Лента новостей

Все новости

Популярное

Нефть и газ стали препятствием для инноваций, считают эксперты «Интерры»

 

Согласно исследованиям ВЦИОМ, больше половины россиян вообще не знают, что такое инновации, 27 процентов относят к инновациям все новое, еще 20 процентов считают, что инновации используются только в промышленности. Такие цифры приводили участники симпозиума. И в этих условиях правительством страны ставится задача к 2020 году построить в России инновационное общество. Возможно ли это сделать за ближайшие десять лет? Какую роль будет играть в этом процессе молодежь? Как должно измениться высшее и среднее образование, чтобы подготовить выпускника к существованию в постоянно меняющемся мире? Не завязнет ли решение реальных проблем в модной инновационной риторике? На эти вопросы пока нет однозначных ответов, но искать их придется. Инновации – понятие широкое, применимое в экономике и технологии, образовании и управлении, и ряд круглых столов симпозиума был посвящен инновационным подходам, реализуемым в разных сферах жизни общества. Так, например, известный экономист академик Абел Аганбегян считает, что проблема инноваций упирается в недостаток инвестиций. В России предпочитают не вкладывать длинные деньги, любые вложения у нас рассчитаны на короткий срок и возможно более скорую отдачу – особенно сейчас, в эпоху кризиса. А построить инновационную экономику реально лишь с крупными и долговременными инвестициями. Это, можно так выразиться, инвестиции в наше будущее. Что мешает нам сегодня встать на инновационный путь развития? Как ни странно, виной тому наше главное преимущество на мировом рынке – природные богатства. «Зачем развивать инновации, если денег и так много?» - задает вопрос ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ доктор экономических наук Владимир Мау, и сам же отвечает: «Пока цены на нефть достаточно высоки, у России не будет стимула строить инновационную экономику». Поэтому выбор перед нами стоит вполне однозначный – оставаться сырьевой державой или попытаться войти в число стран с передовой наукой и высокими технологиями. Почему сегодня особые надежды возлагаются на молодежь? «Да потому, - отвечает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, - что молодые люди не обременены старыми походами и представлениями, им легче ориентироваться в реалиях современного меняющегося мира». Они как должное воспринимают такие непривычные для прошлого поколения понятия, как, например, «технопарковое мышление». Это название получила новая идеология, о которой рассказал на симпозиуме вице-губернатор Новосибирской области Геннадий Сапожников. Однако чтобы подготовить молодые кадры для будущих инноваций, отечественное образование само должно измениться. Сейчас к вузам предъявляются совершенно иные требования, чем двадцать лет назад. Выпускник должен выходить из стен альма-матер, обладая не просто знаниями, а определенными компетенциями – коммуникативностью, умением работать в команде, способностью к постоянному обучению и поиску новой информации. «Этот компетентностный подход уже взяли на вооружение западные университеты, наша же профессура пока в большинстве случаев не способна дать студентам подобные навыки», - сетует завкафедрой политики и функционирования ЕС и Совета Европы Европейского учебного института при МГИМО, доктор политических наук Олег Барабанов. К счастью, сегодня среди молодежи есть мода на креативность, инновационность, получение хорошего образования. Это очень хорошая тенденция, считает заместитель губернатора Красноярского края доктор философских наук Ольга Карлова, и ее надо культивировать. Многие эксперты, выступившие вчера на симпозиуме, сегодня проведут свои мастер-классы в рамках молодежных школ, которые проходят на площадках новосибирских вузов.
Согласно исследованиям ВЦИОМ, больше половины россиян вообще не знают, что такое инновации, 27 процентов относят к инновациям все новое, еще 20 процентов считают, что инновации используются только в промышленности. Такие цифры приводили участники симпозиума. И в этих условиях правительством страны ставится задача к 2020 году построить в России инновационное общество. Возможно ли это сделать за ближайшие десять лет? Какую роль будет играть в этом процессе молодежь? Как должно измениться высшее и среднее образование, чтобы подготовить выпускника к существованию в постоянно меняющемся мире? Не завязнет ли решение реальных проблем в модной инновационной риторике? На эти вопросы пока нет однозначных ответов, но искать их придется. Инновации – понятие широкое, применимое в экономике и технологии, образовании и управлении, и ряд круглых столов симпозиума был посвящен инновационным подходам, реализуемым в разных сферах жизни общества. Так, например, известный экономист академик Абел Аганбегян считает, что проблема инноваций упирается в недостаток инвестиций. В России предпочитают не вкладывать длинные деньги, любые вложения у нас рассчитаны на короткий срок и возможно более скорую отдачу – особенно сейчас, в эпоху кризиса. А построить инновационную экономику реально лишь с крупными и долговременными инвестициями. Это, можно так выразиться, инвестиции в наше будущее. Что мешает нам сегодня встать на инновационный путь развития? Как ни странно, виной тому наше главное преимущество на мировом рынке – природные богатства. «Зачем развивать инновации, если денег и так много?» - задает вопрос ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ доктор экономических наук Владимир Мау, и сам же отвечает: «Пока цены на нефть достаточно высоки, у России не будет стимула строить инновационную экономику». Поэтому выбор перед нами стоит вполне однозначный – оставаться сырьевой державой или попытаться войти в число стран с передовой наукой и высокими технологиями. Почему сегодня особые надежды возлагаются на молодежь? «Да потому, - отвечает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, - что молодые люди не обременены старыми походами и представлениями, им легче ориентироваться в реалиях современного меняющегося мира». Они как должное воспринимают такие непривычные для прошлого поколения понятия, как, например, «технопарковое мышление». Это название получила новая идеология, о которой рассказал на симпозиуме вице-губернатор Новосибирской области Геннадий Сапожников. Однако чтобы подготовить молодые кадры для будущих инноваций, отечественное образование само должно измениться. Сейчас к вузам предъявляются совершенно иные требования, чем двадцать лет назад. Выпускник должен выходить из стен альма-матер, обладая не просто знаниями, а определенными компетенциями – коммуникативностью, умением работать в команде, способностью к постоянному обучению и поиску новой информации. «Этот компетентностный подход уже взяли на вооружение западные университеты, наша же профессура пока в большинстве случаев не способна дать студентам подобные навыки», - сетует завкафедрой политики и функционирования ЕС и Совета Европы Европейского учебного института при МГИМО, доктор политических наук Олег Барабанов. К счастью, сегодня среди молодежи есть мода на креативность, инновационность, получение хорошего образования. Это очень хорошая тенденция, считает заместитель губернатора Красноярского края доктор философских наук Ольга Карлова, и ее надо культивировать. Многие эксперты, выступившие вчера на симпозиуме, сегодня проведут свои мастер-классы в рамках молодежных школ, которые проходят на площадках новосибирских вузов.