margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В октябре 1920-го Унгерн ушел с территории России в Монголию со своей Азиатской Конной дивизией. Поход этот был во многом вынужденным – натиск Красной армии усиливался. А в битвах с регулярными частями, вооруженными современной техникой, военный гений барона не срабатывал. А может, и не было никакого гения, а была только харизма, но она против тяжёлой артиллерии и превосходящих в несколько раз войск противника оказалась бессильна.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Много написано о нелёгком характере и зверствах барона. Ничуть его не оправдывая, скажу, что во время Гражданской войны и та, и другая сторона особенно не отличались в этом плане. Расстрелы как средство поддержания дисциплины не были в ту пору редкостью. И если противники барона приводят многочисленные свидельства организованных им казней, порой подчеркнуто по-восточному жестоких, вроде сожжения на костре, то и его защитники приводят свидетельства очевидцев о том, как взятых в плен унгерновцев красные топили в таёжных реках со связанными руками.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Скажите, почему вы ссылаетесь на священное писание? Зачем нужен был вам апокалипсис? Вы искренне верили?
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Безусловно. Вот вы знаете Конфуция? У него, как и у вашего Ленина, как в коммунизме, ничего нет о боге, о загробной жизни, все только о том, как бы здесь устроить и установить порядок. Учение Конфуция — религиозное учение. Учение вашего Ленина и коммунизм — тоже религия. Я полагал, что с религиозной идеей и такой сильной, как ваша, можно бороться тем же оружием — религией.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Но ваш террор? Разве это по-христиански? С семьями, с детьми?
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Это не террор. Это обычай Востока. У китайца, у монгола враг, глава семьи, неотделим от членов семьи. Убить одного мало восточному человеку, надо всех. Я должен был угождать своим жестоким солдатам. Это я делал для них. Хотя, в конце концов, это была моя ошибка. Так не надо бы.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Суд над виновными м<ожет> б<ыть> или дисциплинарный, или в виде применения разнородных степеней смертной казни. В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна —смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать “правда и безжалостная суровость».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Унгерн так бы и остался в истории<#two#>> как один из атаманов многочисленных банд, участвовавших в мелких стычках местного значения, если бы не поход на столицу Монголии Ургу (позднее – Улан-Батор)<#two#>> в конце 1920- начале 1921-го. Апологеты «альтернативной истории» могут долго рассуждать, что было бы, если бы он не взял штурмом этот город. Одно из самых распространенных мнений – Китай тогда бы так и владел Монголией, потому что у красных не было бы предлога двинуться туда.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Это, конечно, вряд ли – в то время, пока унгерновцы штурмовали Ургу, в Кремле В.И. Ленин встречался с посланцами из Монголии, и обещал им поддержку в борьбе за независимость.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Мне кажется, монгольская знать просто использовала барона как удобное орудие, ибо все его успехи случились с её помощью, а как только он захотел покинуть пределы Монголии – оказался связанным по рукам и по ногам и брошенным в степи.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>А пока что барон фон Унгерн, взявший после второго штурма Ургу, находился в зените своей славы. Тысяча обмороженных и плохо одетых солдат разгромила <#two#>> более чем 10-ти тысячный гарнизон китайских войск, это ли не чудо? На самом деле, помогло то, что китайские военачальники между первым и вторым штурмом рассорились, да и китайскую армию в ту пору никак не назовешь дисциплинированной и хорошо обученной.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Монголы называли его «Богом Войны», Цаган-Бурханом, и считали воплощением Махакалы, ламаистского божества о шести руках.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Через некоторое время барон и его воинство становятся в тягость местному населению. Мавр сделал своё дело, пора бы и честь знать. Содержать войско было накладно. Это одна из версий. По другой версии, Унгерн мог оставаться в Урге еще долго, но решил, что настал удобный момент для вторжения в Россию.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Именно тогда он издает свой знаменитый приказ EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>N<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>> 15.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Я — Начальник Азиатской Конной Дивизии, Генерал-Лейтенант Барон Унгерн, — сообщаю к сведению всех русских отрядов, готовых к борьбе с красными в России, следующее:
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>4. Выступление против красных в Сибири начать по следующим направлениям: а) Западное — ст. Маньчжурия; б) на Монденском направлении вдоль Яблонового хребта; в) вдоль реки Селенги; г) на Иркутск; д) вниз по р. Енисею из Урянхайского края; е) вниз по р. Иртышу. Конечными пунктами операции являются большие города, расположенные на магистрали Сибирской ж. д. Командующим отдельными секторами соображаться с этими направлениями и руководствоваться: в Иркутском направлении директивами полк<овника> Казагранди, в Урянхайском — атамана Енис<ейского> Каз<ачьего> войска Казанцева, в Иртышском — есаула Кайгородова.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>5. Командующие секторами назначают срок для общего выступления всех отрядов под своим руководством. Пока, за дальностью расстояния, я лишен возможности карать, а потому на ответственность командующих секторами и командиров отрядов возлагается прекращение всяких трений и разногласий в отрядах (рыба с головы тухнет). Помнить, что поколения будут благословлять или проклинать их имена.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>6. Заявить бойцам, что позорно и безумно воевать лишь за освобождение своих собственных станиц, сел и деревень, не заботясь об освобождении больших районов и областей. Считать такое поведение сохранением преступного нейтралитета перед Родиной, что является государственной изменой. Такое преступление карать по всей строгости законов военного времени.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>7. Подчиняться беспрекословно дисциплине, без которой все, как и раньше, развалится.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>8. При мобилизации бойцов пользоваться их боевой работой, по возможности, не далее 300 верст от места их постоянного жительства. После пополнения отрядов нужным по количеству имеющегося вооружения кадром новых бойцов, прежних, происходящих из освобожденных от красных местностей, отпускать по домам.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>9. Комиссаров, коммунистов и евреев уничтожать вместе с семьями. Все имущество их конфисковывать.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>13. Привлекать на свою сторону красные отряды, особенно из разряда мобилизованных, и рабочие батальоны.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>14. Не рассчитывать на наших союзников-иностранцев, переносящих подобную же революционную борьбу, ни на кого бы то ни было. Помнить, что война питается войной и что плох военачальник, пытающийся купить оружие и снаряжение тогда, когда перед ним находится вооруженный противник, могущий снабдить боевыми средствами.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>15. Продовольствие и др<угое> снабжение конфисковывать у тех жителей, у которых оно не было взято красными. У бежавших жителей брать продовольствие по мере надобности. Если поселок, занятый белыми, дает добровольцев и мобилизованных бойцов, он обязан дать своим людям продовольствие и другое (кроме боевого) снаряжение на 3 месяца, что и поступает в интендантскую часть отряда безвозвратно.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>16. В случае переполнения отряда людьми, не имеющими вооружения, отправлять их на полевые работы непременно домой, в освобожденные области.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>17. За отрядом не возить ни жен, ни семей, распределяя их на полное прокормление освобожденных от красных селений, не делая различий по чинам и сословиям и не оставляя при семьях денщиков.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Народами завладел социализм, лживо проповедывающий мир, злейший и вечный враг мира на земле, т.к. смысл социализма — борьба.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Твердо уповая на помощь Божию, отдаю настоящий приказ и призываю вас, офицеры и солдаты, к стойкости и подвигу.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>После нескольких побед местного значения, <#two#>> воинское счастье барону изменяет. Ему противостоят опытные полководцы, будущие творцы многих советских побед – В.К Блюхер и К. К. Рокоссовский, а также П.Е. Щетинкин. Войска барона разбиты красными, а сам он с кучкой приверженцев пытается бежать в Тибет. Но спутники изменяют ему, связывают, и бросают в степи, в юрте. Через некоторое время Унгерна находит разъезд красных и доставляет в штаб.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Версий пленения Унгерна несколько. В целом они сводятся к трем: заговорщики захватили его и выдали красным, заговорщики захватили барона, но, не выдавая красным, намеревались судить его, заговорщики захватили Унгерна и бросили на произвол судьбы, а «спас» его разъезд красных разведчиков. Вообще, сам по себе арест командира (вполне в духе ненавистного барону 1917 года), вещь, с точки зрения воинской дисциплины, абсолютно недопустимая. Но подчиненные потеряли веру в своего командира (после очевидного провала похода в Забайкалье), его прямолинейная жестокость и непредсказуемость стали раздражать, а это, в условиях гражданской войны, достаточные основания для неповиновения... Можно сказать, что Унгерн сам, во многом, спровоцировал свой арест».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>(В. Ж. Цветков, «Белое дело барона Унгерна»)
