Сегодня, 19 мая, в горсовете Новосибирска обсудили скандал вокруг электросамокатов, который грянул после их изъятия с улиц города. Более того, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов и вовсе предложил запретить движение на электросамокатах в областном центре. Свои претензии он предъявил как к кикшеринговым компаниям, так и к чиновникам мэрии, которые не могут упорядочить процесс. Депутаты горсовета с Панферовым согласились, но все-таки большую часть «тумаков» получили именно коммерсанты – их даже назвали «гопниками в пиджаках» из-за потасовки, которую представители сервиса устроили во время рейда по изъятию самокатов. На сторону кикшеринга встали представители коалиции «Новосибирск 2020». Из-за разногласий между депутатами даже произошел конфликт, к счастью, до драки не дошло. Как прошло одно из самых спорных совещаний – в материале Сибкрай.ru.
Совещание о судьбе электросамокатов в Новосибирске началось после обращения в горсовет первого заместителя председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Панферова. Он предложил навсегда избавить город от этого средства индивидуальной мобильности. Свое выступление в горсовете он начал с претензий к депутатам из коалиции «Новосибирск 2020».
– Мне сегодня доложили, что наши замечательные депутаты несистемной оппозиции начали на меня ярлыки всевозможные вешать, что я такой-сякой, запрещаю самокаты. Я отдаю себе отчет, что, если запустили самокаты в город, то это уже все – ситуация, как с сотовыми телефонами, от них уже не откажешься. Я не собираюсь ставить какие-то заслоны на пути веселья молодых людей, – заявил Панферов.. – Есть тенденция в больших городах – они появились, и против этого я возражать не стану. Я против того, чтобы в том виде, в котором сейчас существует движение электросамокатов, оно существовало.
Андрей Панферов заявил, что в первую очередь у него возникают вопросы к мэрии Новосибирска – как администрация допустила то, что уполномоченные чиновники изначально не учли тонкости кикшерингового бизнеса, которые и привели к «самокатному спору». А дело дошло до рейдов с изъятием и даже драк с «увечьями». Панферов удивился, почему заранее не был учтен опыт других городов, где электросамокаты уже стали повсеместным средством передвижения.
У первого запреда регионального парламента также остались претензии к тем, кто непосредственно управляет электросамокатами:
– Идет дама с коляской, в коляске ребенок или идет рядом супруг с ребенком два-четыре года за руку. И несется самокатчик на бешеной скорости или велосипедист со жратвой – я по-другому не скажу. И все это происходит на пешеходных тротуарах. Ну а куда пешеходам деваться? Молодые люди гоняют, как махновцы.
Андрей Панферов предложил создать некий свод правил для перемещения электросамокатов. Отметим, что они уже существуют и были утверждены и подписаны в мае 2021 года. Кроме того, по словам депутата необходимо обратить внимание на организацию специальной разметки или дорожек для средств индивидуальной мобильности, которые бы обезопасили пешеходов.
Озабоченность Панферова разделил депутат горсовета Георгий Андреев. Он отметил, что электросамокаты с их скоростью можно приравнять к транспортным средствам. Соответственно, для них должен быть разработан особый свод правил дорожного движения.
– Я обращаю внимание, что есть большое количество локаций – например, территория рядом с Михайловской набережной. Этот трафик самокатный фактически изменил уклад нашего пешеходного движения, – заявил Андреев. – Я наблюдал всевозможные комичные ситуации, когда на самокатах едут с пивом. Мое почтение – я б так не смог! Нужна такая выносливость и мотивация.
– Это как пиво надо любить! – посмеялись депутаты.
После выступления Георгия Андреева слово предоставили начальнику ГИБДД Новосибирска Евгению Маслюку. Представитель Госавтоинспекции доложил, что за 2021 год произошло 11 ДТП при участии электросамокатов. Причем в одном из них самокатчик погиб. В этом году также произошла одна авария со смертельным исходом. – Мы провели экспертизу электросамоката, используемого компанией Urent. Сравнительным анализом выявлено, что номинальная мощность электросамоката составляет 0,35 киловатт, что превышает допустимую. Мы понимаем, что те люди, не имеющие специальной категории, уже будут являться нарушителями правил дорожного движения, – дополнил Маслюк.
