населения, участие общественности в управлении программой, государственно-частное партнерство и наконец – информационно сопровождение. По каждому из направлений был составлен список подробно прописанных проектов с обоснованием их важности и указанием возможных источников финансирования.
Что же волнует жителей Советского района? Конечно, в первую очередь, сохранение уникальной городской среды и экосистемы Академгородка. Поэтому целый ряд предложенных проектов касается градостроительной политики и решению экологических проблем территории. Для примера можно привести проект, посвященный охране и рациональному использованию Обского моря. Как утверждают экологи, в настоящее время состояние многих участков береговой линии Обского водохранилища можно охарактеризовать как удручающее. В связи с отсутствием ухода за берегами и пляжами, они по сути находятся в антисанитарном состоянии. То же самое можно сказать и про леса, примыкающие к пляжам, которые разбиты множеством «стихийных» автодорог и замусорены. Сама береговая линия грозит обрушением. Работы по ее укреплению (с отсыпкой пляжей и созданием
волноломов) последний раз проводились более полутора десятков лет назад. На сегодняшний день все пляжи смыты, и местами вода подступает к склонам, что уже начало приводить к образованию обрывов. И это притом, что данные территории являются уникальным на территории Новосибирска рекреационным
комплексом.
В связи с этим заинтересованные граждане и общественные организации выступили с предложением принять меры по восстановлению и укреплению береговой линии Обского водохранилища с восстановлением площади песчаных пляжей и защитой их от разрушения волноломными сооружениями. Плюс к этому оградить пляжи и примыкающие территории соснового бора от бесконтрольного доступа автотранспорта, предусмотрев ограниченное количество обустроенных автодорог, ведущих к платным парковкам. При этом оставить возможность свободного доступ пешком и на велосипедах. Кроме того есть предложение в рамках хозяйствующих субъектов направлять часть средств, вырученных от платных парковок, на сбор мусора и охрану территории. Также обеспечить сбор мусора и защиту леса от рубок на дрова и самовольного разведения костров в необустроенных местах. Пешеходный мост напротив платформы Обское
море с пандусами или пологими пролетами мог бы обеспечить жителям безопасный доступ на пляж, а пока такой переход не будет построен, этим же целям могут послужить видеокамеры и дополнительно дежурящие сотрудники ГИБДД.
Еще один уникальный ресурс Академгородка, чью судьбу никак не могли обойти вниманием экологи, – Центральный Сибирский Ботанического Сада СО РАН. Специалисты считают, что потенциал Ботсада сегодня используется недостаточно, и предлагают создать на основе лесов, дендрариев, экспозиций и оранжерей ЦСБС рекреационно-образовательный центр областного и регионального масштаба по примеру Ландшафтного арборетума в штате Миннесота или Чикагского Ботанического сада (США). Авторы этого проекта уверены, что это позволит существенно повысить социально-экономический статус и Советского района, и всего областного центра. Кроме того научно-практический потенциал ЦСБС СО РАН можно также использовать на благо всего города Новосибирска как база подготовки высококачественного и разнообразного материала для озеленения.
Решения на выбор
Одна из острых проблем Академгородка – это нехватка жилья. Для Новосибирского научного центра она тем более актуальна, что дефицит квартирного фонда мешает закреплению в институтах и инновационных компаниях молодых кадров. Одно из решений предлагают сами жители Академгородка – реконструкция панельных домов с целью создания новой жилой площади.
Этот проект предлагает увеличить и уплотнить жилой фонд посредством надстройки мансардных этажей в панельных домах (так называемых хрущевках). Это необходимо в целях реализации принципа шаговой доступности для работников бюджетных организаций. Также проект решает проблемы экстенсивного развития территории на примере Академгородка, где единственным свободным для застройки направление осталось восточное. Авторы проекта ссылаются на опыт городов Восточной Европы и СНГ, где подлобные решения уже воплощаются в жизнь.
Еще одна специфически «академгородковская» проблема – сбор и утилизация бытовых отходов. Понятно, что «мусорный вопрос» сегодня стоит остро для всех районов Новосибирска. Но в Советском отягчающими факторами являются: наличие всего одного санкционированного полигона (и то – ведомственного), ресурсы которого на исходе, а оборудование не соответствует принятым стандартам; большая удаленность от других районов с их полигонами и вторресурсными предприятиями; отсутствие регулярной системы сбора мусора в частных секторах; а также наличие большого количества рекреационных природных территорий, не закрепленных за конкретными ответственными
организациями.
Поэтому было внесено предложение принять Комплексную программу создания на базе Советского района экспериментальной сети по раздельному сбору твердых бытовых отходов и переработке вторресурсов.
