Лента новостей

Суд принял дело невольного убийцы журналиста Антона Лучанского
«Всё заволокло чёрным дымом»: в Заельцовском районе на площади в тысячу квадратов горят покрышки
На станции Татарская поезд убил 80-летнего дедушку
Новосибирцы начали получать президентские пособия на детей и по безработице: кто и когда?
Новосибирский суд поможет благовещенской полиции отобрать гражданство РФ у лжеца
Замначальника структуры РЖД в Новосибирске пойман на полумиллионной взятке
Три тысячи и пять: Центральный районный суд оштрафовал организаторов скандальной вечеринки на Ленина
Продолжительные выходные ожидают россиян в июне
25 жителей Новосибирска госпитализированы с подозрением на клещевой энцефалит
Водитель разбил машину об забор и убежал с места аварии
Новосибирец получил условный срок за шутку над полицейским
105 заболели, один умер: счетчик коронавируса обновился в Новосибирской области
Все новости

А кто защитит чувства людей?

Геннадий Шишебаров

Опубликовав здесь статью «Опера «Тангейзер» и право на свободу совести и вероисповедания», а также комментарии к ней, испытал определенное ЧУВСТВО удовлетворения сделанным. Конечно, данная статья, в первую очередь, была адресована юристам: я неоднократно указывал в ней, что ограничиваюсь лишь правовым анализом конфликта вокруг оперы «Тангейзер». Однако ее прочитали не только юристы, но и многие люди, не имеющие отношения к юриспруденции.    А сегодня мне был задан вопрос, не юристом: «Геннадий Александрович, вот Вы доказали, что закон не защищает чувства людей, что он защищает права и свободы человека и гражданина. Но кто и как в нашем государстве, в нашем обществе будет защищать чувства людей? Или чувства человека совсем беззащитны?».  Этот вопрос заставил меня задуматься... Я понял, что мою последнюю публикацию нельзя считать завершенной…             Подчас за словесными формами теряется смысл того, что вкладывалось в сами эти формы. А можно ли вообще защитить чувства людей? Они, чувства, либо есть, либо их нет! Чувства можно прививать, воспитывать, но защищать их… Мне кажется, в самом словосочетании «защитить чувство» есть некая бессмысленность. Например, как можно защитить чувство любви матери к своему ребенку? Как можно защитить чувство любви к Родине? Или как можно защитить чувство ненависти к врагу? Или?..                     Применительно к чувствам, защищать нужно не чувства, а то, что нам ДОРОГО, что нам СВЯТО, на ЧТО или на КОГО направлены наши чувства! Для того, чтобы мать любила своего ребенка, надо защищать не ее чувство к чаду, а само ее чадо!            Точно также бессмысленно защищать чувство любви верующих к Богу. Оно, это чувство, либо есть, либо его нет! Верующий априори не станет меньше любить Бога, если кто-то проявит кощунство по отношению к Богу. Точно также не нуждается в защите Вера – она либо есть, либо ее нет. Особенно, если учесть, что мы живем в светском государстве, где Конституцией провозглашена свобода совести. Защищать и оберегать надо то, что ДОРОГО и СВЯТО для верующих! Но, как я  показал в предыдущей статье, закон, право сегодня не могут защитить все религиозные святыни.                          За последнее столетие нам неоднократно внушали совершенно разные представления о том, что для нас должно быть дорого и свято! Сначала большевики до основания все разрушили и построили новый мир...              Но то, что еще вчера на государственном уровне считалось святым, сегодня уже подвергается высмеиванию и поруганию. Попробуй кто-нибудь совсем недавно рассказать анекдот или нарисовать карикатуру на товарищей Ленина и Сталина, что за это было?.. А сегодня эти бывшие Вожди  стали привычными персонажами анекдотов, низкопробных комедийных шоу, пародий и карикатур. При этом прах обоих до сих пор покоится на главной площади страны – на Красной площади, причем, прах Ленина – в мавзолее.       И наоборот, то, что вчера государством подвергалось отрицанию и гонению, Вера в Бога, сегодня объявлено едва ли не самым дорогим и святым.            Все это случилось с тем поколением, которое еще живо. Еще живы те, кто вчера был атеистом, а сегодня стал верующим.  