В чем Пермь и Новосибирск серьезно отличаются, так это в подходах к решению транспортных проблем. Новосибирск – город с, наверное, самыми широкими дорогами в России. Главред «Татлина» Эд Кубенский удивлялся, помню, семи полосам в одном направлении в Нске на пл. Ленина (из которых четыре служат для поворота налево). В Перми большинство улиц – четырехполоски (две полосы в каждом направлении), а пробок гораздо меньше. Есть, конечно, особенно на вылетных направлениях из центра, но с Нскими не сравнить. Почему? Дело, скорее всего, в структуре улично-дорожной сети, которая образует хорошо связанную структуру. В Новосибирске тоже есть потенциал для развития изначально заложенной в планировку квартальной структуры, но по-прежнему делается ставка на развитие магистральных улиц, которые не справляются с потоком, и не происходит развития сети более низкого ранга.
И на мостах пробки также не сравнить. Единственный в центральной части 4-полосный Камский мост справляется с трафиком куда лучше чем два 6-полосных новосибирских. Когда полтора года назад я показывал Нск главному архитектору Перми Олегу Горюнову, и мы, пытаясь подъехать к набережной, уперлись в примерно 4-километровый хвост пробки, ведущей на Коммунальный мост, Олег сказал: вот что надо показывать сторонникам застройки Камской долины.
Зато загородных пробок, таких как под Лобаново на Екатеринбургской трассе, под Новосибирском не бывает. Правда там уже достраивают обход, так что, надеюсь, скоро сия перманентно существующая пробка канет в лету.
Ну а по общественному транспорту Пермь выигрывает у Нска и по очкам, и нокаутом. Единственный нормально работающий вид транспорта в Нске – метро. В Перми метро нет, но зато с остальными видами общественного транспорта ситуация гораздо лучше Нской. В Новосибирске уехать на наземном общественном транспорте после 21.00 практически нереально. В Перми городской транспорт стабильно ходит до полуночи.
Абсолютное большинство трамваев в Нске – убитые напрочь КТМ-5 советских времен, есть пара ленинградцев выпуска 90-х гг., несколько модернизированных своми силами КТМ-5, несколько КТМ-19 и два купленных в прошлом году трамвая: 1 полунизкопольный КТМ-23 и 1 белорусский АКСМ на тележках от старого КТМ-5.
В Перми в прошлом году было куплено 45 полунизкопольных КТМ-23, но и до этого активно покупали трамваи: есть дюжина КТМ-19 и дюжина АКСМ. Старые трамваи тоже поновее новосибирских, много КТМ-8 выпуска начала 90-х, и все старые трамваи не столь убитые, как в Нске.
А еще в Новосибирске в чудовищном состоянии контактная сеть и пути. Состояние сети таково, что почти все трамваи ходят с бугелем, а не с пантографом. И пути продолжают снимать. Одновременно с пуском станции метро «Березовая Роща» сняли трамвай, который вел к ней – хотя это была возможность загрузить его и сделать рентабельным в правобережье.
Троллейбус в Новосибирске чувствует себя получше, чем трамвай. Основу парка составляют ЗиУ, но есть также довольно много «Оптим» и СТ (модернизированные ЗиУ). Все троллейбусы высокопольные, за исключением единственного «Мкгаполиса», прибывшего недавно в город на испытания. Два СТ в городе инновационные, могут опускать рога и проезжать на аккумуляторах до 30 и до 60 километров. Ходят они по абсолютно пустому маршруту в аэропорт с интервалом часа в полтора.
В Перми в позапрошлом году купили 45 низкопольных «Мегаполисов», в единственном числе представлены «Оптима» и низкопольный белорусский АКСМ. ЗиУ пока еще много. По генплану количество троллейбусных линий должно быть сокращено: приоритет отдается развитию трамвая и троллейбусные линии, дублирующие трамвайные, будут сниматься.
Автобусы в Новосибирске есть и частные, и муниципальные; число последних неуклонно сокращается. Еще несколько лет назад по городу бегали сплошь ПАЗики и ГАЗели, но, под давлением мэрии, ПАЗики заменили на ЛиАЗы, НефАЗы и МАЗы, в основном высокопольные. И еще китайцев понакупали. ГАЗели потихоньку меняют на форды, пежо и рено, но и ПАЗиков пока хватает, особенно на маршрутах, формально считающихся пригородными.
В Перми все автобусы частные, за исключением десятка ЛиАЗов, затесавшихся в троллейбусном парке. Большинство – немецкий секонд-хенд, средний возраст 12 лет. Низкопольных из них примерно треть-половина. Десятилетний немец почему-то оказывается лучше нового российского автобуса.
ПАЗиков почти нет, и, что удивительно для российских городов – почти нет маршруток-микроавтобусов – Газелей-Фордов и всяких исудзу-хундаев-богданов. Много низкопольных МАЗов, ЛиАЗы и НефАЗы присутствуют в небольшом количестве, причем часть из них тоже незкопольники. Автобусы ходят по расписанию, очень четко (например, 14-й маршрут, которым я регулярно пользуюсь, ждать приходится не более 5-7 минут).
