Как и многих, кто пришел работать на станцию, Виктора Захаровича Тарасова на ТЭЦ-5 привела необходимость получить свое жилье. Вот-вот должен был родиться первенец, будущим родителям пора было обзаводиться своим гнездом. Предполагал ли отец молодого семейства, что, выбирая место жительства, определит для маленького Толика дальнейшую судьбу?
- Если честно, мне больше всего нравилась вода, теплоходы, катера, лодки, - вспоминает Виктор Захарович. – Поэтому я поступил в институт инженеров водного транспорта. А вот закончить не получилось – заболел серьезно, не смог учиться и с четвертого курса ушел. Хотя, если рассудить,- улыбается Тарасов-старший, - здесь тоже везде вода: и горячая, и холодная, и даже пар. А если серьезно, то должен же и этим кто-то заниматься, не всем с высшим образованием быть.
Впрочем, как у слесаря, у Виктора Тарасова квалификация высокая, почти в/о – пятый разряд. Он занимается ремонтом систем пожаротушения. Все подразделения на ТЭЦ важны, но от систем пожаротушения зависит не только благополучие всей станции, но и жизни десятков работников электроцентрали. А сейчас, так получилось, Тарасов-старший иногда работает под руководством сына: Анатолий Викторович занимается противопожарной автоматикой. Может быть, поэтому и в разговоре отец пальму первенства отдает наследнику.
- Я не задумывался, кем именно я хочу стать, - рассказывает Анатолий Тарасов, мастер участка электротехнической лаборатории, - но всегда хотел найти настоящее дело, которому можно посвятить свою жизнь. Получается, что нашел.
Для многих мальчишек из поселка Энергетиков ТЭЦ-5 была не просто местом работы родителей – сюда приводили школьные экскурсии, рассказывали ребятишкам о предприятии, да и отцы частенько брали их с собой на станцию: в те годы еще не было такого строгого пропускного режима, как сейчас.
- Все детство так или иначе было связано со станцией. Я еще не работал здесь, но уже достаточно хорошо знал многих сотрудников ТЭЦ, так что выбор места работы оказался осознанным и закономерным.
Во многом на предпочтения сына повлиял и Виктор Захарович. Когда Анатолий с отличием окончил лицей при НЭТИ (сейчас НГТУ), он мог выбирать любой факультет этого вуза – лицейские выпускные экзамены считались вступительными в высшее учебное заведение. Отец посоветовал идти на энергетический: сложные для российской энергетики годы остались позади, и в целом энерго- и теплообеспечение – одна и системообразующих отраслей экономики, так что будет и перспектива, и зарплата, и стабильность, и чувство сопричастности тому важному делу, которому можно и должно служить.
Все вузовские годы для Анатолия прошли под знаком ТЭЦ-5: здесь он проходил практику, летом подрабатывал уборщиком производственных помещений.
Мяч на двоих
Анатолию повезло – после окончания НГТУ в 2002 году на ТЭЦ-5 оказалось вакантное место, молодой специалист ни разу не пожалел, что попал именно сюда:
- Если и была бы возможность выбирать, я все равно выбрал бы нашу станцию. Это самая мощная ТЭЦ, здесь самое современное оборудование, к тому же в последние два-три года постоянно проходит его модернизация. На ТЭЦ-5 очень интересно работать. Не все, правда, со мной согласятся: вообще, в реальном производстве работают буквально единицы выпускников нашего факультета последнего времени. Большинство моих однокурсников после окончания вуза вовсе порвали с энергетикой, ограничились получением диплома – кто-то ушел работать в IT, кто-то и вовсе занялся торговлей. Малая часть ребят занимается проектированием оборудования. Меня, кстати, тоже звали в проектировщики, тем более что тема диплома как раз подходит, и зарплата там раза в полтора выше, но, наверное, это не мое. Для меня важнее получать большое удовольствие от своей работы, нежели большие деньги.
Впрочем, на денежное вознаграждение Анатолию Тарасову жаловаться грех, зарплата – 25-30 тысяч рублей, в зависимости от переработки. Как и на всех предприятиях отрасли – все «в белую», полный соцпакет. То, что было естественным в советские годы, в наше время энергетическая система не утратила. Так что мечта Виктора Захаровича – чтобы сын был при настоящем деле – сбылась.
- В советские годы, да и отец меня так всегда настраивал, считалось: если человек работает на производстве, то он порядочный и ответственный, - признается Анатолий Тарасов.
Друзья Анатолия говорят, что он – человек слова, всегда выполняет обещания. Да и вообще – серьезный и рассудительный.
– Обычно мальчишки шумят, озоруют, а он всегда был положительный, - вспоминает Виктор Захарович. – До сих пор не пьет и не курит, в отличие от папки. И спортом занимается.