Мы живем в переломное время, когда оказались сломаны привычные представления, устои, когда была утрачена нравственная опора!             Да, постепенно мы находим себя, заново обретаем какие-то святыни, заново осознаем, что для нас дорого. Многие святыни и ценности сегодня защищает государство, принимая соответствующие законы. Но невозможно в обществе все урегулировать законом. Да и не нужно это.              Для верующих людей существуют Божественные Заповеди, для всех вместе – мораль, нравственность. Заповеди, мораль, нравственность, культура  – это то, что определяет ориентиры и границы дозволенного в обществе, как для верующих, так и для неверующих.              И если в последние годы Божественные Заповеди приобретают все большее значение для верующих, то нравственность - ориентиры и табу для всего общества, как-то незаметно оказалась если и не на свалке, то где-то далеко-далеко!.. Мы все реже в последнее время вспоминаем о морали, возможно, потому, что, отказавшись однажды от Морального кодекса строителей коммунизма, ничего не взяли на замену ему.  И эта брешь сегодня оказалась заполнена всякой дрянью, всякой грязью и пошлостью! Нас возмущает эта грязь, но ее не становится меньше, потому что брешь нравственности остается незаполненной.   Если сегодня попытаться собрать воедино те общепринятые правила и нормы, которые именуются моралью, боюсь это окажется очень трудной задачей. Да и ни в одном книжном магазине сегодня нельзя встретить сборник общепринятых норм и правил или какое-то обучающее пособие по морали! В новейшей истории мы просто утратили многие былые нравственные ориентиры и запреты. Сегодня подчас не только дети, но и взрослые не могут отличить плохое от хорошего. Это относится и к тем взрослым тетям и дядям, которые у нас олицетворяют собой власть!                К чему я все это? Надо закончить бессмысленные разговоры о защите чувств, в том числе, чувств верующих! Нам, обществу, надо сформировать СОБСТВЕННОЕ представление о том, что нам ценно, что нам дорого, что для нас свято и что нам нужно защищать! Чтобы наряду с Божественными заповедями снова возродилась мораль, нравственность! Думаю, это даст новый толчок развитию культуры, образования и образованности! Это объединит общество!  Как это сделать? Конечно, это нельзя сделать на митингах, этого нельзя достичь в противостоянии различных групп общества, в том числе, верующих и неверующих.           Это можно сделать только одним способом – путем достижения общественного согласия!           Например, это можно сделать путем заключения Общественного договора о нравственности, в разработке и подписании которого примут участие представители конфессий, деятели культуры, ученые, врачи, учители, писатели, заслуженные и авторитетные люди и, конечно, представители молодого поколения! То есть элита,  та часть общества, которая и Учитель, и Врач, и Совесть нации!              В этом договоре следует указать, что для нас составляет непреходящие ценности, что нам дорого, что мы должны оберегать и защищать! В нем нужно указать, что для нас всех является бесспорно нравственным и что - бесспорно безнравственным!               Я не идеалист и понимаю, что мораль, нравственность нельзя прививать силой, как, впрочем, нельзя силой заставлять людей следовать Божественным заповедям. Но Общественный договор о нравственности позволит определить те ориентиры и ценности, которые мы потеряли,  к которым нам надо двигаться, которые нам надо оберегать и защищать, он укажет границы дозволенного. Он будет одинаково важен как для верующих, так и не для верующих. Думаю, даже уверен, он позволит остановить раздрай, противостояние в обществе.             Все разговоры о поиске некой национальной идеи, которая бы объединила наше общество, это не более, чем разговоры. Национальная идея - это нравственность, это мораль, которую мы утратили! Вернем мораль и нравственность в общество - снова обретем почву, которую мы утратили!             И еще! Надо, как можно скорее, начинать преподавать мораль, нравственность в школах, чтобы следующее поколение обрело то, что потеряло наше поколение!