На территории района силами общественных организаций (инициаторов данного проекта) в 2005 году уже проводился соцопрос по отношению населения к «мусорной» проблеме и готовности к раздельному сбору мусора. Оказалось, что население в большинстве – «за».
Давно и настоятельно назрел вопрос передачи органам местного самоуправления объектов социальной инфраструктуры, не относящихся к ведению научной деятельности, но при этом до сих пор находящихся в оперативном управлении ННЦ СО РАН.
В частности, в связи с тем, что основная часть жилищного фонда является так
называемым «ведомственным» фондом СО РАН, хотя более 80 процентов квартир приватизированы, складывается ситуация, когда жители фактически не могут принимать решения по многим вопросам, связанным с использованием придомовых территорий, работами по капитальному и текущему ремонту. У них отсутствует возможность привлечения средств по муниципальным программам софинансирования благоустройства дворов, участия в программах по ремонту и модернизации многоквартирных домов.
О наболевшей теме общежитий СО РАН говорят уже давно. Общежития, в которых граждане проживают по несколько десятков лет, давно не соответствующие своему назначению и должны были быть переданы в управление муниципалитета еще до 2005 года, согласно действовавшему тогда Постановлению Правительства РФ. Новый Жилищный кодекс не предусматривает наличие такой категории граждан, как проживающие постоянно в общежитиях. В связи с этим люди лишены многих конституционных и гражданских прав. С каждым днем усиливается социальная напряженность. Передача общежитий в управление органов местного самоуправления обеспечила бы возможность проживания там на условиях социального найма. Вопрос передачи подобного рода объектов проектанты настоятельно предлагают включить в Концепцию программы.
Наука плюс человек
Пожалуй, одним из главных недостатков представленной Концепции критически настроенная общественность считает ее явную «заточенность» под технологическую задачу. Да, развитие научно-инновационного потенциала и увеличение таким образом инвестиционной привлекательности не только района, но и всей области – главная тема этого документа. При этом в Концепции отсутствует такое важное понятие, как «человек», не уделено внимание развитию человеческого ресурса, человеческого потенциала.
В связи с этим участники обсуждения предлагают внести в Концепцию отдельный раздел, посвященный культуре и образованию, в котором уделялось бы внимание сохранению культурного наследия, развитию музеев и художественных галерей, созданию образовательной структуры, качественной подготовке кадров.
Современное понятие креативной среды, в которой людям комфортно жить и творить, включает в себя и разнообразную культурно-досугово-развивающую инфраструктуру, и особую творческую атмосферу. Поэтому отдельная подпрограмма должна предусматривать развитие креативного сообщества, создание условий для формирования "третьего места" - места для самореализации (помимо дома и работы), общения и интеллектуального досуга.
Участники обсуждения предложили выстроить единую вертикаль образования: дошкольное - среднее - высшее - профессиональное - наука, бизнес, чтобы эта вертикаль представляла взаимосвязанную систему. Сегодня, как отмечали эксперты, в Академгородке нет замкнутого круга (от дошкольного образования до науки и бизнеса), создающего условия для того, чтобы человек хотел остаться здесь жить и работать, а не стремился уехать в другое место. Поэтому, возможно, стоит предусмотреть отдельную подпрограмму по образованию и подготовке кадров, в том числе для сфер образования и культуры. Поэтому от 30 до 51 процентов финансирования предлагается пустить на развитие образования и культуры района.
И еще одно гуманитарное направление, которое участники обсуждения не могли обойти вниманием. Это то, что связано со здравоохранением – медицина, спорт, здоровый образ жизни. Жители Академгородка считают, что необходимо разработать подпрограмму «Здравоохранение и здоровый образ жизни», увязанную с подпрограммой культуры и досуга. В частности, предложено в качестве основополагающих принципов заложить профилактическую направленность медицинской деятельности, ориентацию на здоровый образ жизни, развитие спорта (в том числе лыжного). Строительство и реконструкция плавательных бассейнов, ледовых комплексов, центров экстремальных и водно-технических видов спорта, многофункциональных спортивных залов и дворовых площадок, рекреационных зон, велосипедной и лыжной инфраструктуры – все это должно войти в программу развития района.
Конечно, можно без преувеличения сказать, что появление такого документа, как концепция долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» вызвала небывалый всплеск общественной активности. Но и документов такого рода, надо признать, у нас до сих пор еще не принималось. Любопытно, что уже сейчас на федеральном уровне принято принципиальное решение "о разработке и принятии специальных целевых программ комплексного развития территорий, где расположены основные научно-исследовательские институты с целью привлечения талантливых молодых ученых и специалистов". Речь, в частности, идет о Томске, Красноярске, Иркутске. А первой площадкой и пилотной территорией, где будет реализована подобная программа, станет Новосибирск и его знаменитый Академгородок.