Лыжами Анатолий Викторович увлекся еще до школы, в шесть лет его записали в секцию. Мастером спорта не стал, хотя выступал на городских и областных соревнованиях и имеет I-й взрослый разряд. И сейчас два-три раза в неделю встает на лыжи. Но сегодня его спортивная страсть – футбол. Все свободные вечера отдает по возможности кожаному мячу.
- Наверное, все мальчишки во дворе в футбол гоняют, но у меня это увлечение с годами не прошло. Конечно, это любительский уровень. Поэтому и тренировок особых нет – только игры. Например, на Студенческой проходит турнир «Кубок Левобережья», а в центре, на Писарева, мы играем в мини-футбол. Да и за станцию я всегда выступал, даже когда еще здесь не работал: по регламенту соревнований, в команде мог принять участие родственник сотрудника. Вот мне отец протекцию в команду и составил. В сентябре, например, мы принимали участие во Всероссийских соревнованиях по мини-футболу, которое проводило Минэнерго. Сборная СИБЭКО заняла третье место. Хотя для нас дело было даже не в этой бронзовой медали – для работников системы провели праздник, мы смогли пообщаться, ведь там были сотрудники самых разных станций, из Москвы, из Белоярска… Так что футбол для нас – это, получается, не только спорт.
- По молодости я тоже в футбол гонял, даже какие-то кубки остались, мы соревнования проводили между станциями, - поддерживает беседу Виктор Тарасов. – Это сейчас мне уже надо что-нибудь поспокойнее, детективы почитать или историческую литературу, например, а зимой – на рыбалку.
Серьезные люди, серьезное дело
Оба Тарасовых – уравновешенные, сдержанные в оценках, основательные. Сам очень ответственный, Виктор Захарович и в сыне воспитал это самое важное для энергетика качество. Начальство хвалит обоих:
- Старший – вдумчивый, серьезный, все в срок сделает, грамотный специалист, – в этих скупых словах похвалы начальника участка ОРЦ Владимира Концедалова вся характеристика многолетней работы. – О младшем пока ничего говорить не буду, рано еще судить, десяти лет не работает. Но только о Толе Тарасове всегда только самые хорошие отзывы на станции слышал.
Тарасовы серьезно относятся не только к своей работе на станции, но и ко всему положению в энергосистеме страны. И авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшая для всех россиян трагедией, для них – почти личное событие. В отличие от многих граждан, они, энергетики, осознают ее масштаб:
- Конечно, мы видели аварию только по телевизору, а там много не покажут, - в один голос заговорили отец и сын Тарасовы.
– Какой силы должен быть взрыв, чтобы такую махину обрушить! На ТЭЦ-5, да и в Новосибирске, слава богу, таких крупных аварий не было, - продолжает уже Тарасов-старший. – Но, вспоминаю, зимой 87-го рухнула стена электрофильтра, для нас это серьезное событие было. Тогда шел монтаж, и из-за дефекта сварки конструкция не выдержала и обвалилась. Помню, в субботу дело было, так что без жертв обошлось. Вот и думаешь после таких случаев, что в нашем деле главное – ответственность перед людьми. Энергетика не прощает ошибок, слишком здесь все серьезно.
Так что и работать здесь должны только серьезные люди. А значит, неудивительно, что в системе пожаротушения на ТЭЦ-5 трудятся Тарасовы.
- Скажете, что мы говорим высокие слова об ответственности всей отрасли, - размышляет Анатолий Тарасов. – Но их поймет только тот, кто имеет отношение к энергетике, для остальных это будет пустое сотрясание воздуха. От слаженной работы всего коллектива станции зависит жизнь горожан – будет у них свет, будет у них тепло в квартирах. Люди, сидя дома, об этом не задумываются. А мы должны думать именно об этом постоянно.
Сейчас много говорят о том, что энергосистема перестала быть государственной, - продолжает Анатолий Викторович. – И не всем это нравится. Я не застал советские годы, но то, что происходит сегодня, в частности, на нашей станции, вселяет уверенность в будущем российской энергетики. Постоянно обновляется оборудование, внедряются новые технологические моменты, мы тоже должны соответствовать. Ничто не стоит на месте. Причем на ТЭЦ-5 всегда было такое отношение: например, когда я пришел сюда еще обычным электромонтером, я дважды был на курсах повышения квалификации, сначала в Новосибирском филиале Санкт-Петербургского энергетического института, потом непосредственно в Санкт-Петербурге. Такая необходимость возникла из-за того, что на шестом блоке, его тогда монтировали, используется микропроцессорная защита. Даже само слово – энергетика – дает ощущение постоянного движения вперед. А для меня энергетика – это жизнь и судьба. Это – великая отрасль, и я горд, что в ее работе есть часть труда нашей семьи.
