Лента новостей

Все новости

Популярное

«Скорая помощь»: Больной скорее жив

 Елена Сергеева


LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Экскурсию» сопровождала Ирина Большакова, главный врач станции скорой медицинской помощи города Новосибирска, которая решила самостоятельно показать инициативной группе состояние ее вотчины. В поле зрения группы попали три подстанции: на ОбьГЭС, Кировская и Дзержинская – та самая, врачи которой решили бороться с «невыносимыми условиями труда» с помощью пикетов и открытых писем.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Подстанция ОбьГЭС:3<#two#>> 3<#two#>>«ДТП», «детская травма», «отравился», «повесился»

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Подстанция скорой медицинской помощи на ОбьГЭС – аккуратное, компактное здание – неказистое снаружи, но вполне комфортабельное внутри. Конечно, не евроремонт, но чистенько и уютно. У пульта диспетчера – фельдшер. На момент нашего приезда экран компьютера не рябил вызовами. Хотя это, скорее, исключение.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Все информация из центра приходит на этот компьютер. У нас тут бригады отображаются, те, кто на вызове, - рассказывает Ирина Анатольевна. – Есть у нас спутниковая навигация, и она показывает карту либо адреса. Вызов поступает на компьютер, и сразу передается свободной бригаде. Если она, конечно, есть. Если нет, вызов будет находиться в ряду ожидания. Если вызов экстренный, он будет все время «выходить» на первую строчку. Если температуры у пациента нет – очередь вызова будет «отодвигаться» на задние ряды. Медицинская сортировка еще Пироговым придумана, и никто ее не отменял. Так что, и мы по этому принципу работаем. Что касается аналогичной заграничной службы, у них вообще существуют вызовы типов «А», «В», «С» и «3<#two#>>en-US<#two#>>D3<#two#>>». На «3<#two#>>en-US<#two#>>D3<#two#>>» службы вообще не выезжают – передают информацию лечащим врачам. «А» – выезжает врач – реаниматор, «В» – бригада парамедиков. А «С» – отсроченный вызов, типа нашей температуры. В процентном соотношении – экстренных вызовов бывает примерно 50% , остальное – «поликлинические». При этом, у нас нет деления по системе «АБС» – российская система оповещения сама по себе сложнее, по «поводам». Например, «ДТП», «детская травма», «отравился, повесился» – как мы говорим на нашем жаргоне – эти случаи идут, как экстренные. Электронная система сама фильтрует вызовы по «поводам» и ставит в порядке очередности. Причем, эту систему установили в девяностых годах прошлого века. С 1 февраля должны были установить обновленную систему, но просто некогда – очень много бумажной работы.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Экскурсантам» показали сундучки и сумки санитаров. Навскидку, один такой сундучок весит, наверное, больше 6 килограммов.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Кадровая укомплектованность на станции, конечно, не полная. И скрыть это невозможно, – говорит Ирина Анатольевна. - Но мы всегда набираем народ.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Местные врачи по необходимости едут помогать на Ленинскую и Советскую подстанцию. Вот, например Галина только что приехала с выезда, и снова, похоже, снова туда собирается:

