Лента новостей

Все новости

Популярное

Алексей Журавков: Строительный бум «нулевых» трагически отразился на архитектурном облике мегаполиса

 

Эти и другие вопросы журналисты портала Сибкрай.ru адресовали известному новосибирскому архитектору, члену правления Новосибирского союза архитекторов Алексею Журавкову.

- Когда-то Новосибирск принято было ругать за «серость» - имея в виду как цвет зданий, так и безликость архитектуры.

- Архитектура у нас всегда зависела от экономики. В советское время облик города определяли дома массовой застройки, дешевые панельные многоэтажки. Для каждого индивидуального проекта требовалось специальное утверждение Госстроя. Поэтому примеры индивидуальной застройки – такие, как театр «Глобус», здание Высшей партийной школы, – у нас можно пересчитать буквально по пальцам. Большинство архитекторов занимались так называемой типовой привязкой.

Сегодня все изменилось. В рыночных условиях панельное домостроение оказалось невыгодным, и строители перешли на кирпич. Появились новые материалы, современные облицовочные технологии, пластиковые окна - архитекторы получили целую палитру новых возможностей. Но при этом оказались совершенно не готовы к таким стремительным переменам. Многим из нас не хватает ни профессиональной подготовки, ни элементарно вкуса. Поэтому наши зодчие, вместо того чтобы искать новые, интересные решения, часто хватаются за антураж, за украшательство. И тогда на обычных бетонных многоэтажках вдруг откуда ни возьмись появляются кокетливые башенки, какие-нибудь модные арочки или эркеры. За примерами не надо далеко ходить - достаточно выйти на улицы Новосибирска.

- Но ведь существует же понятие ансамбля. Новое строение, каким бы оно ни было, должно вписываться в архитектурную среду – по цвету, по стилю, по этажности - и не диссонировать с обликом города.

- Это очень важный вопрос. Помните, как несколько лет назад все рукоплескали дому на Октябрьской – как он украсил город! Сегодня его фасад уже не видно. Идет уплотненная застройка в центральной части Новосибирска, уникальные объекты загораживаются новыми зданиями. Конечно, облик города многое теряет, но кого интересуют архитектурные красоты, когда есть «магнит попритягательнее» – экономический интерес?

- А если я на свои деньги захочу в историческом центре выстроить розовый небоскреб с золотой лепниной – что же, никто мне не указ?

- В советские времена был очень жесткий регламент согласований. Главный архитектор города отслеживал все детали вплоть до цвета окон. Сейчас наступила эпоха архитектурного либерализма.

- Беспредела?

- Нет, все-таки либерализма. Городские власти дают возможность активного строительства. Главный архитектор, градостроительный совет рассматривают проекты с точки зрения целесообразности, функциональности объекта, благоустройства территории. Но фасады – красивый или некрасивый – не разбирают.

Вообще, красиво или нет – вопрос в нашей профессии сегодня третьестепенный. Главное - выгодно или невыгодно. Последнее слово – не за архитектором, а за инвестором. Что он закажет, то и будет построено. Архитектура как продукт творчества у нас не продается, продаются земельный участок, квадратные метры. Это чистой воды бизнес. Бизнесмену важно отбить вложенные деньги. Остальное его, как правило, не волнует.

- Зато волнует нас. Ведь здание – это не книжка, которую можно закрыть, не фильм, который можно положить «на полку». Сегодняшняя безвкусица и архитектурная нелепица останутся если не на века, то на десятилетия. Неужели нам безразлично, какой город получат от нас в наследство наши потомки?

- Архитектурные ошибки – своего рода традиция нашей профессии. Нам, сегодняшним, приходится сталкиваться с ошибками архитекторов прошлых поколений, наши потомки будут иметь дело с тем, что оставим им в наследство мы. Времена меняются, и то, что казалось вчера красивым и нужным, сегодня выглядит уже не столь привлекательно.

К примеру, нормативная плотность застройки, которая была установлена в советские времена, в Новосибирске давно уже превышена – в некоторых местах во много раз. По старому генплану, о котором сейчас никто уже не вспоминает, весь район между оперным театром и «Глобусом» должен был превратиться в сплошную парковую зону. Но в современных условиях здесь оказался строительный Клондайк – застройка идет просто космическими по старым меркам темпами. Какие там парки! Ведь, как я уже говорил, в архитектуре правит бал экономика.

И кто знает, какие новые запросы и требования предъявит время завтрашним градостроителям? Поэтому главный принцип архитектора, как у врача, – не навреди. Не навреди своим творчеством, своим самовыражением, своими амбициями родному городу и людям, которым здесь еще жить.

Эти и другие вопросы журналисты портала Сибкрай.ru адресовали известному новосибирскому архитектору, члену правления Новосибирского союза архитекторов Алексею Журавкову.

- Когда-то Новосибирск принято было ругать за «серость» - имея в виду как цвет зданий, так и безликость архитектуры.

