Лента новостей

Все новости

Популярное

Первый мерседес появился в Новониколаевске в 1907 году

 Мария Юхименко

По воспоминаниям старожила А. Зильберга, первый в Новониколаевске автомобиль принадлежал Иннокентию Маштакову. Он получил его в подарок от своего отца, владельца первого универмага в городе, в 1907 году. В книге Анатолия Брата «Сказ о городе» также упоминается автомобиль Маштакова: «Сам Кеша – реалист (ученик Реального училища – прим. автора). И автомобиль ему папаша Маштаков купил за успешное окончание очередного класса. На «Форде» Кеша катал, конечно, своих, из Реального». Однако, по статистике Томского губернского управления за 1912 год, Иннокентию принадлежал автомобиль фирмы «Даймлер» и был только один в городе. Стоит напомнить, что первое производство автомобилей было основано в 1888 году в Германии Карлом Бенцем. Чуть больше двадцати лет прошло с момента производства автомобиля, как эта новинка появилась уже в Сибири. Тем не менее вопрос о владельце первого автомобиля в городе остается спорным. Например, в воспоминаниях Марии Конисской, внучки малороссийского писателя Александра Конисского, говорится о другом автовладельце Нововниколаевска начала XX века: «Город Ново-Николаевск, где мы живем, был, как я теперь понимаю, очень богат. «Пшеница», «мукомолы», «ссыпной пункт» — эти слова часто произносит папа. Имена местных и не местных богачей — Второв, Маштаков, их роскошные универсальные магазины, а у Второва даже автомобиль, единственный в городе». «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями» имело 13 торговых точек по Сибири, в том числе и в Новониколаевске. Также существует мнение, что первый автомобиль в Сибирь привез из Америки один из сыновей бердского купца Горохова. Заметим, что стоимость самого дешевого автомобиля в США за 1910 год превышала 1200 долларов, американец в среднем получал в месяц 100 долларов. Если перевести в рубли по соответствующему курсу, то стоимость автомобиля русскому господину обошлась примерно в 2 300 рублей, а средняя месячная зарплата составляла 13 долларов или по-другому -23 рубля, на которые в России можно было купить 2 тонны картофеля. Примечательно, что российские автомобили продавались дороже иностранных. Машины Русско-Балтийского завода стоили от 5,5 тысяч до 8,4 тысяч рублей. В Россию в1908 году было ввезено 1365 машин на сумму 3 миллиона 256 тысяч рублей. Увеличению ввоза способствовала чрезвычайно низкая таможенная пошлина – в пределах 5% от стоимости автомобиля. В Петербурге на август 1913 года было зарегистрировано более 2000 частных автомобилей.  Сибирь же существенно отставала от столицы по числу автомобилей. По сведениям томского губернатора, в 1912 году в Томской губернии, включавшей современные Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области и Алтайский край, имелись 12 автомобилей и 3 мотоцикла. Один из этих мотоциклов, изготовленный в Бермингеме в 1908-1909 годах английской фирмой «Нортон», принадлежал выше упомянутому Иннокентию Маштакову и сейчас находится в Новосибирском краеведческом музее. Несмотря на рост личного транспорта в городе, состояние дорог было не самым лучшим. В газете «Обская жизнь» за апрель 1910 года писали: «На многих улицах города весенней водой вымыло глубокие рвы, направленные и вдоль, и поперек улиц, что делает проход по ним почти невозможным. В настоящее время рвы эти заравниваются и чем же? Тем неизменным и бесплатным материалом, в избытке собранным в городе, - навозом». К 1913 году замощенная площадь в городе составляла лишь 21 тысячу квадратных саженей (примерно 100 тысяч квадратных метров). У первых автомобилистов было множество проблем: дороги, запчасти, несовершенство самой машины. Один из первых автомобилистов России П. А. Энгельмейер вспоминал: «…в течение первого десятилетия своего развития автомобиль так упорно страдал детскими болезнями, что буквально не обходилось ни одной поездки без поломки; так что мы, пионеры автомобилизма, выезжая из дома на машине, знали определенно только время выезда и никогда не могли назначать время возвращения». Свою долю неприятностей автомобилистам добавляли извозчики. Лошади пугались звуков автомобиля, из-за чего нередко происходили несчастные случаи. Тем не менее, лошадь упорно не хотела «уступать дорогу» своему «железному конкуренту». Профессия извозчика в то время была очень популярна. В 1910 году городская управа Новониколаевска выдала 289 знаков (аналог лицензии) для легковых пассажирских извозчиков, 1064 — для ломовых (перевозка грузов) и 22 — для водовозных. Согласно «Справочнику по городу Новониколаевску» 1913 года, в городе работало пять «ямщицких» (извозчичьих) контор. Не смотря на обилие лошадей и появление авто, в городе не знали, что такое светофор, а постановление о правилах уличного движения Новониколаевска было принято только в 1926. Первый пункт наконец-то определил общие правила движения: горожанам «воспрещалось загораживать тротуары, рубить на улицах железо, пилить дрова, пускать бумажные змеи, шары, играть в мячи, городки, бабки и другие игры, за исключением мест специально отведенных», в свою очередь в транспорте не разрешалось курить, оставлять без присмотра экипаж или машину, а также запрещалось ездить с высокой скоростью по ночам — экипажи должны были «ехать шагом», а автомобили «тихим ходом». Так автомобиль постепенно стал обитателем дорог Новониколаевска. В 1914 году впервые поступило предложение о строительство трамвайной линии в городе. Это первый массовый автотранспорт Новониколаевска. Но строительство отложили. И первый трамвай на улицах города появился только в 1934 году. Эра машин постепенно вытесняла извозчиков с улиц города.
