Напомним, что закон, разрешивший оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД и прямое обращение водителей в страховые компании, действует с марта 2009 года. Эта норма действует при соблюдении ряда условий. А именно: если вред причинен только имуществу, если ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, а также если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий у его участников. Предполагалось, что эти поправки будут способствовать более оперативному разрешению споров участников дорожного движения, попавших в ДТП, что, в свою очередь, позволит быстрее освобождать проезжую часть, не увеличивая и без того гигантские пробки.
Практика применения закона показала, что в нем есть как плюсы, так и минусы. Основное преимущество, безусловно, в том, что он дает возможность не дожидаться часами приезда ГИБДД (тем более, что на мелкие аварии часто выезжают в последнюю очередь). К минусам же можно отнести сложности, которые возникают с самостоятельным оформлением документов, и неумение адекватно оценить ущерб. Неправильно составленная схема происшествия и неграмотно заполненное страховое извещение неминуемо становятся причиной отказа страховой компании в возмещении ущерба. У страховщиков также могут возникнуть сомнения в том, что имело место действительно ДТП, а не «подстава».
Комиссары, на помощь!
Все это мешает активному применению подобной практики. Водители, опасаясь отказа в выплате ущерба, предпочитают перестраховаться и прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД. По некоторым статистическим данным, система упрощенного урегулирования убытков применяется в 4-5 процентах случаев ДТП. Гораздо чаще используется упрощенная схема оформления ДТП в соответствии с новой редакцией пункта 2.6 Правил дорожного движения, которая позволяет составлять все документы на месте происшествия без участия сотрудников ГИБДД, а потом представлять их в ближайшее отделение дорожной полиции, где водители и получают справку о ДТП.
По словам старшего инспектора отдела административной практики управления ГИБДД по Новосибирской области Генриха Малкина, из 100-150 ежедневно происходящих ДТП 25-50 процентов оформляется именно по такой схеме. Руководитель «Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников подтверждает: оформление ДТП без участия ГИБДД используется достаточно часто. А чтобы избежать проблем при составлении необходимых документов водители все чаще прибегают к услугам служб аварийных комиссаров.
Исполняющая обязанности директора аварийного комиссариата Новосибирской области Наталья Федюхина подтвердила Сибкрай.ru: оформление ДТП по упрощенной схеме в соответствии с пунктом 2.6 ПДД оказалось намного более востребованным, чем прямое урегулирование убытков:
– Сначала, когда новый закон только начал действовать, мы стали объяснять водителям, насколько проще и легче теперь станет оформление ДТП. Но на деле все оказалось намного сложнее. Когда водители, составив и заполнив необходимые документы самостоятельно, обращались в страховые компании, то чаще всего получали там отказ в возмещении ущерба. Поэтому они стали прибегать к упрощенному оформлению ДТП согласно пункту 2.6 правил дорожного движения. Такая практика сохраняется и сейчас.
Ликбез для водителя
Руководитель новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов считает, что виной всему правовая неграмотность наших водителей, которые привыкли надеяться на то, что кто-то всегда решит за них все проблемы:
– Люди просто боятся оформлять ДТП самостоятельно, предпочитая делать это «по старинке», то есть с вызовом ГИБДД даже на самые мелкие ДТП с минимальным ущербом. Это создает колоссальные проблемы для жителей крупных городов. Кроме того, сумма возмещения 25 тысяч рублей – цифра совершенно неактуальная. При мелких ДТП реально оценить ущерб непросто, поэтому люди предпочитают не рисковать, боясь, что занизят его. Если же порог выплат будет поднят до 50 тысяч, то мелкий ущерб такая сумма в большинстве случаев покроет, то есть это может положительно сказаться на популярности прямого урегулирования, но опять же только при условии массовой ликвидации правовой безграмотности водителей.
Наталья Федюхина настроена более скептически, считая, что те, кто, пытаясь воспользоваться прямым урегулированием, уже получил негативный опыт, вряд ли будут пытаться прибегнуть к такой схеме еще раз, и сумма возмещения ущерба тут особой роли не играет. А Геннадий Плотников полагает, что с увеличением суммы выплат активизируются недобросовестные страхователи, которые будут стараться списать на оформляемое ДТП и ранее полученные повреждения автомобиля.
– Уже сейчас появляются такие случаи, которые можно квалифицировать как признаки страхового мошенничества, – отмечает он, – а с принятием поправок их число, скорее всего, будет только расти.
Обойдемся без ГИБДД?
