Лента новостей

Все новости

Популярное

Город, которого не должно было быть

 Мария Юхименко

Сергей Филонов, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири, рассказал Сибкрай.ru о том, почему город появился на месте, непригодном для постройки крупного населенного пункта: - Новониколаевска не должно было быть. Как правило, в девятнадцатом веке не строили города на участках со сложным рельефом. Рядом находился крупный город Томск, а здесь изначально было мало населения, и находилась всего лишь станция для заправки паровозов. Никаких предпосылок к градостроительству не было. Обычно славяне строили города на мысу, выступающей части берега реки. Примерами такой застройки являются Томск, Красноярск, старый Бердск. Во времена Петра Первого стали строить регулярные города, то есть в городе было два-три проспекта, которые сходились в одной точке и проходили через весь город. Человек, стоя в этой точке, мог просматривать весь город. Так в былые времена в Санкт-Петербурге со шпиля Петропавловской крепости можно было увидеть весь город. При строительстве Новониколаевска не использовали ни ту, ни другую схему. Логично относить Новосибирск к городам, которые были построены в связи с появлением Транссибирской магистрали. Такие города есть на востоке Сибири. Подобные поселения планируются только с одной стороны железной дороги, чтобы не мешать развитию города. И в Омске, например, пути провели специально мимо города. «Именно для того, чтобы не разрушать его структуры», - утверждает Сергей Филонов. Новониколаевск строился вокруг двух композиционных линий – вдоль реки и железнодорожной магистрали. Причина возникновения города совершенно прозаическая – Новониколаевск был удобным перевалочным пунктом сельскохозяйственных товаров, которые везли из Алтая в европейскую часть страны, а далее и заграницу. Зерно и другие продукты переплавляли на деревянных баржах самотеком по Оби. Это был самый дешевый способ. А на месте, где позже возник Новониколаевск, подтаскивали баржи к берегу. Продукты скупали купцы, а баржи распиливали на дрова. Цены на продукты были крайне низкими, поэтому это место пользовалось среди купцов большой популярностью. В Новониколаевске железная дорога была построена в 1893 году. С этого момента город стал расти: все больше купцов приезжали скупать дешевые алтайские продукты и перевозить их по железной дороге в другие города. Многие оставались здесь торговать алтайскими товарами. Кстати, некоторые исследователи связывают дату основания города именно с появлением магазина Жернакова: в 1894 году в поселке мостостроителей Евграф Жернаков открыл магазин под названием «Универсальный». Но еще задолго до присвоения поселку статуса города, шло формирование небольших поселений, которые в будущем сформировали структуру Новониколаевска. Первый план города был сделан в 1896 году межевщиками Алтайского горного округа, так как эта территория относилась к данному округу. Назывался план «Разбивка алтайского горного округа», с его помощью проводилось регулирование территории, проектирование улиц. План 1896 года предусматривал создание трех районов. В их основу легли некогда изолированные друг от друга поселки: Гусевка, поселок мостостроителей и поселок железнодорожников. А в районе площади Свердлова раньше находился базар, куда съезжались жители этих сел. Между железной дорогой и рекой Обь расположились так называемые «нахаловки» – участки хаотичной самостоятельной застройки. По традиции, за ночь надо было поставить печь, тогда никто не мог уже прогнать людей с этого места и препятствовать строительству дома. Власти неоднократно пытались бороться с этим явлением, но «нахаловки» прочно вошли в структуру города. Андрей Крячков, один из первых новониколаевских архитекторов, определил схему города интуитивно. По теории градостроительства, в городе должны быть архитектурные узлы, вокруг которых складывается городская структура. Во многих европейских городах этими доминантами раньше выступали питейные заведения. В Новониколаевске в этом качестве Крячков использовал 12 школ, расположенных на пересечении основных улиц. Кстати, некоторые из них до сих пор работают. Центр города «захватили» купцы, так как на наиболее плотно заселенных и функционально насыщенных улицах, как, впрочем, и сегодня, было выгодно открывать магазины. В 1906 году был создан еще один план, где были определены новые зоны застройки. Следующий, уже градостроительный план принадлежал советской эпохе, но, к сожалению, из 9 планов, созданных за время существования СССР, фактически ни один не был до конца реализован. Из-за того, что город развивался без учета теорий градостроительства, возникло множество проблем. Одной из них Сергей Филонов называет автомобильные пробки. - Если бы в городе изначально спроектировали центральную улицу, которая проходит через весь город, то люди могли на одном автобусе добираться до нужной точки, не пересаживаясь. А ведь наличие множества маршрутов и огромное количество курсирующих автобусов усложняют ситуацию на дорогах. Еще одна важная проблема – грязный воздух в городе. Из-за того, что в Новосибирске нет четко определенной промышленной зоны, ветер несет дым с заводских окраин в центр. Сергей Филонов считает, что перепланировать город с учетом теории градостроительства невозможно: «Новосибирск можно только снести и заново построить. Ведь основная задача градостроителя – привязать город к местности, учитывая рельеф и композиционные линии, а также четко зонировать город».