В связи с превышением мощности устройств ГИБДД вынесла предостережение кикшеринговой компании. Кроме того, в городе возбуждены два административных дела по факту превышения скорости.
Еще одна проблема, связанная с электросамокатами, которая стала объектом бурных споров в последние две недели, – отсутствие специальных парковочных площадок. Руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин напомнил, что еще с начала весны 2022 года компаниям по прокату электросамокатов регулярно напоминали о необходимости оформления стоянок. До 14 мая парковки были оформлены только в Октябрьском районе и только компанией Whoosh. В связи с этим мэрия начала изымать устройства с улиц города. Напомним, что первый подобный рейд закончился приездом полиции: представители компании Urent не давали забрать самокаты. Через несколько дней после этого в мэрии заявили, что во время рейдов чиновникам были нанесены телесные повреждения.
– Со стороны компании Urent – его руководителя и людей, с ним пришедших, оказывалось активнейшее сопротивление, – пояснил Виталий Витухин. – Заместитель начальника управления потребительского рынка Юлия Кремлева получила телесные повреждения. Они зафиксированы официально, все заснято на видео, в судмедэкспертизе получена справка. Во время второго рейда также было оказано активнейшее противодействие со стороны представителей компании Urent. С составом и наличием преступления полиция разбираться будет. Заместителю главы Октябрьского района Якову Чагину нанесены сильнейшие повреждения. Процесс снят на камеру и передан в полицию. Накануне судмедэкспертиза отправила Якова Чагина на больничный.
Также, по словам Виталия Витухина от рук нападавших пострадала начальник управления потребительского рынка Наталья Чагина. То есть избито уже трое чиновников, хотя раньше речь шла только о двух потерпевших.
– Я на что еще обратил внимание. Насколько я понял, мордобой был с владельцами фиолетовых самокатов, а не желтых, да? – уточнил Панферов.
– Да, – кратко подтвердил Витухин.
– Ну вот вы осознаете, насколько мы зашли, что доходит до мордобоя?
– Ну там не совсем был мордобой… Это не важно. Было пихание, толкание, выкручивание рук. Но побоев там не было, – признался Витухин.
После выступлений депутатов и чиновников слово дали представителям кикшеринговых компаний. Специалист компании Whoosh Олег Алферов подчеркнул, что электросамокаты реже любых транспортных и других средств передвижения попадают в аварии. Новосибирск, кстати, находится на десятом месте в стране по количеству ДТП с участием самокатов.
– При этом пользователями наших самокатов стали более 400 тысяч горожан. В Новосибирске суммарно свыше 4,5 тысячи электросамокатов. И эта цифра удвоится в ближайшие годы, пропорционально спросу горожан, – отметил Алферов.
Он также пояснил, что компания подала 1 125 заявок на оформление парковочных мест.
– Вы работали в прошлом году на территории года, наработали большое количество часов. Сколько в прошлом году было оплачено вами заявок, согласно договору, сколько денег поступило в бюджет города? – поинтересовался депутат Андрей Любавский.
– В 2021 году ни одной. Если департамент обрабатывает в год 2 000 заявлений, а мы разом подаем 1 125 заявлений, то, соответственно, представляете какой ресурс необходим для проработки этих заявлений, – ответил Алферов.
– Вы могли подать свои заявки и в марте, и в апреле. Это сейчас появилось такое количество заявок– раньше же их не было.
Заявки от Urent, как и от Whoosh были поданы к концу апреля – так заявляет представитель Urent Максим Мухтабаров. Он акцентировал внимание на том, что парковки могли бы появиться в городе раньше, если бы чиновники мэрии не ушли на майские праздники. В целом, по его словам, парковки в городе не оформлялись до недавнего времени лишь из-за «бюрократических сложностей».
Андрей Любавский предложил посмотреть видео, которое было записано 14 мая в ходе второго рейда по изъятию самокатов. На кадрах видно, как представитель кикшерингового сервиса Urent толкает оператора, которым и был заместитель главы администрации Октябрьского района Якова Чагин.