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я работаю. Мне не до митингов, - говорит Галина.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>На подстанции есть уютное помещение, где можно принять пациентов, если они придут сами. Просторная комната отдыха, где можно прилечь, поспать. Понятно, что идеального порядка нет, но говорят, что по сравнению с Советской подстанцией здесь – космос.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>В ординаторской чисто, уютно, по-домашнему. Вдоль стены стоят цветы в разнокалиберных горшочках. Может быть, слегка прохладно, - но так это вопросы к тому, кто отапливает помещение. Потому что окна – пластиковые.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я вас «дураками», «баранами» называла? – спрашивает Ирина Анатольевна подошедших врачей. Врач машет руками «нет, нет», улыбается… И совсем не производит впечатления желающего немедленно отправиться на забастовку.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>-Я здесь работаю с 1974 года, – говорит врач Надежда Яковлевна. – И никогда не слышала, чтобы кто-то собирался у нас на пикет.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Конечно, основная причина недовольства врачей скорой помощи, которая обозначилась, кстати, не только этой зимой – это рекордное увеличение количества вызовов в период эпидемии гриппа.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- С 2000 года у нас идет рост обращаемости в скорую помощь, - комментирует Ирина Большакова. - Каждый год мы фиксируем значительный рост числа обращений. Причем одинаково «растет» количество вызовов и скорой, и неотложной помощи. Чаще всего рост «скорой» помощи составляет 50%. А «неотложка» – 60%. У подстанций, где мало поликлинической помощи – например, Матвеевка, Первомайская – неотложка составляет 70%. Это много. Отчего идет увеличение вызовов? Сложно понять, почему. Может быть, такое состояние в обществе… стрессовое. Может быть, не хочется идти в поликлинику – потому что вообще туда не хочется идти.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой, бывает «экстренная» помощь и «неотложная».

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- И неотложная, как не парадоксально это звучит, как раз, может быть отложена, - говорит главврач. - Потому что она попроще. Откуда этот термин, «неотложка»? Потому что она изначально существовала при поликлиниках, и там дежурный врач в неотложном режиме выходил к больному, поэтому и названа была эта помощь – «неотложка». А мы – это все-таки, «экстренная» помощь…

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Уменьшить приток больных можно по заграничному стандарту: за рубежом существует единая диспетчерская служба. Они всех принимают, сортируют. Диспетчеры – даже не медицинские работники, не фельдшеры, ведут диалог в соответствии с каким-то единым алгоритмом. Например, если случай не тяжелый: «Нет мадам, извините, мы к вам не поедем. Скажите имя вашего врача, мы передадим ему информацию». Однако через час перезвонят «мадам» и спросят, не стало ли ей хуже. Это диспетчеризация чистой воды. Мы давно хотим пойти по этому пути. Потому что, если мы будем принимать всех – рухнем. И когда у нас было 4 тысячи обращений в сутки, мы просто не справлялись. Дело в том, что наша служба идеально рассчитана максимум на полторы тысячи обращений. Если 1600 обращений – мы уже начинаем с опозданием ездить на выезды типа «температура-давление». Но идеально выезжаем на экстренные. Но когда у нас начинается 2000-2500 обращений – мы, извините, начинаем и на экстренные опаздывать…

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой вопрос о выстраивании подобной диспетчерской системы решается уже около двух лет и до сих пор никак не решен.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я думаю, сортировка на этапе диспетчерской – это реальный путь уменьшить количество обращений и сделать «Скорую помощь» именно скорой помощью, - уверена главный врач. – Однако, при той обращаемости, которая сейчас есть – 2000 в сутки, Новосибирску необходимо увеличить и количество бригад на 25%. То есть, нам необходимо около 200 бригад. А на деле есть только 154.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Кировская подстанция: Учиться – выгодно

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Здесь уже совсем другая ситуация: ремонта в здании подстанции не было, похоже, уже давно. По словам Ирины Большаковой последний косметический ремонт здесь проводили в 2000 году. А после этого – ничего. Денег просто не выделяют. Подстанция заняла территорию бывшей детской кухни. Медики переместились сюда давно – в восьмидесятых годах прошлого века. С тех пор здесь мало что изменилось. Ощущение такое, что мы разом вернулись в Советский Союз.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Однако высокие технологии добрались и в этот медвежий угол, диспетчерская работает по системе спутниковой навигации.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Наш следующий этап, связать навигацию с программой, чтобы вызов сам находил ближайшую машину, – говорит Ирина Большакова. - Сейчас программа тоже фиксирует, но только ту бригаду, которая первая освободилась. Хотя территориально она может быть и дальше, чем бригада расположена от искомого пациента. К тому же, сейчас ближайшую машину ищет диспетчер. Но когда вызовов много – все это в голове не удержишь.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Что касается Кировской подстанции, то события здесь развивались следующим образом – по словам Ирины Анатольевны, в девяностые годы вообще не было денег ни на что:

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Не знаю, как мы выживали, лишней копейки не было даже на мыло. А потом, кажется в 2001 году, когда появились деньги, сразу начались строиться подстанции. Построилась «Октябрьская», «Первомайка», та, на которой мы с вами были – на ОбьГЭСе, «Ленинская», «Дзержинская». А всего у нас 12 подстанций. И есть те, до которых очередь так и не дошла – грянул кризис. Я пришла сюда как главный врач, оценила ситуацию. А тут еще событие у нас произошло определяющее – приехал тогда еще губернатор, Виктор Толоконский, все наши проблемы выслушал и предложил решать проблему комплексно – мол, готовьте программу. Три года назад мы подготовили программу – на 2009, 2010 и 2011 годы и вложили туда все: гаражи, строительство подстанций, где они должны еще быть, машины, оборудование, лекарства, диспетчерскую, средства связи... Но в 2009 году программу заморозили. Хотя, диспетчерскую мы все-таки получили! И еще, в связи с тем, что в 2008 году ситуация с кадрами у нас была достаточно тяжелая, нам дали муниципальную надбавку в размере 4-6 тысяч рублей, плюс проценты… и к нам пошли люди. В 2009 году в планах здравоохранения было повысить заработную плату не только нам, но и реаниматологам. Но в связи с кризисом, деньги нашлись только на нас. Хотя, обязательства свои перед нами выполняются честно, и ту муниципальную надбавку, которую решили нам платить – платят. Также выполнено обязательство по поводу медикаментозных препаратов, по поводу строительства диспетчерской, по поводу серверной, оптоволокно – это все позволяет нам выйти на новый уровень управления бригадами. Но на ремонты ничего не осталось.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Несмотря на то, что ремонт бы здесь не помешал, на пикет на Кировской подстанции, похоже, тоже никто не собирается.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Коллектив здесь квалифицированный и дружный, несмотря на то, что условия работы у них не очень хорошие, - говорит Ирина Анатольевна. - И, вроде бы, местные врачи на пикет не ходили.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Говорят, что зарплаты у врачей – мизерные. По словам пикетчиков, нагрузки из-за неправильной организации работы службы выросли, а зарплата, наоборот, - уменьшилась. Так ли это?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Ставка зависит от количества выходных и праздников, - говорит Ирина Анатольевна. - В среднем, ставка – около 160 часов в месяц. Давайте посмотрим квитки. Вот, например, врач, работающий на полторы ставки – 49 тысяч рублей. Врач-невролог – 63,9 тысяч рублей (за то что учился в это время и еще на полставки подрабатывал). Врач-педиатр, которая была в этом месяце на больничном, получает 37 тысяч рублей. А отработала 90 часов. Ночные оплачиваются в двойном размере. Еще один учится и на полставки подрабатывает в ночные дежурства - 67 300 рублей. Фельдшер – 117 часов – ставка, 123 часа – совместительство, 32 часа – ночные, итого – 36 300 рублей. При этом, перед нами квиток человека, который не имеет высшего образования. Молодой сотрудник скорой помощи зарабатывает 24 000. Но у нее нет 80% выработки.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Если человек отработал с 4 до 5 лет – он получает надбавку 30%. С пяти до восьми лет – 50%», - уточняют подошедшие врачи.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- И это притом, что средняя зарплата по Новосибирску сейчас –15 тысяч, - комментирует юрист Юлия Стибикина. - То есть, если врачи скорой помощи работают полное время – без праздников и больничных, то очень даже неплохие деньги получают.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Здесь, на самом деле, другая проблема, - говорит главврач. - Вы, наверное, обратили внимание, что подстанция расположена на краю района. Сейчас важно, чтобы подстанции (пусть и с небольшим количеством бригад) располагались равномерно, по городу. Чтобы был нормальный доезд. Для примера – до Северо-Чемского отсюда ехать 20 минут. На территории жилмассива нет скорой помощи, нужно строить подстанцию. Ведь доезд должен быть совсем не 20 минут, а максимум 10. И такая ситуация во многих районах города. Сейчас даже поликлиники догадались строить в новых микрорайонах, вместе с парикмахерскими и магазинами. А до «Скорой помощи» почему до сих пор не додумались? Я считаю, что нужно поднимать вопрос о целесообразности вводить подстанции как часть инфраструктуры любого поселения, с населением более 30 000 жителей.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Впрочем, что уж тут говорить о «Скорой помощи», если в наших жилмассивах детские садики и школы не везде предусмотрены?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Ленинская подстанция: Чтоб я так жил!

