Лента новостей

Все новости

Популярное

«Мама, папа, дай!»: Откуда у молодежи «синдром потреблятства»?

 Наталья Денисова


3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Те из нынешних пап и мам, чьё взросление пришлось на 1980-е или  начало 1990-х годов, когда не то что с игрушками, с лапшой были проблемы, обещали себе, что у их детей будет всё. Некоторые считали, что ребенок должен хорошо учиться, а уж потом пусть узнает, что такое труд и как зарабатываются деньги. В итоге выросло поколение потребителей, умеющих и знающих, как нужно брать, но не умеющих отдавать.
Семейный психолог Елена Мельникова (и кстати, сама мать четверых детей) убеждена, что синдром потребителя закладывается в ребенке еще до ясельного возраста:

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Начинается это с рождения. Ребенок рождается, и мама удовлетворяет абсолютно все его потребности. А потребностей у новорожденного еще не очень много. И вот здесь важно, чтобы мама не увлеклась гиперопекой. У нас же в России стереотип "хорошей" матери - это мать-прислуга, мать, угадывающая малейшее желание ребенка.
Ребенок уже к двум месяцам понимает, что такое руки. И очень важно уже тогда постепенно приучать ребенка к разумным дозам «рук». Совсем не брать нельзя, но и кидаться на каждый вопль тоже не стоит. Что мы видим в реальности: ребенок закряхтел - мама вскочила и полночи пляшет вокруг кроватки. Наличие бабушек взвинчивает эту атмосферу тревожности вокруг зачастую единственного чада. Более того, ребенок становится центром микровселенной для данной конкретной семьи. И он очень рано усваивает свою роль.
Я несколько раз слышала от знакомых: «А как же не брать на руки? Он у нас такой нервный». Кстати, не в тему немного: психосоматическая метафора астмы у детей - задушили в объятиях.
Так что это не ребенок нервный – окружение. Лечить надо их. Прежде всего успокоиться, а потом спокойно жить с новой реальностью - наличием малыша. Он, конечно, в вашей жизни много значит, но далеко не всё. Нельзя забывать ни о других детях, если они есть, ни о супругах. Да и о себе тоже помнить нужно. Тогда в семье возникает здоровый баланс интересов. И младенец усваивает эти отношения подсознательно.
Например, молодые жены военных как-то обходятся без бабушек-нянюшек, и дети у них вырастают самостоятельными. Отец целый день на службе, мама одна по хозяйству. И чаще всего отношения «ребенок – мать» с  самого начала строятся на спокойствии и договоренности. Ребенка  укладывают в кроватку как бы со словами: вот сейчас ты «подрыгаешься», погремишь игрушками, а я пойду делать свои дела. И  мать очень точно слышит - плачет малыш лишь потому, что ему скучно, или правда нужна помощь.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Да, про невротичное отношение мам и бабушек - очень точно. Порой  еще в роддоме предупреждают: "Мамочка, вы сами успокойтесь - и ребенок будет спокойным". Но вернемся к подросшим детям. Можно  ли сказать, что синдром потребления - это проблема только нынешнего  поколения, выросшего на материальном и информационном изобилии?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Можно сказать, что это проблема не нынешнего поколения, потому что с игрушками в предыдущие десятилетия всегда было хуже, чем в последующие годы. Но дело не в игрушках и изобилии. А в женском воспитании…
Женское воспитание дает инфантильных недооформленных мальчиков и девочек. За ХХ век из русской семьи убрали мужчину: то войны, то эмансипация, то гиперопека над оставшимися в живых представителями сильного пола. Нарушился баланс. И мы, родители нынешних подростков, сегодня тоже имеем родителей-инфантилов, которые привыкли во всем надеяться на «партию и правительство». Эти родители в принципе не могли вырастить нормальных чад. И сегодня они ждут, что им должны дать еще очень многое – не государство, так родные дети. И эти же родители, будучи бабушками и дедушками, постоянно шпыняют своих детей, чтобы те дали внукам все, чего у них самих в их возрасте не было. Представляете - такой многокаскадный усилитель. Каждое последующее поколение живет на порядок лучше предыдущего, и все они требуют еще лучшей жизни для младших поколений и, между прочим, отдачи долгов себе. Так что нашим ровесникам – сорокалетним - особенно тяжело.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- А если  родители уже опоздали, и выросло такое чадо, которое  требует: «Отец, привези еды, а в наши дела не лезь»? Что тогда делать? Отправлять на вольные хлеба?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Тут уже, конечно, труднее - но и легче одновременно. У них все-таки какое-то мышление имеется. И можно просто говорить. Не нотациями, а нормальным раскладом: «Я, конечно, отец, и, конечно, зарабатывать - моя задача. Но и вы не в гостинице. Я ввожу правила. Вы выполняете некоторый объем домашней работы и учитесь самообслуживанию».
Моя клиентка как-то дала почитать свекрови листочек с примерным перечнем того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких. Причем перечень составлен еще советскими педагогами, убежденными в необходимости приучения ребенка к труду! Например, в 5 лет: убирать свою постель, чистить раковину и ванну, выносить мусор. А в 11-12 лет: помогать делать ремонт в квартире, гладить свои вещи, стирать свое белье и многое другое. То есть зона ответственности с каждым годом расширяется. Свекровь возмутилась и сказала, что это всё ерунда и что мать должна всех обслуживать и молчать.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Ещё я слышала мнение, что у девочек даже надо воспитывать  склонность к потребительству: дескать, пригодится в поисках  олигарха. И якобы только так можно научить девушку знать себе   цену.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Действительно, время тургеневских девушек прошло. И девушка должна знать себе цену, свою безусловную ценность, понимать свое достоинство человеческое. Но при этом еще и партнера по общению принимать таким же ценным. Ведь в жизни все держится на балансе: закон сохранения энергии и в социуме никуда не делся. Идеальная формула баланса в браке: партнер тебе дает - бери с благодарностью и отдавай чуть-чуть больше.
А то хочется спросить такую «берущую» даму при личной встрече: «А с чего, дорогая принцесса, ты решила, что тебе уже это все должны? Ты-то сама что из себя представляешь?» Таких девочек либо жизнь отрезвляет, либо (если мозги есть) они сами начинают меняться. А родители им, конечно, услугу медвежью оказывают. Хотите разочарований у девочки - учите ее быть  представительницей обедневшего царского рода.
Хорошо, даже если этой девочке найдут предки олигарха, даже если она выйдет за него замуж… Дальше что? Сколько клиенток из таких дам сидят у психотерапевтов?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- А как детей научить этому закону сохранения энергии? Ведь родители склонны отдавать больше, чем могут. Да и прессинг со стороны старшего поколения…

