Лента новостей

Все новости

Популярное

Игорь Шмидт: Поступление в техникум – ваш первый шаг на пути успешной карьеры

 

Игорь Шмидт: Поступление в техникум – ваш первый шаг на пути успешной карьеры

- Прошло четыре месяца с момента принятия решения о начале модернизации системы профессионального образования. Что сделано за это время, каковы результаты? Как структурно выглядит сейчас система профессионального образования?

- Действительно, за это время мы сделали первые и очень важные шаги на пути к модернизации всей системы начального и среднего профобразования. Самое важное для нас – чтобы эта система, в первую очередь, была ориентирована на потребности экономики Новосибирской области.

С этой целью уже в августе нынешнего года постановлением областного правительства был утвержден порядок формирования государственного задания на прием обучающихся для учреждений профобразования. Такое госзадание составляется на основе прогноза кадровых потребностей и по конкурсу распределяется между учреждениями профессионального образования. Так что теперь подготовка рабочих кадров и специалистов будет осуществляться непосредственно на основе заказа работодателей.

Согласованность действий всех заинтересованных в вопросе развития трудовых ресурсов и профобразования сторон – работодателей, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций – будет обеспечена на высоком уровне: в сентябре был создан Совет по развитию профессионального образования при губернаторе Новосибирской области.

Аналогичная задача по обеспечению тесного взаимодействия ставится и перед отраслевыми координационными советами. Их создание предусмотрено комплексной региональной Программой развития профобразования. Сегодня подобные советы уже действуют в таких сферах, как металлургия, машиностроение и металлообработка; ЖКХ и строительство; общественное питание; легкая промышленность; дорожное строительство; связь; услуги и сервис, перерабатывающая промышленность. Причем, что очень важно, возглавляют работу координационных советов руководители отраслевых министерств и департаментов Новосибирской области.

Одновременно в регионе формируются ресурсные центры. Их создание – очень важный этап модернизации всей системы начального и среднего профессионального образования. В рамках работы ресурсных центров предполагается более тесное взаимодействие с работодателями. Предприятия сами смогут участвовать в развитии материально-технической базы такого центра, формировании заказа на подготовку рабочих кадров, определении качества обучения. Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области уже заключило десять соглашений о создании отраслевых ресурсных центров в системе начального и среднего профобразования. В процесс уже вовлечены сотни предприятий крупного, среднего и малого бизнеса региона – будущие гарантийные работодатели. А к концу 2015 года планируется открыть уже порядка 20 таких центров во всех ведущих отраслях экономики области. Это позволит значительно повысить качество подготовки рабочих кадров и специалистов.

Особо хочется сказать об одном уникальном проекте, реализация которого началась в Новосибирской области, - создании авиационного консорциума. На эти цели в 2011 году из федерального бюджета выделена субсидия в размере 48 миллионов рублей. Проект включает в себя организацию системы непрерывного образования со школьной скамьи до вузовского диплома. Сегодня в этот образовательный кластер уже вошли средние школы №№ 18, 36, 57, 153, 161, 178 города Новосибирска, профучилище №1, Новосибирский авиационный технический колледж, Новосибирский государственный технический университет и НАПО им. Чкалова.

Сейчас в регионе активно идет работа по оптимизации сети учреждений профобразования. Это необходимо делать в целях эффективного использования имеющихся ресурсов. В 2011 году путем присоединения к учреждениям среднего и начального профобразования реорганизовано 13 учреждений начального профобразования. И этот процесс продолжается.

- При создании ресурсных центров был применен механизм привлечения работодателей к организации процесса обучения. В чем он заключается? Означает ли это, что предприятия, не участвующие в процессе обучения, рискуют оказаться «во второй очереди» при привлечении специалистов?