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Ну вот, наконец перед нами большая подстанция – на 31 машину. Построена лет 6 назад. Навстречу гостям подстанции ленивой трусцой выбежал громадный упитанный пес. Видимо, местный любимец. Глядя на эту собаку, как – то странно предполагать, что людей здесь «кормят» хуже.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой, подстанция  имеет абсолютно все помещения, которые необходимы для работы и отдыха врачей. В чем мы сами тут же и убедились. В здании евроремонт, чисто. Все, что должно быть на станции «Скорой помощи», тут было предусмотрено сразу – есть тут, в том числе, учебные классы, уютные комнаты отдыха и огромный актовый зал. А в учебном классе лежит тренировочный манекен Аня, смахивающая издали на обыкновенный труп.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- На самом деле, здесь должны быть манекены, подключенные к компьютерам, - и такой класс симуляционного обучения должен быть на всех крупных подстанциях, - объясняет главврач. – И тут постоянно должны обучаться врачи. То, что мы поставили здесь свою аппаратуру, оборудование – это просто жалкие попытки внедрить еще и учебный процесс. Конечно, оборудование должно быть новее... Такой огромной подстанции, огромному коллективу в 300 сотрудников нужен именно класс симуляционного обучения. Стоит он не дорого – всего 5 миллионов рублей.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>На кухне – новенькие плиты, двухкамерный холодильник забит продуктами. Душевые, гардероб. Врачей – как ветром сдуло. В диспетчерской кипит работа.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Однако недовольство врачей именно этой подстанции переросло в пикет. В чем же проблема?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- В первую очередь, это связано с нагрузкой, - считает Ирина Анатольевна. - На самом деле, в Ленинском районе районе очень высокая обращаемость. Вот мы зашли в диспетчерские предыдущих подстанций – там экраны «пустые». А здесь кипит работа. Хотя, норматив бригад здесь соблюдается: одна на 10 тысяч населения. Здесь работает 31 бригада. Здание, может, и хорошее. А вот географически это не очень удобно. К тому же, здесь объединилось два коллектива: Ленинской и Западной подстанций, которые были совершенно разнородными... Я не исключаю и такие мотивы, как личная неприязнь.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Резюме: чтобы решить проблему, необходимо решать ее комплексно. К сожалению, одним лишь увеличением зарплат врачей (которые, как мы уже убедились, не такие уж и мизерные) нельзя уменьшить приток пациентов. Говорят, если зарплата была бы адекватна нагрузкам, желающие работать нашлись бы. Но такими темпами зарплата просто не сможет адекватно поспевать за увеличением нагрузки. Да и физические силы у человека не бесконечны. Возможно, делу поможет введение единой диспетчерской системы, о которой говорила Ирина Анатольевна. И строительство новых подстанций. Но самое главное – подготовка специалистов, чтобы укомплектовать те недостающие 25% несуществующих пока бригад скорой помощи. Дело за малым – взять, да воплотить все вышеперечисленное. Авось, что хорошее получится?


LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Экскурсию» сопровождала Ирина Большакова, главный врач станции скорой медицинской помощи города Новосибирска, которая решила самостоятельно показать инициативной группе состояние ее вотчины. В поле зрения группы попали три подстанции: на ОбьГЭС, Кировская и Дзержинская – та самая, врачи которой решили бороться с «невыносимыми условиями труда» с помощью пикетов и открытых писем.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Подстанция ОбьГЭС:3<#two#>> 3<#two#>>«ДТП», «детская травма», «отравился», «повесился»

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Подстанция скорой медицинской помощи на ОбьГЭС – аккуратное, компактное здание – неказистое снаружи, но вполне комфортабельное внутри. Конечно, не евроремонт, но чистенько и уютно. У пульта диспетчера – фельдшер. На момент нашего приезда экран компьютера не рябил вызовами. Хотя это, скорее, исключение.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Все информация из центра приходит на этот компьютер. У нас тут бригады отображаются, те, кто на вызове, - рассказывает Ирина Анатольевна. – Есть у нас спутниковая навигация, и она показывает карту либо адреса. Вызов поступает на компьютер, и сразу передается свободной бригаде. Если она, конечно, есть. Если нет, вызов будет находиться в ряду ожидания. Если вызов экстренный, он будет все время «выходить» на первую строчку. Если температуры у пациента нет – очередь вызова будет «отодвигаться» на задние ряды. Медицинская сортировка еще Пироговым придумана, и никто ее не отменял. Так что, и мы по этому принципу работаем. Что касается аналогичной заграничной службы, у них вообще существуют вызовы типов «А», «В», «С» и «3<#two#>>en-US<#two#>>D3<#two#>>». На «3<#two#>>en-US<#two#>>D3<#two#>>» службы вообще не выезжают – передают информацию лечащим врачам. «А» – выезжает врач – реаниматор, «В» – бригада парамедиков. А «С» – отсроченный вызов, типа нашей температуры. В процентном соотношении – экстренных вызовов бывает примерно 50% , остальное – «поликлинические». При этом, у нас нет деления по системе «АБС» – российская система оповещения сама по себе сложнее, по «поводам». Например, «ДТП», «детская травма», «отравился, повесился» – как мы говорим на нашем жаргоне – эти случаи идут, как экстренные. Электронная система сама фильтрует вызовы по «поводам» и ставит в порядке очередности. Причем, эту систему установили в девяностых годах прошлого века. С 1 февраля должны были установить обновленную систему, но просто некогда – очень много бумажной работы.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Экскурсантам» показали сундучки и сумки санитаров. Навскидку, один такой сундучок весит, наверное, больше 6 килограммов.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Кадровая укомплектованность на станции, конечно, не полная. И скрыть это невозможно, – говорит Ирина Анатольевна. - Но мы всегда набираем народ.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Местные врачи по необходимости едут помогать на Ленинскую и Советскую подстанцию. Вот, например Галина только что приехала с выезда, и снова, похоже, снова туда собирается:

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я работаю. Мне не до митингов, - говорит Галина.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>На подстанции есть уютное помещение, где можно принять пациентов, если они придут сами. Просторная комната отдыха, где можно прилечь, поспать. Понятно, что идеального порядка нет, но говорят, что по сравнению с Советской подстанцией здесь – космос.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>В ординаторской чисто, уютно, по-домашнему. Вдоль стены стоят цветы в разнокалиберных горшочках. Может быть, слегка прохладно, - но так это вопросы к тому, кто отапливает помещение. Потому что окна – пластиковые.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я вас «дураками», «баранами» называла? – спрашивает Ирина Анатольевна подошедших врачей. Врач машет руками «нет, нет», улыбается… И совсем не производит впечатления желающего немедленно отправиться на забастовку.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>-Я здесь работаю с 1974 года, – говорит врач Надежда Яковлевна. – И никогда не слышала, чтобы кто-то собирался у нас на пикет.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Конечно, основная причина недовольства врачей скорой помощи, которая обозначилась, кстати, не только этой зимой – это рекордное увеличение количества вызовов в период эпидемии гриппа.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- С 2000 года у нас идет рост обращаемости в скорую помощь, - комментирует Ирина Большакова. - Каждый год мы фиксируем значительный рост числа обращений. Причем одинаково «растет» количество вызовов и скорой, и неотложной помощи. Чаще всего рост «скорой» помощи составляет 50%. А «неотложка» – 60%. У подстанций, где мало поликлинической помощи – например, Матвеевка, Первомайская – неотложка составляет 70%. Это много. Отчего идет увеличение вызовов? Сложно понять, почему. Может быть, такое состояние в обществе… стрессовое. Может быть, не хочется идти в поликлинику – потому что вообще туда не хочется идти.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой, бывает «экстренная» помощь и «неотложная».

