Лента новостей

Все новости

Популярное

Православные и либеральные активисты заключили «пакт о ненападении»

 Елена Жукова

В последнее время ученые, общественники, гражданские активисты стали говорить о наступающей клерикализации нашего государства. Конфликт между православной общественностью и людьми, ратующими за светское государство, обострился после того, как Патриарх Кирилл выступил в поддержку Владимира Путина, баллотировавшегося тогда на пост президента, а девушки из группы «Pussy Riot» провели в Храме Христа Спасителя панк-молебен.
Чтобы сделать общение максимально открытым, гражданские активисты и представители православной общественности организовали встречу в соборе Александра Невского. Тему заявили дискуссионную и злободневную: «Взаимоотношения светского государства и церкви».

Встречу решили провести в трапезной храма Александра Невского. Видимо организаторы не ожидали, что она кажется настолько популярной, как у православной, так и у оппозиционной молодежи. В маленькую трапезную с большим столом посередине набилось больше 40 человек. Те, кто пришел пораньше уселись на лавки за стол, затем принесли еще несколько лавок и стульев, но сидячих мест для всех все равно не хватило, и многие всю встречу простояли на ногах. Гражданские активисты, несмотря на то, что оказались в гостях, в непривычной обстановке, не стеснялись задавать провокационные вопросы об участии Патриарха Кирилла в политике, о «Pussy Riot» и так далее. Встреча длилась три часа, и темы, поднимаемые в ходе беседы, разительно отличались друг от друга: участников интересовали и секты, и отношение церкви к науке, и даже индуизм.

Беседа шла достаточно спокойно, никто никого не перебивал, не отказывался отвечать на вопросы. Даже не верилось, что у людей за столом абсолютно разные взгляды на устройство общества. Впрочем, ближе к концу заседания прозвучал вопрос, вызвавший острую дискуссию. Специалист по работе с молодежью Михаил, как он представился, спросил: «Некоторые православные тексты, которые пишутся священнослужителями, являются экстремистскими для общества. Или вот кто-то идет защищать святыни с бейсбольными битами. Вы не считаете, что нужно защищать общество от таких проявлений «православия»? Пономарь храма Александра Невского Борис Левитан, пропустив первую часть вопроса, решил сразу ответить на замечание про «биты». «Когда активисты хотели провести пикет в поддержку «Pussy Riot», появились «нехорошие православные» откуда не возьмись, - сказал Борис Левитан. - Все привыкли, что православные какие-то тюти, а это не так, мы разные».

«Так православие – это биты или Евангелие? - заинтересовался гражданский активист Леонид Кардапольцев. – По-моему, для православия биты – это неправильный подход».

В ответ Борис Левитан привел пример: «Постараюсь убить сразу двух зайцев: своего и философского, - начал Борис Левитан, и его соратники дружно захлопали. - В Иерусалиме иудеи плюнули в православного священника. Если бы они попали ему в лицо, он бы отерся и пошел, но они попали ему на крест, поэтому он дал сдачи. Конечно, все говорят, тебя ударили, подставь другую щеку, но что делать, когда обижают слабых или святыни?»
Отец Иоанн Реморов в поддержку Бориса заметил, что Евангелие не проповедует абсолютного непротивления злу. «Одно дело, когда защищаешь себя, другое, когда видишь, что опасности подвергаются другие люди».

Дарья Жданова парировала, что для нее христианство отличается от всех религий тем, что проповедует идею, что нельзя ответить злом на зло. «Если топчут ваши святыни, радуйтесь, ибо в другом царстве воздатся за это», - процитировала девушка Евангелие. В ответ на это кто-то из православных общественников сказал, что надо аккуратней цитировать Библию.

Представитель православной общественности Александр заявил, что за веру, к всеобщей радости или сожалению, людей будут бить. На что гражданский активист Стас Захаркин возразил: «Так фашисты, тоже за свою веру били, они верили в сверхчеловека». На это кто-то спросил: «И кто победил?»
Несмотря на то, что все отклонились от темы беседы, Борис Левитан решил ответить Дарье Ждановой, и попросил ее повторить цитату про святыни. Но отец Иоанн вовремя вмешался, и сказал, что, наверное, это уже ни к чему. Дарья Жданова с ним согласилась, и Борис Левитан тоже спорить с батюшкой не стал.

