В докладе, подготовленном комитетом Заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, представлена удручающая картина.
56 лет на капитальный ремонт
- Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного фонда в рамках Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» проблемы не решило, - рассказал представлявший доклад депутат Дмитрий Козловский. - За 2008-2011 годы в Новосибирской области было отремонтировано только 1063 дома, притом что количество домов со степенью износа от 66% до 70% составляет 14219. Таким образом, даже при условии сохранения объемов финансирования на уровне 2008-2011 годов потребовалось бы около 56 лет, чтобы привести эти дома в нормативное состояние. В настоящее время на капитальный ремонт домов в городе Новосибирске необходимо 40 млрд. рублей. С учетом того, что каждый год износ многоквартирных домов только увеличивается, проблема финансирования капитального ремонта сохранит свою чрезвычайную актуальность еще долгое время.
Рассматриваемый в Государственной Думе проект федерального закона априори подразумевает, что больше федерального финансирования не будет, взамен же предлагается механизм, который все проблемы по «недоремонту» жилищного фонда перекладывает на региональный уровень, а в последующем и вовсе на собственников жилья. С учетом перспективы введения единого налога на недвижимость, такая финансовая нагрузка станет непосильной для многих граждан.
Теплосети изношены до предела
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации в среднем по России в текущем году физический износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства превышает 60 %.
Новосибирская область не является исключением. Так с 2005 года по 2010 год износ основных фондов в коммунальной сфере вырос с 47% до 53%, а по системе водоотведения и того больше: с 62% до 72%. При этом коэффициент обновления снизился с 10,8% в 2005 году до 3,5% в 2010 году.
По данным, предоставленным в Законодательное Собрание Новосибирской области соответствующими ресурсоснабжающими организациями, степень износа основных фондов составляет:
в ОАО «Сибирская энергетическая компания» - 59,12% (по состоянию на 1 января 2012 года);
в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» - 70,6% (по состоянию на 1 июля 2012 года);
в ОАО «Региональные энергетические сети» - 61% (по состоянию на 1 июля 2012 года).
Износ по тепловым сетям ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» по состоянию на 1 января 2012 года оценивается на уровне 82,5%. Инвестиционная программа ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» «Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска на период 2008-2011 годов» выполнена на 29,8% от плановой величины (по информации, предоставленной департаментом по тарифам Новосибирской области). Нормативные потери в сетях, «признаваемые» департаментом по тарифам Новосибирской области, составляют порядка 14,5%, а фактические потери – 19%. Износ сетей растет быстрее, чем объем средств, вкладываемых в сети.
Такое состояние объектов коммунальной инфраструктуры свидетельствует о том, что аварийность в этой сфере будет только возрастать, если не предпринимать кардинальных мер по их реконструкции и модернизации.
Тарифы ЖКХ выросли на 700%
Система ежегодного регулирования тарифов увеличивает и так непосильную нагрузку на граждан – потребителей коммунальных услуг.
Тарифы растут темпами, превышающими инфляцию, а ситуация в коммунальном хозяйстве только усугубляется. Так, в 2011 году по сравнению с уровнем 2001 года, то есть за 10 лет, стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 7,7 раза, в то время как инфляция за тот же период – только в 2,6 раза.
По данным ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» на доведение тепловых сетей до нормативного уровня необходимо 50 млрд. рублей в ценах текущего года, то есть порядка 2 млрд. рублей в год в течение 25 лет. Рост тарифа на транспортировку тепловой энергии составит не менее 25% в год при условии включения инвестиционной составляющей в состав тарифа.
Это свидетельствует о том, что ежегодный рост тарифов не сможет решить проблему модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Ветхое жилье «забыли» посчитать
О серьезных проблемах в сфере ЖКХ говорил в своем выступлении на сессии и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Отвечая на вопрос депутатов Сергея Канунникова и Вячеслава Журавлева о том, почему обращение не адресовано и в федеральный центр, Василий Алексеевич привел в пример ситуацию с расселением ветхого жилья в регионе:
- Сегодня у нас в области 56 миллионов квадратных метров жилья. Много это, или мало? Думаю, что много. И сегодня в Новосибирской области есть проблемы, которые мы породили, сами того не ведая. Недавно я встречался с вице-премьером Дмитрием Козаком, обсуждал вопросы ветхого и аварийного жилья. Мы получили из федерального бюджета средства согласно 185 закону. По моим оценкам, это на 30-40% меньше, чем должны были получить. Только потому, что мы в надлежащие сроки не признали таковым ветхий и аварийный фонд. Наверное, это из-за того, что кто-то хотел красивой картины. А сегодня программы по расселению ветхого и аварийного жилья будут финансироваться из федерального бюджета, но только те дома, которые отнесены к данной категории до 1 января 2005 года. Представляете, какие проблемы вызвала системная ошибка! И причем тут Президент? Давайте сначала сами устраним ее, докажем, что мы профессионалы, а потом будем обращаться наверх.
