Некоторое упрощение действительно предполагается. Так, процедура проведения осмотра для легковых автомобилей сократится до 30 минут, так как проверять будут только те детали и агрегаты автомобиля, которые влияют на безопасность участников дорожного движения и состояние окружающей среды. Это – тормозная система, рулевое управление, состояние колес и шин. Кроме того, машины будут тестировать на уровень шума выхлопной системы. Отменена проверка подушек безопасности, состояния тормозных колодок и наличия аптечки. Не будут проверять работу спидометра и тахометра. Пройти ТО можно будет в любом регионе, а не только по месту регистрации машины, сократится перечень необходимых документов.
На оборотной стороне талона появятся наименование оператора ТО, номер оператора, а также фамилия и инициалы технического эксперта. Ответственность за проверенный автомобиль полностью ложится на службы техосмотра: если во время ТО не были выявлены те или иные неисправности, то оператор техосмотра должен будет компенсировать весь материальный ущерб в случае аварии, происшедшей из-за технической неисправности.
Для автомобилей в возрасте до трех лет проведение ТО не требуется; от трех до семи лет – ТО один раз в два года; для автомобиля старше семи лет – каждый год.
Федеральная служба по тарифам разработала методику исчисления предельной стоимости услуги. На ее основе региональные власти устанавливают потолок цен. Предельные размеры платы за проведение технического осмотра в Новосибирской области были обнародованы 29 декабря. Правительство региона установило с 1 января 2012 года верхнюю планку цены на уровне: легковой автомобиль – 394 рубля; грузовой автомобиль – 420, 827 или 893 рубля (масса до 3,5 тонн, от 3,5 до 12 тонн, более 12 тонн соответственно); автобус – 709 и 854 рубля (масса до 5 тонн и свыше 5 тонн), мотоциклы и мотороллеры – не более 131 рубля. В соседнем Алтайском крае разброс цен составляет 425-962 рубля, в Красноярском крае – 639-1300 рублей, Забайкальском крае – 400-1000 рублей, Хабаровском крае – 440-990 рублей. Многие регионы с размерами предельных ставок до сих пор не определились.
Как заявил президент РСА Павел Бунин, с 1 января 2012 года «за исправность транспортного средства будет отвечать страховщик». Отметка о том, что автовладелец прошел ТО, будет ставиться в полисе ОСАГО. Таким образом, без фактического прохождения ТО купить полис автогражданки будет невозможно.
Лицензии владельцам коммерческих пунктов проведения техосмотра будут выдаваться бессрочно, но могут быть отобраны в случае поступления двух обоснованных жалоб в течение года или превышения тарифов стоимости техосмотра.
«Ситуация своеобразная»
В теории все получается ясно. На практике – новые правила вызывают немало вопросов, многие из которых пока остаются без ответа.
В Новосибирской области из 46 действующих пунктов проведения техосмотра, представивших в РСА заявления о включении в единый реестр, на сегодня, по данным сайта РСА, получили аккредитацию 13. Их заявки на передачу бланков ТО переданы в областное управление ГИБДД. Успеют ли попасть в реестр до конца года остальные? А если не успеют, то не возникнет ли ажиотаж на тех пунктах, которые получили аккредитацию?
В новосибирском филиале РСА ответить на эти вопросы затруднились. Его руководитель Владимир Голубков признал, что «ситуация складывается своеобразная» и предложил обратиться со всеми вопросами в Москву, непосредственно в РСА. Руководитель пресс-службы РСА Ольга Крючкова, не вдаваясь в подробности, оптимистично заявила, что особых проблем не предвидится. Но многие новосибирские операторы рынка ТО в этом сомневаются.
– Мы ничего не знаем о том, как будет строиться работа, что изменится, – поделился с Сибкрай.ru один из сотрудников станции техосмотра. – Ходит много разных слухов, а точной информации никакой. Непонятно, что будет с талонами ТО, говорят, бланков нового образца может не хватить, старого образца – вроде будут давать не всем. Неприятная ситуация, все неопределенно.
Директор другой СТО, уже получившей аккредитацию, тоже недоумевает:
– Сегодня из 46 пунктов СТО Новосибирской области лишь малая часть внесена в реестр. Если не все пройдут регистрацию, какая будет нагрузка на те пункты, которые получат аккредитацию? Я задавал этот вопрос заместителю председателя РСА, которая недавно проводила у нас семинар по новым правилам – ничего внятного в ответ не услышал, кроме того, что «люди должны сами о себе позаботиться». Еще одна проблема в том, что неизвестно, куда подавать информацию о прохождении ТО, – не создан единый информационный центр. Во всяком случае, нам об этом ничего не известно. То есть проводить ТО мы можем, а сообщать об этом некуда. С талонами вроде проблем быть не должно, – мы подали заявку в ГИБДД, должны в течение пяти дней их получить.