– Я бы хотел поблагодарить управление потребительского рынка за то, что с этой жертвенностью и травмами мы все-таки собрались, – начал депутат Сергей Бондаренко. – Можете себе представить, 400 тысяч горожан, по информации, пользуются услугой. Я думаю, что прокуратура вас сейчас ждет на выходе! Она должна была очень сильно заинтересоваться. Потому что это такой объем денежных средств, не прошедших налогообложение. Вы все очень хорошо выглядите именно потому, что не доплачено большое количество налогов.
Депутат подчеркнул, что при таком большом автопарке и мощностях одного самоката у каждого средства должна быть страховка.
Слово взяла депутат от коалиции «Новосибирск 2020» Хельга Пирогова:
– Я исключительно удивлена, как люди, которые управляют нашим городом, с такой радостью и гордостью расписываются в своей дремучести или в попытке запрета будущего, потому что электросамокаты – наше будущее. Вы, Андрей Борисович (Панферов), очень красиво наехали на оппозицию. Но напомню цитату из вашего письма о том, что стоит вынести на обсуждение полный запрет электросамокатов.
– Вы меня за язык не цепляйте. Я могу менять свое мнение, сколько угодно, – отреагировал Панферов. Собравшиеся рассмеялись.
– Они (прим. ред. – кикшеринговые компании) хотят, чтобы с ними взаимодействовали так, как им надо, – подхватил депутат Георгий Андреев. – Но город – сложный организм. Меня сильно поразило, что Хельга Вадимовна (Пирогова) выступает в защиту мужчины в костюмчике, который по факту вполне себе гопник, который лезет в наше муниципальное имущество, забирая самокат, нарушая процедуру. Мы видели уже такое поведение: с нестационарной торговлей, с жуликами. Администрация у нас ограниченная. А у нас в городе появляется очередная проблема, которая по-хамски уродует наш город. Когда появляются у нас гопники в пиджаках, мы должны им всем миром дать отпор.
– Как бы вы ни боролись с уличной торговлей, с самокатами, вы их не поборете. Жизнь гораздо сложнее, – ответила ему депутат горсовета Светлана Каверзина.
На заявления последней уже отреагировал депутат Игорь Украинцев:
– Светлана Викторовна (Каверзина) меня, честно говоря, удивила: «Давайте не будем бороться». Давайте ливневку не будем делать – пусть течет, как течет. Мы, наоборот, должны максимально понятные правила создавать, по которым и вода правильно течет, и самокаты стоят, где надо, и шаурма продается вкусная.
Украинцев отметил, что в конфликте виноваты не только чиновники, но и сервисы проката электросамокатов, которые нарушают условия договора – не размещают парковки. Но больше всего депутата возмутило поведение коммерсантов.
– Я все мероприятие ждал, когда представители компаний извинятся за тот случай, который отвратительный, ужасный. Я за муниципальных чиновников не так часто заступаюсь, но здесь единственно верным и правильным решением было бы извиниться перед чиновниками – они выполняли свою работу. Они не всегда это делают, но в этом случае они делают ее! – подчеркнул Украинцев.
Пока депутаты окончательно не растерзали представителей кикшеринг-сервисов, депутат Игорь Кудин решил поскорее закончить мероприятие:
– Знаете, что самое обидное? Мы два часа работаем, а диалога никакого нет. Я вижу от коллег (представителей кикшеринга) абсолютно закрытую позицию. Никакого компромисса вы не хотите. Помогать хотим, но есть какие-то очевидные вещи, которые вам надо делать самим. Многие летние кафе, например, заранее, с зимы, договариваются с департаментом по аренде. Вы сегодня ставите под вопрос существование своего бизнеса. Он из легального переходит в нелегальный. Это же безобразие! Как можно довести до такого, что получается драка между предпринимателями и чиновниками мэрии? – заключил Кудин.
Далее часть депутатов с представителями мэрии, компаний Urent, Whoosh ушли за закрытые двери, где продолжили обсуждение проблемного вопроса по размещению электросамокатов в городе. Надеемся, обошлось без драки.