Arial<#two#>>3<#two#>>- Конечно, мы всегда отдаем детям больше, чем они нам могут вернуть. Это другая формула баланса: мы даем им то, что они отдадут своим детям. Это - преемственность поколений. И ждать от них отдачи этих вложений нельзя. Но по мере роста надо нагружать ответственностью.
Если уже упустили время – значит, придется наверстывать упущенное. Так и сказать - они хорошо это понимают, кстати: «Знаешь, ребенок, я, как любой человек, могу ошибаться. И я ошибался, когда позволял тебе ничего не делать. Но именно потому, что я тебя сильно люблю, я не хочу, чтобы в жизни тебе было трудно. Поэтому с завтрашнего дня ты начинаешь делать такие-то и такие-то дела».
А с бабусями… Мы, например, игнорируем. Если у кого-то есть шанс договориться - пусть договариваются.


3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>Те из нынешних пап и мам, чьё взросление пришлось на 1980-е или  начало 1990-х годов, когда не то что с игрушками, с лапшой были проблемы, обещали себе, что у их детей будет всё. Некоторые считали, что ребенок должен хорошо учиться, а уж потом пусть узнает, что такое труд и как зарабатываются деньги. В итоге выросло поколение потребителей, умеющих и знающих, как нужно брать, но не умеющих отдавать.
Семейный психолог Елена Мельникова (и кстати, сама мать четверых детей) убеждена, что синдром потребителя закладывается в ребенке еще до ясельного возраста:

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Начинается это с рождения. Ребенок рождается, и мама удовлетворяет абсолютно все его потребности. А потребностей у новорожденного еще не очень много. И вот здесь важно, чтобы мама не увлеклась гиперопекой. У нас же в России стереотип "хорошей" матери - это мать-прислуга, мать, угадывающая малейшее желание ребенка.
Ребенок уже к двум месяцам понимает, что такое руки. И очень важно уже тогда постепенно приучать ребенка к разумным дозам «рук». Совсем не брать нельзя, но и кидаться на каждый вопль тоже не стоит. Что мы видим в реальности: ребенок закряхтел - мама вскочила и полночи пляшет вокруг кроватки. Наличие бабушек взвинчивает эту атмосферу тревожности вокруг зачастую единственного чада. Более того, ребенок становится центром микровселенной для данной конкретной семьи. И он очень рано усваивает свою роль.
Я несколько раз слышала от знакомых: «А как же не брать на руки? Он у нас такой нервный». Кстати, не в тему немного: психосоматическая метафора астмы у детей - задушили в объятиях.
Так что это не ребенок нервный – окружение. Лечить надо их. Прежде всего успокоиться, а потом спокойно жить с новой реальностью - наличием малыша. Он, конечно, в вашей жизни много значит, но далеко не всё. Нельзя забывать ни о других детях, если они есть, ни о супругах. Да и о себе тоже помнить нужно. Тогда в семье возникает здоровый баланс интересов. И младенец усваивает эти отношения подсознательно.
Например, молодые жены военных как-то обходятся без бабушек-нянюшек, и дети у них вырастают самостоятельными. Отец целый день на службе, мама одна по хозяйству. И чаще всего отношения «ребенок – мать» с  самого начала строятся на спокойствии и договоренности. Ребенка  укладывают в кроватку как бы со словами: вот сейчас ты «подрыгаешься», погремишь игрушками, а я пойду делать свои дела. И  мать очень точно слышит - плачет малыш лишь потому, что ему скучно, или правда нужна помощь.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Да, про невротичное отношение мам и бабушек - очень точно. Порой  еще в роддоме предупреждают: "Мамочка, вы сами успокойтесь - и ребенок будет спокойным". Но вернемся к подросшим детям. Можно  ли сказать, что синдром потребления - это проблема только нынешнего  поколения, выросшего на материальном и информационном изобилии?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Можно сказать, что это проблема не нынешнего поколения, потому что с игрушками в предыдущие десятилетия всегда было хуже, чем в последующие годы. Но дело не в игрушках и изобилии. А в женском воспитании…
Женское воспитание дает инфантильных недооформленных мальчиков и девочек. За ХХ век из русской семьи убрали мужчину: то войны, то эмансипация, то гиперопека над оставшимися в живых представителями сильного пола. Нарушился баланс. И мы, родители нынешних подростков, сегодня тоже имеем родителей-инфантилов, которые привыкли во всем надеяться на «партию и правительство». Эти родители в принципе не могли вырастить нормальных чад. И сегодня они ждут, что им должны дать еще очень многое – не государство, так родные дети. И эти же родители, будучи бабушками и дедушками, постоянно шпыняют своих детей, чтобы те дали внукам все, чего у них самих в их возрасте не было. Представляете - такой многокаскадный усилитель. Каждое последующее поколение живет на порядок лучше предыдущего, и все они требуют еще лучшей жизни для младших поколений и, между прочим, отдачи долгов себе. Так что нашим ровесникам – сорокалетним - особенно тяжело.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- А если  родители уже опоздали, и выросло такое чадо, которое  требует: «Отец, привези еды, а в наши дела не лезь»? Что тогда делать? Отправлять на вольные хлеба?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Тут уже, конечно, труднее - но и легче одновременно. У них все-таки какое-то мышление имеется. И можно просто говорить. Не нотациями, а нормальным раскладом: «Я, конечно, отец, и, конечно, зарабатывать - моя задача. Но и вы не в гостинице. Я ввожу правила. Вы выполняете некоторый объем домашней работы и учитесь самообслуживанию».
Моя клиентка как-то дала почитать свекрови листочек с примерным перечнем того, что должны делать дети по обслуживанию себя и близких. Причем перечень составлен еще советскими педагогами, убежденными в необходимости приучения ребенка к труду! Например, в 5 лет: убирать свою постель, чистить раковину и ванну, выносить мусор. А в 11-12 лет: помогать делать ремонт в квартире, гладить свои вещи, стирать свое белье и многое другое. То есть зона ответственности с каждым годом расширяется. Свекровь возмутилась и сказала, что это всё ерунда и что мать должна всех обслуживать и молчать.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Ещё я слышала мнение, что у девочек даже надо воспитывать  склонность к потребительству: дескать, пригодится в поисках  олигарха. И якобы только так можно научить девушку знать себе   цену.

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- Действительно, время тургеневских девушек прошло. И девушка должна знать себе цену, свою безусловную ценность, понимать свое достоинство человеческое. Но при этом еще и партнера по общению принимать таким же ценным. Ведь в жизни все держится на балансе: закон сохранения энергии и в социуме никуда не делся. Идеальная формула баланса в браке: партнер тебе дает - бери с благодарностью и отдавай чуть-чуть больше.
А то хочется спросить такую «берущую» даму при личной встрече: «А с чего, дорогая принцесса, ты решила, что тебе уже это все должны? Ты-то сама что из себя представляешь?» Таких девочек либо жизнь отрезвляет, либо (если мозги есть) они сами начинают меняться. А родители им, конечно, услугу медвежью оказывают. Хотите разочарований у девочки - учите ее быть  представительницей обедневшего царского рода.
Хорошо, даже если этой девочке найдут предки олигарха, даже если она выйдет за него замуж… Дальше что? Сколько клиенток из таких дам сидят у психотерапевтов?

3<#two#> face=<#two#>Arial<#two#>>- А как детей научить этому закону сохранения энергии? Ведь родители склонны отдавать больше, чем могут. Да и прессинг со стороны старшего поколения…

Arial<#two#>>3<#two#>>- Конечно, мы всегда отдаем детям больше, чем они нам могут вернуть. Это другая формула баланса: мы даем им то, что они отдадут своим детям. Это - преемственность поколений. И ждать от них отдачи этих вложений нельзя. Но по мере роста надо нагружать ответственностью.
Если уже упустили время – значит, придется наверстывать упущенное. Так и сказать - они хорошо это понимают, кстати: «Знаешь, ребенок, я, как любой человек, могу ошибаться. И я ошибался, когда позволял тебе ничего не делать. Но именно потому, что я тебя сильно люблю, я не хочу, чтобы в жизни тебе было трудно. Поэтому с завтрашнего дня ты начинаешь делать такие-то и такие-то дела».
А с бабусями… Мы, например, игнорируем. Если у кого-то есть шанс договориться - пусть договариваются.