Лента новостей

Все новости

Популярное

Российские технопарки - курс на перезагрузку

 Андрей Чернобылец, Александр Широков, "Эксперт-Сибирь"

В жарких дебатах о механизмах и концепции создания технопарков прошло почти четыре года. Сегодня, в не самых лучших экономических условиях, федеральные власти наконец предпринимают дальнейшие шаги по воплощению этих планов в жизнь. В частности, в Минкомсвязи в конце марта прошло первое заседание Межведомственной комиссии (МВК) по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий. Ее задачами глава Минкомсвязи Игорь Щеголев определил корректировку текущего финансирования и хода создания технопарков в соответствии со сложившейся экономической ситуацией, формирование нормативно-правовой базы по технопаркам, доработку бизнес-планов и концепций. Именно по последнему пункту, по мнению федерального центра, в России сейчас наибольшие проблемы. С января по март специальная рабочая группа Минкомсвязи проинспектировала пять технопарков в Казани, Тюмени, Кемерове, Новосибирске и Нижнем Новгороде — там, где было заявлено о высокой готовности проектов. В итоге оказалось, что технопарки не соответствуют приоритетам, заложенным в государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Там четко прописано, что цель создания технопарков — это обеспечение конкурентоспособности и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Технопарковая перезагрузка С точки зрения генерального директора ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Дмитрия Верховода, заседание МВК, прошедшее в Москве, — добрый знак. «Несомненно, положительным моментом является тот факт, что Министерство коммуникаций и связи наконец-то этим вопросом озаботилось. Постановление правительства, утвердившее программу создания технопарков в РФ, появилось в начале 2006 года. В нем было предусмотрено создание и самой МВК. Но она появилась только в конце прошлого года. И это — первое ее заседание за все время с момента правительственного постановления. Условно говоря, три года никакого движения не происходило, и никакого интереса министерства к дальнейшей судьбе и ходу реализации программы не было». Сейчас федеральный центр по сути объявил, что, несмотря ни на какие экономические трудности, в программе создания технопарков заинтересован. На совещании было заявлено также о том, что программа продлевается по срокам до 2014 года (первоначально срок ее реализации был обозначен до 2010 года). При этом не произошло сколь-нибудь значимого секвестирования выделяемых государственных средств. «Мы реально рассчитываем на то, что не только не потеряем госфинансирование, но и более того — его увеличим. Почему? Программой предусмотрено паритетное выделение средств с местными бюджетами. На каждый федеральный рубль областной и муниципальный бюджет должны добавить еще один. Однако у нас (по технопарку Новосибирского Академгородка — Ред.) есть значительное превышение. Из 3,4 миллиарда рублей общих по проекту средств объем федеральных составляет 1,3 миллиарда. А местных — 2,1 миллиарда. То есть мы имеем превышение местного финансирования на 800 миллионов рублей и рассчитываем добрать его федеральными деньгами», — подсчитывает Дмитрий Верховод. Как это сейчас модно, созданная МВК начала свою деятельность с «перезагрузки» существующих отношений с администрациями технопарков. Теперь все обязаны заново представить свои концепции и бизнес-планы. Они должны быть защищены в федеральных структурах, и финансирование 2009 года пойдет в соответствии с новым графиком. «Мы только приветствуем стремление к разработке бизнес-планов для каждого технопарка. Строго говоря, с этого надо было начинать, — отмечает заместитель генерального директора ОАО «Кузбасский технопарк» Александр Каретин. — Со своей стороны, мы с первого шага своей деятельности занимаемся ее планированием в соответствии с общепринятыми стандартами. Следует только учесть, что технопарк — это среда, в которой создается инновационный продукт, и у ее развития есть свои особенности, которые и отражаются в планировании». Администрация Новосибирского технопарка заявила о создании рабочей группы, совместно с ассоциациями инновационных компаний «СибАкадемСофт» и «СибАкадемИнновации». Она разработает новую концепцию и бизнес-план, которые надеется представить чуть ли не самой первой из всех, поскольку ее представители уверены, что, возможно, единственные в России понимают, что такое технопарки, зачем они нужны и что нужно делать. Поэтому и намерены предложить свое видение всем остальным, в том числе и технопаркам в регионах, и федеральному центру. «Регионы на министерском совещании разделили на те, кто начал осваивать деньги, и те, кто даже к этому не приступил, — рассказывает генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка». — Начали Новосибирск, Кемерово, Тюмень и Казань. Остальные даже ни копейки не потратили. Но в принципе не было сказано, что кто-то лишится финансирования, а кто-то нет. Разговор был корректный: давайте рассмотрим ваши новые концепции и по ним проведем новый перерасчет. Даже если бы не было вот такой перезагрузки, все равно мы получили бы деньги из федерального бюджета не раньше сентября–октября». Концепция Новосибирского технопарка будет ориентирована не только на направление ИТК, она будет многопрофильной — в частности, как и планировалось ранее, развитие пойдет по четырем векторам: биотехнологии, приборостроение, ИТ-технологии, силовая электроника. Это фактически набор того инновационного бизнеса, который уже реально существует на территории и который региональные власти намерены поддерживать. Показательный пример Новосибирский технопарк, несмотря на то что его концепция никакой из федеральных структур не рассматривалась и не утверждалась, начали возводить уже несколько лет назад. Деньги, которые были получены из федерального бюджета в 2006–2007 годах (их выделение предусмотрено дополнительным постановлением Правительства РФ), полностью пошли на строительство инженерной инфраструктуры. Средства 2008 года, выделенные столицей в октябре–ноябре, могли бы уже быть использованы на строительство новой энергоподстанции, оборудование для которой закуплено. Но пока начать работы нельзя — не решен вопрос с собственностью на землю. Именно в этом немаловажная причина торможения реализации проекта технопарка в новосибирском Академгородке. До сих пор здесь нет механизмов решения земельного вопроса по участкам, принадлежащим СО РАН. «Земельные участки, на которых планировалось строительство объектов технопарка, находятся в бессрочном пользовании СО РАН, — заявляет первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — К сожалению, в ходе длившихся два года переговоров нам не удалось убедить руководство СО РАН в том, что технопарк — это благо не только для экономики области, но и для Академии наук». По его словам, пока удалось достичь договоренности о размещении объектов технопарка только на трех участках, на одном из которых (площадью 3,9 га) строительство началось в декабре 2007 года (там будет формироваться центр технологического обеспечения), а два других (площадью 2,8 и 3,5 га) находятся в процессе оформления, то есть передачи в аренду технопарку от СО РАН. Противостояние, разгоревшееся на этой почве, представляется нешуточным. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский обвинил руководство СО РАН в срыве проекта создания объектов инфраструктуры для развития научной деятельности. В ответ Президиум СО РАН объявил о необходимости установления особого статуса Академгородка и всего Советского района Новосибирска — вплоть до образования отдельного городского округа. А руководитель СО РАН академик Александр Асеев предложил передать ученым под строительство коттеджей и жилья около 100 га федеральной земли (в том числе в Ботаническом саду Академгородка) и еще 2 тыс. га земли Новосибирского сельского района. Для тех же, кто может посчитать странным последнее требование, Александр Асеев особо разъяснил свою позицию. По его словам, это позволит начать строить служебное жилья для молодежи и индивидуальное — для высококвалифицированных ученых. Обострению спора ученых и власти способствовал и приезд комиссии по ликвидации Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН, которая составляет перечень имущества, находящегося в ведении СО РАН. Окончательной целью Росимущества после ликвидации управления внутри академии, по всей вероятности, является установление единоличного контроля над собственностью РАН. Вполне естественно, что академики не хотят сдавать позиции без боя, отсюда и громкие заявления, поступающие с разных сторон. Эта ситуация может служить другим регионам примером того, что без решения больного вопроса собственности на землю нельзя и близко подходить к реализации масштабных проектов. В частности, в Кемерове изначально проект технопарка реализовывался на землях областного и федерального подчинения. Администрация области в лице Комитета по управлению госимуществом является единственным акционером ОАО «Кузбасский технопарк», поэтому проблем с проектированием и строительством на этой земле не возникает. «Нами уже сделано очень много: определены земельные участки под будущий технопарк, ведется проектирование и строительство его сооружений, сформулированы основные профили инновационной деятельности технопарка и, главное, она уже началась, и ведется параллельно созданию инфраструктуры, — рассказывает Александр Каретин. — В базе Кузбасского