Леонид Кардапольцев продолжив тему, сказал, что маргинальные группы, выступая от имени РПЦ, позорят православие. На что отец Иоанн заметил: «Эта проблема церковью осознается, но ее полностью изжить невозможно. Мы можем только попросить тех, кто является внешним по ношению к церкви, говорить не только негативные вещи о церкви, но и позитивные, иначе получается искаженная картина».

В конце встречи активист Стас Захаркин решил вспомнить ситуацию, с которой началось противостояние активистов с православными, и прощупать почву для следующих акций. «Мы в апреле хотели провести акцию в знак солидарности с сидевшими в тюрьме «Pussy Riot», - сказал Стас Захаркин. – Тогда представитель новосибирского отделения «Народного собора» Юрий Задоя позвонил прихожанам храма Александра Невского, они пришли на пикет, вели себя агрессивно, ругались матом, нападали на людей. Очень странно выглядит, когда организация, которая заявляет, что она «печётся о нравственности», призывает людей к такому».

На эту претензию решил ответить участник этих событий Борис Левитан. «Когда я увидел плакат «Бога нет», на котором были нарисованы корявые церкви, я посчитал правильным отреагировать таким способом, - сказал Борис Левитан. - Я думал, вы поддерживаете поступок «Pussy Riot», а вы как позже, оказалось, были против того, как с ними поступили. Я рад, что после «третьего пикета за нравственность» мы познакомились. Я вас узнал совершенно с другой стороны. Я думал, те, кто поддерживает сексуальные меньшинства, они все такие же. Оказалось совсем не так. И вы, наверное, обо мне думали, что у меня три класса начальной школы, а узнали что на самом деле у меня два высших образования. Я очень рад, что мы сели за стол переговоров».

Отец Иоанн Реморов также отметил, что сначала взаимодействие шло в неправильной форме: «Сейчас мы сели за один стол и спокойно общаемся, значит, моменты недопонимания преодолены».

Руководитель Православного Молодежного Миссионерского Центра при миссионерском отделе Новосибирской епархии Артемий Сильвестров в конце мероприятия сказал, что бы хотел продолжить такие встречи. В частности, одной из предложенных тем для общения стала «Церковь и политика». Артемий Сильвестров пообещал, что если гражданским активистам будет интересно, он позовет на встречу в собор православного верующего депутата Заксобрания. А отец Иоанн захотел принять участие в работе Дискуссионного клуба для либеральной молодёжи.

По мнению одного из организаторов встречи гражданского активиста Леонида Кардапольцева, встреча прошла даже лучше, чем он думал. «Я боялся, что встреча перерастет в проповедь, и нас будут переубеждать в чем-то, но этого не было, мы разговаривали на равных».

«После встречи православных и либеральных активистов Борис, мастер спорта по пауэрлифтингу и православный активист, поехал реабилитировать наркоманов, а Стас, историк и либеральный активист, ушел в кино, - написала в своем блоге Дарья Жданова. - Борис на встрече высказался в духе: «Мы люди мирные, иначе бы вы тут не сидели», а Стас говорил о том, что «Церковь мне неинтересна, но клево, что теперь мы можем поговорить за чаем, и на политических акциях можно будет обходиться без мордобоя». То есть, в целом, Стас и Борис ушли со встречи, довольные друг другом. «Стрелка» завершилась мирно. И только мне было невыносимо грустно. Потому что для меня вопрос мордобоя – это вопрос не утилитарный, как для Стаса, а принципиальный. Хоть бей меня, хоть режь, но я буду считать, что тот, кто называет себя христианином, должен обходиться без мордобоя всегда и в принципе, а не только договорившись на «стрелке»».

Гражданский активист Стас Захаркин положительно оценил встречу с православной общественностью. «Мне показалось, что священники, которые были на встрече, разительно отличаются от тех, с которыми нам довелось иметь дело, и о которых мы читаем в СМИ, - отметил Стас Захаркин. - Однако я не понимаю, почему такие разумные люди не могут унять идиотов внутри собственной общины, отмежеваться от них. В частности, видно, что отец Иоанн действительно нравственный человек и к нему претензий и быть не может. Претензии к другим людям возникают». Активист выразил желание и дальше встречаться и общаться с православной общественностью.

