Лента новостей

Все новости

Популярное

Психбольница стала памятником культуры

 

В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России будут внесены сразу несколько памятников. Например, комплекс зданий военно-остановочного пункта и казарм для размещения нижних чинов, которые сейчас принадлежат психбольнице №3 и Центру экспериментальной медицины СО РАН по улице Владимировская. Более поздняя постройка – Дом культуры имени А.Е.Ефремова стал памятником архитектуры.Памятниками истории стали дом, где жил академик Лаврентьев и дом, построенный для него на улице Золотодолинской. Увековечена и память о машинисте Лунине, его паровоз тоже стал памятником истории. Правительство Новосибирской области рекомендовало мэрии города Новосибирска, администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района предусмотреть в планах социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования и государственной охране объектов культурного наследия местного значения.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: КАЗАРМЫ. После Русско-японской войны 1904-1905 гг. в военном ведомстве Российской империи возник проект создания в населённых пунктах, расположенных вдоль Транссибирской железной дороги, «военных городков» для размещения гарнизона. Для удобства перевозки войск на восток в г. Новониколаевске недалеко от станции, за железнодорожными путями был построен военно-остановочный пункт. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича, получил название «Красные казармы». ДОМ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ ЕФРЕМОВА. К 35-й годовщине Великого Октября (1952 г.) в поселке Тяжстанкогидропресса было закончено строительство Дворца культуры (ДК Ефремова), архитекторы В.А. Добролюбов и Платек. На долгие годы это клубное здание стало ведущим в застройке всего посёлка и новой транспортной магистрали — улицы Мира, — по которой затем трамвайный путь прошёл к оловозаводу и его жилому посёлку. Он расположен с отступом от улицы, и его фасадная композиция повторяет тот же приём формирования аванплощади перед зданием, который применён и при создании кинотеатра «Победа»: декоративное ограждение из пилонов с антаблементом и декоративными решётками между ними формировало площадь-курдонер. Авторы также повторили приём архитектурной композиции здания кинотеатра «Победа», то есть создали шестиколонный портик на всю высоту, отказавшись при этом от прямого воспроизведения ордерных форм архитектуры. МАШИНИСТ ЛУНИН. В 1941 году приказом наркома путей сообщения от 28 января за №40 за ценную инициативу - увеличение пробегов паровоза между обточками и промывками и доведение среднесуточного пробега паровоза до 520 километров - Н.А. Лунин награжден знаком <#two#>Почетному железнодорожнику<#two#> и именными серебряными часами. Ему было присвоено звание машиниста 1-го класса и передан для эксплуатации юбилейный 3000-й паровоз <#two#>Феликс Дзержинский<#two#>, выпущенный Ворошиловградским (Луганским) паровозостроительным заводом. В ноябре 1941-го враг был на подступах к Москве. Лунин получил задание доставить в столицу (над ней нависла угроза топливного голода) эшелон с углем. Учитывая важность задачи, бригада Лунина привела поезд весом 5000 тонн при норме 1250. В январе 1942 года машинисты паровозного депо Новосибирск во главе с Луниным обратились в Наркомат путей сообщения о разрешении провести сдвоенные кольцевые маршруты с углем от Кузбасса до Москвы и далее до прифронтовых дорог. 24 января 1942 г. в дальний путь по маршруту Кузбасс - Москва отправились первые три тяжеловесных угольных состава, которые вели бригады лучших машинистов Томской железной дороги - Н.А. Лунин, И.Д. Орлов, П.Д. Шолкин, П.К. Гулюк, Н.Ф. Яковлев. Но эти тяжеловесные поезда были уже не первыми. Они отправились по маршруту, который <#two#>проторил<#two#> лунинский ФД 21-3000. Скоростной доставкой сдвоенных угольных кольцевых маршрутов была доказана возможность успешного вождения тяжеловесных поездов на всем направлении от Кузбасса до прифронтовых дорог, выявлены новые резервы увеличения пропускной способности дорог Урало-Сибирского направления. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1942 г. Николаю Александровичу Лунину присуждена Сталинская премия. Всю ее Лунин отдал на приобретение угля для освобожденного Сталинграда, на создание подводной лодки <#two#>Новосибирский комсомолец<#two#> для Северного флота и на строительство детского дома для детей погибших воинов. 2 апреля 1943 г. со станции Новосибирск торжественно отправился угольный маршрут, который вел Николай Лунин. Этот уголь - тысячу тонн - машинист Лунин купил на свои личные сбережения, чтобы отдать его на восстановление Сталинграда. В августе 1942 г. Лунин был удостоен еще одной высшей награды Родины - ордена Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени паровозному машинисту депо Новосибирск Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали <#two#>Серп и Молот<#two#>. 21 ноября 1943 г. Николай Александрович был награжден вторым знаком <#two#>Почетному железнодорожнику<#two#> за трудовой героизм, проявленный в дни войны. За годы Великой Отечественной войны машинист Лунин перевез 585 тысяч тонн оборонных и народнохозяйственных грузов, сэкономил 854 тонны угля и сберег на ремонте 75 тысяч рублей.
В единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России будут внесены сразу несколько памятников. Например, комплекс зданий военно-остановочного пункта и казарм для размещения нижних чинов, которые сейчас принадлежат психбольнице №3 и Центру экспериментальной медицины СО РАН по улице Владимировская. Более поздняя постройка – Дом культуры имени А.Е.Ефремова стал памятником архитектуры.Памятниками истории стали дом, где жил академик Лаврентьев и дом, построенный для него на улице Золотодолинской. Увековечена и память о машинисте Лунине, его паровоз тоже стал памятником истории. Правительство Новосибирской области рекомендовало мэрии города Новосибирска, администрации Мохнатологовского сельсовета Краснозерского района предусмотреть в планах социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования и государственной охране объектов культурного наследия местного значения.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: КАЗАРМЫ. После Русско-японской войны 1904-1905 гг. в военном ведомстве Российской империи возник проект создания в населённых пунктах, расположенных вдоль Транссибирской железной дороги, «военных городков» для размещения гарнизона. Для удобства перевозки войск на восток в г. Новониколаевске недалеко от станции, за железнодорожными путями был построен военно-остановочный пункт. Комплекс зданий, возводившихся из красного кирпича, получил название «Красные казармы». ДОМ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ ЕФРЕМОВА. К 35-й годовщине Великого Октября (1952 г.) в поселке Тяжстанкогидропресса было закончено строительство Дворца культуры (ДК Ефремова), архитекторы В.А. Добролюбов и Платек. На долгие годы это клубное здание стало ведущим в застройке всего посёлка и новой транспортной магистрали — улицы Мира, — по которой затем трамвайный путь прошёл к оловозаводу и его жилому посёлку. Он расположен с отступом от улицы, и его фасадная композиция повторяет тот же приём формирования аванплощади перед зданием, который применён и при создании кинотеатра «Победа»: декоративное ограждение из пилонов с антаблементом и декоративными решётками между ними формировало площадь-курдонер. Авторы также повторили приём архитектурной композиции здания кинотеатра «Победа», то есть создали шестиколонный портик на всю высоту, отказавшись при этом от прямого воспроизведения ордерных форм архитектуры. МАШИНИСТ ЛУНИН. В 1941 году приказом наркома путей сообщения от 28 января за №40 за ценную инициативу - увеличение пробегов паровоза между обточками и промывками и доведение среднесуточного пробега паровоза до 520 километров - Н.А. Лунин награжден знаком <#two#>Почетному железнодорожнику<#two#> и именными серебряными часами. Ему было присвоено звание машиниста 1-го класса и передан для эксплуатации юбилейный 3000-й паровоз <#two#>Феликс Дзержинский<#two#>, выпущенный Ворошиловградским (Луганским) паровозостроительным заводом. В ноябре 1941-го враг был на подступах к Москве. Лунин получил задание доставить в столицу (над ней нависла угроза топливного голода) эшелон с углем. Учитывая важность задачи, бригада Лунина привела поезд весом 5000 тонн при норме 1250. В январе 1942 года машинисты паровозного депо Новосибирск во главе с Луниным обратились в Наркомат путей сообщения о разрешении провести сдвоенные кольцевые маршруты с углем от Кузбасса до Москвы и далее до прифронтовых дорог. 24 января 1942 г. в дальний путь по маршруту Кузбасс - Москва отправились первые три тяжеловесных угольных состава, которые вели бригады лучших машинистов Томской железной дороги - Н.А. Лунин, И.Д. Орлов, П.Д. Шолкин, П.К. Гулюк, Н.Ф. Яковлев. Но эти тяжеловесные поезда были уже не первыми. Они отправились по маршруту, который <#two#>проторил<#two#> лунинский ФД 21-3000. Скоростной доставкой сдвоенных угольных кольцевых маршрутов была доказана возможность успешного вождения тяжеловесных поездов на всем направлении от Кузбасса до прифронтовых дорог, выявлены новые резервы увеличения пропускной способности дорог Урало-Сибирского направления. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 апреля 1942 г. Николаю Александровичу Лунину присуждена Сталинская премия. Всю ее Лунин отдал на приобретение угля для освобожденного Сталинграда, на создание подводной лодки <#two#>Новосибирский комсомолец<#two#> для Северного флота и на строительство детского дома для детей погибших воинов. 2 апреля 1943 г. со станции Новосибирск торжественно отправился угольный маршрут, который вел Николай Лунин. Этот уголь - тысячу тонн - машинист Лунин купил на свои личные сбережения, чтобы отдать его на восстановление Сталинграда. В августе 1942 г. Лунин был удостоен еще одной высшей награды Родины - ордена Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени паровозному машинисту депо Новосибирск Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали <#two#>Серп и Молот<#two#>. 21 ноября 1943 г. Николай Александрович был награжден вторым знаком <#two#>Почетному железнодорожнику<#two#> за трудовой героизм, проявленный в дни войны. За годы Великой Отечественной войны машинист Лунин перевез 585 тысяч тонн оборонных и народнохозяйственных грузов, сэкономил 854 тонны угля и сберег на ремонте 75 тысяч рублей.