технопарка сегодня уже более 150 заявок на инновационные разработки. Экспертный совет технопарка, созданный в июне 2008 года, рассмотрел 33 проекта, 32 из которых рекомендованы к реализации». В этом отношении другое федеральное направление поддержки регионального бизнеса — создание особых экономических зон (ОЭЗ) — представляется более защищенным от скандальных земельных споров. Они могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Земельные участки в пределах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. При этом арендаторы-собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ. Разговор о судьбе ОЭЗ также состоялся в Сибири в начале апреля. Инициатором и здесь выступило государство: руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов провел в Улан-Удэ совещание с руководителями территориальных управлений РосОЭЗ, а также органов исполнительной власти субъектов СФО. Сегодня в СФО создано пять ОЭЗ: технико-внедренческая в Томске и четыре туристско-рекреационные в Республике Алтай, Алтайском крае, Иркутской области и Республике Бурятия. Последняя, по мнению чиновников РосОЭЗ, сейчас имеет наибольшие шансы на реализацию своего проекта «Байкальская гавань», и в нынешнем году из федерального бюджета будет выделено на строительство инфраструктуры 2,65 млрд рублей. Интерес федерального центра к теме как технопарков, так и ОЭЗ, говорит об одном: государство все-таки склоняется к тому, чтобы сосредоточить усилия на крупных проектах поддержки регионального малого и среднего бизнеса для стимулирования создания качественно новых компаний, а не на то, чтобы распылять средства на помощь всем скопом. Потому что в те же технопарки, например, войдет только понимающий преимущества инновационного роста бизнес, остальные по определению останутся экономически менее эффективными игроками, которых поддерживать не очень целесообразно. Полномочий должно хватить Сразу же после первого заседания МВК в СМИ появились предположения, что технопарки могут не пережить кризис. Но руководство технопарков категорически исключает такую возможность. «Реальная ситуация не подтверждает подобных выводов. Наоборот, обращений по поводу новых технологий — их наличия, поиска, внедрения — стало больше. Кризис заставляет собственников и менеджмент думать о снижении издержек, а это, в первую очередь, вопрос технологических инноваций, — говорит Александр Каретин. — Требуемая нам помощь должна носить скорее концептуальный характер. Технопаркам — всем, не только нашему — требуются две вещи: федеральное законодательство (областное, кстати, в Кемеровской области принято в прошлом году) и стартовое финансирование собственно инновационной деятельности, а не только создания инфраструктуры». С созданием и началом работы МВК, несомненно, возрастают шансы на урегулирование спора и вокруг земель Новосибирского технопарка Академгородка. «Комиссия будет обладать полномочиями инициировать и какие-то законодательные процессы, — отмечает Дмитрий Верховод. — На самом деле, действительно, даже многих законодательно утвержденных понятий деятельности технопарков пока нет. Вся нормативная база опирается только на два документа — постановление правительства 2006 года об утверждении программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и постановление о порядке выделения средств. Таким образом, вообще ни о каком нормативном пакете речи пока не идет. Проект закона о технопарках будет вноситься в Госдуму только к концу текущего года. Нет даже дефиниций, что такое технопарк, нет понятия «резидент». Проект закона лишь определит понятия, его придется дополнять другими регламентирующими документами». К примеру, для инноваторов непонятно само понятие льгот. Но самое смешное, что они им по большому счету и не нужны — трудно найти новую компанию, которой необходимы, скажем, льготы по налогу на прибыль. Первые пять лет прибыли просто не будет — компания будет только вкладывать. Для них существенно более важны стабильные условия для развития бизнеса с точки зрения долгосрочной и предсказуемой аренды помещений, жилье для работников, возможность изготавливать пробные образцы. Все эти условия должны быть прописаны досконально, чего пока не наблюдается. Требуется и решение более оперативных вопросов, вроде пресловутого земельного, которое, по всей видимости, без вмешательства МВК в новосибирском Академгородке будет и дальше носить характер затяжной войны. Одно ясно: действовать надо быстрее. Ситуация такова, что чем меньше времени на раздумья у региональных властей, тем больше его у потенциальных инвесторов и резидентов, и они могут просто покинуть Новосибирский технопарк Академгородка. И дело тут уже будет даже не в деньгах, а в репутации всего проекта.