В Новосибирске первое столкновение православных с гражданскими активистами произошло в начале апреля, когда несколько новосибирцев вышли на несанкционированную акцию в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Представители движения «Народный собор» проводили в этот день пикет «в поддержку общественной нравственности» и, увидев своих оппонентов, начали вести себя агрессивно: угрожали активистам, громко матерились, рвали плакаты. Вторым поводом для конфронтации стала скандальная выставка «Родина», открытие которой в нашем городе чуть не оказалось под угрозой срыва.
30 мая, когда выставку после все-таки открыли, православные активисты устроили пикет, развернув плакаты: «Безбожные «художники», вы оскорбляете Россию», «Защитим общественную нравственность», «Долой «художественное» хамство» и многие другие.
В ответ на это, 21 июля гражданские активисты организовали «Третий пикет за нравственность». Парни, одетые как гопники, сели на корточки, достали семечки, безалкогольное пиво, папиросы «Беломорканал» и начали обсуждать проблемы нравственности. Кроме того, участники пикета развернули плакаты: «Культура – это чотко», «Далой Пикассо – лысый на раене лучше ресует», «В натуре за нравственность», «Фоташоп – святое арудие». На пикет пришли представители «Народного собора». Они возмущались, как проводят выходной день, сидящие на корточках активисты: «Что вы ерундой занимаетесь, лучше бы пошли в тренажерный зал». Но именно на этом ироническом пикете обе конфликтующие стороны осознали, что дальнейшее противостояние ни к чему хорошему не приведет, и решили вступить в тот самый диалог, к которому должны стремиться оппоненты в демократическом обществе. Представители православной и либеральной общественности несколько раз встречались в кафе, в том числе, накануне очередного пикета в поддержку Pussy Riot возле цирка. Тогда же, активисты, протестующие против преследования Pussy Riot, в ответ на просьбу своих православных согласились провести пикет подальше от Вознесенского собора, а православные не пришли на акцию «с битами», как обещали ранее.



В последнее время ученые, общественники, гражданские активисты стали говорить о наступающей клерикализации нашего государства. Конфликт между православной общественностью и людьми, ратующими за светское государство, обострился после того, как Патриарх Кирилл выступил в поддержку Владимира Путина, баллотировавшегося тогда на пост президента, а девушки из группы «Pussy Riot» провели в Храме Христа Спасителя панк-молебен.
Чтобы сделать общение максимально открытым, гражданские активисты и представители православной общественности организовали встречу в соборе Александра Невского. Тему заявили дискуссионную и злободневную: «Взаимоотношения светского государства и церкви».

Встречу решили провести в трапезной храма Александра Невского. Видимо организаторы не ожидали, что она кажется настолько популярной, как у православной, так и у оппозиционной молодежи. В маленькую трапезную с большим столом посередине набилось больше 40 человек. Те, кто пришел пораньше уселись на лавки за стол, затем принесли еще несколько лавок и стульев, но сидячих мест для всех все равно не хватило, и многие всю встречу простояли на ногах. Гражданские активисты, несмотря на то, что оказались в гостях, в непривычной обстановке, не стеснялись задавать провокационные вопросы об участии Патриарха Кирилла в политике, о «Pussy Riot» и так далее. Встреча длилась три часа, и темы, поднимаемые в ходе беседы, разительно отличались друг от друга: участников интересовали и секты, и отношение церкви к науке, и даже индуизм.

Беседа шла достаточно спокойно, никто никого не перебивал, не отказывался отвечать на вопросы. Даже не верилось, что у людей за столом абсолютно разные взгляды на устройство общества. Впрочем, ближе к концу заседания прозвучал вопрос, вызвавший острую дискуссию. Специалист по работе с молодежью Михаил, как он представился, спросил: «Некоторые православные тексты, которые пишутся священнослужителями, являются экстремистскими для общества. Или вот кто-то идет защищать святыни с бейсбольными битами. Вы не считаете, что нужно защищать общество от таких проявлений «православия»? Пономарь храма Александра Невского Борис Левитан, пропустив первую часть вопроса, решил сразу ответить на замечание про «биты». «Когда активисты хотели провести пикет в поддержку «Pussy Riot», появились «нехорошие православные» откуда не возьмись, - сказал Борис Левитан. - Все привыкли, что православные какие-то тюти, а это не так, мы разные».