Сегодня, 19 мая, в горсовете Новосибирска обсудили скандал вокруг электросамокатов, который грянул после их изъятия с улиц города. Более того, первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов и вовсе предложил запретить движение на электросамокатах в областном центре. Свои претензии он предъявил как к кикшеринговым компаниям, так и к чиновникам мэрии, которые не могут упорядочить процесс. Депутаты горсовета с Панферовым согласились, но все-таки большую часть «тумаков» получили именно коммерсанты – их даже назвали «гопниками в пиджаках» из-за потасовки, которую представители сервиса устроили во время рейда по изъятию самокатов. На сторону кикшеринга встали представители коалиции «Новосибирск 2020». Из-за разногласий между депутатами даже произошел конфликт, к счастью, до драки не дошло. Как прошло одно из самых спорных совещаний – в материале Сибкрай.ru.
Совещание о судьбе электросамокатов в Новосибирске началось после обращения в горсовет первого заместителя председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Панферова. Он предложил навсегда избавить город от этого средства индивидуальной мобильности. Свое выступление в горсовете он начал с претензий к депутатам из коалиции «Новосибирск 2020».
– Мне сегодня доложили, что наши замечательные депутаты несистемной оппозиции начали на меня ярлыки всевозможные вешать, что я такой-сякой, запрещаю самокаты. Я отдаю себе отчет, что, если запустили самокаты в город, то это уже все – ситуация, как с сотовыми телефонами, от них уже не откажешься. Я не собираюсь ставить какие-то заслоны на пути веселья молодых людей, – заявил Панферов.. – Есть тенденция в больших городах – они появились, и против этого я возражать не стану. Я против того, чтобы в том виде, в котором сейчас существует движение электросамокатов, оно существовало.
Андрей Панферов заявил, что в первую очередь у него возникают вопросы к мэрии Новосибирска – как администрация допустила то, что уполномоченные чиновники изначально не учли тонкости кикшерингового бизнеса, которые и привели к «самокатному спору». А дело дошло до рейдов с изъятием и даже драк с «увечьями». Панферов удивился, почему заранее не был учтен опыт других городов, где электросамокаты уже стали повсеместным средством передвижения.
У первого запреда регионального парламента также остались претензии к тем, кто непосредственно управляет электросамокатами:
– Идет дама с коляской, в коляске ребенок или идет рядом супруг с ребенком два-четыре года за руку. И несется самокатчик на бешеной скорости или велосипедист со жратвой – я по-другому не скажу. И все это происходит на пешеходных тротуарах. Ну а куда пешеходам деваться? Молодые люди гоняют, как махновцы.
Андрей Панферов предложил создать некий свод правил для перемещения электросамокатов. Отметим, что они уже существуют и были утверждены и подписаны в мае 2021 года. Кроме того, по словам депутата необходимо обратить внимание на организацию специальной разметки или дорожек для средств индивидуальной мобильности, которые бы обезопасили пешеходов.
Озабоченность Панферова разделил депутат горсовета Георгий Андреев. Он отметил, что электросамокаты с их скоростью можно приравнять к транспортным средствам. Соответственно, для них должен быть разработан особый свод правил дорожного движения.
– Я обращаю внимание, что есть большое количество локаций – например, территория рядом с Михайловской набережной. Этот трафик самокатный фактически изменил уклад нашего пешеходного движения, – заявил Андреев. – Я наблюдал всевозможные комичные ситуации, когда на самокатах едут с пивом. Мое почтение – я б так не смог! Нужна такая выносливость и мотивация.
– Это как пиво надо любить! – посмеялись депутаты.
После выступления Георгия Андреева слово предоставили начальнику ГИБДД Новосибирска Евгению Маслюку. Представитель Госавтоинспекции доложил, что за 2021 год произошло 11 ДТП при участии электросамокатов. Причем в одном из них самокатчик погиб. В этом году также произошла одна авария со смертельным исходом. – Мы провели экспертизу электросамоката, используемого компанией Urent. Сравнительным анализом выявлено, что номинальная мощность электросамоката составляет 0,35 киловатт, что превышает допустимую. Мы понимаем, что те люди, не имеющие специальной категории, уже будут являться нарушителями правил дорожного движения, – дополнил Маслюк.
