Лента новостей

Все новости

Популярное

Как бороться с сосульками знали еще 200 лет назад. Сейчас - разучились

 

Обычно в случившемся обвиняются дворники, управляющие домами и другие коммунальные службы. Стали популярны следующие предупредительные «лозунги»: «Внимание! Опасная зона! Возможен сход снега и сосулек с крыши дома!» Резонное предупреждение, не исключающее, однако, необходимость опасаться ходить у стен домов и надеяться, что соответствующие ответственные смотрители зданий сбросят « возможно сходящий снег и сосульки с крыш дома»! Но это, можно сказать, «лечение хронической болезни». Не плохо бы поискать и применить профилактические мероприятия, снижающие возможность образования на крышах «ледниковых залежей», вместо того, чтобы обсуждать только способы: «Как сбивать сосульки? Ломами, пешнями или спецоборудованием? «Чем у честных и знающих людей спросить, аль выслушать разумного совета» (И.А. Крылов). Тот, кто давно причастен к эксплуатации зданий, знает, что надо принимать меры, максимально устраняющие причины таяния снега на крыше! Во-первых, поверхность кровли должна быть холодной, температура на чердаках не должна быть выше наружного воздуха! Мы забыли, для чего делаются слуховые окна! А это – важнейшая конструкция любого здания! Вспомним древнюю историю появления слуховых окон, рассказанную инженером Б. Воробьевым в интернете (Окна плотника Слухова. Комментарии: LiveInternet-Российский Сервис Онлайн-Дневников): «В 1815 году, русская армия, разгромившая войска Наполеона, вступила в Париж. Пришло время возвращения солдат на родину, поэтому в Москве было решено построить большое здание, в котором должна состояться церемония встречи победителей с императором Александром I . «Осенью1817 года в том здании были установлены деревянные фермы пролётом 21 саженя (44,86 метра), покрыта крыша и подшит потолок; началась отделка Для ускорения работ строители устроили там много печей-времянок, чтобы скорее высушить стены. Но случилось непредвиденное – отлично рассчитанные деревянные фермы начали коробиться, а крыша – вспучиваться. Что делать? Для исправления случившегося предложил свои услуги артельщик плотников, работавших на строительстве здания, Алексей Слухов. Он вместе с артелью брался исправить дефекты «за три рубля платиновой чеканки». Предложение его поначалу отвергли, а время шло, но никто не мог предложить ничего, кроме разборки практически готового здания и исправления гнутых ферм. И когда до возвращения победителей в Москву оставалось около суток, решено было передать это дело артели Слухова. Плотники в нескольких местах вырезали доски, из которых сделана подшивка потолка, а над отверстиями на крыше соорудили окна, которые способствовали вентиляции чердачного пространства. На глазах у удивленных зрителей фермы начали выправляться, а потолок – возвращаться в горизонтальное положение. Слухов сообразил, что чердачное помещение между потолком и дощатой обшивкой крыши было герметичным, чему способствовала надежная закупорка его штукатуркой и краской. Печи, нагреваясь, заставили воздух в закупоренном чердаке, расшириться, из-за чего обшивка вспучилась, фермы изогнулись. С тех пор чердачные окна стали называться «слуховские», впоследствии это слово трансформировалось в «слуховые». Здание же, благодаря которому прославился Слухов, и сегодня украшает Москву – это знаменитый Манеж, построенный по проекту архитектора Августина Бетанкура». Вряд ли Слухов «изобрел» слуховые окна. Использовал, да! Эти окна существовали и до него. Например, парижские люкарны. (Люкарна (франц.lucarne) – оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. Сов. Энц. Словарь, м.1980) «Слуховые окна и поныне несут свою службу, она стала даже более разносторонней. Они служат для того, чтобы можно было выбраться из чердачного помещения на крышу для её осмотра и ремонта, обеспечивают освещение чердака и его вентиляцию, не позволяя застаиваться влажному воздуху». Заодно, окна охлаждают кровлю и препятствуют таянию на ней снега, поэтому можно считать глупостью заделывание их «наглухо». Теперь – местный пример на эту тему. Большой органный зал Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. При