- Архитектура у нас всегда зависела от экономики. В советское время облик города определяли дома массовой застройки, дешевые панельные многоэтажки. Для каждого индивидуального проекта требовалось специальное утверждение Госстроя. Поэтому примеры индивидуальной застройки – такие, как театр «Глобус», здание Высшей партийной школы, – у нас можно пересчитать буквально по пальцам. Большинство архитекторов занимались так называемой типовой привязкой.

Сегодня все изменилось. В рыночных условиях панельное домостроение оказалось невыгодным, и строители перешли на кирпич. Появились новые материалы, современные облицовочные технологии, пластиковые окна - архитекторы получили целую палитру новых возможностей. Но при этом оказались совершенно не готовы к таким стремительным переменам. Многим из нас не хватает ни профессиональной подготовки, ни элементарно вкуса. Поэтому наши зодчие, вместо того чтобы искать новые, интересные решения, часто хватаются за антураж, за украшательство. И тогда на обычных бетонных многоэтажках вдруг откуда ни возьмись появляются кокетливые башенки, какие-нибудь модные арочки или эркеры. За примерами не надо далеко ходить - достаточно выйти на улицы Новосибирска.

- Но ведь существует же понятие ансамбля. Новое строение, каким бы оно ни было, должно вписываться в архитектурную среду – по цвету, по стилю, по этажности - и не диссонировать с обликом города.

- Это очень важный вопрос. Помните, как несколько лет назад все рукоплескали дому на Октябрьской – как он украсил город! Сегодня его фасад уже не видно. Идет уплотненная застройка в центральной части Новосибирска, уникальные объекты загораживаются новыми зданиями. Конечно, облик города многое теряет, но кого интересуют архитектурные красоты, когда есть «магнит попритягательнее» – экономический интерес?

- А если я на свои деньги захочу в историческом центре выстроить розовый небоскреб с золотой лепниной – что же, никто мне не указ?

- В советские времена был очень жесткий регламент согласований. Главный архитектор города отслеживал все детали вплоть до цвета окон. Сейчас наступила эпоха архитектурного либерализма.

- Беспредела?

- Нет, все-таки либерализма. Городские власти дают возможность активного строительства. Главный архитектор, градостроительный совет рассматривают проекты с точки зрения целесообразности, функциональности объекта, благоустройства территории. Но фасады – красивый или некрасивый – не разбирают.

Вообще, красиво или нет – вопрос в нашей профессии сегодня третьестепенный. Главное - выгодно или невыгодно. Последнее слово – не за архитектором, а за инвестором. Что он закажет, то и будет построено. Архитектура как продукт творчества у нас не продается, продаются земельный участок, квадратные метры. Это чистой воды бизнес. Бизнесмену важно отбить вложенные деньги. Остальное его, как правило, не волнует.

- Зато волнует нас. Ведь здание – это не книжка, которую можно закрыть, не фильм, который можно положить «на полку». Сегодняшняя безвкусица и архитектурная нелепица останутся если не на века, то на десятилетия. Неужели нам безразлично, какой город получат от нас в наследство наши потомки?

- Архитектурные ошибки – своего рода традиция нашей профессии. Нам, сегодняшним, приходится сталкиваться с ошибками архитекторов прошлых поколений, наши потомки будут иметь дело с тем, что оставим им в наследство мы. Времена меняются, и то, что казалось вчера красивым и нужным, сегодня выглядит уже не столь привлекательно.

К примеру, нормативная плотность застройки, которая была установлена в советские времена, в Новосибирске давно уже превышена – в некоторых местах во много раз. По старому генплану, о котором сейчас никто уже не вспоминает, весь район между оперным театром и «Глобусом» должен был превратиться в сплошную парковую зону. Но в современных условиях здесь оказался строительный Клондайк – застройка идет просто космическими по старым меркам темпами. Какие там парки! Ведь, как я уже говорил, в архитектуре правит бал экономика.

И кто знает, какие новые запросы и требования предъявит время завтрашним градостроителям? Поэтому главный принцип архитектора, как у врача, – не навреди. Не навреди своим творчеством, своим самовыражением, своими амбициями родному городу и людям, которым здесь еще жить.

Новости партнеров

В России и мире

Только мудрая женщина знает об этих секретах общения с любимым мужчиной
Прогулка под луной или прыжок с парашютом: ваше идеальное свидание по знаку Зодиака
Без капли масла и без риска взрыва: как приготовить яйца в микроволновке
С какими препаратами ни в коем случае нельзя совмещать прием валерьянки
Это поможет стать счастливее: методы привлечения положительной энергии в жизнь
Удачное начало зимы: какие знаки Зодиака окажутся на волне денежного везения в декабре
Налегайте на эти каши, и суставы не будут ныть и беспокоить
Мужчины, склонные к изменам и предательству, рождены в эти даты: что ими движет
5 сигналов, которые посылает тело, когда психика не в порядке
Курс рубля продолжает катиться в пропасть. Это «хитрый план» или гвоздь в крышку гроба российской промышленности?