Лента новостей

Все новости

Популярное

«На бегемоте обормот»: Нужен ли Новосибирску памятник Александру III

 Елена Жукова

«На бегемоте обормот»: Нужен ли Новосибирску памятник Александру III

Как рассказал корреспонденту портала Сибкрай.ru главный художник города Юрий Бурика, памятник станет украшением парка «Городское начало». «В 2003 году был утвержден проект комплексного развития набережной, в том числе парка «Городское начало», - пояснил Юрий Бурика. - В нем перед фермой железнодорожного моста и появится памятник Александру III, который дал указание строить Транссибирскую магистраль».

Первый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 г. на отчете иркутского генерал-губернатора государем была наложена резолюция: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». И в этом же году, ознакомившись с мнением А. Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал «представить соображения» по поводу подготовки к строительству стального полотна.

Памятник Александру III в Новосибирске – не первый в России. После завершения строительства Великой транссибирской железной дороги, было решено возвести три памятника Александру III, которого считают основоположником сибирской стройки. Первый из них был установлен в Иркутске 30 августа 1908 года, второй в 1909 году в Санкт-Петербурге (питерцы в шутку называют его «обормот на бегемоте»), третий в 1912 году во Владивостоке. Советская власть уничтожила два из трех памятников императору, а в Ленинграде памятник в 1937 году сняли с постамента и установили во дворе Русского музея. Чтобы восстановить историческую справедливость, осенью 2003 года фигуру императора Александра III торжественно установили на постамент памятника в Иркутске.

Новониколаевцы, видимо, не считали, что Александр III заслуживает памятника. С чего бы теперь нам возносить хвалу неоцененному современниками императору?

«Александр III прямого воздействия на возникновение нашего города не оказал, - считает доктор исторических наук Михаил Шиловский. - Сибирью занимались все правители России. Тогда надо сначала Ермаку памятник ставить или Сперанскому, который создал «Сибирское уложение».

С историком не согласен депутат горсовета Александр Люлько. «Наш город обязан своим процветанием Александру III и Николаю II. Об этом в советское время умалчивали, но на самом деле решение о строительстве транссибирской магистрали принимал, как раз Александр III, а курировал стройку, закладывал первый камень наследник, будущий император Николай II. До Новониколаевска поселок назывался Александровский в честь Александра III».

17 марта 1891-го Александр III подписал рескрипт на имя наследного цесаревича Николая Александровича: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей (целью) соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».

19 марта цесаревич Николай Александрович отвез первую тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень в здание Владивостокского железнодорожного вокзала.

Название поселка – сомнительный аргумент в этом споре, так как жители поселения быстро меняли названия ради политических бонусов. «В 1893 году началось строительство моста через Обь, на месте которого возник поселок. Его назвалив честь императора Александра III – «Александровским». В октябре 1894 года император умер, а уже в декабре жители поселка обратились с ходатайством о переименовании поселка в Новониколаевский, в честь нового царя», - рассказывает о хитрых жителях Михаил Шиловский.

Тем более, если следовать топонимической логике – памятник надо ставить Николаю II, чье имя наш город носил более 30 лет. Да, и сделал для Новосибирска последний российский император гораздо больше, чем его отец. «Николай II возглавил строительство Транссибирской магистрали. А Сергей Витте доказал, что с экономической точки зрения выгодней строить мост через Обь в Кривощеково, на месте которого и вырос Новосибирск. Почему бы им не поставить памятник в нашем городе?» - спрашивает Михаил Шиловский.

Оппонент Шиловского Александр Люлько, не против возведения памятника Николаю II, но не «поперек батьки». «Я согласен, что Николай II имеет не меньше, а, может быть, и больше оснований быть увековеченным в числе основоположников города, как и те люди, которые непосредственно участвовали в строительстве. Со временем, я уверен, мы поставим памятники и им. Историю города нужно восстанавливать по крупицам, переврали все, что только можно, - отметил Александр Люлько. - К сожалению, в Новосибирске нет ни одного памятника основателю города. Меня два раза арестовывали за попытку установить памятный знак инженеру Тихомирову.  Новосибирцам нужно вспоминать о реальных событиях – о том, что Тихомиров построил собор Александра Невского, Белелюбский спроектировал мост, Александр III принял решение о строительстве Транссиба, Николай II курировал стройку».

Михаил Шиловский уверен, что спешить с установкой памятников императорам не стоит, иначе они могут оказаться на свалке, и не только истории. «Мы сначала одним памятники ставим, а потом сносим, начинаем снова ставить, чтобы потом те, кто после нас, снесли их опять же, - сетует историк. - Если мы претендуем на роль столицы Сибири, значит должен быть художественный отбор. А памятник Александру III фактически является копией иркутского памятника. Кроме того, непонятно почему император указывает рукой не нас восток, куда дорога развивалась, а на запад, в сторону Москвы».

Оценить эстетическую ценность памятника новосибирцы смогут лишь на его открытии в День города. Показывать эскиз памятника читателям Сибкрай.ru Юрий Бурика наотрез отказался.

Как рассказал корреспонденту портала Сибкрай.ru главный художник города Юрий Бурика, памятник станет украшением парка «Городское начало». «В 2003 году был утвержден проект комплексного развития набережной, в том числе парка «Городское начало», - пояснил Юрий Бурика. - В нем перед фермой железнодорожного моста и появится памятник Александру III, который дал указание строить Транссибирскую магистраль».