В жарких дебатах о механизмах и концепции создания технопарков прошло почти четыре года. Сегодня, в не самых лучших экономических условиях, федеральные власти наконец предпринимают дальнейшие шаги по воплощению этих планов в жизнь. В частности, в Минкомсвязи в конце марта прошло первое заседание Межведомственной комиссии (МВК) по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий. Ее задачами глава Минкомсвязи Игорь Щеголев определил корректировку текущего финансирования и хода создания технопарков в соответствии со сложившейся экономической ситуацией, формирование нормативно-правовой базы по технопаркам, доработку бизнес-планов и концепций. Именно по последнему пункту, по мнению федерального центра, в России сейчас наибольшие проблемы. С января по март специальная рабочая группа Минкомсвязи проинспектировала пять технопарков в Казани, Тюмени, Кемерове, Новосибирске и Нижнем Новгороде — там, где было заявлено о высокой готовности проектов. В итоге оказалось, что технопарки не соответствуют приоритетам, заложенным в государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Там четко прописано, что цель создания технопарков — это обеспечение конкурентоспособности и развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Технопарковая перезагрузка С точки зрения генерального директора ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Дмитрия Верховода, заседание МВК, прошедшее в Москве, — добрый знак. «Несомненно, положительным моментом является тот факт, что Министерство коммуникаций и связи наконец-то этим вопросом озаботилось. Постановление правительства, утвердившее программу создания технопарков в РФ, появилось в начале 2006 года. В нем было предусмотрено создание и самой МВК. Но она появилась только в конце прошлого года. И это — первое ее заседание за все время с момента правительственного постановления. Условно говоря, три года никакого движения не происходило, и никакого интереса министерства к дальнейшей судьбе и ходу реализации программы не было». Сейчас федеральный центр по сути объявил, что, несмотря ни на какие экономические трудности, в программе создания технопарков заинтересован. На совещании было заявлено также о том, что программа продлевается по срокам до 2014 года (первоначально срок ее реализации был обозначен до 2010 года). При этом не произошло сколь-нибудь значимого секвестирования выделяемых государственных средств. «Мы реально рассчитываем на то, что не только не потеряем госфинансирование, но и более того — его увеличим. Почему? Программой предусмотрено паритетное выделение средств с местными бюджетами. На каждый федеральный рубль областной и муниципальный бюджет должны добавить еще один. Однако у нас (по технопарку Новосибирского Академгородка — Ред.) есть значительное превышение. Из 3,4 миллиарда рублей общих по проекту средств объем федеральных составляет 1,3 миллиарда. А местных — 2,1 миллиарда. То есть мы имеем превышение местного финансирования на 800 миллионов рублей и рассчитываем добрать его федеральными деньгами», — подсчитывает Дмитрий Верховод. Как это сейчас модно, созданная МВК начала свою деятельность с «перезагрузки» существующих отношений с администрациями технопарков. Теперь все обязаны заново представить свои концепции и бизнес-планы. Они должны быть защищены в федеральных структурах, и финансирование 2009 года пойдет в соответствии с новым графиком. «Мы только приветствуем стремление к разработке бизнес-планов для каждого технопарка. Строго говоря, с этого надо было начинать, — отмечает заместитель генерального директора ОАО «Кузбасский технопарк» Александр Каретин. — Со своей стороны, мы с первого шага своей деятельности занимаемся ее планированием в соответствии с общепринятыми стандартами. Следует только учесть, что технопарк — это среда, в которой создается инновационный продукт, и у ее развития есть свои особенности, которые и отражаются в планировании». Администрация Новосибирского технопарка заявила о создании рабочей группы, совместно с ассоциациями инновационных компаний «СибАкадемСофт» и «СибАкадемИнновации». Она разработает новую концепцию и бизнес-план, которые надеется представить чуть ли не самой первой из всех, поскольку ее представители уверены, что, возможно, единственные в России понимают, что такое технопарки, зачем они нужны и что нужно делать. Поэтому и намерены предложить свое видение всем остальным, в том числе и технопаркам в регионах, и федеральному центру. «Регионы на министерском совещании разделили на те, кто начал осваивать деньги, и те, кто даже к этому не приступил, — рассказывает генеральный директор ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка». — Начали