
В Новокузнецком районе Кузбасса угольный разрез откачивал воду из карьера прямо в поле. Ущерб за слив угольной жижи и заболачивание плодородных почв составил 15 миллионов рублей.
В октябре 2024 года на портале «КузПресс» появилось видео, снятое местным жителем на территории между посёлками Костёнково и Ананьино. На нём запечатлено, как из трубы, протянутой от разрезного карьера, чёрная жижа вытекает прямиком на землю. По словам автора, она попадает в речушку Кондалеп – приток Чумыша.
Как пояснил начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства кузбасской прокуратуры Николай Парамонов, новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор организовал проверку по факту порчи земель на участке недр «Ананьинский Западный». Чтобы осушить участок горных работ, угольщики использовали водоотводящее устройство, с помощью которого сбрасывали сточные и карьерные воды на земли сельхозназначения. В результате произошло загрязнение, заболачивание и деградация плодородных почв. Предприятие оплатило штрафы на сумму 400 тысяч рублей по двум административным статьям.
По подсчётам ведомства, кузбасской природе нанесён ущерб в 15 миллионов рублей, пишет kuzbass.aif.ru. Дело рассматривается в суде. Также СК РФ расследует уголовное дело по статье о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Николай Парамонов также рассказал, что ущерб в 15 миллионов рублей – не самый крупный. Рекордная сумма за всё время существования природоохранных прокуратур в регионе вреда почвам, причинённого угольщиками, свыше 18 миллионов рублей. Она была назначена судом разрезу «Тайлепскому» за нарушенный плодородный слой почвы на площади более 12 тысяч квадратных метров. Фактически вред возмещён в 2024 году.
В 2023 году сотрудники областной прокуратуры выявили 24 нарушения требований охраны земель в ходе недропользования, в 2024 году – 52 (в два раза больше). В 2023 году средняя сумма штрафов составляла 100 тысяч рублей, в прошлом году – 400 тысяч.
– Принцип «нарушитель платит», закреплённый в декларации по окружающей среде и развитию, предусматривает, что все расходы по предотвращению и ликвидации вреда окружающей среде должны быть возложены на природопользователя, который нанёс этот вред, – подчёркивает руководитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Елена Качканова.
В 2023-2024 годах ведомство рассчитало размер вреда 19 угольным предприятиям на суммы от 30 тысяч до 1,2 миллиона рублей. Максимальный размер поступлений от оплаты вреда природопользователями Кузбасса составил в 2023 году 84,8 тысячи рублей, в 2024-м – 222 тысячи.
По мнению руководителя кемеровской общественной организации «Экология города» Андрея Германа, ситуация с нарушениями природоохранного законодательства выглядит как договорные отношения: «Стоит, например, какое-то предприятие – угольное, пищевое или золотодобывающее, а у него просто отсутствуют условия для сброса сточных вод. Все об этом знают и в какой-то период приходят, проверяют и выписывают штраф». Экоактивист полагает: «Если тотально всё проверить, количество нарушений будет сопоставимо с количеством потенциальных загрязнителей».
Андрей Герман отмечает, что сейчас сложилась ситуация, при которой выгоднее периодически платить штрафы, так как любые очистные технологические решения стоят очень дорого.
– В Кемеровском районе был случай, когда на территории ООПТ работал асфальтный завод. Даже уголовное дело открывали, но в итоге ничем не закончилось. То есть, никто не считает нарушения природоохранного законодательства достаточно серьёзными, – говорит активист. –Нужно понять, что благоприятная среда проживания человека важнее прибыли олигархов. Когда придёт это понимание, тогда и все решения найдутся. Как нашлись в других странах.
Топ-5 нарушений недропользователей:
- Отсутствие разрешительной документации на пользование участками при добыче полезных ископаемых.
- Ведение работ за границами предоставленных земельных участков.
- Непроведение мероприятий по рекультивации нарушенных земель.
- Самовольное занятие водного объекта или использование его без документов.
- Отсутствие разрешительной документации на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.