Заместитель начальника УГИБДД по Новосибирской области Денис Жданов воспринимает претензии операторов с долей удивления:
– У нас создан информационный отдел, который будет аккумулировать все данные. Если кто-то не знает, куда подавать информацию, обращайтесь к нам. Все, кто зарегистрирован в РСА уже подают заявки на талоны, мы работаем в тесном взаимодействии. После 1 января талоны на первый квартал будут выданы. Проблем не будет. Что касается тех операторов, которые пока не прошли аккредитацию, то кто в этом виноват? Закон был принят в июле, надо было регистрироваться. Но поскольку сегодня у нас в области около 50 пунктов, особых проблем возникнуть не должно, – особенно с учетом того, что постановлением правительства оговорено: те, у кого срок ТО заканчивается в 2011 году, могут не проходить его, пока не закончится действие полиса ОСАГО. У многих ОСАГО до середины или до конца года, так что очередей в любом случае быть не должно.
А вот коллеги новосибирских сотрудников ГИБДД из вышестоящих инстанций настроены более пессимистично.
– Закон и организация пока новые, поэтому возникает много вопросов: притирка программы, передачи данных, оформление страховых полисов по данным техосмотра, – предупреждает первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов. – Что касается единой базы, кто ее будет контролировать – пока непонятно. Возможно, сами этим займемся.
Хотя ясности с базой нет, санкции к операторам, не предоставившим в течение суток сведения о прохождении автовладельцем процедуры техосмотра, достаточно жесткие: штраф от трех до пяти тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей – для юридических лиц. Так что этап отработки и притирки новых правил может влететь операторам во вполне весомую копеечку.
– Основная проблема в том, что нет четких инструкций, – считает он. – Не отработана методология, поэтому неразберихи будет достаточно.
Хотя в последние недели не раз звучали мнения отсрочить вступление в силу новых требований к прохождению техосмотра, к ним не прислушались. Поэтому большинство экспертов из разных регионов сходятся в одном: проблем определенно будет много. Насколько они окажутся преодолимы, станет ясно уже в самое ближайшее время.
Полчаса на все
Некоторое упрощение действительно предполагается. Так, процедура проведения осмотра для легковых автомобилей сократится до 30 минут, так как проверять будут только те детали и агрегаты автомобиля, которые влияют на безопасность участников дорожного движения и состояние окружающей среды. Это – тормозная система, рулевое управление, состояние колес и шин. Кроме того, машины будут тестировать на уровень шума выхлопной системы. Отменена проверка подушек безопасности, состояния тормозных колодок и наличия аптечки. Не будут проверять работу спидометра и тахометра. Пройти ТО можно будет в любом регионе, а не только по месту регистрации машины, сократится перечень необходимых документов.
На оборотной стороне талона появятся наименование оператора ТО, номер оператора, а также фамилия и инициалы технического эксперта. Ответственность за проверенный автомобиль полностью ложится на службы техосмотра: если во время ТО не были выявлены те или иные неисправности, то оператор техосмотра должен будет компенсировать весь материальный ущерб в случае аварии, происшедшей из-за технической неисправности.
Для автомобилей в возрасте до трех лет проведение ТО не требуется; от трех до семи лет – ТО один раз в два года; для автомобиля старше семи лет – каждый год.
Федеральная служба по тарифам разработала методику исчисления предельной стоимости услуги. На ее основе региональные власти устанавливают потолок цен. Предельные размеры платы за проведение технического осмотра в Новосибирской области были обнародованы 29 декабря. Правительство региона установило с 1 января 2012 года верхнюю планку цены на уровне: легковой автомобиль – 394 рубля; грузовой автомобиль – 420, 827 или 893 рубля (масса до 3,5 тонн, от 3,5 до 12 тонн, более 12 тонн соответственно); автобус – 709 и 854 рубля (масса до 5 тонн и свыше 5 тонн), мотоциклы и мотороллеры – не более 131 рубля. В соседнем Алтайском крае разброс цен составляет 425-962 рубля, в Красноярском крае – 639-1300 рублей, Забайкальском крае – 400-1000 рублей, Хабаровском крае – 440-990 рублей. Многие регионы с размерами предельных ставок до сих пор не определились.
Как заявил президент РСА Павел Бунин, с 1 января 2012 года «за исправность транспортного средства будет отвечать страховщик». Отметка о том, что автовладелец прошел ТО, будет ставиться в полисе ОСАГО. Таким образом, без фактического прохождения ТО купить полис автогражданки будет невозможно.