Напомним, что закон, разрешивший оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД и прямое обращение водителей в страховые компании, действует с марта 2009 года. Эта норма действует при соблюдении ряда условий. А именно: если вред причинен только имуществу, если ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, а также если обстоятельства ДТП не вызывают разногласий у его участников. Предполагалось, что эти поправки будут способствовать более оперативному разрешению споров участников дорожного движения, попавших в ДТП, что, в свою очередь, позволит быстрее освобождать проезжую часть, не увеличивая и без того гигантские пробки.
Практика применения закона показала, что в нем есть как плюсы, так и минусы. Основное преимущество, безусловно, в том, что он дает возможность не дожидаться часами приезда ГИБДД (тем более, что на мелкие аварии часто выезжают в последнюю очередь). К минусам же можно отнести сложности, которые возникают с самостоятельным оформлением документов, и неумение адекватно оценить ущерб. Неправильно составленная схема происшествия и неграмотно заполненное страховое извещение неминуемо становятся причиной отказа страховой компании в возмещении ущерба. У страховщиков также могут возникнуть сомнения в том, что имело место действительно ДТП, а не «подстава».
Комиссары, на помощь!
Все это мешает активному применению подобной практики. Водители, опасаясь отказа в выплате ущерба, предпочитают перестраховаться и прибегнуть к помощи сотрудников ГИБДД. По некоторым статистическим данным, система упрощенного урегулирования убытков применяется в 4-5 процентах случаев ДТП. Гораздо чаще используется упрощенная схема оформления ДТП в соответствии с новой редакцией пункта 2.6 Правил дорожного движения, которая позволяет составлять все документы на месте происшествия без участия сотрудников ГИБДД, а потом представлять их в ближайшее отделение дорожной полиции, где водители и получают справку о ДТП.
По словам старшего инспектора отдела административной практики управления ГИБДД по Новосибирской области Генриха Малкина, из 100-150 ежедневно происходящих ДТП 25-50 процентов оформляется именно по такой схеме. Руководитель «Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников подтверждает: оформление ДТП без участия ГИБДД используется достаточно часто. А чтобы избежать проблем при составлении необходимых документов водители все чаще прибегают к услугам служб аварийных комиссаров.
Исполняющая обязанности директора аварийного комиссариата Новосибирской области Наталья Федюхина подтвердила Сибкрай.ru: оформление ДТП по упрощенной схеме в соответствии с пунктом 2.6 ПДД оказалось намного более востребованным, чем прямое урегулирование убытков:
– Сначала, когда новый закон только начал действовать, мы стали объяснять водителям, насколько проще и легче теперь станет оформление ДТП. Но на деле все оказалось намного сложнее. Когда водители, составив и заполнив необходимые документы самостоятельно, обращались в страховые компании, то чаще всего получали там отказ в возмещении ущерба. Поэтому они стали прибегать к упрощенному оформлению ДТП согласно пункту 2.6 правил дорожного движения. Такая практика сохраняется и сейчас.
Ликбез для водителя
Руководитель новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов считает, что виной всему правовая неграмотность наших водителей, которые привыкли надеяться на то, что кто-то всегда решит за них все проблемы:
– Люди просто боятся оформлять ДТП самостоятельно, предпочитая делать это «по старинке», то есть с вызовом ГИБДД даже на самые мелкие ДТП с минимальным ущербом. Это создает колоссальные проблемы для жителей крупных городов. Кроме того, сумма возмещения 25 тысяч рублей – цифра совершенно неактуальная. При мелких ДТП реально оценить ущерб непросто, поэтому люди предпочитают не рисковать, боясь, что занизят его. Если же порог выплат будет поднят до 50 тысяч, то мелкий ущерб такая сумма в большинстве случаев покроет, то есть это может положительно сказаться на популярности прямого урегулирования, но опять же только при условии массовой ликвидации правовой безграмотности водителей.
Наталья Федюхина настроена более скептически, считая, что те, кто, пытаясь воспользоваться прямым урегулированием, уже получил негативный опыт, вряд ли будут пытаться прибегнуть к такой схеме еще раз, и сумма возмещения ущерба тут особой роли не играет. А Геннадий Плотников полагает, что с увеличением суммы выплат активизируются недобросовестные страхователи, которые будут стараться списать на оформляемое ДТП и ранее полученные повреждения автомобиля.
– Уже сейчас появляются такие случаи, которые можно квалифицировать как признаки страхового мошенничества, – отмечает он, – а с принятием поправок их число, скорее всего, будет только расти.