В связи с превышением мощности устройств ГИБДД вынесла предостережение кикшеринговой компании. Кроме того, в городе возбуждены два административных дела по факту превышения скорости.
Еще одна проблема, связанная с электросамокатами, которая стала объектом бурных споров в последние две недели, – отсутствие специальных парковочных площадок. Руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий Витухин напомнил, что еще с начала весны 2022 года компаниям по прокату электросамокатов регулярно напоминали о необходимости оформления стоянок. До 14 мая парковки были оформлены только в Октябрьском районе и только компанией Whoosh. В связи с этим мэрия начала изымать устройства с улиц города. Напомним, что первый подобный рейд закончился приездом полиции: представители компании Urent не давали забрать самокаты. Через несколько дней после этого в мэрии заявили, что во время рейдов чиновникам были нанесены телесные повреждения.
– Со стороны компании Urent – его руководителя и людей, с ним пришедших, оказывалось активнейшее сопротивление, – пояснил Виталий Витухин. – Заместитель начальника управления потребительского рынка Юлия Кремлева получила телесные повреждения. Они зафиксированы официально, все заснято на видео, в судмедэкспертизе получена справка. Во время второго рейда также было оказано активнейшее противодействие со стороны представителей компании Urent. С составом и наличием преступления полиция разбираться будет. Заместителю главы Октябрьского района Якову Чагину нанесены сильнейшие повреждения. Процесс снят на камеру и передан в полицию. Накануне судмедэкспертиза отправила Якова Чагина на больничный.
Также, по словам Виталия Витухина от рук нападавших пострадала начальник управления потребительского рынка Наталья Чагина. То есть избито уже трое чиновников, хотя раньше речь шла только о двух потерпевших.
– Я на что еще обратил внимание. Насколько я понял, мордобой был с владельцами фиолетовых самокатов, а не желтых, да? – уточнил Панферов.
– Да, – кратко подтвердил Витухин.
– Ну вот вы осознаете, насколько мы зашли, что доходит до мордобоя?
– Ну там не совсем был мордобой… Это не важно. Было пихание, толкание, выкручивание рук. Но побоев там не было, – признался Витухин.
После выступлений депутатов и чиновников слово дали представителям кикшеринговых компаний. Специалист компании Whoosh Олег Алферов подчеркнул, что электросамокаты реже любых транспортных и других средств передвижения попадают в аварии. Новосибирск, кстати, находится на десятом месте в стране по количеству ДТП с участием самокатов.
– При этом пользователями наших самокатов стали более 400 тысяч горожан. В Новосибирске суммарно свыше 4,5 тысячи электросамокатов. И эта цифра удвоится в ближайшие годы, пропорционально спросу горожан, – отметил Алферов.
Он также пояснил, что компания подала 1 125 заявок на оформление парковочных мест.
– Вы работали в прошлом году на территории года, наработали большое количество часов. Сколько в прошлом году было оплачено вами заявок, согласно договору, сколько денег поступило в бюджет города? – поинтересовался депутат Андрей Любавский.
– В 2021 году ни одной. Если департамент обрабатывает в год 2 000 заявлений, а мы разом подаем 1 125 заявлений, то, соответственно, представляете какой ресурс необходим для проработки этих заявлений, – ответил Алферов.
– Вы могли подать свои заявки и в марте, и в апреле. Это сейчас появилось такое количество заявок– раньше же их не было.
Заявки от Urent, как и от Whoosh были поданы к концу апреля – так заявляет представитель Urent Максим Мухтабаров. Он акцентировал внимание на том, что парковки могли бы появиться в городе раньше, если бы чиновники мэрии не ушли на майские праздники. В целом, по его словам, парковки в городе не оформлялись до недавнего времени лишь из-за «бюрократических сложностей».
Андрей Любавский предложил посмотреть видео, которое было записано 14 мая в ходе второго рейда по изъятию самокатов. На кадрах видно, как представитель кикшерингового сервиса Urent толкает оператора, которым и был заместитель главы администрации Октябрьского района Якова Чагин.