Только в Новосибирске 1570 ветхих и аварийных домов. С 2000 года мы расселили всего 242. И это с учетом помощи из федерального бюджета! На 2013 год мы запланировали направить на эти цели из бюджета области 500 миллионов рублей, такую же сумму планирует выделить Новосибирск. Впервые такую сумму планируется направить на решение проблемы ветхого жилья. И вот эти действия позволят нам просить поддержки из федерального бюджета. Потому что расселить 1570 домов – это действительно серьезные объемы финансирования, порядка 30 миллиардов рублей.
Сколько платить за прохладную воду
- Еще одна проблема, с которой мы столкнулись – это приборы учета всех видов энергоресурсов, - продолжил губернатор. - У нас в области их установлено очень мало. Вот в маленькой Мордовии с маленьким бюджетом систему учета не только расходов, но и качества ресурсов внедряли девять лет. Там отслеживается все. Повышение напряжения, или температура горячей воды – сразу происходит автоматический пересчет стоимости. И они не переложили это на жителей, а вкладывали туда деньги из бюджета. Зато сегодня внедрение социальной нормы для них вообще не вопрос. Гражданин понимает – за качественную услугу он платит определенную сумму. За некачественную поставщик недополучает деньги, причем деньги приличные, до 30%. К этой модели нужно идти. Во многих регионах эта проблема уже решена, а вот мы отстали. Так что говорить, что истоки всех проблем на федеральном уровне – неправильно.
Выход есть?
В обращении к губернатору 16 предложений как исправить ситуации. Среди них разработка комплекса мероприятий и определение объема финансовых средств, необходимых для приведения объектов коммунального хозяйства в нормативное состояние. В том числе, депутаты предлагают разработать и утвердить долгосрочную целевую программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области на 2013- 2023 годы.
Кроме того, предлагается разработать систему мер, предусматривающих государственную поддержку создания и развития альтернативных источников тепло- и электроснабжения, в том числе меры, направленные на строительство станций, работающих в когенерационном режиме (вырабатывающих одновременно электро- и теплоэнергию, - прим. ред.); рассмотреть вопрос о необходимости установки приборов учета тепловой энергии на выводах станций за границами источников тепловой энергии на тепловых сетях.
Для регулирования роста тарифов депутаты считают необходимым предоставить возможность каждому потребителю жилищно-коммунальных услуг, в любое время ознакомиться с информацией о том, какие затраты и в каком объеме предусмотрела та или иная ресурсоснабжающая организация, управляющая компания при формировании тарифов. А также принять меры, направленные на ограничение роста тарифов на коммунальные услуги величиной равной «Уровень инфляции + инвестиционная составляющая в составе тарифа».
Подводя итоги обсуждения, губернатор отметил, что ситуация в сфере ЖКХ «еще не критическая, но уже близка к этому. Поэтому после принятия этого обращения мы проведем целый ряд совещаний с участием специалистов и разработаем меры по решению наиболее острых проблем. Мы уже сейчас прилагаем усилия, чтобы каждый отвечал за свою работу. И естественные монополисты, и управляющие компании, которые иногда занимаются не организацией системы управления и эффективного оказания услуг, а просто выкачиванием денег из народа. Нам сегодня нужно не дать таким компаниям возможности вести бизнес подобным способом.
И по ситуации на рынке по поставке энергоресурсов я полностью согласен. Сегодня я вижу очень большие стратегические риски. Некоторые компании на этом рынке являются практически монополистами. Нам нужно это разрушать. И здесь тоже уже есть идеи, как это сделать».
