Согласно распоряжению губернатора от 17 февраля 2011 года, Елена Гамарник уволена «на основании обращения Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков от 19 января 2011 года и решения комиссии УФАС по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» с 18 февраля 2011 года «за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного решения антимонопольного органа».
- 15 января текущего года я была вызвана губернатором, где мне было сказано «напишите заявление по собственному желанию, потому что вы заворовались», - рассказала Елена Гамарник. - Я ответила, что все высказанные претензии в мой адрес совершенно необоснованные. 17 февраля текущего года губернатор подписал распоряжение о моем увольнении с 18 февраля. За однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. 17 февраля я находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В тот же самый день, как меня уволили, было подписано распоряжение о назначении на должность исполняющего обязанности генерального директора областного фонда обязательного медицинского страхования Елены Рубан. Если по сути увольнения, то причина следующая: решение федеральной антимонопольной службы от сентября 2010 года было таково – не допускать необоснованного отказа заключения договора со страховой компанией «Сибирский Спас-Мед», при наличии у последней застрахованных лиц, и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи с лечебными учреждениями. В то же время, согласно типовым правилам обязательного медицинского страхования, которые были утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и постановлением правительства НСО, данное условие звучит несколько иначе: территориальные органы МС не имеют права отказывать в заключение договоров со страховыми компаниями, если есть застрахованные и есть договоры с лечебными учреждениями, которые оказывают территориальную программу в полном объеме. Территориальная компания «Спас-Мед» имела лишь два заключенных договора с лечебными учреждениями. Это - областная клиническая больница и областной кардиодиспансер. Все вы знаете, что эти два учреждения которые оказывают специализированную медицинскую помощь. И, несмотря на то, что у них в лицензии имеется амбулаторная помощь, у них нет первичного звена и нет первичной медико-санитарной помощи, которая является основой основ всей медицинской помощи. Ведь именно терапевт – участковый и педиатр-участковый должен прикреплять к себе жителей для оказания медицинской помощи. Либо сам, либо путем направления к другим специалистам – так установлено законодательством РФ, обеспечивает им оказание медицинской помощи в полном объеме, в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
После вынесения данного решения антимонопольной службы страховая компания «Спас-Мед» повторно подает документы на подписание договора. На что мы им доступно, и в письменном виде излагаем, что присланный пакет документов не соответствует требованиям. Необходимо уточнить все, исправить и предоставить на подписание. А страховая компания подает иск в Арбитражный суд.
Первое заседание Арбитражного суда было 13 декабря. Затем еще два заседания суда. Суд не принял решение пока по данному вопросу. Очередное заседание назначено на 28 февраля. И возникает ситуация, когда истец и ответчик – это одно и то же лицо. А именно – госпожа Рубан. То есть, как дальше будет идти суд, я пока не могу сказать.
Елена Гамарник сказала несколько слов и о конкуренции страховых организаций, которые работают на рынке ОМС на территории Новосибирской области.
- Администрация Новосибирской области каждый год проводила конкурс на страхование неработающего населения. В 2008 году был последний конкурс, где, среди прочих претендентов на участие была и страховая компания «Сибирский Спас-Мед». Подчеркиваю, это не фонд проводил, это проводила администрация области, и в составе комиссии были как представители антимонопольной службы, так и представители в основном администрации области, и один представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования. Так вот, эта конкурсная комиссия «Сибирский Спас-Мед» отклонила от участия в конкурсе, потому что у нее не было лицензии на право заниматься обязательным медицинским страхованием на территории Новосибирской области. Это что касается неработающего населения. Что касается работающего населения, то здесь каждый руководитель предприятия (особенно это крупные предприятия) ежегодно проводят конкурсы на страхование своих сотрудников. Так вот, в этих конкурсах «Сибирский Спас-Мед» не только не побеждал, но даже не участвовал. У меня возникает вполне логичный вопрос: почему нельзя было зайти на рынок ОМС законными способами? Путем участия в конкурсах победы в них? Ну и о потенциале самой страховой компании «Сибирский Спас-Мед». Это компания, которая имеет застрахованных 158 человек. Я не хочу сказать, что это не та цифра, о которой имеет смысл говорить. Наоборот, даже новый закон об ОМС , который вступил в силу с 1 января текущего года, говорит о том, что каждый человек имеет право сам выбирать себе страховую компанию.