Лицензии владельцам коммерческих пунктов проведения техосмотра будут выдаваться бессрочно, но могут быть отобраны в случае поступления двух обоснованных жалоб в течение года или превышения тарифов стоимости техосмотра.
«Ситуация своеобразная»
В теории все получается ясно. На практике – новые правила вызывают немало вопросов, многие из которых пока остаются без ответа.
В Новосибирской области из 46 действующих пунктов проведения техосмотра, представивших в РСА заявления о включении в единый реестр, на сегодня, по данным сайта РСА, получили аккредитацию 13. Их заявки на передачу бланков ТО переданы в областное управление ГИБДД. Успеют ли попасть в реестр до конца года остальные? А если не успеют, то не возникнет ли ажиотаж на тех пунктах, которые получили аккредитацию?
В новосибирском филиале РСА ответить на эти вопросы затруднились. Его руководитель Владимир Голубков признал, что «ситуация складывается своеобразная» и предложил обратиться со всеми вопросами в Москву, непосредственно в РСА. Руководитель пресс-службы РСА Ольга Крючкова, не вдаваясь в подробности, оптимистично заявила, что особых проблем не предвидится. Но многие новосибирские операторы рынка ТО в этом сомневаются.
– Мы ничего не знаем о том, как будет строиться работа, что изменится, – поделился с Сибкрай.ru один из сотрудников станции техосмотра. – Ходит много разных слухов, а точной информации никакой. Непонятно, что будет с талонами ТО, говорят, бланков нового образца может не хватить, старого образца – вроде будут давать не всем. Неприятная ситуация, все неопределенно.
Директор другой СТО, уже получившей аккредитацию, тоже недоумевает:
– Сегодня из 46 пунктов СТО Новосибирской области лишь малая часть внесена в реестр. Если не все пройдут регистрацию, какая будет нагрузка на те пункты, которые получат аккредитацию? Я задавал этот вопрос заместителю председателя РСА, которая недавно проводила у нас семинар по новым правилам – ничего внятного в ответ не услышал, кроме того, что «люди должны сами о себе позаботиться». Еще одна проблема в том, что неизвестно, куда подавать информацию о прохождении ТО, – не создан единый информационный центр. Во всяком случае, нам об этом ничего не известно. То есть проводить ТО мы можем, а сообщать об этом некуда. С талонами вроде проблем быть не должно, – мы подали заявку в ГИБДД, должны в течение пяти дней их получить.
Заместитель начальника УГИБДД по Новосибирской области Денис Жданов воспринимает претензии операторов с долей удивления:
– У нас создан информационный отдел, который будет аккумулировать все данные. Если кто-то не знает, куда подавать информацию, обращайтесь к нам. Все, кто зарегистрирован в РСА уже подают заявки на талоны, мы работаем в тесном взаимодействии. После 1 января талоны на первый квартал будут выданы. Проблем не будет. Что касается тех операторов, которые пока не прошли аккредитацию, то кто в этом виноват? Закон был принят в июле, надо было регистрироваться. Но поскольку сегодня у нас в области около 50 пунктов, особых проблем возникнуть не должно, – особенно с учетом того, что постановлением правительства оговорено: те, у кого срок ТО заканчивается в 2011 году, могут не проходить его, пока не закончится действие полиса ОСАГО. У многих ОСАГО до середины или до конца года, так что очередей в любом случае быть не должно.
А вот коллеги новосибирских сотрудников ГИБДД из вышестоящих инстанций настроены более пессимистично.
– Закон и организация пока новые, поэтому возникает много вопросов: притирка программы, передачи данных, оформление страховых полисов по данным техосмотра, – предупреждает первый замначальника ГИБДД России Владимир Швецов. – Что касается единой базы, кто ее будет контролировать – пока непонятно. Возможно, сами этим займемся.
Хотя ясности с базой нет, санкции к операторам, не предоставившим в течение суток сведения о прохождении автовладельцем процедуры техосмотра, достаточно жесткие: штраф от трех до пяти тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей – для юридических лиц. Так что этап отработки и притирки новых правил может влететь операторам во вполне весомую копеечку.
– Основная проблема в том, что нет четких инструкций, – считает он. – Не отработана методология, поэтому неразберихи будет достаточно.
Хотя в последние недели не раз звучали мнения отсрочить вступление в силу новых требований к прохождению техосмотра, к ним не прислушались. Поэтому большинство экспертов из разных регионов сходятся в одном: проблем определенно будет много. Насколько они окажутся преодолимы, станет ясно уже в самое ближайшее время.