Выбор судьбы
Как и многих, кто пришел работать на станцию, Виктора Захаровича Тарасова на ТЭЦ-5 привела необходимость получить свое жилье. Вот-вот должен был родиться первенец, будущим родителям пора было обзаводиться своим гнездом. Предполагал ли отец молодого семейства, что, выбирая место жительства, определит для маленького Толика дальнейшую судьбу?
- Если честно, мне больше всего нравилась вода, теплоходы, катера, лодки, - вспоминает Виктор Захарович. – Поэтому я поступил в институт инженеров водного транспорта. А вот закончить не получилось – заболел серьезно, не смог учиться и с четвертого курса ушел. Хотя, если рассудить,- улыбается Тарасов-старший, - здесь тоже везде вода: и горячая, и холодная, и даже пар. А если серьезно, то должен же и этим кто-то заниматься, не всем с высшим образованием быть.
Впрочем, как у слесаря, у Виктора Тарасова квалификация высокая, почти в/о – пятый разряд. Он занимается ремонтом систем пожаротушения. Все подразделения на ТЭЦ важны, но от систем пожаротушения зависит не только благополучие всей станции, но и жизни десятков работников электроцентрали. А сейчас, так получилось, Тарасов-старший иногда работает под руководством сына: Анатолий Викторович занимается противопожарной автоматикой. Может быть, поэтому и в разговоре отец пальму первенства отдает наследнику.
- Я не задумывался, кем именно я хочу стать, - рассказывает Анатолий Тарасов, мастер участка электротехнической лаборатории, - но всегда хотел найти настоящее дело, которому можно посвятить свою жизнь. Получается, что нашел.
Для многих мальчишек из поселка Энергетиков ТЭЦ-5 была не просто местом работы родителей – сюда приводили школьные экскурсии, рассказывали ребятишкам о предприятии, да и отцы частенько брали их с собой на станцию: в те годы еще не было такого строгого пропускного режима, как сейчас.
- Все детство так или иначе было связано со станцией. Я еще не работал здесь, но уже достаточно хорошо знал многих сотрудников ТЭЦ, так что выбор места работы оказался осознанным и закономерным.
Во многом на предпочтения сына повлиял и Виктор Захарович. Когда Анатолий с отличием окончил лицей при НЭТИ (сейчас НГТУ), он мог выбирать любой факультет этого вуза – лицейские выпускные экзамены считались вступительными в высшее учебное заведение. Отец посоветовал идти на энергетический: сложные для российской энергетики годы остались позади, и в целом энерго- и теплообеспечение – одна и системообразующих отраслей экономики, так что будет и перспектива, и зарплата, и стабильность, и чувство сопричастности тому важному делу, которому можно и должно служить.
Все вузовские годы для Анатолия прошли под знаком ТЭЦ-5: здесь он проходил практику, летом подрабатывал уборщиком производственных помещений.
Мяч на двоих
Анатолию повезло – после окончания НГТУ в 2002 году на ТЭЦ-5 оказалось вакантное место, молодой специалист ни разу не пожалел, что попал именно сюда:
- Если и была бы возможность выбирать, я все равно выбрал бы нашу станцию. Это самая мощная ТЭЦ, здесь самое современное оборудование, к тому же в последние два-три года постоянно проходит его модернизация. На ТЭЦ-5 очень интересно работать. Не все, правда, со мной согласятся: вообще, в реальном производстве работают буквально единицы выпускников нашего факультета последнего времени. Большинство моих однокурсников после окончания вуза вовсе порвали с энергетикой, ограничились получением диплома – кто-то ушел работать в IT, кто-то и вовсе занялся торговлей. Малая часть ребят занимается проектированием оборудования. Меня, кстати, тоже звали в проектировщики, тем более что тема диплома как раз подходит, и зарплата там раза в полтора выше, но, наверное, это не мое. Для меня важнее получать большое удовольствие от своей работы, нежели большие деньги.
Впрочем, на денежное вознаграждение Анатолию Тарасову жаловаться грех, зарплата – 25-30 тысяч рублей, в зависимости от переработки. Как и на всех предприятиях отрасли – все «в белую», полный соцпакет. То, что было естественным в советские годы, в наше время энергетическая система не утратила. Так что мечта Виктора Захаровича – чтобы сын был при настоящем деле – сбылась.
- В советские годы, да и отец меня так всегда настраивал, считалось: если человек работает на производстве, то он порядочный и ответственный, - признается Анатолий Тарасов.
Друзья Анатолия говорят, что он – человек слова, всегда выполняет обещания. Да и вообще – серьезный и рассудительный.
– Обычно мальчишки шумят, озоруют, а он всегда был положительный, - вспоминает Виктор Захарович. – До сих пор не пьет и не курит, в отличие от папки. И спортом занимается.