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- И неотложная, как не парадоксально это звучит, как раз, может быть отложена, - говорит главврач. - Потому что она попроще. Откуда этот термин, «неотложка»? Потому что она изначально существовала при поликлиниках, и там дежурный врач в неотложном режиме выходил к больному, поэтому и названа была эта помощь – «неотложка». А мы – это все-таки, «экстренная» помощь…

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Уменьшить приток больных можно по заграничному стандарту: за рубежом существует единая диспетчерская служба. Они всех принимают, сортируют. Диспетчеры – даже не медицинские работники, не фельдшеры, ведут диалог в соответствии с каким-то единым алгоритмом. Например, если случай не тяжелый: «Нет мадам, извините, мы к вам не поедем. Скажите имя вашего врача, мы передадим ему информацию». Однако через час перезвонят «мадам» и спросят, не стало ли ей хуже. Это диспетчеризация чистой воды. Мы давно хотим пойти по этому пути. Потому что, если мы будем принимать всех – рухнем. И когда у нас было 4 тысячи обращений в сутки, мы просто не справлялись. Дело в том, что наша служба идеально рассчитана максимум на полторы тысячи обращений. Если 1600 обращений – мы уже начинаем с опозданием ездить на выезды типа «температура-давление». Но идеально выезжаем на экстренные. Но когда у нас начинается 2000-2500 обращений – мы, извините, начинаем и на экстренные опаздывать…

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой вопрос о выстраивании подобной диспетчерской системы решается уже около двух лет и до сих пор никак не решен.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Я думаю, сортировка на этапе диспетчерской – это реальный путь уменьшить количество обращений и сделать «Скорую помощь» именно скорой помощью, - уверена главный врач. – Однако, при той обращаемости, которая сейчас есть – 2000 в сутки, Новосибирску необходимо увеличить и количество бригад на 25%. То есть, нам необходимо около 200 бригад. А на деле есть только 154.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Кировская подстанция: Учиться – выгодно

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Здесь уже совсем другая ситуация: ремонта в здании подстанции не было, похоже, уже давно. По словам Ирины Большаковой последний косметический ремонт здесь проводили в 2000 году. А после этого – ничего. Денег просто не выделяют. Подстанция заняла территорию бывшей детской кухни. Медики переместились сюда давно – в восьмидесятых годах прошлого века. С тех пор здесь мало что изменилось. Ощущение такое, что мы разом вернулись в Советский Союз.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Однако высокие технологии добрались и в этот медвежий угол, диспетчерская работает по системе спутниковой навигации.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Наш следующий этап, связать навигацию с программой, чтобы вызов сам находил ближайшую машину, – говорит Ирина Большакова. - Сейчас программа тоже фиксирует, но только ту бригаду, которая первая освободилась. Хотя территориально она может быть и дальше, чем бригада расположена от искомого пациента. К тому же, сейчас ближайшую машину ищет диспетчер. Но когда вызовов много – все это в голове не удержишь.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Что касается Кировской подстанции, то события здесь развивались следующим образом – по словам Ирины Анатольевны, в девяностые годы вообще не было денег ни на что:

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Не знаю, как мы выживали, лишней копейки не было даже на мыло. А потом, кажется в 2001 году, когда появились деньги, сразу начались строиться подстанции. Построилась «Октябрьская», «Первомайка», та, на которой мы с вами были – на ОбьГЭСе, «Ленинская», «Дзержинская». А всего у нас 12 подстанций. И есть те, до которых очередь так и не дошла – грянул кризис. Я пришла сюда как главный врач, оценила ситуацию. А тут еще событие у нас произошло определяющее – приехал тогда еще губернатор, Виктор Толоконский, все наши проблемы выслушал и предложил решать проблему комплексно – мол, готовьте программу. Три года назад мы подготовили программу – на 2009, 2010 и 2011 годы и вложили туда все: гаражи, строительство подстанций, где они должны еще быть, машины, оборудование, лекарства, диспетчерскую, средства связи... Но в 2009 году программу заморозили. Хотя, диспетчерскую мы все-таки получили! И еще, в связи с тем, что в 2008 году ситуация с кадрами у нас была достаточно тяжелая, нам дали муниципальную надбавку в размере 4-6 тысяч рублей, плюс проценты… и к нам пошли люди. В 2009 году в планах здравоохранения было повысить заработную плату не только нам, но и реаниматологам. Но в связи с кризисом, деньги нашлись только на нас. Хотя, обязательства свои перед нами выполняются честно, и ту муниципальную надбавку, которую решили нам платить – платят. Также выполнено обязательство по поводу медикаментозных препаратов, по поводу строительства диспетчерской, по поводу серверной, оптоволокно – это все позволяет нам выйти на новый уровень управления бригадами. Но на ремонты ничего не осталось.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Несмотря на то, что ремонт бы здесь не помешал, на пикет на Кировской подстанции, похоже, тоже никто не собирается.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Коллектив здесь квалифицированный и дружный, несмотря на то, что условия работы у них не очень хорошие, - говорит Ирина Анатольевна. - И, вроде бы, местные врачи на пикет не ходили.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Говорят, что зарплаты у врачей – мизерные. По словам пикетчиков, нагрузки из-за неправильной организации работы службы выросли, а зарплата, наоборот, - уменьшилась. Так ли это?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Ставка зависит от количества выходных и праздников, - говорит Ирина Анатольевна. - В среднем, ставка – около 160 часов в месяц. Давайте посмотрим квитки. Вот, например, врач, работающий на полторы ставки – 49 тысяч рублей. Врач-невролог – 63,9 тысяч рублей (за то что учился в это время и еще на полставки подрабатывал). Врач-педиатр, которая была в этом месяце на больничном, получает 37 тысяч рублей. А отработала 90 часов. Ночные оплачиваются в двойном размере. Еще один учится и на полставки подрабатывает в ночные дежурства - 67 300 рублей. Фельдшер – 117 часов – ставка, 123 часа – совместительство, 32 часа – ночные, итого – 36 300 рублей. При этом, перед нами квиток человека, который не имеет высшего образования. Молодой сотрудник скорой помощи зарабатывает 24 000. Но у нее нет 80% выработки.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>«Если человек отработал с 4 до 5 лет – он получает надбавку 30%. С пяти до восьми лет – 50%», - уточняют подошедшие врачи.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- И это притом, что средняя зарплата по Новосибирску сейчас –15 тысяч, - комментирует юрист Юлия Стибикина. - То есть, если врачи скорой помощи работают полное время – без праздников и больничных, то очень даже неплохие деньги получают.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- Здесь, на самом деле, другая проблема, - говорит главврач. - Вы, наверное, обратили внимание, что подстанция расположена на краю района. Сейчас важно, чтобы подстанции (пусть и с небольшим количеством бригад) располагались равномерно, по городу. Чтобы был нормальный доезд. Для примера – до Северо-Чемского отсюда ехать 20 минут. На территории жилмассива нет скорой помощи, нужно строить подстанцию. Ведь доезд должен быть совсем не 20 минут, а максимум 10. И такая ситуация во многих районах города. Сейчас даже поликлиники догадались строить в новых микрорайонах, вместе с парикмахерскими и магазинами. А до «Скорой помощи» почему до сих пор не додумались? Я считаю, что нужно поднимать вопрос о целесообразности вводить подстанции как часть инфраструктуры любого поселения, с населением более 30 000 жителей.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Впрочем, что уж тут говорить о «Скорой помощи», если в наших жилмассивах детские садики и школы не везде предусмотрены?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Ленинская подстанция: Чтоб я так жил!