- Работодатели, подписавшие соглашения о создании и обеспечении деятельности ресурсного центра, становятся непосредственными участниками организации образовательного процесса. В их обязанности входит формирование заказа на подготовку кадров на предстоящий год и на перспективный период (не менее 3-х лет); участие в разработке учебных планов и программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, в итоговой аттестации выпускников. Кроме того, предприятия и организации должны будут предоставить рабочие места для прохождения производственной практики учащихся, а, в дальнейшем, обеспечить трудоустройство выпускников. Плюс к тому работодатели несут определенные обязательства по улучшению материально-технической базы ресурсного центра.

Благодаря такому постоянному взаимодействию, учащиеся с момента поступления и до выпуска будут находиться в непрерывном контакте с будущими работодателями, что позволит потом ребятам быстрее адаптироваться на рабочем месте. 


Работодатели, не участвующие в процессе управления образовательным учреждением, действительно окажутся «во второй очереди» при привлечении специалистов. Распределение выпускников будет проходить в первую очередь на предприятия, подписавшие соглашения. Вполне ожидаемо, что это будет дополнительным стимулом для других организаций присоединиться к работе отраслевых советов и ресурсных центров.

- Высказывалось мнение, что оптимизация сельских образовательных учреждений приведет к тому, что профессиональное образование на селе станет многим недоступно. Какова ситуация на самом деле?

- Оптимизация учреждений начального профобразования в районах и городах области вовсе не предполагает техническую ликвидацию учреждений. На базе реорганизуемых учреждений будут созданы либо филиалы базовых межрайонных образовательных учреждений по подготовке кадров, востребованных экономикой района, либо агрошколы. 


Мы уже запустили процесс укрупнения учреждений, на базе которых создаются межрайонные ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов для сельского хозяйства. При этом предполагается изменение самого типа учреждений – это будут учреждения среднего профобразования, что позволит им расширить перечень рабочих профессий, а также ввести новые специальности, востребованные экономикой конкретных муниципальных районов. 


Таким образом, в сельской местности формируется оптимальная сеть учреждений профобразования, которые будут реализовать программы всех уровней обучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивая комплексную подготовку трудовых ресурсов для сферы производства и услуг, как правило, нескольких муниципальных районов Новосибирской области.

- Как меняется учебная база и образовательные стандарты?

- Программе обновления учебно-материальной базы перспективных образовательных учреждений дан старт. Только в этом году на модернизацию системы профобразования дополнительно выделено 42 миллиона рублей из областного бюджета. Почти столько же мы смогли мобилизовать за счет оптимизации бюджетных расходов на текущее содержание системы. А в следующем году предполагается ассигновать дополнительно из областного бюджета 200 миллионов рублей.

Что касается изменения образовательных стандартов, то действительно, с 1 сентября 2011 года все учреждения начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В связи с этим в техникумах, колледжах и училищах разработаны основные профессиональные образовательные программы, профессиональные модули, которые согласованы работодателями. И эта работа будет продолжаться: появятся новые образовательные программы и новые профессии, повысятся требования к качеству подготовки и т.д.

- Как изменилась работа по профориентации?

- Кардинальных изменений здесь можно добиться только через системный подход и в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами. Поэтому сегодня совместно с органами местного самоуправления, работодателями, центрами занятости населения и учреждениями профобразования мы разрабатываем новые схемы координации совместной деятельности по профориентации школьников, учащейся молодежи.

Естественно, от эффективных и проверенных годами мероприятий мы отказываться не будем – эта работа будет только усиливаться. В Новосибирской области регулярно проходят ярмарки учебных мест, проводятся совместные выезды образовательных учреждений и центров занятости населения в населенные пункты районов области, ведется комплексное информирование население.

Все эти мероприятия позволяют донести необходимую информацию до целевой аудитории. Но самая эффективная профессиональная ориентация – это привлекательные образовательные площадки (лицеи, колледжи, техникумы), в которых престижно учиться, потому что они имеют современное оборудование, новейшие технологии обучения, комфортные общежития и могут гарантировать дальнейшее трудоустройство своих выпускников. Вот такие учреждения мы и будем создавать. К сожалению, сегодня у большинства молодых людей училища и техникумы не ассоциируются с первым шагом на пути к успешной карьере. Но это большое заблуждение. Именно рабочие специалисты – выпускники учреждений начального и среднего профобразования сегодня высоко востребованы на рынке труда Новосибирской области.

