В последнее время врачи Городского психоневрологического диспансера сталкиваются с тяжелыми нарушениями – когда дети, на протяжении нескольких месяцев перестают общаться со сверстниками, посещать школу, и находятся в зависимости от компьютера, дни и ночи проводя рядом с ним. Врачи говорят, что с такими детьми очень сложно «работать» – у них фиксируется очень тяжелая патология, глубокие, далеко зашедшие состояния психических нарушений.
- Действительно мы регистрируем достаточно много изменений, которые происходят с ребенком, - говорит Валентина Анатольевна. - И в основном, это связано как раз с тем сколько времени, он проводит в интернете. В тех случаях, когда время в интернете превышает определенные границы, происходит дисгармоничное развитие ребенка, а дальнейшее поступательное гармоничное развитие нарушается.
В первую очередь, мы регистрируем нарушения в коммуникативной сфере. Они происходят от того, что то время, которое ребенок должен проводить, общаясь со своими сверстниками и родителями, отдается индивидуальном средству общения в пространстве интернета. Ребенок замыкается на своем внутреннем мире, на определенных средствах информации. В принципе, это может приводить к грубой дезадаптации ребенка, в том числе в коллективе.
Кстати, такие нарушения мы наблюдаем и у детей дошкольного возраста, и, в большей степени, когда ребенок уже школьного возраста проводит в интернете значительное время. Очень часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда дети длительно не посещают школу, и проводят время в интернете.
Другая сторона – это особенности мышления таких детей. Формат восприятия у «интернет-зависимого» ребенка формируется схематичный, блоковый, с ориентацией на яркие образы, стимулируется логическая форма мышления. В результате мы обнаруживаем значительное отсутствие созерцания, воображения, креативности, – всего того, что составляет суть любой личности. Такой ребенок начинает скучать, жизнь кажется ему пресной, без эмоциональной стимуляции. А той стимуляции, к которой он привык, он уже не получает вне интернета. И потому он ищет гиперстимуляцию уже в других сферах. Кроме того, зона компьютера в семье становится зоной конфликта. Для ребенка, который, конечно же, не может сам встать, выключить компьютер и заняться другими делами, требуется контролирующая функция родителя. И это обычно источник регулярных, длительных постоянных конфликтов в семье. Ребенок , уйдя в «другой мир» уже не руководит собой. Иногда может ударить родителя, вести себя крайне агрессивно – потому что его насильно вытащили из некоего пространства, которое его интересовало.
По сути, все, что я сейчас сказала, сводится к тому, что семья должна быть саморегулируемой системой. И родители должны выполнять регулирующую, контролирующую функцию. Но на самом деле, интернет часто выступает катализатором тех проблем, которые имелись в семье и до этого. И на самом деле проблему представляют не дети, у которых развиваются зависимости, различные эмоциональные расстройства, депрессивные или деструктивные расстройства, нарушения поведения, связанные с интернетом. А прежде всего, проблему представляют родители – которые выпадают из этого процесса семейного регулирования.
Интернет, конечно же, предлагает очень интересные игры, которые могут помогать ребенку развиваться. Как минимум до семи лет родители должны являться для ребенка партнером по пользованию интернетом. В этом возрасте ребенка нельзя оставлять в интернете одного – так же как и на улице. И до семилетнего возраста ребенок может находиться в интернете не более 20 минут в день. Что касается детей в возрасте от 7 до 14 лет, здесь также очень важна контролирующая функция родителя – на какие именно сайты ходит ребенок. И ограничение по времени – до 30 минут в день. Для детей старше 14 лет время нахождения в интернете также должно быть ограничено.
А вот просто проводить досуг в интернете, с нашей точки зрения, для ребенка недопустимо. Может быть, я говорю совсем уж крамольные вещи, но мы считаем, что это может себе позволить только зрелая личность, способная на самоконтроль. То есть человек, не младше 21–22 лет.
На данный момент взаимоотношения между родителями и детьми очень изменились. Появилась довольно весомая прослойка очень занятых родителей, которым просто некогда заниматься напрямую ребенком, проводить время со своими детьми. На самом деле, для родителя это очень привлекательная ситуация – когда ребенок находится за компьютером или перед телевизором с самого раннего возраста: он как бы занят, и родитель точно знает, где его чадо. И родители довольны – пока ребенок сидит у компьютера, родитель получает время на себя.
А ребенка получает Интернет, – добавим мы.