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Ну вот, наконец перед нами большая подстанция – на 31 машину. Построена лет 6 назад. Навстречу гостям подстанции ленивой трусцой выбежал громадный упитанный пес. Видимо, местный любимец. Глядя на эту собаку, как – то странно предполагать, что людей здесь «кормят» хуже.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>По словам Ирины Большаковой, подстанция  имеет абсолютно все помещения, которые необходимы для работы и отдыха врачей. В чем мы сами тут же и убедились. В здании евроремонт, чисто. Все, что должно быть на станции «Скорой помощи», тут было предусмотрено сразу – есть тут, в том числе, учебные классы, уютные комнаты отдыха и огромный актовый зал. А в учебном классе лежит тренировочный манекен Аня, смахивающая издали на обыкновенный труп.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- На самом деле, здесь должны быть манекены, подключенные к компьютерам, - и такой класс симуляционного обучения должен быть на всех крупных подстанциях, - объясняет главврач. – И тут постоянно должны обучаться врачи. То, что мы поставили здесь свою аппаратуру, оборудование – это просто жалкие попытки внедрить еще и учебный процесс. Конечно, оборудование должно быть новее... Такой огромной подстанции, огромному коллективу в 300 сотрудников нужен именно класс симуляционного обучения. Стоит он не дорого – всего 5 миллионов рублей.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>На кухне – новенькие плиты, двухкамерный холодильник забит продуктами. Душевые, гардероб. Врачей – как ветром сдуло. В диспетчерской кипит работа.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Однако недовольство врачей именно этой подстанции переросло в пикет. В чем же проблема?

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>- В первую очередь, это связано с нагрузкой, - считает Ирина Анатольевна. - На самом деле, в Ленинском районе районе очень высокая обращаемость. Вот мы зашли в диспетчерские предыдущих подстанций – там экраны «пустые». А здесь кипит работа. Хотя, норматив бригад здесь соблюдается: одна на 10 тысяч населения. Здесь работает 31 бригада. Здание, может, и хорошее. А вот географически это не очень удобно. К тому же, здесь объединилось два коллектива: Ленинской и Западной подстанций, которые были совершенно разнородными... Я не исключаю и такие мотивы, как личная неприязнь.

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>

LEFT<#two#> style=<#two#>margin-bottom: 0cm;<#two#>>Nimbus Roman No9 L, serif<#two#>>3<#two#>>Резюме: чтобы решить проблему, необходимо решать ее комплексно. К сожалению, одним лишь увеличением зарплат врачей (которые, как мы уже убедились, не такие уж и мизерные) нельзя уменьшить приток пациентов. Говорят, если зарплата была бы адекватна нагрузкам, желающие работать нашлись бы. Но такими темпами зарплата просто не сможет адекватно поспевать за увеличением нагрузки. Да и физические силы у человека не бесконечны. Возможно, делу поможет введение единой диспетчерской системы, о которой говорила Ирина Анатольевна. И строительство новых подстанций. Но самое главное – подготовка специалистов, чтобы укомплектовать те недостающие 25% несуществующих пока бригад скорой помощи. Дело за малым – взять, да воплотить все вышеперечисленное. Авось, что хорошее получится?

Новости партнеров

В России и мире

Как определить, что грядут перемены: предвестники счастливых событий
Мед с солью в бане – 4 омолаживающих способа использования
Самый древний народ Сахалина, который приводил медведей к себе в деревни, чтобы задобрить духов леса. В чем уникальность их культуры?
Там гибнут не от зверей: места России где реально пропадают люди по таинственным обстоятельствам
Страшная правда о крабовых палочках, которую все замалчивают! Чем опасны крабовые палочки для здоровья?
Зеленскому и его жене повезет меньше, чем Януковичу или Башару Асаду
Народные приметы на 15 декабря: что можно и нельзя делать в день Аввакума
Вредные привычки знаков Зодиака: у всех они разные
Перестала покупать майонез в магазине и теперь готовлю его сама. На это уходит всего 5 минут
Как наука объясняет суеверия: 5 фактов, чтобы покончить с популярными приметами