Что касается заявлений, что через фонд проходят колоссальные деньги, и никто за все это время ни разу их не проверил, это совершенная неправда. Потому что в соответствии с бюджетным законодательством, бюджетным кодексом РФ, все территориальные фонды без исключения дважды в год проверяются контрольно-счетной палатой каждого субъекта. Это когда готовится закон на очередной финансовый год, и когда готовится отчет об исполнении бюджета за предыдущий год. Дважды в год проверка! Мы не доверяем счетной палате области? Каждые три года все территориальные фонды подвергаются проверке со стороны Федерального фонда. Кроме того, территориальное управление Росфиннадзора каждые три года по заданию Минфина РФ проверяет все территориальные фонды. И практически ежегодно осуществляются проверки целевого использования средств.
Так же журналистами неоднократно задавался вопрос: сколько Фонд тратит «на себя». Так вот, в соответствии с постановлением правительства РФ, норматив устанавливается 143 рубля на одного жителя того субъекта, где существует эта система обязательного медицинского страхования. У нас этот норматив – 57 рублей. То есть в два с половиной раза меньше, чем норматив, который определен правительством. Поэтому, несмотря на тот незначительный объем средств, который выделяется на содержание системы, с моей точки зрения, в Новосибирской области система обязательного медицинского страхования все эти годы функционировала очень эффективно.
В открытом письме, размещенном на сайте ФОМС, сказано, что с ноября 2010 года органами исполнительной власти в сфере здравоохранения НСО проводится политика намеренной дискредитации деятельности ФОМС и его руководства. Так кому же понадобилось «дискредитировать» ФОМС?
- Ни один вопрос, который выносился фондом в министерство здравоохранения НСО, не принимался и не рассматривался, - пояснила Елена Гамарник. - Была целая подборка писем о тех первоочередных вопросах, которые надо решать. Первое – это с изменением способов оплаты медицинской помощи, оказанной в лечебных учреждениях, перевод на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинического звена, повышение эффективности использования средств в медицинских учреждениях, которые идут на такие статьи затрат, как приобретение лекарственных средств и медикаменты. Предложение о создании комиссии по согласованию тарифов. Потому что в связи с частой сменой правительства, законодательного собрания, министра здравоохранения, люди выходили из правления, из комиссии по согласованию тарифов, а новые члены не вводились. И не было кворума, чтобы эти заседания проводить и принимать какие-то решения. Ни одно наше предложение не получило ответа из министерства здравоохранения. Коллектив посчитал, что это дискредитация деятельности фонда. И логическое завершение всей этой ситуации – ситуация связанная с моим увольнением. Наверное, этого и добивались с ноября.
А ответом на открытое письмо коллектива стал ответ губернатора тому же самому коллективу, где причина моего увольнения была изложена, как ограничение перечня лечебных учреждений, которые работают в системе ОМС. Что там нет федеральных клиник, ведомственных учреждений, медицинских учреждений. Причиной увольнения стало, оказывается, по словам губернатора, недопущение отдельно взятых страховых медицинских организаций. Причем, речь идет об одной компании.
Связь между госпожой Рубан и компанией «Сибирский Спас», по словам Елены Гамарник прямая: госпожа Рубан была директором компании «Сибирский Спас-Мед». И опять же, по словам Гамарник, в настоящее время эта компания рассылает в лечебные учреждения договоры на оказание медицинской помощи между страховой компанией и лечебными учреждениями, и там прикладывается доверенность руководителю сибирского филиала, выданная той же самой Рубан, которая в настоящий момент является исполняющей обязанности директора фонда.
По словам Елены Гамарник, сегодня она подала исковое заявление в суд. И требование искового заявления – восстановиться в должности.
- Нет причинно-следственной связи между нарушением антимонопольного законодательства и трудовыми обязанностями,- говорит Елена Гомарник. – За нарушение антимонопольного законодательства существуют административные нарушения – штрафы и прочее.
Ответчиком, по словам Гамарник, выступает правительство Новосибирской области.