Концепция долгосрочной целевой программы господдержки развития Советского района вызвала широкий общественный резонанс. Что неудивительно: жителям Академгородка всегда был свойствен более высокий градус общественной активности, чем населению города в целом. И как особо подчеркнул губернатор Василий Юрченко: «Программа, которую мы примем, должна быть синхронизирована, в первую очередь, с ожиданиями жителей района, обсуждена и согласована с ними». Выполняя пожелание губернатора и решение областного правительства, Министерство образования, науки и инвестиционной политики области заключило договор с фондом «Академгородок». В соответствие с этим договором фонд должен был организовать общественное обсуждение концепции и собрать предложения для внесения в проект.
Обсуждение пришлось проводить в кратчайшие сроки. Решение было принято 23 января, а уже на 10 февраля было назначено обсуждение предложений на заседании с участием членов правительства области. Буквально в течение двух с небольшим недель было проведено шесть дискуссий с участием жителей района и общественных групп, организован сбор предложений от населения через специально созданный сайт. Для тех, кто не имеет доступа к Интернету в разных точках Академгородка разместили ящики, куда любой желающий мог опустить «письмо» в адрес создателей Концепции. властей. В результате собрано свыше 130 предложений. На самом деле их было много больше: люди продолжали писать и после того, как все сроки подачи заявок вышли. В целом население района проявило высокую активность и большую заинтересованность в будущем Новосибирского научного центра.
В обсуждении Концепции принимали участие представители самых широких групп общественности - преподаватели НГУ, сотрудники инновационных центров, учителяи, врачи, бизнесмены, представители ТОСов и управляющих компаний, спортклубов и культурно-досуговых организаций, благотворительных фондов и детских развивающих центров.
По мнению организаторов обсуждения, сам факт проведения широкой общественной дискуссии говорит о «преодолении традиционного неверия в действенность участия населения в принятии решений, разрушая привычные аргументы обывателей типа «нас никто не спрашивает», или «власти действуют, исходя только из своих интересов по принципу: мы считаем, что вам так лучше». Поэтому было важно показать, что возможен конструктивный диалог «власть – население», в котором стороны слышат друг друга».
Надо сказать, что подобная инициатива в таком масштабе реализуется впервые не только на территории Новосибирской области, этот опыт уникален для России в целом. Поэтому организаторы общественного обсуждения очень надеются, что их работа не пропадет даром, что активность населения не останется втуне и собранные предложения будут включены в программу развития.
Что касается содержательной стороны дискуссий, то особое внимание их участники обращали на необходимость, во-первых, конкретизации общих положений Концепции с указанием набора мероприятий и сроков их реализации; во-вторых, сведения воедино и увязки перспективных планов развития всех субъектов, действующих на территории района; и в-третьих, гласности при реализации проектов и независимой экспертизы принятых решений с учетом общественного мнения.
Экология: лес и море
Конкретные предложения, которые вносились жителями района, можно разделить по 11 направлениям: здравоохранение, культура, образование, комплексная застройка и транспорт, ЖКХ и модернизация жилищного фонда, спорт, господдержка деятельности общественных организаций, социальная поддержка населения, участие общественности в управлении программой, государственно-частное партнерство и наконец – информационно сопровождение. По каждому из направлений был составлен список подробно прописанных проектов с обоснованием их важности и указанием возможных источников финансирования.
Что же волнует жителей Советского района? Конечно, в первую очередь, сохранение уникальной городской среды и экосистемы Академгородка. Поэтому целый ряд предложенных проектов касается градостроительной политики и решению экологических проблем территории. Для примера можно привести проект, посвященный охране и рациональному использованию Обского моря. Как утверждают экологи, в настоящее время состояние многих участков береговой линии Обского водохранилища можно охарактеризовать как удручающее. В связи с отсутствием ухода за берегами и пляжами, они по сути находятся в антисанитарном состоянии. То же самое можно сказать и про леса, примыкающие к пляжам, которые разбиты множеством «стихийных» автодорог и замусорены. Сама береговая линия грозит обрушением. Работы по ее укреплению (с отсыпкой пляжей и созданием
волноломов) последний раз проводились более полутора десятков лет назад. На сегодняшний день все пляжи смыты, и местами вода подступает к склонам, что уже начало приводить к образованию обрывов. И это притом, что данные территории являются уникальным на территории Новосибирска рекреационным
комплексом.