- Прошло четыре месяца с момента принятия решения о начале модернизации системы профессионального образования. Что сделано за это время, каковы результаты? Как структурно выглядит сейчас система профессионального образования?

- Действительно, за это время мы сделали первые и очень важные шаги на пути к модернизации всей системы начального и среднего профобразования. Самое важное для нас – чтобы эта система, в первую очередь, была ориентирована на потребности экономики Новосибирской области.

С этой целью уже в августе нынешнего года постановлением областного правительства был утвержден порядок формирования государственного задания на прием обучающихся для учреждений профобразования. Такое госзадание составляется на основе прогноза кадровых потребностей и по конкурсу распределяется между учреждениями профессионального образования. Так что теперь подготовка рабочих кадров и специалистов будет осуществляться непосредственно на основе заказа работодателей.

Согласованность действий всех заинтересованных в вопросе развития трудовых ресурсов и профобразования сторон – работодателей, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций – будет обеспечена на высоком уровне: в сентябре был создан Совет по развитию профессионального образования при губернаторе Новосибирской области.

Аналогичная задача по обеспечению тесного взаимодействия ставится и перед отраслевыми координационными советами. Их создание предусмотрено комплексной региональной Программой развития профобразования. Сегодня подобные советы уже действуют в таких сферах, как металлургия, машиностроение и металлообработка; ЖКХ и строительство; общественное питание; легкая промышленность; дорожное строительство; связь; услуги и сервис, перерабатывающая промышленность. Причем, что очень важно, возглавляют работу координационных советов руководители отраслевых министерств и департаментов Новосибирской области.

Одновременно в регионе формируются ресурсные центры. Их создание – очень важный этап модернизации всей системы начального и среднего профессионального образования. В рамках работы ресурсных центров предполагается более тесное взаимодействие с работодателями. Предприятия сами смогут участвовать в развитии материально-технической базы такого центра, формировании заказа на подготовку рабочих кадров, определении качества обучения. Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области уже заключило десять соглашений о создании отраслевых ресурсных центров в системе начального и среднего профобразования. В процесс уже вовлечены сотни предприятий крупного, среднего и малого бизнеса региона – будущие гарантийные работодатели. А к концу 2015 года планируется открыть уже порядка 20 таких центров во всех ведущих отраслях экономики области. Это позволит значительно повысить качество подготовки рабочих кадров и специалистов.

Особо хочется сказать об одном уникальном проекте, реализация которого началась в Новосибирской области, - создании авиационного консорциума. На эти цели в 2011 году из федерального бюджета выделена субсидия в размере 48 миллионов рублей. Проект включает в себя организацию системы непрерывного образования со школьной скамьи до вузовского диплома. Сегодня в этот образовательный кластер уже вошли средние школы №№ 18, 36, 57, 153, 161, 178 города Новосибирска, профучилище №1, Новосибирский авиационный технический колледж, Новосибирский государственный технический университет и НАПО им. Чкалова.

Сейчас в регионе активно идет работа по оптимизации сети учреждений профобразования. Это необходимо делать в целях эффективного использования имеющихся ресурсов. В 2011 году путем присоединения к учреждениям среднего и начального профобразования реорганизовано 13 учреждений начального профобразования. И этот процесс продолжается.

- При создании ресурсных центров был применен механизм привлечения работодателей к организации процесса обучения. В чем он заключается? Означает ли это, что предприятия, не участвующие в процессе обучения, рискуют оказаться «во второй очереди» при привлечении специалистов?

- Работодатели, подписавшие соглашения о создании и обеспечении деятельности ресурсного центра, становятся непосредственными участниками организации образовательного процесса. В их обязанности входит формирование заказа на подготовку кадров на предстоящий год и на перспективный период (не менее 3-х лет); участие в разработке учебных планов и программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, в итоговой аттестации выпускников. Кроме того, предприятия и организации должны будут предоставить рабочие места для прохождения производственной практики учащихся, а, в дальнейшем, обеспечить трудоустройство выпускников. Плюс к тому работодатели несут определенные обязательства по улучшению материально-технической базы ресурсного центра.