Новосибирск, Кемерово, Тюмень и Казань. Остальные даже ни копейки не потратили. Но в принципе не было сказано, что кто-то лишится финансирования, а кто-то нет. Разговор был корректный: давайте рассмотрим ваши новые концепции и по ним проведем новый перерасчет. Даже если бы не было вот такой перезагрузки, все равно мы получили бы деньги из федерального бюджета не раньше сентября–октября». Концепция Новосибирского технопарка будет ориентирована не только на направление ИТК, она будет многопрофильной — в частности, как и планировалось ранее, развитие пойдет по четырем векторам: биотехнологии, приборостроение, ИТ-технологии, силовая электроника. Это фактически набор того инновационного бизнеса, который уже реально существует на территории и который региональные власти намерены поддерживать. Показательный пример Новосибирский технопарк, несмотря на то что его концепция никакой из федеральных структур не рассматривалась и не утверждалась, начали возводить уже несколько лет назад. Деньги, которые были получены из федерального бюджета в 2006–2007 годах (их выделение предусмотрено дополнительным постановлением Правительства РФ), полностью пошли на строительство инженерной инфраструктуры. Средства 2008 года, выделенные столицей в октябре–ноябре, могли бы уже быть использованы на строительство новой энергоподстанции, оборудование для которой закуплено. Но пока начать работы нельзя — не решен вопрос с собственностью на землю. Именно в этом немаловажная причина торможения реализации проекта технопарка в новосибирском Академгородке. До сих пор здесь нет механизмов решения земельного вопроса по участкам, принадлежащим СО РАН. «Земельные участки, на которых планировалось строительство объектов технопарка, находятся в бессрочном пользовании СО РАН, — заявляет первый вице-губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — К сожалению, в ходе длившихся два года переговоров нам не удалось убедить руководство СО РАН в том, что технопарк — это благо не только для экономики области, но и для Академии наук». По его словам, пока удалось достичь договоренности о размещении объектов технопарка только на трех участках, на одном из которых (площадью 3,9 га) строительство началось в декабре 2007 года (там будет формироваться центр технологического обеспечения), а два других (площадью 2,8 и 3,5 га) находятся в процессе оформления, то есть передачи в аренду технопарку от СО РАН. Противостояние, разгоревшееся на этой почве, представляется нешуточным. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский обвинил руководство СО РАН в срыве проекта создания объектов инфраструктуры для развития научной деятельности. В ответ Президиум СО РАН объявил о необходимости установления особого статуса Академгородка и всего Советского района Новосибирска — вплоть до образования отдельного городского округа. А руководитель СО РАН академик Александр Асеев предложил передать ученым под строительство коттеджей и жилья около 100 га федеральной земли (в том числе в Ботаническом саду Академгородка) и еще 2 тыс. га земли Новосибирского сельского района. Для тех же, кто может посчитать странным последнее требование, Александр Асеев особо разъяснил свою позицию. По его словам, это позволит начать строить служебное жилья для молодежи и индивидуальное — для высококвалифицированных ученых. Обострению спора ученых и власти способствовал и приезд комиссии по ликвидации Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН, которая составляет перечень имущества, находящегося в ведении СО РАН. Окончательной целью Росимущества после ликвидации управления внутри академии, по всей вероятности, является установление единоличного контроля над собственностью РАН. Вполне естественно, что академики не хотят сдавать позиции без боя, отсюда и громкие заявления, поступающие с разных сторон. Эта ситуация может служить другим регионам примером того, что без решения больного вопроса собственности на землю нельзя и близко подходить к реализации масштабных проектов. В частности, в Кемерове изначально проект технопарка реализовывался на землях областного и федерального подчинения. Администрация области в лице Комитета по управлению госимуществом является единственным акционером ОАО «Кузбасский технопарк», поэтому проблем с проектированием и строительством на этой земле не возникает. «Нами уже сделано очень много: определены земельные участки под будущий технопарк, ведется проектирование и строительство его сооружений, сформулированы основные профили инновационной деятельности технопарка и, главное, она уже началась, и ведется параллельно созданию инфраструктуры, — рассказывает Александр Каретин. — В базе Кузбасского технопарка сегодня уже более 150 