– Я бы хотел поблагодарить управление потребительского рынка за то, что с этой жертвенностью и травмами мы все-таки собрались, – начал депутат Сергей Бондаренко. – Можете себе представить, 400 тысяч горожан, по информации, пользуются услугой. Я думаю, что прокуратура вас сейчас ждет на выходе! Она должна была очень сильно заинтересоваться. Потому что это такой объем денежных средств, не прошедших налогообложение. Вы все очень хорошо выглядите именно потому, что не доплачено большое количество налогов.
Депутат подчеркнул, что при таком большом автопарке и мощностях одного самоката у каждого средства должна быть страховка.
Слово взяла депутат от коалиции «Новосибирск 2020» Хельга Пирогова:
– Я исключительно удивлена, как люди, которые управляют нашим городом, с такой радостью и гордостью расписываются в своей дремучести или в попытке запрета будущего, потому что электросамокаты – наше будущее. Вы, Андрей Борисович (Панферов), очень красиво наехали на оппозицию. Но напомню цитату из вашего письма о том, что стоит вынести на обсуждение полный запрет электросамокатов.
– Вы меня за язык не цепляйте. Я могу менять свое мнение, сколько угодно, – отреагировал Панферов. Собравшиеся рассмеялись.
– Они (прим. ред. – кикшеринговые компании) хотят, чтобы с ними взаимодействовали так, как им надо, – подхватил депутат Георгий Андреев. – Но город – сложный организм. Меня сильно поразило, что Хельга Вадимовна (Пирогова) выступает в защиту мужчины в костюмчике, который по факту вполне себе гопник, который лезет в наше муниципальное имущество, забирая самокат, нарушая процедуру. Мы видели уже такое поведение: с нестационарной торговлей, с жуликами. Администрация у нас ограниченная. А у нас в городе появляется очередная проблема, которая по-хамски уродует наш город. Когда появляются у нас гопники в пиджаках, мы должны им всем миром дать отпор.
– Как бы вы ни боролись с уличной торговлей, с самокатами, вы их не поборете. Жизнь гораздо сложнее, – ответила ему депутат горсовета Светлана Каверзина.
На заявления последней уже отреагировал депутат Игорь Украинцев:
– Светлана Викторовна (Каверзина) меня, честно говоря, удивила: «Давайте не будем бороться». Давайте ливневку не будем делать – пусть течет, как течет. Мы, наоборот, должны максимально понятные правила создавать, по которым и вода правильно течет, и самокаты стоят, где надо, и шаурма продается вкусная.
Украинцев отметил, что в конфликте виноваты не только чиновники, но и сервисы проката электросамокатов, которые нарушают условия договора – не размещают парковки. Но больше всего депутата возмутило поведение коммерсантов.
– Я все мероприятие ждал, когда представители компаний извинятся за тот случай, который отвратительный, ужасный. Я за муниципальных чиновников не так часто заступаюсь, но здесь единственно верным и правильным решением было бы извиниться перед чиновниками – они выполняли свою работу. Они не всегда это делают, но в этом случае они делают ее! – подчеркнул Украинцев.
Пока депутаты окончательно не растерзали представителей кикшеринг-сервисов, депутат Игорь Кудин решил поскорее закончить мероприятие:
– Знаете, что самое обидное? Мы два часа работаем, а диалога никакого нет. Я вижу от коллег (представителей кикшеринга) абсолютно закрытую позицию. Никакого компромисса вы не хотите. Помогать хотим, но есть какие-то очевидные вещи, которые вам надо делать самим. Многие летние кафе, например, заранее, с зимы, договариваются с департаментом по аренде. Вы сегодня ставите под вопрос существование своего бизнеса. Он из легального переходит в нелегальный. Это же безобразие! Как можно довести до такого, что получается драка между предпринимателями и чиновниками мэрии? – заключил Кудин.
Далее часть депутатов с представителями мэрии, компаний Urent, Whoosh ушли за закрытые двери, где продолжили обсуждение проблемного вопроса по размещению электросамокатов в городе. Надеемся, обошлось без драки.