Первый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 г. на отчете иркутского генерал-губернатора государем была наложена резолюция: «Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора». И в этом же году, ознакомившись с мнением А. Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал «представить соображения» по поводу подготовки к строительству стального полотна.

Памятник Александру III в Новосибирске – не первый в России. После завершения строительства Великой транссибирской железной дороги, было решено возвести три памятника Александру III, которого считают основоположником сибирской стройки. Первый из них был установлен в Иркутске 30 августа 1908 года, второй в 1909 году в Санкт-Петербурге (питерцы в шутку называют его «обормот на бегемоте»), третий в 1912 году во Владивостоке. Советская власть уничтожила два из трех памятников императору, а в Ленинграде памятник в 1937 году сняли с постамента и установили во дворе Русского музея. Чтобы восстановить историческую справедливость, осенью 2003 года фигуру императора Александра III торжественно установили на постамент памятника в Иркутске.

Новониколаевцы, видимо, не считали, что Александр III заслуживает памятника. С чего бы теперь нам возносить хвалу неоцененному современниками императору?

«Александр III прямого воздействия на возникновение нашего города не оказал, - считает доктор исторических наук Михаил Шиловский. - Сибирью занимались все правители России. Тогда надо сначала Ермаку памятник ставить или Сперанскому, который создал «Сибирское уложение».

С историком не согласен депутат горсовета Александр Люлько. «Наш город обязан своим процветанием Александру III и Николаю II. Об этом в советское время умалчивали, но на самом деле решение о строительстве транссибирской магистрали принимал, как раз Александр III, а курировал стройку, закладывал первый камень наследник, будущий император Николай II. До Новониколаевска поселок назывался Александровский в честь Александра III».

17 марта 1891-го Александр III подписал рескрипт на имя наследного цесаревича Николая Александровича: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей (целью) соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, по вступлении вновь на русскую землю, после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению, за счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути».

19 марта цесаревич Николай Александрович отвез первую тачку земли на полотно будущей дороги и заложил первый камень в здание Владивостокского железнодорожного вокзала.

Название поселка – сомнительный аргумент в этом споре, так как жители поселения быстро меняли названия ради политических бонусов. «В 1893 году началось строительство моста через Обь, на месте которого возник поселок. Его назвалив честь императора Александра III – «Александровским». В октябре 1894 года император умер, а уже в декабре жители поселка обратились с ходатайством о переименовании поселка в Новониколаевский, в честь нового царя», - рассказывает о хитрых жителях Михаил Шиловский.

Тем более, если следовать топонимической логике – памятник надо ставить Николаю II, чье имя наш город носил более 30 лет. Да, и сделал для Новосибирска последний российский император гораздо больше, чем его отец. «Николай II возглавил строительство Транссибирской магистрали. А Сергей Витте доказал, что с экономической точки зрения выгодней строить мост через Обь в Кривощеково, на месте которого и вырос Новосибирск. Почему бы им не поставить памятник в нашем городе?» - спрашивает Михаил Шиловский.

Оппонент Шиловского Александр Люлько, не против возведения памятника Николаю II, но не «поперек батьки». «Я согласен, что Николай II имеет не меньше, а, может быть, и больше оснований быть увековеченным в числе основоположников города, как и те люди, которые непосредственно участвовали в строительстве. Со временем, я уверен, мы поставим памятники и им. Историю города нужно восстанавливать по крупицам, переврали все, что только можно, - отметил Александр Люлько. - К сожалению, в Новосибирске нет ни одного памятника основателю города. Меня два раза арестовывали за попытку установить памятный знак инженеру Тихомирову.  Новосибирцам нужно вспоминать о реальных событиях – о том, что Тихомиров построил собор Александра Невского, Белелюбский спроектировал мост, Александр III принял решение о строительстве Транссиба, Николай II курировал стройку».

Михаил Шиловский уверен, что спешить с установкой памятников императорам не стоит, иначе они могут оказаться на свалке, и не только истории. «Мы сначала одним памятники ставим, а потом сносим, начинаем снова ставить, чтобы потом те, кто после нас, снесли их опять же, - сетует историк. - Если мы претендуем на роль столицы Сибири, значит должен быть художественный отбор. А памятник Александру III фактически является копией иркутского памятника. Кроме того, непонятно почему император указывает рукой не нас восток, куда дорога развивалась, а на запад, в сторону Москвы».

Оценить эстетическую ценность памятника новосибирцы смогут лишь на его открытии в День города. Показывать эскиз памятника читателям Сибкрай.ru Юрий Бурика наотрез отказался.

Новости партнеров

В России и мире

Как управлять автомобилем в гололед и в снегопад: основные правила
Не берите даже бесплатно: Какую колбасу вредно есть
Как живут в самой узкой стране в мире, где люди спят на полу, не летают на самолетах и всегда готовы к тому, чтобы уйти под воду?
12 дней, в течение которых можно обнулить все кармические долги и заложить новую программу, если выполнять эти простые правила
Ноги не будут мерзнуть: древнерусский метод для согревания ног и стимуляции кровообращения
Правда ли, что цикорий и чай лучше, чем кофе? Что полезнее пить
Как сбросить 3–5 кг к Новому году: 5 простых, но верных советов
Народные приметы о венике: в дом придут деньги и удача
Сало: чем полезен или вреден популярный продукт
Ванга показала, как от Высших сил зависит судьба каждого знака Зодиака. Одни счастливчики, другие всегда в борьбе