строительстве пристройки к основному корпусу, примыкание кровли сделали так, что образовался «карман», где каждую зиму скапливалось до 10 кубометров снега. Каждый год этот снег со льдом пытались убрать, невольно повреждая кровлю ломами и лопатами. Представьте полный зал зрителей. Более 100 человек своим дыханием нагревают чердачное пространство и снег начинает таять. На сцене у исполнителя «пиано» (ит. Piano - тихо), и вдруг почти с тридцатиметровой высоты падает талая капля в таз, предусмотрительно поставленный администратором зала Аллой Кирилловной. «Аккомпанемент» выходил потрясающий. А если бы в это время проходил концерт Святослава Рихтера? Можно было сойти с ума! Уговорили ректора потратиться на реконструкцию кровли. Накрыли зал холодным вентилируемым чердаком. Вот и всё! Проблема снята. Снег с кровли легко (если вовремя, до оттепели) сметается метлой. На протяжении последних 20 лет Большой зал консерватории считается лучшим концертным залом города. Вторая проблема – бессмысленное «отопление» чердаков. Какому-то умнику пришла в голову идея при проектировании так называемых «хрущёвок» (серия 447) верхнюю разводку отопления всего здания расположить на чердаке. Идея распространилась уже на все новостройки. Конечно, имелось в виду, что трубы будут тщательно теплоизолированы. Наивное предположение. Поднимитесь на чердак дома, у которого висят сосульки, и вы с гарантией обнаружите голые трубы, отапливающие белый свет. Всё по программе контрэкономии энергоресурсов. Бесспорно, необходимо или капитально утеплять перекрытие верхнего этажа, или помещать трубы в утепленные короба, но самое рациональное – спустить всю верхнюю разводку под потолок чердачного перекрытия. Во-первых – изолируется чердак. Во-вторых – нет потерь тепла, не греется весь чердак, а верхний этаж мог бы обогреваться этой разводкой. В той же консерватории идея реконструкции системы отопления обсуждалась долго. Все трубы верхней разводки на чердаке северной пристройки, бывшем общежитии оказались голыми. Но идеи не осуществились при новом капиталистическом строе. Так и повисли сосульки на фасадах консерватории.
Обычно в случившемся обвиняются дворники, управляющие домами и другие коммунальные службы. Стали популярны следующие предупредительные «лозунги»: «Внимание! Опасная зона! Возможен сход снега и сосулек с крыши дома!» Резонное предупреждение, не исключающее, однако, необходимость опасаться ходить у стен домов и надеяться, что соответствующие ответственные смотрители зданий сбросят « возможно сходящий снег и сосульки с крыш дома»! Но это, можно сказать, «лечение хронической болезни». Не плохо бы поискать и применить профилактические мероприятия, снижающие возможность образования на крышах «ледниковых залежей», вместо того, чтобы обсуждать только способы: «Как сбивать сосульки? Ломами, пешнями или спецоборудованием? «Чем у честных и знающих людей спросить, аль выслушать разумного совета» (И.А. Крылов). Тот, кто давно причастен к эксплуатации зданий, знает, что надо принимать меры, максимально устраняющие причины таяния снега на крыше! Во-первых, поверхность кровли должна быть холодной, температура на чердаках не должна быть выше наружного воздуха! Мы забыли, для чего делаются слуховые окна! А это – важнейшая конструкция любого здания! Вспомним древнюю историю появления слуховых окон, рассказанную инженером Б. Воробьевым в интернете (Окна плотника Слухова. Комментарии: LiveInternet-Российский Сервис Онлайн-Дневников): «В 1815 году, русская армия, разгромившая войска Наполеона, вступила в Париж. Пришло время возвращения солдат на родину, поэтому в Москве было решено построить большое здание, в котором должна состояться церемония встречи победителей с императором Александром I . «Осенью1817 года в том здании были установлены деревянные фермы пролётом 21 саженя (44,86 метра), покрыта крыша и подшит потолок; началась отделка Для ускорения работ строители устроили там много печей-времянок, чтобы скорее высушить стены. Но случилось непредвиденное – отлично рассчитанные деревянные фермы начали коробиться, а крыша – вспучиваться. Что делать? Для исправления случившегося предложил свои