Лента новостей

Следователи заинтересовались невыплатой «коронавирусных» надбавок водителям «скорой»
Сибиряка отправили на принудительные работы из-за неуплаты алиментов
На мышах с человеческими генами осенью испытают вакцину от коронавируса
Полтысячи учебных мест: в Сузунском районе появятся две новые школы
Девять тысяч литров солярки на полмиллиона рублей слил сибиряк на станции Инская
«Семена, лопаты и еда»: новосибирским рынкам разрешили торговать, но не всем
«Дом провалился под землю!»: Спасатели помогли сибиряку вызвать психиатров
«Зачем переносить? Просто отменить!»: Решение Локтя о переносе Дня города вызвало резкую критику новосибирцев
Один умер, 87 заразилось и 59 человек в реанимации: ситуация с COVID-19 на 26 мая
В Новосибирске сотрудница почты украла у ветерана выделенные президентом выплаты
В аварии на Березовой пострадал 17-летний подросток
Новосибирский завод ремонтировал поезда без инструментов и оборудования
Все новости

Время бюрократии и пространство для активности

Виктор Трофимов

Тем для поста много: а)наш капитализм: есть люди,  которые убирают лес между Ниж.Ельцовкой и Щ; есть люди, которые - тоже добровольно - ездят и покупают продукты старикам в своём подъезде; б) наш капитализм: есть люди, которые создали и продают пачку Арбидола в аптеках по 740 руб.; есть люди, которые из жадности допустили снижение качества алтайских сыров и теперь покупаем всякие дальние. Людей а) очень мало, но есть же. Людей б) много. Луна твёрдая! Помните, как развивалась в совершенно неизведанном научном направлении советская космонавтика? Но как преодолевались бесконечные согласования конструкций, проводились закупки материалов, оборудования и прочего всего? Известно, что Королёв обладал полномочиями брать многие риски на себя, законов о закупках не было, заявки на гранты по всей форме он не писал. Не могли выбрать, например, конструкцию спускаемого аппарата спутника из-за неопределённости механических свойств поверхности Луны , так он написал на документах «Луна твёрдая» и подпись: «Королёв». И согласованиям – конец. Но в наше время так не получится: есть процедуры согласования, регламенты, законы, акты – сервисы бюрократии. Что в результате ? Обращаем внимание: частная компания в США создала свой космический челнок и уже проведён пуск, стыковка со станцией, возвращение. Правительство США будет закупать эти челноки в будущем. Президент Путин по ряду его вполне однозначных высказываний надеется на развитие частного предпринимательства в сфере некоторых стратегических оборонных отраслей. Почему? Это казалось бы слишком рискованно - отдавать в частные руки вопросы безопасности на высшем уровне. Однако, это меньшее из зол. Административный аппарат государства в лице чиновников как субъект, организующий и контролирующий эту деятельность есть зло не сопоставимо большее. Почему? Чёрная власть сервиса Вы заметили, что означает грантовое финансирование фундаментальной науки и за рубежом и у нас? По форме взаимодействия Фонда с проектом это сервис. Как во всяком сервисе здесь два субъекта: Фонд и руководитель научной группы. И как во всяком сервисе до мельчайших деталей прописывается регламент деятельности с детальным промежуточным контролем. Шаг вправо, шаг влево – почти невозможное действие. Какой уж тут побочный результат, который, как всем известно, в научном исследовании нередко важнее результата планируемого. Руководитель проекта озабочен бременем подтверждать ожидаемые результаты и что-то оставлять для новой заявки – там опять надо всё прописывать и получать результат по прописанному. Фонд озабочен регламентом действий – и только этим. Дальше, пусть грант получен в вузе, и его руководитель намерен закупить материалы . Тут он встречается с двумя сервисами: федеральным законом о закупках и с бухгалтерией своего вуза . Два сервиса, два первых субъекта соответствующих сервисов и два вторых субъекта . Что творят два первых сервиса – не мне вам говорить. Они вовсе не злые сами по себе, они хуже – такова их природа как сервисов. Они согласно своей природе бьются за чистоту регламента: меньше закупок – чище регламент и чище поле документов перед выше стоящим сервисом – вот и вся нехитрая логика бюрократического сервиса. Отличие в работе западных фондов, дающих гранты, например, в английском вузе, правда, в том, что первый субъект там стимулирует цепочку от идеи до создания венчурного предприятия и в итоге вполне ощутимого возврата денег с прибыли предприятия. То есть Фонд заинтересован не только в регламенте самом по себе, а имеет интерес материальный в деле – отсюда акцент не на бумагу,  а на дело.  Наши государственные фонды, имея один лишь бюрократический интерес, по определению своему призваны деформировать науку в сторону псевдоцелей . То же самое федеральные целевые программы призваны навязывать свой сервис-регламент, ориентируясь под умозрительные благие цифры псевдоплана по поголовью молодых ученых, количеству защит и т.п. Но ведь живое дело может развиваться по своей внутренней логике.  По внешней логике формируют Франкенштейна. Основная характеристика сервиса, его кредо, его преимущество по сравнению с другими формами деятельности, начиная от рабского труда, это его, сервиса, оперативность . Для бюрократического сервиса – это скорость принятия отрицательного решения, эффективно воспроизводящего сам бюрократический сервис, делая его бессмертным. Территория активности Если основные бюрократы , влияющие на большинство решений проживают на одной территории с носителями активности , то они заинтересованы в процветании себя не только напрямую, но и опосредованно - процветанию себя через процветание территории. Поэтому в век технологического общества с бюрократией, технично распиливающей бюджет в своих интересах, чрезвычайно эффективны наукограды с собственным статусом, со своей таможней, своими упрощенными регламентами, но и то в том случае, если попечительский совет ревностно следит за эффективностью этой бюрократии. Сегодня же такая форма финансовой бюрократии, которая имеется, скажем, в условиях вуза – сравнительно небольшой территории с общими, казалось бы, интересами, те не менее, диктует вам сверхсложный регламент: проверено лично – купить новый обычнейший замок для какой-либо аудитории обойдётся вам хождением между 12-14 подписей конкретных лиц. О каком научном прорыве мы мечтаем? А чтобы освоить до конца декабря деньги по гранту сколько нужно подписей? А чтобы ввести в строй принципиально новую космическую ракету , сколько нужно подписей? Административный аппарат государства обеспечил себя работой, а нас своим сервисом навеки. Ну так что же, поможем Путину, создадим Центр науки и техники в Новосибирске? Для этого нужен как минимум статус наукограда и территория ограниченной бюрократии. Ограниченной, конечно, законом. Законом наукограда.