Сергей Филонов, главный хранитель фондов музея истории архитектуры Сибири, рассказал Сибкрай.ru о том, почему город появился на месте, непригодном для постройки крупного населенного пункта: - Новониколаевска не должно было быть. Как правило, в девятнадцатом веке не строили города на участках со сложным рельефом. Рядом находился крупный город Томск, а здесь изначально было мало населения, и находилась всего лишь станция для заправки паровозов. Никаких предпосылок к градостроительству не было. Обычно славяне строили города на мысу, выступающей части берега реки. Примерами такой застройки являются Томск, Красноярск, старый Бердск. Во времена Петра Первого стали строить регулярные города, то есть в городе было два-три проспекта, которые сходились в одной точке и проходили через весь город. Человек, стоя в этой точке, мог просматривать весь город. Так в былые времена в Санкт-Петербурге со шпиля Петропавловской крепости можно было увидеть весь город. При строительстве Новониколаевска не использовали ни ту, ни другую схему. Логично относить Новосибирск к городам, которые были построены в связи с появлением Транссибирской магистрали. Такие города есть на востоке Сибири. Подобные поселения планируются только с одной стороны железной дороги, чтобы не мешать развитию города. И в Омске, например, пути провели специально мимо города. «Именно для того, чтобы не разрушать его структуры», - утверждает Сергей Филонов. Новониколаевск строился вокруг двух композиционных линий – вдоль реки и железнодорожной магистрали. Причина возникновения города совершенно прозаическая – Новониколаевск был удобным перевалочным пунктом сельскохозяйственных товаров, которые везли из Алтая в европейскую часть страны, а далее и заграницу. Зерно и другие продукты переплавляли на деревянных баржах самотеком по Оби. Это был самый дешевый способ. А на месте, где позже возник Новониколаевск, подтаскивали баржи к берегу. Продукты скупали купцы, а баржи распиливали на дрова. Цены на продукты были крайне низкими, поэтому это место пользовалось среди купцов большой популярностью. В Новониколаевске железная дорога была построена в 1893 году. С этого момента город стал расти: все больше купцов приезжали скупать дешевые алтайские продукты и перевозить их по железной дороге в другие города. Многие оставались здесь торговать алтайскими товарами. Кстати, некоторые исследователи связывают дату основания города именно с появлением магазина Жернакова: в 1894 году в поселке мостостроителей Евграф Жернаков открыл магазин под названием «Универсальный». Но еще задолго до присвоения поселку статуса города, шло формирование небольших поселений, которые в будущем сформировали структуру Новониколаевска. Первый план города был сделан в 1896 году межевщиками Алтайского горного округа, так как эта территория относилась к данному округу. Назывался план «Разбивка алтайского горного округа», с его помощью проводилось регулирование территории, проектирование улиц. План 1896 года предусматривал создание трех районов. В их основу легли некогда изолированные друг от друга поселки: Гусевка, поселок мостостроителей и поселок железнодорожников. А в районе площади Свердлова раньше находился базар, куда съезжались жители этих сел. Между железной дорогой и рекой Обь расположились так называемые «нахаловки» – участки хаотичной самостоятельной застройки. По традиции, за ночь надо было поставить печь, тогда никто не мог уже прогнать людей с этого места и препятствовать строительству дома. Власти неоднократно пытались бороться с этим явлением, но «нахаловки» прочно вошли в структуру города. Андрей Крячков, один из первых новониколаевских архитекторов, определил схему города интуитивно. По теории градостроительства, в городе должны быть архитектурные узлы, вокруг которых складывается городская структура. Во многих европейских городах этими доминантами раньше выступали питейные заведения. В Новониколаевске в этом качестве Крячков использовал 12 школ, расположенных на пересечении основных улиц. Кстати, некоторые из них до сих пор работают. Центр города «захватили» купцы, так как на наиболее плотно заселенных и функционально насыщенных улицах, как, впрочем, и сегодня, было выгодно открывать магазины. В 1906 году был создан еще один план, где были определены новые зоны застройки. Следующий, уже градостроительный план принадлежал советской эпохе, но, к сожалению, из 9 планов, созданных за время существования СССР, фактически ни один не был до конца реализован. Из-за того, что город развивался без учета теорий градостроительства, возникло множество проблем. Одной из них Сергей Филонов называет автомобильные пробки. - Если бы в городе изначально спроектировали центральную улицу, которая проходит через весь город, то люди могли на одном автобусе добираться до нужной точки, не пересаживаясь. А ведь наличие множества маршрутов и огромное количество курсирующих автобусов усложняют ситуацию на дорогах. Еще одна важная проблема – грязный воздух в городе. Из-за того, что в Новосибирске нет четко определенной промышленной зоны, ветер несет дым с заводских окраин в центр. Сергей Филонов считает, что перепланировать город с учетом теории градостроительства невозможно: «Новосибирск можно только снести и заново построить. Ведь основная задача градостроителя – привязать город к местности, учитывая рельеф и композиционные линии, а также четко зонировать город».