По воспоминаниям старожила А. Зильберга, первый в Новониколаевске автомобиль принадлежал Иннокентию Маштакову. Он получил его в подарок от своего отца, владельца первого универмага в городе, в 1907 году. В книге Анатолия Брата «Сказ о городе» также упоминается автомобиль Маштакова: «Сам Кеша – реалист (ученик Реального училища – прим. автора). И автомобиль ему папаша Маштаков купил за успешное окончание очередного класса. На «Форде» Кеша катал, конечно, своих, из Реального». Однако, по статистике Томского губернского управления за 1912 год, Иннокентию принадлежал автомобиль фирмы «Даймлер» и был только один в городе. Стоит напомнить, что первое производство автомобилей было основано в 1888 году в Германии Карлом Бенцем. Чуть больше двадцати лет прошло с момента производства автомобиля, как эта новинка появилась уже в Сибири. Тем не менее вопрос о владельце первого автомобиля в городе остается спорным. Например, в воспоминаниях Марии Конисской, внучки малороссийского писателя Александра Конисского, говорится о другом автовладельце Нововниколаевска начала XX века: «Город Ново-Николаевск, где мы живем, был, как я теперь понимаю, очень богат. «Пшеница», «мукомолы», «ссыпной пункт» — эти слова часто произносит папа. Имена местных и не местных богачей — Второв, Маштаков, их роскошные универсальные магазины, а у Второва даже автомобиль, единственный в городе». «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями» имело 13 торговых точек по Сибири, в том числе и в Новониколаевске. Также существует мнение, что первый автомобиль в Сибирь привез из Америки один из сыновей бердского купца Горохова. Заметим, что стоимость самого дешевого автомобиля в США за 1910 год превышала 1200 долларов, американец в среднем получал в месяц 100 долларов. Если перевести в рубли по соответствующему курсу, то стоимость автомобиля русскому господину обошлась примерно в 2 300 рублей, а средняя месячная зарплата составляла 13 долларов или по-другому -23 рубля, на которые в России можно было купить 2 тонны картофеля. Примечательно, что российские автомобили продавались дороже иностранных. Машины Русско-Балтийского завода стоили от 5,5 тысяч до 8,4 тысяч рублей. В Россию в1908 году было ввезено 1365 машин на сумму 3 миллиона 256 тысяч рублей. Увеличению ввоза способствовала чрезвычайно низкая таможенная пошлина – в пределах 5% от стоимости автомобиля. В Петербурге на август 1913 года было зарегистрировано более 2000 частных автомобилей.  Сибирь же существенно отставала от столицы по числу автомобилей. По сведениям томского губернатора, в 1912 году в Томской губернии, включавшей современные Новосибирскую, Кемеровскую, Томскую области и Алтайский край, имелись 12 автомобилей и 3 мотоцикла. Один из этих мотоциклов, изготовленный в Бермингеме в 1908-1909 годах английской фирмой «Нортон», принадлежал выше упомянутому Иннокентию Маштакову и сейчас находится в Новосибирском краеведческом музее. Несмотря на рост личного транспорта в городе, состояние дорог было не самым лучшим. В газете «Обская жизнь» за апрель 1910 года писали: «На многих улицах города весенней водой вымыло глубокие рвы, направленные и вдоль, и поперек улиц, что делает проход по ним почти невозможным. В настоящее время рвы эти заравниваются и чем же? Тем неизменным и бесплатным материалом, в избытке собранным в городе, - навозом». К 1913 году замощенная площадь в городе составляла лишь 21 тысячу квадратных саженей (примерно 100 тысяч квадратных метров). У первых автомобилистов было множество проблем: дороги, запчасти, несовершенство самой машины. Один из первых автомобилистов России П. А. Энгельмейер вспоминал: «…в течение первого десятилетия своего развития автомобиль так упорно страдал детскими болезнями, что буквально не обходилось ни одной поездки без поломки; так что мы, пионеры автомобилизма, выезжая из дома на машине, знали определенно только время выезда и никогда не могли назначать время возвращения». Свою долю неприятностей автомобилистам добавляли извозчики. Лошади пугались звуков автомобиля, из-за чего нередко происходили несчастные случаи. Тем не менее, лошадь упорно не хотела «уступать дорогу» своему «железному конкуренту». Профессия извозчика в то время была очень популярна. В 1910 году городская управа Новониколаевска выдала 289 знаков (аналог лицензии) для легковых пассажирских извозчиков, 1064 — для ломовых (перевозка грузов) и 22 — для водовозных. Согласно «Справочнику по городу Новониколаевску» 1913 года, в городе работало пять «ямщицких» (извозчичьих) контор. Не смотря на обилие лошадей и появление авто, в городе не знали, что такое светофор, а постановление о правилах уличного движения Новониколаевска было принято только в 1926. Первый пункт наконец-то определил общие правила движения: горожанам «воспрещалось загораживать тротуары, рубить на улицах железо, пилить дрова, пускать бумажные змеи, шары, играть в мячи, городки, бабки и другие игры, за исключением мест специально отведенных», в свою очередь в транспорте не разрешалось курить, оставлять без присмотра экипаж или машину, а также запрещалось ездить с высокой скоростью по ночам — экипажи должны были «ехать шагом», а автомобили «тихим ходом». Так автомобиль постепенно стал обитателем дорог Новониколаевска. В 1914 году впервые поступило предложение о строительство трамвайной линии в городе. Это первый массовый автотранспорт Новониколаевска. Но строительство отложили. И первый трамвай на улицах города появился только в 1934 году. Эра машин постепенно вытесняла извозчиков с улиц города.