Евгений Шабунин, исследователь истории Новосибирской епархии, автор книги «Храмы Новосибирска», рассказал в гостиной «Новосибирские истории» Музея города Новосибирска о неординарных поступках и привычках жен и сестер священников Новониколаевска:
- В 1913 году отец Александр Васильев и его жена Серафима Ивановна приехали в Новониколаевск. Отец Александр становится настоятелем церкви Покрова святой Богородицы и служит в этой церкви вплоть до ареста в 1933 году. Через несколько дней после ареста он умирает от остановки сердца, поскольку был он был в преклонных годах и не смог выдержать допросов. По правилам НКВД, тело того кто умирает или кого расстреливают в застенках родственникам не выдается, но Серафима Ивановна идет на отчаянный шаг. Она собирала все украшения, свои и родственников, выкупила за эти драгоценности тело своего мужа и похоронила около Успенской церкви на Березовой роще. Сохранились даже архивные документы о том, что возле Успенской церкви захоронено несколько священников, в том числе и отец Александр Васильев.
Особую преданность и верность проявила жена Григория Солодилова, протодьякона Вознесенского кафедрального собора. Екатерина Солодилова была родом из дворянской семьи. Ей предлагалось выйти замуж за офицера, дворянина, но она сказала: «Нет, я люблю своего Григория и буду всегда с ним». Свои слова она сдержала: после ареста Григория в 1937 году, она больше замуж не выходила и только спустя 10 лет она получила свидетельство о смерти мужа, в котором было записано, что он умер от сердечного приступа, хотя никогда не жаловался на боли в сердце. До самой своей смерти (60-е годы) Екатерина сохранила элегантные манеры и будучи пожилой женщиной, могла одеть то самое платье в котором она в молодости первый раз вышла к тогда еще жениху, семинаристу Григорию Солодилову.
Уникальным человеком была родная сестра управляющего новосибирской епархией (с 1943 по 1956 год) митрополита владыки Варфоломея. Мария Дмитриевна Городцева была путешественником-этнографом, объездила почти весь мир. Мария с 1918 года преподавала в Париже и до 1940 года возглавляла кафедру русского языка в Сорбонне. В 1948 году она приехала к своему брату в Новосибирск. Как она сказала: «Жить заграницей хорошо, но умирать я буду в России, на родной земле». Со своей сестрой, как вспоминают очевидцы, владыка Варфоломей всегда говорил только по-французски. Пребывание во Франции сказалось на манере Марии Дмитриевны одеваться. Конечно, как сестра архиерея и как дочь священника она было глубоко верующим человеком, но до самой смерти следила за своей внешностью, оставалась женщиной с французским шармом и никогда не выходила из дома, не надев туфли на высокой шпильке.
Евгений Шабунин, исследователь истории Новосибирской епархии, автор книги «Храмы Новосибирска», рассказал в гостиной «Новосибирские истории» Музея города Новосибирска о неординарных поступках и привычках жен и сестер священников Новониколаевска:
- В 1913 году отец Александр Васильев и его жена Серафима Ивановна приехали в Новониколаевск. Отец Александр становится настоятелем церкви Покрова святой Богородицы и служит в этой церкви вплоть до ареста в 1933 году. Через несколько дней после ареста он умирает от остановки сердца, поскольку был он был в преклонных годах и не смог выдержать допросов. По правилам НКВД, тело того кто умирает или кого расстреливают в застенках родственникам не выдается, но Серафима Ивановна идет на отчаянный шаг. Она собирала все украшения, свои и родственников, выкупила за эти драгоценности тело своего мужа и похоронила около Успенской церкви на Березовой роще. Сохранились даже архивные документы о том, что возле Успенской церкви захоронено несколько священников, в том числе и отец Александр Васильев.
Особую преданность и верность проявила жена Григория Солодилова, протодьякона Вознесенского кафедрального собора. Екатерина Солодилова была родом из дворянской семьи. Ей предлагалось выйти замуж за офицера, дворянина, но она сказала: «Нет, я люблю своего Григория и буду всегда с ним». Свои слова она сдержала: после ареста Григория в 1937 году, она больше замуж не выходила и только спустя 10 лет она получила свидетельство о смерти мужа, в котором было записано, что он умер от сердечного приступа, хотя никогда не жаловался на боли в сердце. До самой своей смерти (60-е годы) Екатерина сохранила элегантные манеры и будучи пожилой женщиной, могла одеть то самое платье в котором она в молодости первый раз вышла к тогда еще жениху, семинаристу Григорию Солодилову.
Уникальным человеком была родная сестра управляющего новосибирской епархией (с 1943 по 1956 год) митрополита владыки Варфоломея. Мария Дмитриевна Городцева была путешественником-этнографом, объездила почти весь мир. Мария с 1918 года преподавала в Париже и до 1940 года возглавляла кафедру русского языка в Сорбонне. В 1948 году она приехала к своему брату в Новосибирск. Как она сказала: «Жить заграницей хорошо, но умирать я буду в России, на родной земле». Со своей сестрой, как вспоминают очевидцы, владыка Варфоломей всегда говорил только по-французски. Пребывание во Франции сказалось на манере Марии Дмитриевны одеваться. Конечно, как сестра архиерея и как дочь священника она было глубоко верующим человеком, но до самой смерти следила за своей внешностью, оставалась женщиной с французским шармом и никогда не выходила из дома, не надев туфли на высокой шпильке. Сестра новосибирского митрополита Варфоломея до самой смерти носила туфли на шпильке