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В материалах допроса читаем следующее: «Живым в плен попал вследствие того что не успел лишить себя жизни. Пытался повеситься на поводе, но последний оказался слишком широким».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Унгерна перевозят в Новониколаевск (ныне – Новосибирск) и 15 сентября 1921 года в здании театра устраивают открытый показательный процесс. Продолжался он около 5 часов. Среди прочих вопросов, один из членов трибунала решил выяснить, как Унгерн относится к коммунизму. Барон ответил так: «По моему мнению, Интернационал возник в Вавилоне три тысячи лет назад...» Виновным барон себя не признал, от последнего слова отказался.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>По приговору суда барон Унгерн фон Штернберг был расстрелян, о чём секретарь Сиббюро Ходоровский уведомил В. Молотова по прямому проводу 16 сентября 1921г. Местонахождение могилы неизвестно.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>По поводу расстрела сохранились две легенды: первая – расстрел произошёл где-то неподалёку от новосибирского театра «Красный факел». Легенда вторая: перед расстрелом Унгерн съел свой орден.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Первая легенда вполне может быть правдой, что касается второй, то давайте для начала попробуем внимательно рассмотреть награды Унгерна: кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, ордена Святого Владимира 4-й степени, орденов Святой Анны 3-й и 4-й степеней, ордена Святого Станислава 3-й степени. Обычно в пересказах легенды конкретный орден не упоминается, но в материалах допроса Унгерна чётко сказано: «…за участие в походе в Восточную Пруссию получил орден Св.Георгия 4-й степени, который в настоящее время носит на груди».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Этот орден есть на фотографии, сделанной большевиками незадолго до расстрела, а также упоминается писателем Владимиром Зазубриным, побывавшем на одном из допросов: «Режет глаза белый офицерский Георгий, генеральские погоны. Халат яркий, золотистый, лиловый кушак из материи. Острыми концами гнутся мягкие монгольские сапоги».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Т.е. большевики орден у Унгерна не отбирали, награда действительно буквально до последнего часа оставалась при нём. Логика понятна – процесс был показательным, нужно было продемонстрировать настоящего холёного белого генерала в полном обмундировании, а не затюканного арестанта.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Размеры крестов 4-й степени <#two#>> варьировались от 31×31 до 36×36 мм, вес был в пределах 7—10 г., выполнялся знак из золота, покрытого эмалью. Способен ли человек проглотить эту награду (кстати, по легенде, Унгерн её предварительно разломал)? Заглянем в Книгу рекордов Гинесса. Некий Чейни Халтгрин, более известный по имени Космический Ковбой, умудрился заглотить 18 шпаг одновременно, при этом каждая шпага была длиной 72 сантиметра. «Для человека нет ничего невозможного», - прокомментировал свое достижение 31-летний рекордсмен. И действительно. Так что чисто теоретически и вторая легенда может быть правдой, и барон действительно мог проглотить орден.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В завершение скажу, что в октябре 1998г. президиум новосибирского областного суда отказал в посмертной реабилитации Унгерна. Цитирую постановление: «..ставится вопрос об отказе в реабилитации Унгерна фон Штернберга в связи с тем, что он осужден обоснованно, вина его в содеянном доказана.»
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>1. Барон Унгерн в документах и мемуарах / Ред. С.Л. Кузьмин. М. 2004
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>2. Юзефович Л. Самодержец пустыни. М. 1993.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>3. Оссендовский Ф. Звери, люди и боги. Рига, 1925.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>4. Хатунцев С. Буддист с мечом. Странная судьба барона Унгерна. Барон без «ворона на плече». Беседа С. Антоненко с А. Ефименко // Родина. 2004. № 9.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>6. Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921-1940). М. 1999.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>7. Белов Е.А. Барон Унгерн фон Штернберг: Биография. Идеология. Военные походы. 1920-1921 гг. М. 2003.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В октябре 1920-го Унгерн ушел с территории России в Монголию со своей Азиатской Конной дивизией. Поход этот был во многом вынужденным – натиск Красной армии усиливался. А в битвах с регулярными частями, вооруженными современной техникой, военный гений барона не срабатывал. А может, и не было никакого гения, а была только харизма, но она против тяжёлой артиллерии и превосходящих в несколько раз войск противника оказалась бессильна.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Много написано о нелёгком характере и зверствах барона. Ничуть его не оправдывая, скажу, что во время Гражданской войны и та, и другая сторона особенно не отличались в этом плане. Расстрелы как средство поддержания дисциплины не были в ту пору редкостью. И если противники барона приводят многочисленные свидельства организованных им казней, порой подчеркнуто по-восточному жестоких, вроде сожжения на костре, то и его защитники приводят свидетельства очевидцев о том, как взятых в плен унгерновцев красные топили в таёжных реках со связанными руками.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Скажите, почему вы ссылаетесь на священное писание? Зачем нужен был вам апокалипсис? Вы искренне верили?