Интересная информация: по словам Елены Гамарник на 2011 год бюджет Фонда принят в объеме 9 миллиардов рублей. Дополнительно за счет программы модернизации через фонд пойдет еще 3.5 миллиарда рублей в 2011 году, и столько же в 2012 году. Одноканальное финансирование приводит к тому, что также через фонд пойдут дополнительные средства – в объеме 2.5 миллиардов рублей. Если добавить скорую помощь и высокотехнологичную – еще больше. У нас программа госгарантии – 17 миллиардов рублей. И считайте, что через 3 года все эти деньги пойдут через Фонд. Да еще с учетом того, что увеличена налоговая ставка с 3.1 до 5 .1%. Но два года эти деньги пока аккумулируются в федеральном фонде и идут на программу модернизации. И с 2013 года эти суммы пойдут как раз на программу обязательного медицинского страхования.
21 февраля исполняющей обязанности руководителя НОФОМС стала Елена Рубан, занимавшая ранее должность генерального директора страховой компании «Сибирский Спас». Страховая группа «Сибирский Спас» объединяет 3 региональные страховые компании, которые работают на территории Сибирского федерального округа: ЗАО СК «Сибирский Спас», ЗАО СК «Сибирский Спас – Жизнь» и ЗАО СМК «Сибирский Спас – Мед».
27 января на сессии законодательного собрания Василий Юрченко раскритиковал работу НОФОМС за отсутствие широкой конкуренции на рынке ОМС и пообещал устранить «дискриминационность доступа».
Решение антимонопольного органа, упомянутое в постановлении, было принято в августе 2010 года. Областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) направило в НОФОМС предписание с требованием устранить препятствия на рынке ОМС. Предписание было сделано после рассмотрения заявления ЗАО «Сибирский Спас-Мед». Страховщик сообщал, что территориальный фонд не только сам отказывался заключать с ним договор финансирования на 2008-2009 годы, но и обязал более 40 лечебно-профилактических учреждений отказаться заключать договоры на оказание медицинских услуг по ОМС.
Председатель правления СМАС Геннадий Плотников, узнавший об отставке госпожи Гамарник от «Ъ», подтвердил, что ассоциация обратилась к губернатору с просьбой навести порядок на рынке ОМС. «Таких препятствий, которые создает НОФОМС, нет больше ни в одном регионе», — заявил он, добавив, что ему известны факты прямых запретов лечебно-профилактическим учреждениям заключать договоры на финансирование со страховщиками неработающего населения не из «избранной тройки».
Согласно распоряжению губернатора от 17 февраля 2011 года, Елена Гамарник уволена «на основании обращения Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков от 19 января 2011 года и решения комиссии УФАС по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» с 18 февраля 2011 года «за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного решения антимонопольного органа».
- 15 января текущего года я была вызвана губернатором, где мне было сказано «напишите заявление по собственному желанию, потому что вы заворовались», - рассказала Елена Гамарник. - Я ответила, что все высказанные претензии в мой адрес совершенно необоснованные. 17 февраля текущего года губернатор подписал распоряжение о моем увольнении с 18 февраля. За однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. 17 февраля я находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В тот же самый день, как меня уволили, было подписано распоряжение о назначении на должность исполняющего обязанности генерального директора областного фонда обязательного медицинского страхования Елены Рубан. Если по сути увольнения, то причина следующая: решение федеральной антимонопольной службы от сентября 2010 года было таково – не допускать необоснованного отказа заключения договора со страховой компанией «Сибирский Спас-Мед», при наличии у последней застрахованных лиц, и договоров на оказание лечебно-профилактической помощи с лечебными учреждениями. В то же время, согласно типовым правилам обязательного медицинского страхования, которые были утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и постановлением правительства НСО, данное условие звучит несколько иначе: территориальные органы МС не имеют права отказывать в заключение договоров со страховыми компаниями, если есть застрахованные и есть договоры с лечебными учреждениями, которые оказывают территориальную программу в полном объеме. Территориальная компания «Спас-Мед» имела лишь два заключенных договора с лечебными учреждениями. Это - областная клиническая больница и областной кардиодиспансер. Все вы знаете, что эти два учреждения которые оказывают специализированную медицинскую помощь. И, несмотря на то, что у них в лицензии имеется амбулаторная помощь, у них нет первичного звена и нет первичной медико-санитарной помощи, которая является основой основ всей медицинской помощи. Ведь именно терапевт – участковый и педиатр-участковый должен прикреплять к себе жителей для оказания медицинской помощи. Либо сам, либо путем направления к другим специалистам – так установлено законодательством РФ, обеспечивает им оказание медицинской помощи в полном объеме, в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
После вынесения данного решения антимонопольной службы страховая компания «Спас-Мед» повторно подает документы на подписание договора. На что мы им доступно, и в письменном виде излагаем, что присланный пакет документов не соответствует требованиям. Необходимо уточнить все, исправить и предоставить на подписание. А страховая компания подает иск в Арбитражный суд.