56 лет на капитальный ремонт
- Финансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного фонда в рамках Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» проблемы не решило, - рассказал представлявший доклад депутат Дмитрий Козловский. - За 2008-2011 годы в Новосибирской области было отремонтировано только 1063 дома, притом что количество домов со степенью износа от 66% до 70% составляет 14219. Таким образом, даже при условии сохранения объемов финансирования на уровне 2008-2011 годов потребовалось бы около 56 лет, чтобы привести эти дома в нормативное состояние. В настоящее время на капитальный ремонт домов в городе Новосибирске необходимо 40 млрд. рублей. С учетом того, что каждый год износ многоквартирных домов только увеличивается, проблема финансирования капитального ремонта сохранит свою чрезвычайную актуальность еще долгое время.
Рассматриваемый в Государственной Думе проект федерального закона априори подразумевает, что больше федерального финансирования не будет, взамен же предлагается механизм, который все проблемы по «недоремонту» жилищного фонда перекладывает на региональный уровень, а в последующем и вовсе на собственников жилья. С учетом перспективы введения единого налога на недвижимость, такая финансовая нагрузка станет непосильной для многих граждан.
Теплосети изношены до предела
По данным Министерства регионального развития Российской Федерации в среднем по России в текущем году физический износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства превышает 60 %.
Новосибирская область не является исключением. Так с 2005 года по 2010 год износ основных фондов в коммунальной сфере вырос с 47% до 53%, а по системе водоотведения и того больше: с 62% до 72%. При этом коэффициент обновления снизился с 10,8% в 2005 году до 3,5% в 2010 году.
По данным, предоставленным в Законодательное Собрание Новосибирской области соответствующими ресурсоснабжающими организациями, степень износа основных фондов составляет:
в ОАО «Сибирская энергетическая компания» - 59,12% (по состоянию на 1 января 2012 года);
в МУП г. Новосибирска «Горводоканал» - 70,6% (по состоянию на 1 июля 2012 года);
в ОАО «Региональные энергетические сети» - 61% (по состоянию на 1 июля 2012 года).
Износ по тепловым сетям ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» по состоянию на 1 января 2012 года оценивается на уровне 82,5%. Инвестиционная программа ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» «Развитие теплосетевого хозяйства города Новосибирска на период 2008-2011 годов» выполнена на 29,8% от плановой величины (по информации, предоставленной департаментом по тарифам Новосибирской области). Нормативные потери в сетях, «признаваемые» департаментом по тарифам Новосибирской области, составляют порядка 14,5%, а фактические потери – 19%. Износ сетей растет быстрее, чем объем средств, вкладываемых в сети.
Такое состояние объектов коммунальной инфраструктуры свидетельствует о том, что аварийность в этой сфере будет только возрастать, если не предпринимать кардинальных мер по их реконструкции и модернизации.
Тарифы ЖКХ выросли на 700%
Система ежегодного регулирования тарифов увеличивает и так непосильную нагрузку на граждан – потребителей коммунальных услуг.
Тарифы растут темпами, превышающими инфляцию, а ситуация в коммунальном хозяйстве только усугубляется. Так, в 2011 году по сравнению с уровнем 2001 года, то есть за 10 лет, стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла в 7,7 раза, в то время как инфляция за тот же период – только в 2,6 раза.
По данным ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» на доведение тепловых сетей до нормативного уровня необходимо 50 млрд. рублей в ценах текущего года, то есть порядка 2 млрд. рублей в год в течение 25 лет. Рост тарифа на транспортировку тепловой энергии составит не менее 25% в год при условии включения инвестиционной составляющей в состав тарифа.