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Безусловно. Вот вы знаете Конфуция? У него, как и у вашего Ленина, как в коммунизме, ничего нет о боге, о загробной жизни, все только о том, как бы здесь устроить и установить порядок. Учение Конфуция — религиозное учение. Учение вашего Ленина и коммунизм — тоже религия. Я полагал, что с религиозной идеей и такой сильной, как ваша, можно бороться тем же оружием — религией.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Но ваш террор? Разве это по-христиански? С семьями, с детьми?
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>- Это не террор. Это обычай Востока. У китайца, у монгола враг, глава семьи, неотделим от членов семьи. Убить одного мало восточному человеку, надо всех. Я должен был угождать своим жестоким солдатам. Это я делал для них. Хотя, в конце концов, это была моя ошибка. Так не надо бы.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Суд над виновными м<ожет> б<ыть> или дисциплинарный, или в виде применения разнородных степеней смертной казни. В борьбе с преступными разрушителями и осквернителями России помнить, что по мере совершенного упадка нравов в России и полного душевного и телесного разврата нельзя руководствоваться старой оценкой. Мера наказания может быть лишь одна —смертная казнь разных степеней. Старые основы правосудия изменились. Нет «правды и милости». Теперь должны существовать “правда и безжалостная суровость».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Унгерн так бы и остался в истории<#two#>> как один из атаманов многочисленных банд, участвовавших в мелких стычках местного значения, если бы не поход на столицу Монголии Ургу (позднее – Улан-Батор)<#two#>> в конце 1920- начале 1921-го. Апологеты «альтернативной истории» могут долго рассуждать, что было бы, если бы он не взял штурмом этот город. Одно из самых распространенных мнений – Китай тогда бы так и владел Монголией, потому что у красных не было бы предлога двинуться туда.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Это, конечно, вряд ли – в то время, пока унгерновцы штурмовали Ургу, в Кремле В.И. Ленин встречался с посланцами из Монголии, и обещал им поддержку в борьбе за независимость.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Мне кажется, монгольская знать просто использовала барона как удобное орудие, ибо все его успехи случились с её помощью, а как только он захотел покинуть пределы Монголии – оказался связанным по рукам и по ногам и брошенным в степи.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>А пока что барон фон Унгерн, взявший после второго штурма Ургу, находился в зените своей славы. Тысяча обмороженных и плохо одетых солдат разгромила <#two#>> более чем 10-ти тысячный гарнизон китайских войск, это ли не чудо? На самом деле, помогло то, что китайские военачальники между первым и вторым штурмом рассорились, да и китайскую армию в ту пору никак не назовешь дисциплинированной и хорошо обученной.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Монголы называли его «Богом Войны», Цаган-Бурханом, и считали воплощением Махакалы, ламаистского божества о шести руках.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Через некоторое время барон и его воинство становятся в тягость местному населению. Мавр сделал своё дело, пора бы и честь знать. Содержать войско было накладно. Это одна из версий. По другой версии, Унгерн мог оставаться в Урге еще долго, но решил, что настал удобный момент для вторжения в Россию.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Именно тогда он издает свой знаменитый приказ EN-US<#two#> en-us=<#two#><#two#> mso-ansi-language:=<#two#><#two#> sans-serif=<#two#><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>N<#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>> 15.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Я — Начальник Азиатской Конной Дивизии, Генерал-Лейтенант Барон Унгерн, — сообщаю к сведению всех русских отрядов, готовых к борьбе с красными в России, следующее:
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>4. Выступление против красных в Сибири начать по следующим направлениям: а) Западное — ст. Маньчжурия; б) на Монденском направлении вдоль Яблонового хребта; в) вдоль реки Селенги; г) на Иркутск; д) вниз по р. Енисею из Урянхайского края; е) вниз по р. Иртышу. Конечными пунктами операции являются большие города, расположенные на магистрали Сибирской ж. д. Командующим отдельными секторами соображаться с этими направлениями и руководствоваться: в Иркутском направлении директивами полк<овника> Казагранди, в Урянхайском — атамана Енис<ейского> Каз<ачьего> войска Казанцева, в Иртышском — есаула Кайгородова.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>5. Командующие секторами назначают срок для общего выступления всех отрядов под своим руководством. Пока, за дальностью расстояния, я лишен возможности карать, а потому на ответственность командующих секторами и командиров отрядов возлагается прекращение всяких трений и разногласий в отрядах (рыба с головы тухнет). Помнить, что поколения будут благословлять или проклинать их имена.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>6. Заявить бойцам, что позорно и безумно воевать лишь за освобождение своих собственных станиц, сел и деревень, не заботясь об освобождении больших районов и областей. Считать такое поведение сохранением преступного нейтралитета перед Родиной, что является государственной изменой. Такое преступление карать по всей строгости законов военного времени.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>7. Подчиняться беспрекословно дисциплине, без которой все, как и раньше, развалится.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>8. При мобилизации бойцов пользоваться их боевой работой, по возможности, не далее 300 верст от места их постоянного жительства. После пополнения отрядов нужным по количеству имеющегося вооружения кадром новых бойцов, прежних, происходящих из освобожденных от красных местностей, отпускать по домам.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>9. Комиссаров, коммунистов и евреев уничтожать вместе с семьями. Все имущество их конфисковывать.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>13. Привлекать на свою сторону красные отряды, особенно из разряда мобилизованных, и рабочие батальоны.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>14. Не рассчитывать на наших союзников-иностранцев, переносящих подобную же революционную борьбу, ни на кого бы то ни было. Помнить, что война питается войной и что плох военачальник, пытающийся купить оружие и снаряжение тогда, когда перед ним находится вооруженный противник, могущий снабдить боевыми средствами.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>15. Продовольствие и др<угое> снабжение конфисковывать у тех жителей, у которых оно не было взято красными. У бежавших жителей брать продовольствие по мере надобности. Если поселок, занятый белыми, дает добровольцев и мобилизованных бойцов, он обязан дать своим людям продовольствие и другое (кроме боевого) снаряжение на 3 месяца, что и поступает в интендантскую часть отряда безвозвратно.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>16. В случае переполнения отряда людьми, не имеющими вооружения, отправлять их на полевые работы непременно домой, в освобожденные области.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>17. За отрядом не возить ни жен, ни семей, распределяя их на полное прокормление освобожденных от красных селений, не делая различий по чинам и сословиям и не оставляя при семьях денщиков.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Народами завладел социализм, лживо проповедывающий мир, злейший и вечный враг мира на земле, т.к. смысл социализма — борьба.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Твердо уповая на помощь Божию, отдаю настоящий приказ и призываю вас, офицеры и солдаты, к стойкости и подвигу.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>После нескольких побед местного значения, <#two#>> воинское счастье барону изменяет. Ему противостоят опытные полководцы, будущие творцы многих советских побед – В.К Блюхер и К. К. Рокоссовский, а также П.Е. Щетинкин. Войска барона разбиты красными, а сам он с кучкой приверженцев пытается бежать в Тибет. Но спутники изменяют ему, связывают, и бросают в степи, в юрте. Через некоторое время Унгерна находит разъезд красных и доставляет в штаб.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>«Версий пленения Унгерна несколько. В целом они сводятся к трем: заговорщики захватили его и выдали красным, заговорщики захватили барона, но, не выдавая красным, намеревались судить его, заговорщики захватили Унгерна и бросили на произвол судьбы, а «спас» его разъезд красных разведчиков. Вообще, сам по себе арест командира (вполне в духе ненавистного барону 1917 года), вещь, с точки зрения воинской дисциплины, абсолютно недопустимая. Но подчиненные потеряли веру в своего командира (после очевидного провала похода в Забайкалье), его прямолинейная жестокость и непредсказуемость стали раздражать, а это, в условиях гражданской войны, достаточные основания для неповиновения... Можно сказать, что Унгерн сам, во многом, спровоцировал свой арест».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>(В. Ж. Цветков, «Белое дело барона Унгерна»)