Число поездок на машине я сократил в полтора-два раза по сравнению с Новосибирском, а всего проехал за год около 10 тыс. км (из них 6 тыс. км это перегоны Нск-Пермь-Нск-Пермь). В Нске накручивал за год по 20 тысяч.
Сейчас привез велик с дачи, тестирую пермскую велоинфраструктуру. Тут сравнивать нечего: в Новосибирске велоинфраструктуры попросту нет.
И на мостах пробки также не сравнить. Единственный в центральной части 4-полосный Камский мост справляется с трафиком куда лучше чем два 6-полосных новосибирских. Когда полтора года назад я показывал Нск главному архитектору Перми Олегу Горюнову, и мы, пытаясь подъехать к набережной, уперлись в примерно 4-километровый хвост пробки, ведущей на Коммунальный мост, Олег сказал: вот что надо показывать сторонникам застройки Камской долины.
Зато загородных пробок, таких как под Лобаново на Екатеринбургской трассе, под Новосибирском не бывает. Правда там уже достраивают обход, так что, надеюсь, скоро сия перманентно существующая пробка канет в лету.
Ну а по общественному транспорту Пермь выигрывает у Нска и по очкам, и нокаутом. Единственный нормально работающий вид транспорта в Нске – метро. В Перми метро нет, но зато с остальными видами общественного транспорта ситуация гораздо лучше Нской. В Новосибирске уехать на наземном общественном транспорте после 21.00 практически нереально. В Перми городской транспорт стабильно ходит до полуночи.
Абсолютное большинство трамваев в Нске – убитые напрочь КТМ-5 советских времен, есть пара ленинградцев выпуска 90-х гг., несколько модернизированных своми силами КТМ-5, несколько КТМ-19 и два купленных в прошлом году трамвая: 1 полунизкопольный КТМ-23 и 1 белорусский АКСМ на тележках от старого КТМ-5.
В Перми в прошлом году было куплено 45 полунизкопольных КТМ-23, но и до этого активно покупали трамваи: есть дюжина КТМ-19 и дюжина АКСМ. Старые трамваи тоже поновее новосибирских, много КТМ-8 выпуска начала 90-х, и все старые трамваи не столь убитые, как в Нске.
А еще в Новосибирске в чудовищном состоянии контактная сеть и пути. Состояние сети таково, что почти все трамваи ходят с бугелем, а не с пантографом. И пути продолжают снимать. Одновременно с пуском станции метро «Березовая Роща» сняли трамвай, который вел к ней – хотя это была возможность загрузить его и сделать рентабельным в правобережье.
Троллейбус в Новосибирске чувствует себя получше, чем трамвай. Основу парка составляют ЗиУ, но есть также довольно много «Оптим» и СТ (модернизированные ЗиУ). Все троллейбусы высокопольные, за исключением единственного «Мкгаполиса», прибывшего недавно в город на испытания. Два СТ в городе инновационные, могут опускать рога и проезжать на аккумуляторах до 30 и до 60 километров. Ходят они по абсолютно пустому маршруту в аэропорт с интервалом часа в полтора.
В Перми в позапрошлом году купили 45 низкопольных «Мегаполисов», в единственном числе представлены «Оптима» и низкопольный белорусский АКСМ. ЗиУ пока еще много. По генплану количество троллейбусных линий должно быть сокращено: приоритет отдается развитию трамвая и троллейбусные линии, дублирующие трамвайные, будут сниматься.
Автобусы в Новосибирске есть и частные, и муниципальные; число последних неуклонно сокращается. Еще несколько лет назад по городу бегали сплошь ПАЗики и ГАЗели, но, под давлением мэрии, ПАЗики заменили на ЛиАЗы, НефАЗы и МАЗы, в основном высокопольные. И еще китайцев понакупали. ГАЗели потихоньку меняют на форды, пежо и рено, но и ПАЗиков пока хватает, особенно на маршрутах, формально считающихся пригородными.
В Перми все автобусы частные, за исключением десятка ЛиАЗов, затесавшихся в троллейбусном парке. Большинство – немецкий секонд-хенд, средний возраст 12 лет. Низкопольных из них примерно треть-половина. Десятилетний немец почему-то оказывается лучше нового российского автобуса.
ПАЗиков почти нет, и, что удивительно для российских городов – почти нет маршруток-микроавтобусов – Газелей-Фордов и всяких исудзу-хундаев-богданов. Много низкопольных МАЗов, ЛиАЗы и НефАЗы присутствуют в небольшом количестве, причем часть из них тоже незкопольники. Автобусы ходят по расписанию, очень четко (например, 14-й маршрут, которым я регулярно пользуюсь, ждать приходится не более 5-7 минут).
Число поездок на машине я сократил в полтора-два раза по сравнению с Новосибирском, а всего проехал за год около 10 тыс. км (из них 6 тыс. км это перегоны Нск-Пермь-Нск-Пермь). В Нске накручивал за год по 20 тысяч.
Сейчас привез велик с дачи, тестирую пермскую велоинфраструктуру. Тут сравнивать нечего: в Новосибирске велоинфраструктуры попросту нет.