Благодаря такому постоянному взаимодействию, учащиеся с момента поступления и до выпуска будут находиться в непрерывном контакте с будущими работодателями, что позволит потом ребятам быстрее адаптироваться на рабочем месте. 


Работодатели, не участвующие в процессе управления образовательным учреждением, действительно окажутся «во второй очереди» при привлечении специалистов. Распределение выпускников будет проходить в первую очередь на предприятия, подписавшие соглашения. Вполне ожидаемо, что это будет дополнительным стимулом для других организаций присоединиться к работе отраслевых советов и ресурсных центров.

- Высказывалось мнение, что оптимизация сельских образовательных учреждений приведет к тому, что профессиональное образование на селе станет многим недоступно. Какова ситуация на самом деле?

- Оптимизация учреждений начального профобразования в районах и городах области вовсе не предполагает техническую ликвидацию учреждений. На базе реорганизуемых учреждений будут созданы либо филиалы базовых межрайонных образовательных учреждений по подготовке кадров, востребованных экономикой района, либо агрошколы. 


Мы уже запустили процесс укрупнения учреждений, на базе которых создаются межрайонные ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов для сельского хозяйства. При этом предполагается изменение самого типа учреждений – это будут учреждения среднего профобразования, что позволит им расширить перечень рабочих профессий, а также ввести новые специальности, востребованные экономикой конкретных муниципальных районов. 


Таким образом, в сельской местности формируется оптимальная сеть учреждений профобразования, которые будут реализовать программы всех уровней обучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивая комплексную подготовку трудовых ресурсов для сферы производства и услуг, как правило, нескольких муниципальных районов Новосибирской области.

- Как меняется учебная база и образовательные стандарты?

- Программе обновления учебно-материальной базы перспективных образовательных учреждений дан старт. Только в этом году на модернизацию системы профобразования дополнительно выделено 42 миллиона рублей из областного бюджета. Почти столько же мы смогли мобилизовать за счет оптимизации бюджетных расходов на текущее содержание системы. А в следующем году предполагается ассигновать дополнительно из областного бюджета 200 миллионов рублей.

Что касается изменения образовательных стандартов, то действительно, с 1 сентября 2011 года все учреждения начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В связи с этим в техникумах, колледжах и училищах разработаны основные профессиональные образовательные программы, профессиональные модули, которые согласованы работодателями. И эта работа будет продолжаться: появятся новые образовательные программы и новые профессии, повысятся требования к качеству подготовки и т.д.

- Как изменилась работа по профориентации?

- Кардинальных изменений здесь можно добиться только через системный подход и в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными структурами. Поэтому сегодня совместно с органами местного самоуправления, работодателями, центрами занятости населения и учреждениями профобразования мы разрабатываем новые схемы координации совместной деятельности по профориентации школьников, учащейся молодежи.

Естественно, от эффективных и проверенных годами мероприятий мы отказываться не будем – эта работа будет только усиливаться. В Новосибирской области регулярно проходят ярмарки учебных мест, проводятся совместные выезды образовательных учреждений и центров занятости населения в населенные пункты районов области, ведется комплексное информирование население.

Все эти мероприятия позволяют донести необходимую информацию до целевой аудитории. Но самая эффективная профессиональная ориентация – это привлекательные образовательные площадки (лицеи, колледжи, техникумы), в которых престижно учиться, потому что они имеют современное оборудование, новейшие технологии обучения, комфортные общежития и могут гарантировать дальнейшее трудоустройство своих выпускников. Вот такие учреждения мы и будем создавать. К сожалению, сегодня у большинства молодых людей училища и техникумы не ассоциируются с первым шагом на пути к успешной карьере. Но это большое заблуждение. Именно рабочие специалисты – выпускники учреждений начального и среднего профобразования сегодня высоко востребованы на рынке труда Новосибирской области.