В последнее время врачи Городского психоневрологического диспансера сталкиваются с тяжелыми нарушениями – когда дети, на протяжении нескольких месяцев перестают общаться со сверстниками, посещать школу, и находятся в зависимости от компьютера, дни и ночи проводя рядом с ним. Врачи говорят, что с такими детьми очень сложно «работать» – у них фиксируется очень тяжелая патология, глубокие, далеко зашедшие состояния психических нарушений.
- Действительно мы регистрируем достаточно много изменений, которые происходят с ребенком, - говорит Валентина Анатольевна. - И в основном, это связано как раз с тем сколько времени, он проводит в интернете. В тех случаях, когда время в интернете превышает определенные границы, происходит дисгармоничное развитие ребенка, а дальнейшее поступательное гармоничное развитие нарушается.
В первую очередь, мы регистрируем нарушения в коммуникативной сфере. Они происходят от того, что то время, которое ребенок должен проводить, общаясь со своими сверстниками и родителями, отдается индивидуальном средству общения в пространстве интернета. Ребенок замыкается на своем внутреннем мире, на определенных средствах информации. В принципе, это может приводить к грубой дезадаптации ребенка, в том числе в коллективе.
Кстати, такие нарушения мы наблюдаем и у детей дошкольного возраста, и, в большей степени, когда ребенок уже школьного возраста проводит в интернете значительное время. Очень часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда дети длительно не посещают школу, и проводят время в интернете.
Другая сторона – это особенности мышления таких детей. Формат восприятия у «интернет-зависимого» ребенка формируется схематичный, блоковый, с ориентацией на яркие образы, стимулируется логическая форма мышления. В результате мы обнаруживаем значительное отсутствие созерцания, воображения, креативности, – всего того, что составляет суть любой личности. Такой ребенок начинает скучать, жизнь кажется ему пресной, без эмоциональной стимуляции. А той стимуляции, к которой он привык, он уже не получает вне интернета. И потому он ищет гиперстимуляцию уже в других сферах. Кроме того, зона компьютера в семье становится зоной конфликта. Для ребенка, который, конечно же, не может сам встать, выключить компьютер и заняться другими делами, требуется контролирующая функция родителя. И это обычно источник регулярных, длительных постоянных конфликтов в семье. Ребенок , уйдя в «другой мир» уже не руководит собой. Иногда может ударить родителя, вести себя крайне агрессивно – потому что его насильно вытащили из некоего пространства, которое его интересовало.
По сути, все, что я сейчас сказала, сводится к тому, что семья должна быть саморегулируемой системой. И родители должны выполнять регулирующую, контролирующую функцию. Но на самом деле, интернет часто выступает катализатором тех проблем, которые имелись в семье и до этого. И на самом деле проблему представляют не дети, у которых развиваются зависимости, различные эмоциональные расстройства, депрессивные или деструктивные расстройства, нарушения поведения, связанные с интернетом. А прежде всего, проблему представляют родители – которые выпадают из этого процесса семейного регулирования.
Интернет, конечно же, предлагает очень интересные игры, которые могут помогать ребенку развиваться. Как минимум до семи лет родители должны являться для ребенка партнером по пользованию интернетом. В этом возрасте ребенка нельзя оставлять в интернете одного – так же как и на улице. И до семилетнего возраста ребенок может находиться в интернете не более 20 минут в день. Что касается детей в возрасте от 7 до 14 лет, здесь также очень важна контролирующая функция родителя – на какие именно сайты ходит ребенок. И ограничение по времени – до 30 минут в день. Для детей старше 14 лет время нахождения в интернете также должно быть ограничено.
А вот просто проводить досуг в интернете, с нашей точки зрения, для ребенка недопустимо. Может быть, я говорю совсем уж крамольные вещи, но мы считаем, что это может себе позволить только зрелая личность, способная на самоконтроль. То есть человек, не младше 21–22 лет.
На данный момент взаимоотношения между родителями и детьми очень изменились. Появилась довольно весомая прослойка очень занятых родителей, которым просто некогда заниматься напрямую ребенком, проводить время со своими детьми. На самом деле, для родителя это очень привлекательная ситуация – когда ребенок находится за компьютером или перед телевизором с самого раннего возраста: он как бы занят, и родитель точно знает, где его чадо. И родители довольны – пока ребенок сидит у компьютера, родитель получает время на себя.
А ребенка получает Интернет, – добавим мы. От Интернета ребенка спасет только семья
 Светлана Фролова