«Так православие – это биты или Евангелие? - заинтересовался гражданский активист Леонид Кардапольцев. – По-моему, для православия биты – это неправильный подход».

В ответ Борис Левитан привел пример: «Постараюсь убить сразу двух зайцев: своего и философского, - начал Борис Левитан, и его соратники дружно захлопали. - В Иерусалиме иудеи плюнули в православного священника. Если бы они попали ему в лицо, он бы отерся и пошел, но они попали ему на крест, поэтому он дал сдачи. Конечно, все говорят, тебя ударили, подставь другую щеку, но что делать, когда обижают слабых или святыни?»
Отец Иоанн Реморов в поддержку Бориса заметил, что Евангелие не проповедует абсолютного непротивления злу. «Одно дело, когда защищаешь себя, другое, когда видишь, что опасности подвергаются другие люди».

Дарья Жданова парировала, что для нее христианство отличается от всех религий тем, что проповедует идею, что нельзя ответить злом на зло. «Если топчут ваши святыни, радуйтесь, ибо в другом царстве воздатся за это», - процитировала девушка Евангелие. В ответ на это кто-то из православных общественников сказал, что надо аккуратней цитировать Библию.

Представитель православной общественности Александр заявил, что за веру, к всеобщей радости или сожалению, людей будут бить. На что гражданский активист Стас Захаркин возразил: «Так фашисты, тоже за свою веру били, они верили в сверхчеловека». На это кто-то спросил: «И кто победил?»
Несмотря на то, что все отклонились от темы беседы, Борис Левитан решил ответить Дарье Ждановой, и попросил ее повторить цитату про святыни. Но отец Иоанн вовремя вмешался, и сказал, что, наверное, это уже ни к чему. Дарья Жданова с ним согласилась, и Борис Левитан тоже спорить с батюшкой не стал.

Леонид Кардапольцев продолжив тему, сказал, что маргинальные группы, выступая от имени РПЦ, позорят православие. На что отец Иоанн заметил: «Эта проблема церковью осознается, но ее полностью изжить невозможно. Мы можем только попросить тех, кто является внешним по ношению к церкви, говорить не только негативные вещи о церкви, но и позитивные, иначе получается искаженная картина».

В конце встречи активист Стас Захаркин решил вспомнить ситуацию, с которой началось противостояние активистов с православными, и прощупать почву для следующих акций. «Мы в апреле хотели провести акцию в знак солидарности с сидевшими в тюрьме «Pussy Riot», - сказал Стас Захаркин. – Тогда представитель новосибирского отделения «Народного собора» Юрий Задоя позвонил прихожанам храма Александра Невского, они пришли на пикет, вели себя агрессивно, ругались матом, нападали на людей. Очень странно выглядит, когда организация, которая заявляет, что она «печётся о нравственности», призывает людей к такому».

На эту претензию решил ответить участник этих событий Борис Левитан. «Когда я увидел плакат «Бога нет», на котором были нарисованы корявые церкви, я посчитал правильным отреагировать таким способом, - сказал Борис Левитан. - Я думал, вы поддерживаете поступок «Pussy Riot», а вы как позже, оказалось, были против того, как с ними поступили. Я рад, что после «третьего пикета за нравственность» мы познакомились. Я вас узнал совершенно с другой стороны. Я думал, те, кто поддерживает сексуальные меньшинства, они все такие же. Оказалось совсем не так. И вы, наверное, обо мне думали, что у меня три класса начальной школы, а узнали что на самом деле у меня два высших образования. Я очень рад, что мы сели за стол переговоров».

Отец Иоанн Реморов также отметил, что сначала взаимодействие шло в неправильной форме: «Сейчас мы сели за один стол и спокойно общаемся, значит, моменты недопонимания преодолены».