услуги артельщик плотников, работавших на строительстве здания, Алексей Слухов. Он вместе с артелью брался исправить дефекты «за три рубля платиновой чеканки». Предложение его поначалу отвергли, а время шло, но никто не мог предложить ничего, кроме разборки практически готового здания и исправления гнутых ферм. И когда до возвращения победителей в Москву оставалось около суток, решено было передать это дело артели Слухова. Плотники в нескольких местах вырезали доски, из которых сделана подшивка потолка, а над отверстиями на крыше соорудили окна, которые способствовали вентиляции чердачного пространства. На глазах у удивленных зрителей фермы начали выправляться, а потолок – возвращаться в горизонтальное положение. Слухов сообразил, что чердачное помещение между потолком и дощатой обшивкой крыши было герметичным, чему способствовала надежная закупорка его штукатуркой и краской. Печи, нагреваясь, заставили воздух в закупоренном чердаке, расшириться, из-за чего обшивка вспучилась, фермы изогнулись. С тех пор чердачные окна стали называться «слуховские», впоследствии это слово трансформировалось в «слуховые». Здание же, благодаря которому прославился Слухов, и сегодня украшает Москву – это знаменитый Манеж, построенный по проекту архитектора Августина Бетанкура». Вряд ли Слухов «изобрел» слуховые окна. Использовал, да! Эти окна существовали и до него. Например, парижские люкарны. (Люкарна (франц.lucarne) – оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. Сов. Энц. Словарь, м.1980) «Слуховые окна и поныне несут свою службу, она стала даже более разносторонней. Они служат для того, чтобы можно было выбраться из чердачного помещения на крышу для её осмотра и ремонта, обеспечивают освещение чердака и его вентиляцию, не позволяя застаиваться влажному воздуху». Заодно, окна охлаждают кровлю и препятствуют таянию на ней снега, поэтому можно считать глупостью заделывание их «наглухо». Теперь – местный пример на эту тему. Большой органный зал Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки. При строительстве пристройки к основному корпусу, примыкание кровли сделали так, что образовался «карман», где каждую зиму скапливалось до 10 кубометров снега. Каждый год этот снег со льдом пытались убрать, невольно повреждая кровлю ломами и лопатами. Представьте полный зал зрителей. Более 100 человек своим дыханием нагревают чердачное пространство и снег начинает таять. На сцене у исполнителя «пиано» (ит. Piano - тихо), и вдруг почти с тридцатиметровой высоты падает талая капля в таз, предусмотрительно поставленный администратором зала Аллой Кирилловной. «Аккомпанемент» выходил потрясающий. А если бы в это время проходил концерт Святослава Рихтера? Можно было сойти с ума! Уговорили ректора потратиться на реконструкцию кровли. Накрыли зал холодным вентилируемым чердаком. Вот и всё! Проблема снята. Снег с кровли легко (если вовремя, до оттепели) сметается метлой. На протяжении последних 20 лет Большой зал консерватории считается лучшим концертным залом города. Вторая проблема – бессмысленное «отопление» чердаков. Какому-то умнику пришла в голову идея при проектировании так называемых «хрущёвок» (серия 447) верхнюю разводку отопления всего здания расположить на чердаке. Идея распространилась уже на все новостройки. Конечно, имелось в виду, что трубы будут тщательно теплоизолированы. Наивное предположение. Поднимитесь на чердак дома, у которого висят сосульки, и вы с гарантией обнаружите голые трубы, отапливающие белый свет. Всё по программе контрэкономии энергоресурсов. Бесспорно, необходимо или капитально утеплять перекрытие верхнего этажа, или помещать трубы в утепленные короба, но самое рациональное – спустить всю верхнюю разводку под потолок чердачного перекрытия. Во-первых – изолируется чердак. Во-вторых – нет потерь тепла, не греется весь чердак, а верхний этаж мог бы обогреваться этой разводкой. В той же консерватории идея реконструкции системы отопления обсуждалась долго. Все трубы верхней разводки на чердаке северной пристройки, бывшем общежитии оказались голыми. Но идеи не осуществились при новом капиталистическом строе. Так и повисли сосульки на фасадах консерватории.