Первое заседание Арбитражного суда было 13 декабря. Затем еще два заседания суда. Суд не принял решение пока по данному вопросу. Очередное заседание назначено на 28 февраля. И возникает ситуация, когда истец и ответчик – это одно и то же лицо. А именно – госпожа Рубан. То есть, как дальше будет идти суд, я пока не могу сказать.
Елена Гамарник сказала несколько слов и о конкуренции страховых организаций, которые работают на рынке ОМС на территории Новосибирской области.
- Администрация Новосибирской области каждый год проводила конкурс на страхование неработающего населения. В 2008 году был последний конкурс, где, среди прочих претендентов на участие была и страховая компания «Сибирский Спас-Мед». Подчеркиваю, это не фонд проводил, это проводила администрация области, и в составе комиссии были как представители антимонопольной службы, так и представители в основном администрации области, и один представитель территориального фонда обязательного медицинского страхования. Так вот, эта конкурсная комиссия «Сибирский Спас-Мед» отклонила от участия в конкурсе, потому что у нее не было лицензии на право заниматься обязательным медицинским страхованием на территории Новосибирской области. Это что касается неработающего населения. Что касается работающего населения, то здесь каждый руководитель предприятия (особенно это крупные предприятия) ежегодно проводят конкурсы на страхование своих сотрудников. Так вот, в этих конкурсах «Сибирский Спас-Мед» не только не побеждал, но даже не участвовал. У меня возникает вполне логичный вопрос: почему нельзя было зайти на рынок ОМС законными способами? Путем участия в конкурсах победы в них? Ну и о потенциале самой страховой компании «Сибирский Спас-Мед». Это компания, которая имеет застрахованных 158 человек. Я не хочу сказать, что это не та цифра, о которой имеет смысл говорить. Наоборот, даже новый закон об ОМС , который вступил в силу с 1 января текущего года, говорит о том, что каждый человек имеет право сам выбирать себе страховую компанию.
Что касается заявлений, что через фонд проходят колоссальные деньги, и никто за все это время ни разу их не проверил, это совершенная неправда. Потому что в соответствии с бюджетным законодательством, бюджетным кодексом РФ, все территориальные фонды без исключения дважды в год проверяются контрольно-счетной палатой каждого субъекта. Это когда готовится закон на очередной финансовый год, и когда готовится отчет об исполнении бюджета за предыдущий год. Дважды в год проверка! Мы не доверяем счетной палате области? Каждые три года все территориальные фонды подвергаются проверке со стороны Федерального фонда. Кроме того, территориальное управление Росфиннадзора каждые три года по заданию Минфина РФ проверяет все территориальные фонды. И практически ежегодно осуществляются проверки целевого использования средств.
Так же журналистами неоднократно задавался вопрос: сколько Фонд тратит «на себя». Так вот, в соответствии с постановлением правительства РФ, норматив устанавливается 143 рубля на одного жителя того субъекта, где существует эта система обязательного медицинского страхования. У нас этот норматив – 57 рублей. То есть в два с половиной раза меньше, чем норматив, который определен правительством. Поэтому, несмотря на тот незначительный объем средств, который выделяется на содержание системы, с моей точки зрения, в Новосибирской области система обязательного медицинского страхования все эти годы функционировала очень эффективно.
В открытом письме, размещенном на сайте ФОМС, сказано, что с ноября 2010 года органами исполнительной власти в сфере здравоохранения НСО проводится политика намеренной дискредитации деятельности ФОМС и его руководства. Так кому же понадобилось «дискредитировать» ФОМС?
- Ни один вопрос, который выносился фондом в министерство здравоохранения НСО, не принимался и не рассматривался, - пояснила Елена Гамарник. - Была целая подборка писем о тех первоочередных вопросах, которые надо решать. Первое – это с изменением способов оплаты медицинской помощи, оказанной в лечебных учреждениях, перевод на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинического звена, повышение эффективности использования средств в медицинских учреждениях, которые идут на такие статьи затрат, как приобретение лекарственных средств и медикаменты. Предложение о создании комиссии по согласованию тарифов. Потому что в связи с частой сменой правительства, законодательного собрания, министра здравоохранения, люди выходили из правления, из комиссии по согласованию тарифов, а новые члены не вводились. И не было кворума, чтобы эти заседания проводить и принимать какие-то решения. Ни одно наше предложение не получило ответа из министерства здравоохранения. Коллектив посчитал, что это дискредитация деятельности фонда. И логическое завершение всей этой ситуации – ситуация связанная с моим увольнением. Наверное, этого и добивались с ноября.