Руководитель Православного Молодежного Миссионерского Центра при миссионерском отделе Новосибирской епархии Артемий Сильвестров в конце мероприятия сказал, что бы хотел продолжить такие встречи. В частности, одной из предложенных тем для общения стала «Церковь и политика». Артемий Сильвестров пообещал, что если гражданским активистам будет интересно, он позовет на встречу в собор православного верующего депутата Заксобрания. А отец Иоанн захотел принять участие в работе Дискуссионного клуба для либеральной молодёжи.

По мнению одного из организаторов встречи гражданского активиста Леонида Кардапольцева, встреча прошла даже лучше, чем он думал. «Я боялся, что встреча перерастет в проповедь, и нас будут переубеждать в чем-то, но этого не было, мы разговаривали на равных».

«После встречи православных и либеральных активистов Борис, мастер спорта по пауэрлифтингу и православный активист, поехал реабилитировать наркоманов, а Стас, историк и либеральный активист, ушел в кино, - написала в своем блоге Дарья Жданова. - Борис на встрече высказался в духе: «Мы люди мирные, иначе бы вы тут не сидели», а Стас говорил о том, что «Церковь мне неинтересна, но клево, что теперь мы можем поговорить за чаем, и на политических акциях можно будет обходиться без мордобоя». То есть, в целом, Стас и Борис ушли со встречи, довольные друг другом. «Стрелка» завершилась мирно. И только мне было невыносимо грустно. Потому что для меня вопрос мордобоя – это вопрос не утилитарный, как для Стаса, а принципиальный. Хоть бей меня, хоть режь, но я буду считать, что тот, кто называет себя христианином, должен обходиться без мордобоя всегда и в принципе, а не только договорившись на «стрелке»».

Гражданский активист Стас Захаркин положительно оценил встречу с православной общественностью. «Мне показалось, что священники, которые были на встрече, разительно отличаются от тех, с которыми нам довелось иметь дело, и о которых мы читаем в СМИ, - отметил Стас Захаркин. - Однако я не понимаю, почему такие разумные люди не могут унять идиотов внутри собственной общины, отмежеваться от них. В частности, видно, что отец Иоанн действительно нравственный человек и к нему претензий и быть не может. Претензии к другим людям возникают». Активист выразил желание и дальше встречаться и общаться с православной общественностью.

В Новосибирске первое столкновение православных с гражданскими активистами произошло в начале апреля, когда несколько новосибирцев вышли на несанкционированную акцию в поддержку арестованных участниц группы Pussy Riot. Представители движения «Народный собор» проводили в этот день пикет «в поддержку общественной нравственности» и, увидев своих оппонентов, начали вести себя агрессивно: угрожали активистам, громко матерились, рвали плакаты. Вторым поводом для конфронтации стала скандальная выставка «Родина», открытие которой в нашем городе чуть не оказалось под угрозой срыва.
30 мая, когда выставку после все-таки открыли, православные активисты устроили пикет, развернув плакаты: «Безбожные «художники», вы оскорбляете Россию», «Защитим общественную нравственность», «Долой «художественное» хамство» и многие другие.
В ответ на это, 21 июля гражданские активисты организовали «Третий пикет за нравственность». Парни, одетые как гопники, сели на корточки, достали семечки, безалкогольное пиво, папиросы «Беломорканал» и начали обсуждать проблемы нравственности. Кроме того, участники пикета развернули плакаты: «Культура – это чотко», «Далой Пикассо – лысый на раене лучше ресует», «В натуре за нравственность», «Фоташоп – святое арудие». На пикет пришли представители «Народного собора». Они возмущались, как проводят выходной день, сидящие на корточках активисты: «Что вы ерундой занимаетесь, лучше бы пошли в тренажерный зал». Но именно на этом ироническом пикете обе конфликтующие стороны осознали, что дальнейшее противостояние ни к чему хорошему не приведет, и решили вступить в тот самый диалог, к которому должны стремиться оппоненты в демократическом обществе. Представители православной и либеральной общественности несколько раз встречались в кафе, в том числе, накануне очередного пикета в поддержку Pussy Riot возле цирка. Тогда же, активисты, протестующие против преследования Pussy Riot, в ответ на просьбу своих православных согласились провести пикет подальше от Вознесенского собора, а православные не пришли на акцию «с битами», как обещали ранее.