заявок на инновационные разработки. Экспертный совет технопарка, созданный в июне 2008 года, рассмотрел 33 проекта, 32 из которых рекомендованы к реализации». В этом отношении другое федеральное направление поддержки регионального бизнеса — создание особых экономических зон (ОЭЗ) — представляется более защищенным от скандальных земельных споров. Они могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Земельные участки в пределах ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. При этом арендаторы-собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ. Разговор о судьбе ОЭЗ также состоялся в Сибири в начале апреля. Инициатором и здесь выступило государство: руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов провел в Улан-Удэ совещание с руководителями территориальных управлений РосОЭЗ, а также органов исполнительной власти субъектов СФО. Сегодня в СФО создано пять ОЭЗ: технико-внедренческая в Томске и четыре туристско-рекреационные в Республике Алтай, Алтайском крае, Иркутской области и Республике Бурятия. Последняя, по мнению чиновников РосОЭЗ, сейчас имеет наибольшие шансы на реализацию своего проекта «Байкальская гавань», и в нынешнем году из федерального бюджета будет выделено на строительство инфраструктуры 2,65 млрд рублей. Интерес федерального центра к теме как технопарков, так и ОЭЗ, говорит об одном: государство все-таки склоняется к тому, чтобы сосредоточить усилия на крупных проектах поддержки регионального малого и среднего бизнеса для стимулирования создания качественно новых компаний, а не на то, чтобы распылять средства на помощь всем скопом. Потому что в те же технопарки, например, войдет только понимающий преимущества инновационного роста бизнес, остальные по определению останутся экономически менее эффективными игроками, которых поддерживать не очень целесообразно. Полномочий должно хватить Сразу же после первого заседания МВК в СМИ появились предположения, что технопарки могут не пережить кризис. Но руководство технопарков категорически исключает такую возможность. «Реальная ситуация не подтверждает подобных выводов. Наоборот, обращений по поводу новых технологий — их наличия, поиска, внедрения — стало больше. Кризис заставляет собственников и менеджмент думать о снижении издержек, а это, в первую очередь, вопрос технологических инноваций, — говорит Александр Каретин. — Требуемая нам помощь должна носить скорее концептуальный характер. Технопаркам — всем, не только нашему — требуются две вещи: федеральное законодательство (областное, кстати, в Кемеровской области принято в прошлом году) и стартовое финансирование собственно инновационной деятельности, а не только создания инфраструктуры». С созданием и началом работы МВК, несомненно, возрастают шансы на урегулирование спора и вокруг земель Новосибирского технопарка Академгородка. «Комиссия будет обладать полномочиями инициировать и какие-то законодательные процессы, — отмечает Дмитрий Верховод. — На самом деле, действительно, даже многих законодательно утвержденных понятий деятельности технопарков пока нет. Вся нормативная база опирается только на два документа — постановление правительства 2006 года об утверждении программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и постановление о порядке выделения средств. Таким образом, вообще ни о каком нормативном пакете речи пока не идет. Проект закона о технопарках будет вноситься в Госдуму только к концу текущего года. Нет даже дефиниций, что такое технопарк, нет понятия «резидент». Проект закона лишь определит понятия, его придется дополнять другими регламентирующими документами». К примеру, для инноваторов непонятно само понятие льгот. Но самое смешное, что они им по большому счету и не нужны — трудно найти новую компанию, которой необходимы, скажем, льготы по налогу на прибыль. Первые пять лет прибыли просто не будет — компания будет только вкладывать. Для них существенно более важны стабильные условия для развития бизнеса с точки зрения долгосрочной и предсказуемой аренды помещений, жилье для работников, возможность изготавливать пробные образцы. Все эти условия должны быть прописаны досконально, чего пока не наблюдается. Требуется и решение более оперативных вопросов, вроде пресловутого земельного, которое, по всей видимости, без вмешательства МВК в новосибирском Академгородке будет и дальше носить характер затяжной войны. Одно ясно: действовать надо быстрее. Ситуация такова, что чем меньше времени на раздумья у региональных властей, тем больше его у потенциальных инвесторов и резидентов, и они могут просто покинуть Новосибирский технопарк Академгородка. И дело тут уже будет даже не в деньгах, а в репутации всего проекта.