Это свидетельствует о том, что ежегодный рост тарифов не сможет решить проблему модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Ветхое жилье «забыли» посчитать
О серьезных проблемах в сфере ЖКХ говорил в своем выступлении на сессии и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Отвечая на вопрос депутатов Сергея Канунникова и Вячеслава Журавлева о том, почему обращение не адресовано и в федеральный центр, Василий Алексеевич привел в пример ситуацию с расселением ветхого жилья в регионе:
- Сегодня у нас в области 56 миллионов квадратных метров жилья. Много это, или мало? Думаю, что много. И сегодня в Новосибирской области есть проблемы, которые мы породили, сами того не ведая. Недавно я встречался с вице-премьером Дмитрием Козаком, обсуждал вопросы ветхого и аварийного жилья. Мы получили из федерального бюджета средства согласно 185 закону. По моим оценкам, это на 30-40% меньше, чем должны были получить. Только потому, что мы в надлежащие сроки не признали таковым ветхий и аварийный фонд. Наверное, это из-за того, что кто-то хотел красивой картины. А сегодня программы по расселению ветхого и аварийного жилья будут финансироваться из федерального бюджета, но только те дома, которые отнесены к данной категории до 1 января 2005 года. Представляете, какие проблемы вызвала системная ошибка! И причем тут Президент? Давайте сначала сами устраним ее, докажем, что мы профессионалы, а потом будем обращаться наверх.
Только в Новосибирске 1570 ветхих и аварийных домов. С 2000 года мы расселили всего 242. И это с учетом помощи из федерального бюджета! На 2013 год мы запланировали направить на эти цели из бюджета области 500 миллионов рублей, такую же сумму планирует выделить Новосибирск. Впервые такую сумму планируется направить на решение проблемы ветхого жилья. И вот эти действия позволят нам просить поддержки из федерального бюджета. Потому что расселить 1570 домов – это действительно серьезные объемы финансирования, порядка 30 миллиардов рублей.
Сколько платить за прохладную воду
- Еще одна проблема, с которой мы столкнулись – это приборы учета всех видов энергоресурсов, - продолжил губернатор. - У нас в области их установлено очень мало. Вот в маленькой Мордовии с маленьким бюджетом систему учета не только расходов, но и качества ресурсов внедряли девять лет. Там отслеживается все. Повышение напряжения, или температура горячей воды – сразу происходит автоматический пересчет стоимости. И они не переложили это на жителей, а вкладывали туда деньги из бюджета. Зато сегодня внедрение социальной нормы для них вообще не вопрос. Гражданин понимает – за качественную услугу он платит определенную сумму. За некачественную поставщик недополучает деньги, причем деньги приличные, до 30%. К этой модели нужно идти. Во многих регионах эта проблема уже решена, а вот мы отстали. Так что говорить, что истоки всех проблем на федеральном уровне – неправильно.
Выход есть?
В обращении к губернатору 16 предложений как исправить ситуации. Среди них разработка комплекса мероприятий и определение объема финансовых средств, необходимых для приведения объектов коммунального хозяйства в нормативное состояние. В том числе, депутаты предлагают разработать и утвердить долгосрочную целевую программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области на 2013- 2023 годы.
Кроме того, предлагается разработать систему мер, предусматривающих государственную поддержку создания и развития альтернативных источников тепло- и электроснабжения, в том числе меры, направленные на строительство станций, работающих в когенерационном режиме (вырабатывающих одновременно электро- и теплоэнергию, - прим. ред.); рассмотреть вопрос о необходимости установки приборов учета тепловой энергии на выводах станций за границами источников тепловой энергии на тепловых сетях.
Для регулирования роста тарифов депутаты считают необходимым предоставить возможность каждому потребителю жилищно-коммунальных услуг, в любое время ознакомиться с информацией о том, какие затраты и в каком объеме предусмотрела та или иная ресурсоснабжающая организация, управляющая компания при формировании тарифов. А также принять меры, направленные на ограничение роста тарифов на коммунальные услуги величиной равной «Уровень инфляции + инвестиционная составляющая в составе тарифа».
Подводя итоги обсуждения, губернатор отметил, что ситуация в сфере ЖКХ «еще не критическая, но уже близка к этому. Поэтому после принятия этого обращения мы проведем целый ряд совещаний с участием специалистов и разработаем меры по решению наиболее острых проблем. Мы уже сейчас прилагаем усилия, чтобы каждый отвечал за свою работу. И естественные монополисты, и управляющие компании, которые иногда занимаются не организацией системы управления и эффективного оказания услуг, а просто выкачиванием денег из народа. Нам сегодня нужно не дать таким компаниям возможности вести бизнес подобным способом.
И по ситуации на рынке по поставке энергоресурсов я полностью согласен. Сегодня я вижу очень большие стратегические риски. Некоторые компании на этом рынке являются практически монополистами. Нам нужно это разрушать. И здесь тоже уже есть идеи, как это сделать».