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В материалах допроса читаем следующее: «Живым в плен попал вследствие того что не успел лишить себя жизни. Пытался повеситься на поводе, но последний оказался слишком широким».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Унгерна перевозят в Новониколаевск (ныне – Новосибирск) и 15 сентября 1921 года в здании театра устраивают открытый показательный процесс. Продолжался он около 5 часов. Среди прочих вопросов, один из членов трибунала решил выяснить, как Унгерн относится к коммунизму. Барон ответил так: «По моему мнению, Интернационал возник в Вавилоне три тысячи лет назад...» Виновным барон себя не признал, от последнего слова отказался.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>По приговору суда барон Унгерн фон Штернберг был расстрелян, о чём секретарь Сиббюро Ходоровский уведомил В. Молотова по прямому проводу 16 сентября 1921г. Местонахождение могилы неизвестно.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>По поводу расстрела сохранились две легенды: первая – расстрел произошёл где-то неподалёку от новосибирского театра «Красный факел». Легенда вторая: перед расстрелом Унгерн съел свой орден.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Первая легенда вполне может быть правдой, что касается второй, то давайте для начала попробуем внимательно рассмотреть награды Унгерна: кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, ордена Святого Владимира 4-й степени, орденов Святой Анны 3-й и 4-й степеней, ордена Святого Станислава 3-й степени. Обычно в пересказах легенды конкретный орден не упоминается, но в материалах допроса Унгерна чётко сказано: «…за участие в походе в Восточную Пруссию получил орден Св.Георгия 4-й степени, который в настоящее время носит на груди».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Этот орден есть на фотографии, сделанной большевиками незадолго до расстрела, а также упоминается писателем Владимиром Зазубриным, побывавшем на одном из допросов: «Режет глаза белый офицерский Георгий, генеральские погоны. Халат яркий, золотистый, лиловый кушак из материи. Острыми концами гнутся мягкие монгольские сапоги».
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Т.е. большевики орден у Унгерна не отбирали, награда действительно буквально до последнего часа оставалась при нём. Логика понятна – процесс был показательным, нужно было продемонстрировать настоящего холёного белого генерала в полном обмундировании, а не затюканного арестанта.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>Размеры крестов 4-й степени <#two#>> варьировались от 31×31 до 36×36 мм, вес был в пределах 7—10 г., выполнялся знак из золота, покрытого эмалью. Способен ли человек проглотить эту награду (кстати, по легенде, Унгерн её предварительно разломал)? Заглянем в Книгу рекордов Гинесса. Некий Чейни Халтгрин, более известный по имени Космический Ковбой, умудрился заглотить 18 шпаг одновременно, при этом каждая шпага была длиной 72 сантиметра. «Для человека нет ничего невозможного», - прокомментировал свое достижение 31-летний рекордсмен. И действительно. Так что чисто теоретически и вторая легенда может быть правдой, и барон действительно мог проглотить орден.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>В завершение скажу, что в октябре 1998г. президиум новосибирского областного суда отказал в посмертной реабилитации Унгерна. Цитирую постановление: «..ставится вопрос об отказе в реабилитации Унгерна фон Штернберга в связи с тем, что он осужден обоснованно, вина его в содеянном доказана.»
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>1. Барон Унгерн в документах и мемуарах / Ред. С.Л. Кузьмин. М. 2004
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>2. Юзефович Л. Самодержец пустыни. М. 1993.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>3. Оссендовский Ф. Звери, люди и боги. Рига, 1925.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>4. Хатунцев С. Буддист с мечом. Странная судьба барона Унгерна. Барон без «ворона на плече». Беседа С. Антоненко с А. Ефименко // Родина. 2004. № 9.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>6. Рощин С.К. Политическая история Монголии (1921-1940). М. 1999.
margin: 0cm 0cm 0pt;<#two#> class=<#two#>MsoNormal<#two#>><#two#> tahoma=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>>7. Белов Е.А. Барон Унгерн фон Штернберг: Биография. Идеология. Военные походы. 1920-1921 гг. М. 2003.