А ответом на открытое письмо коллектива стал ответ губернатора тому же самому коллективу, где причина моего увольнения была изложена, как ограничение перечня лечебных учреждений, которые работают в системе ОМС. Что там нет федеральных клиник, ведомственных учреждений, медицинских учреждений. Причиной увольнения стало, оказывается, по словам губернатора, недопущение отдельно взятых страховых медицинских организаций. Причем, речь идет об одной компании.
Связь между госпожой Рубан и компанией «Сибирский Спас», по словам Елены Гамарник прямая: госпожа Рубан была директором компании «Сибирский Спас-Мед». И опять же, по словам Гамарник, в настоящее время эта компания рассылает в лечебные учреждения договоры на оказание медицинской помощи между страховой компанией и лечебными учреждениями, и там прикладывается доверенность руководителю сибирского филиала, выданная той же самой Рубан, которая в настоящий момент является исполняющей обязанности директора фонда.
По словам Елены Гамарник, сегодня она подала исковое заявление в суд. И требование искового заявления – восстановиться в должности.
- Нет причинно-следственной связи между нарушением антимонопольного законодательства и трудовыми обязанностями,- говорит Елена Гомарник. – За нарушение антимонопольного законодательства существуют административные нарушения – штрафы и прочее.
Ответчиком, по словам Гамарник, выступает правительство Новосибирской области.
Интересная информация: по словам Елены Гамарник на 2011 год бюджет Фонда принят в объеме 9 миллиардов рублей. Дополнительно за счет программы модернизации через фонд пойдет еще 3.5 миллиарда рублей в 2011 году, и столько же в 2012 году. Одноканальное финансирование приводит к тому, что также через фонд пойдут дополнительные средства – в объеме 2.5 миллиардов рублей. Если добавить скорую помощь и высокотехнологичную – еще больше. У нас программа госгарантии – 17 миллиардов рублей. И считайте, что через 3 года все эти деньги пойдут через Фонд. Да еще с учетом того, что увеличена налоговая ставка с 3.1 до 5 .1%. Но два года эти деньги пока аккумулируются в федеральном фонде и идут на программу модернизации. И с 2013 года эти суммы пойдут как раз на программу обязательного медицинского страхования.Бывший директор сибирского отделения ФОМС подала в суд на правительство Новосибирской области
 Светлана Фролова
21 февраля исполняющей обязанности руководителя НОФОМС стала Елена Рубан, занимавшая ранее должность генерального директора страховой компании «Сибирский Спас». Страховая группа «Сибирский Спас» объединяет 3 региональные страховые компании, которые работают на территории Сибирского федерального округа: ЗАО СК «Сибирский Спас», ЗАО СК «Сибирский Спас – Жизнь» и ЗАО СМК «Сибирский Спас – Мед». 27 января на сессии законодательного собрания Василий Юрченко раскритиковал работу НОФОМС за отсутствие широкой конкуренции на рынке ОМС и пообещал устранить «дискриминационность доступа». Решение антимонопольного органа, упомянутое в постановлении, было принято в августе 2010 года. Областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) направило в НОФОМС предписание с требованием устранить препятствия на рынке ОМС. Предписание было сделано после рассмотрения заявления ЗАО «Сибирский Спас-Мед». Страховщик сообщал, что территориальный фонд не только сам отказывался заключать с ним договор финансирования на 2008-2009 годы, но и обязал более 40 лечебно-профилактических учреждений отказаться заключать договоры на оказание медицинских услуг по ОМС. Председатель правления СМАС Геннадий Плотников, узнавший об отставке госпожи Гамарник от «Ъ», подтвердил, что ассоциация обратилась к губернатору с просьбой навести порядок на рынке ОМС. «Таких препятствий, которые создает НОФОМС, нет больше ни в одном регионе», — заявил он, добавив, что ему известны факты прямых запретов лечебно-профилактическим учреждениям заключать договоры на финансирование со страховщиками неработающего населения не из «избранной тройки».