Лыжами Анатолий Викторович увлекся еще до школы, в шесть лет его записали в секцию. Мастером спорта не стал, хотя выступал на городских и областных соревнованиях и имеет I-й взрослый разряд. И сейчас два-три раза в неделю встает на лыжи. Но сегодня его спортивная страсть – футбол. Все свободные вечера отдает по возможности кожаному мячу.
- Наверное, все мальчишки во дворе в футбол гоняют, но у меня это увлечение с годами не прошло. Конечно, это любительский уровень. Поэтому и тренировок особых нет – только игры. Например, на Студенческой проходит турнир «Кубок Левобережья», а в центре, на Писарева, мы играем в мини-футбол. Да и за станцию я всегда выступал, даже когда еще здесь не работал: по регламенту соревнований, в команде мог принять участие родственник сотрудника. Вот мне отец протекцию в команду и составил. В сентябре, например, мы принимали участие во Всероссийских соревнованиях по мини-футболу, которое проводило Минэнерго. Сборная СИБЭКО заняла третье место. Хотя для нас дело было даже не в этой бронзовой медали – для работников системы провели праздник, мы смогли пообщаться, ведь там были сотрудники самых разных станций, из Москвы, из Белоярска… Так что футбол для нас – это, получается, не только спорт.
- По молодости я тоже в футбол гонял, даже какие-то кубки остались, мы соревнования проводили между станциями, - поддерживает беседу Виктор Тарасов. – Это сейчас мне уже надо что-нибудь поспокойнее, детективы почитать или историческую литературу, например, а зимой – на рыбалку.
Серьезные люди, серьезное дело
Оба Тарасовых – уравновешенные, сдержанные в оценках, основательные. Сам очень ответственный, Виктор Захарович и в сыне воспитал это самое важное для энергетика качество. Начальство хвалит обоих:
- Старший – вдумчивый, серьезный, все в срок сделает, грамотный специалист, – в этих скупых словах похвалы начальника участка ОРЦ Владимира Концедалова вся характеристика многолетней работы. – О младшем пока ничего говорить не буду, рано еще судить, десяти лет не работает. Но только о Толе Тарасове всегда только самые хорошие отзывы на станции слышал.
Тарасовы серьезно относятся не только к своей работе на станции, но и ко всему положению в энергосистеме страны. И авария на Саяно-Шушенской ГЭС, ставшая для всех россиян трагедией, для них – почти личное событие. В отличие от многих граждан, они, энергетики, осознают ее масштаб:
- Конечно, мы видели аварию только по телевизору, а там много не покажут, - в один голос заговорили отец и сын Тарасовы.
– Какой силы должен быть взрыв, чтобы такую махину обрушить! На ТЭЦ-5, да и в Новосибирске, слава богу, таких крупных аварий не было, - продолжает уже Тарасов-старший. – Но, вспоминаю, зимой 87-го рухнула стена электрофильтра, для нас это серьезное событие было. Тогда шел монтаж, и из-за дефекта сварки конструкция не выдержала и обвалилась. Помню, в субботу дело было, так что без жертв обошлось. Вот и думаешь после таких случаев, что в нашем деле главное – ответственность перед людьми. Энергетика не прощает ошибок, слишком здесь все серьезно.
Так что и работать здесь должны только серьезные люди. А значит, неудивительно, что в системе пожаротушения на ТЭЦ-5 трудятся Тарасовы.
- Скажете, что мы говорим высокие слова об ответственности всей отрасли, - размышляет Анатолий Тарасов. – Но их поймет только тот, кто имеет отношение к энергетике, для остальных это будет пустое сотрясание воздуха. От слаженной работы всего коллектива станции зависит жизнь горожан – будет у них свет, будет у них тепло в квартирах. Люди, сидя дома, об этом не задумываются. А мы должны думать именно об этом постоянно.
Сейчас много говорят о том, что энергосистема перестала быть государственной, - продолжает Анатолий Викторович. – И не всем это нравится. Я не застал советские годы, но то, что происходит сегодня, в частности, на нашей станции, вселяет уверенность в будущем российской энергетики. Постоянно обновляется оборудование, внедряются новые технологические моменты, мы тоже должны соответствовать. Ничто не стоит на месте. Причем на ТЭЦ-5 всегда было такое отношение: например, когда я пришел сюда еще обычным электромонтером, я дважды был на курсах повышения квалификации, сначала в Новосибирском филиале Санкт-Петербургского энергетического института, потом непосредственно в Санкт-Петербурге. Такая необходимость возникла из-за того, что на шестом блоке, его тогда монтировали, используется микропроцессорная защита. Даже само слово – энергетика – дает ощущение постоянного движения вперед. А для меня энергетика – это жизнь и судьба. Это – великая отрасль, и я горд, что в ее работе есть часть труда нашей семьи.