В связи с этим заинтересованные граждане и общественные организации выступили с предложением принять меры по восстановлению и укреплению береговой линии Обского водохранилища с восстановлением площади песчаных пляжей и защитой их от разрушения волноломными сооружениями. Плюс к этому оградить пляжи и примыкающие территории соснового бора от бесконтрольного доступа автотранспорта, предусмотрев ограниченное количество обустроенных автодорог, ведущих к платным парковкам. При этом оставить возможность свободного доступ пешком и на велосипедах. Кроме того есть предложение в рамках хозяйствующих субъектов направлять часть средств, вырученных от платных парковок, на сбор мусора и охрану территории. Также обеспечить сбор мусора и защиту леса от рубок на дрова и самовольного разведения костров в необустроенных местах. Пешеходный мост напротив платформы Обское
море с пандусами или пологими пролетами мог бы обеспечить жителям безопасный доступ на пляж, а пока такой переход не будет построен, этим же целям могут послужить видеокамеры и дополнительно дежурящие сотрудники ГИБДД.
Еще один уникальный ресурс Академгородка, чью судьбу никак не могли обойти вниманием экологи, – Центральный Сибирский Ботанического Сада СО РАН. Специалисты считают, что потенциал Ботсада сегодня используется недостаточно, и предлагают создать на основе лесов, дендрариев, экспозиций и оранжерей ЦСБС рекреационно-образовательный центр областного и регионального масштаба по примеру Ландшафтного арборетума в штате Миннесота или Чикагского Ботанического сада (США). Авторы этого проекта уверены, что это позволит существенно повысить социально-экономический статус и Советского района, и всего областного центра. Кроме того научно-практический потенциал ЦСБС СО РАН можно также использовать на благо всего города Новосибирска как база подготовки высококачественного и разнообразного материала для озеленения.
Решения на выбор
Одна из острых проблем Академгородка – это нехватка жилья. Для Новосибирского научного центра она тем более актуальна, что дефицит квартирного фонда мешает закреплению в институтах и инновационных компаниях молодых кадров. Одно из решений предлагают сами жители Академгородка – реконструкция панельных домов с целью создания новой жилой площади.
Этот проект предлагает увеличить и уплотнить жилой фонд посредством надстройки мансардных этажей в панельных домах (так называемых хрущевках). Это необходимо в целях реализации принципа шаговой доступности для работников бюджетных организаций. Также проект решает проблемы экстенсивного развития территории на примере Академгородка, где единственным свободным для застройки направление осталось восточное. Авторы проекта ссылаются на опыт городов Восточной Европы и СНГ, где подлобные решения уже воплощаются в жизнь.
Еще одна специфически «академгородковская» проблема – сбор и утилизация бытовых отходов. Понятно, что «мусорный вопрос» сегодня стоит остро для всех районов Новосибирска. Но в Советском отягчающими факторами являются: наличие всего одного санкционированного полигона (и то – ведомственного), ресурсы которого на исходе, а оборудование не соответствует принятым стандартам; большая удаленность от других районов с их полигонами и вторресурсными предприятиями; отсутствие регулярной системы сбора мусора в частных секторах; а также наличие большого количества рекреационных природных территорий, не закрепленных за конкретными ответственными
организациями.
Поэтому было внесено предложение принять Комплексную программу создания на базе Советского района экспериментальной сети по раздельному сбору твердых бытовых отходов и переработке вторресурсов.
На территории района силами общественных организаций (инициаторов данного проекта) в 2005 году уже проводился соцопрос по отношению населения к «мусорной» проблеме и готовности к раздельному сбору мусора. Оказалось, что население в большинстве – «за».
Давно и настоятельно назрел вопрос передачи органам местного самоуправления объектов социальной инфраструктуры, не относящихся к ведению научной деятельности, но при этом до сих пор находящихся в оперативном управлении ННЦ СО РАН.
В частности, в связи с тем, что основная часть жилищного фонда является так
называемым «ведомственным» фондом СО РАН, хотя более 80 процентов квартир приватизированы, складывается ситуация, когда жители фактически не могут принимать решения по многим вопросам, связанным с использованием придомовых территорий, работами по капитальному и текущему ремонту. У них отсутствует возможность привлечения средств по муниципальным программам софинансирования благоустройства дворов, участия в программах по ремонту и модернизации многоквартирных домов.
О наболевшей теме общежитий СО РАН говорят уже давно. Общежития, в которых граждане проживают по несколько десятков лет, давно не соответствующие своему назначению и должны были быть переданы в управление муниципалитета еще до 2005 года, согласно действовавшему тогда Постановлению Правительства РФ. Новый Жилищный кодекс не предусматривает наличие такой категории граждан, как проживающие постоянно в общежитиях. В связи с этим люди лишены многих конституционных и гражданских прав. С каждым днем усиливается социальная напряженность. Передача общежитий в управление органов местного самоуправления обеспечила бы возможность проживания там на условиях социального найма. Вопрос передачи подобного рода объектов проектанты настоятельно предлагают включить в Концепцию программы.
Наука плюс человек
Пожалуй, одним из главных недостатков представленной Концепции критически настроенная общественность считает ее явную «заточенность» под технологическую задачу. Да, развитие научно-инновационного потенциала и увеличение таким образом инвестиционной привлекательности не только района, но и всей области – главная тема этого документа. При этом в Концепции отсутствует такое важное понятие, как «человек», не уделено внимание развитию человеческого ресурса, человеческого потенциала.
В связи с этим участники обсуждения предлагают внести в Концепцию отдельный раздел, посвященный культуре и образованию, в котором уделялось бы внимание сохранению культурного наследия, развитию музеев и художественных галерей, созданию образовательной структуры, качественной подготовке кадров.
Современное понятие креативной среды, в которой людям комфортно жить и творить, включает в себя и разнообразную культурно-досугово-развивающую инфраструктуру, и особую творческую атмосферу. Поэтому отдельная подпрограмма должна предусматривать развитие креативного сообщества, создание условий для формирования "третьего места" - места для самореализации (помимо дома и работы), общения и интеллектуального досуга.
Участники обсуждения предложили выстроить единую вертикаль образования: дошкольное - среднее - высшее - профессиональное - наука, бизнес, чтобы эта вертикаль представляла взаимосвязанную систему. Сегодня, как отмечали эксперты, в Академгородке нет замкнутого круга (от дошкольного образования до науки и бизнеса), создающего условия для того, чтобы человек хотел остаться здесь жить и работать, а не стремился уехать в другое место. Поэтому, возможно, стоит предусмотреть отдельную подпрограмму по образованию и подготовке кадров, в том числе для сфер образования и культуры. Поэтому от 30 до 51 процентов финансирования предлагается пустить на развитие образования и культуры района.
И еще одно гуманитарное направление, которое участники обсуждения не могли обойти вниманием. Это то, что связано со здравоохранением – медицина, спорт, здоровый образ жизни. Жители Академгородка считают, что необходимо разработать подпрограмму «Здравоохранение и здоровый образ жизни», увязанную с подпрограммой культуры и досуга. В частности, предложено в качестве основополагающих принципов заложить профилактическую направленность медицинской деятельности, ориентацию на здоровый образ жизни, развитие спорта (в том числе лыжного). Строительство и реконструкция плавательных бассейнов, ледовых комплексов, центров экстремальных и водно-технических видов спорта, многофункциональных спортивных залов и дворовых площадок, рекреационных зон, велосипедной и лыжной инфраструктуры – все это должно войти в программу развития района.
Конечно, можно без преувеличения сказать, что появление такого документа, как концепция долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы» вызвала небывалый всплеск общественной активности. Но и документов такого рода, надо признать, у нас до сих пор еще не принималось. Любопытно, что уже сейчас на федеральном уровне принято принципиальное решение "о разработке и принятии специальных целевых программ комплексного развития территорий, где расположены основные научно-исследовательские институты с целью привлечения талантливых молодых ученых и специалистов". Речь, в частности, идет о Томске, Красноярске, Иркутске. А первой площадкой и пилотной территорией, где будет реализована подобная программа, станет Новосибирск и его знаменитый Академгородок.
Напомним: 8 февраля на совместном выездном заседании Правительства Новосибирской области и Президиума СО РАН принята концепция долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 гг.» Ее принятию предшествовало активное общественное обсуждение. Это уникальный документ, который должен определить комплекс мер, направленных на создание условий для эффективного вовлечения научно образовательного комплекса Академгородка в решение практических задач развития производственной сферы, укрепления позиций на важнейших научных направлениях и развития высокотехнологического сектора экономики Новосибирской области в перспективных отраслевых направлениях, имеющих максимальный потенциал роста на мировых рынках. Программа включает в себя формирование двенадцати тематических подпрограмм и планов мероприятий. Основным ответственным разработчиком программы является Министерство образования, науки и инновационной политики. Разработку тематических подпрограмм курируют соответствующие министерства правительства Новосибирской области и другие заинтересованные организации.