Боец «Батя» из-под Новосибирска спас товарищей, накрыв собой гранату.
Недалеко от села Клещеевка Донецкой области в конце ноября 2023 года вступили в битву с украинской диверсионно-разведывательной группой рядовой с позывным «Нато» и замкомандира взвода мотострелковой дивизии с позывным «Батя». Чтобы успешно отражать атаки неприятеля, бойцам в какой-то момент пришлось разделиться. Когда рассвело, «Нато» понял, что не может найти своего товарища. Он подумал, что «Батя» погиб.
А через какое-то время прочитал в газете о подвиге бойца с таким же позывным: 58-летний Анатолий Батиенко, уроженец новосибирского райцентра Карасука, попав со своими подчиненными под обстрел дронами, без замедлений лег на гранату. Спас группу и сам оказался жив. У «Нато» появилась надежда отыскать его, и только спустя почти полгода они снова встретились. Юлия Батиенко, дочь «Бати», рассказала КП-Новосибирск, как ее отец смог спастись и вернуться домой живым, как и обещал.
У Юлии и ее младшей сестры Натальи нелегкая судьба. В последние годы они потеряли почти всех своих близких родственников, в том числе маму. Осенью 2023 года, когда прошли похороны дедушки, отец объявил дочкам, что собирается идти на СВО.
– Мы его отговаривали, ведь остались одни, а он сказал: «Там я нужнее». Примерно через месяц выяснилось, что он подписал контракт, не предупредив нас с Наташей, – рассказала Юлия Батиенко.
Попав на передовую, боец старался каждый день звонить дочкам, хотя бы по несколько секунд. Отправлял СМС – хотя бы точку. В один момент связь прервалась – девять дней сестры не знали, что с отцом. И тогда Юлии приснился вещий сон…
– Мама стала приходить ко мне во сне после того, как умерла. И вот, когда папа пропал, на девятый день неизвестности, мне приснилось, будто мама врывается в комнату с кружкой воды, ставит ее громко на стол и говорит: «Что ты спишь? Папе надо воды!» Я проснулась в поту, а через несколько минут мне пришло сообщение, что отец лежит в госпитале имени Вишневского в Москве. Я сначала не поверила, но дозвонилась до госпиталя сама. Нам это подтвердили, а вскоре перезвонил и сам папа. Было ощущение, что ему тяжело было говорить. В конце он сказал: «Дочь, мне нужна вода». У меня пошли мурашки по коже, — призналась Юлия.
Анатолий Батиенко поступил в госпиталь в тяжелом состоянии. Оказалось, что он накрыл собою гранату, чтобы спасти от взрыва семерых своих младших товарищей. Ведь те годились ему в сыновья. У «Бати» были изранены почки, печень, желудок, селезенка. В легких остались осколки, взрыв лишь чудом не задел сердце.
Юлия вылетела из Новосибирска в Москву. Вместе с сестрой, которая тоже прилетела в столицу из Ростова, они помогали ухаживать за лежачим отцом: «Сейчас мы с ним уже в Новосибирске, оформляем инвалидность. Возможно, дадут вторую группу».
Сергей Софронов, он же боец «Нато», почти год считал своего боевого товарища погибшим. Уже на выполнении первого задания он почувствовал, что «Батя» – свой человек, хотя сослуживцы знали друг друга только по глазам, лица закрывали балаклавы.
– Наша задача была в том, чтобы закрепиться за железнодорожным переездом в районе Клещеевки. В тот день мы заняли позиции и ждали команды выдвигаться дальше. Погода была плохая – не было ни щебетания птиц, ни артобстрелов. Но потом по рации передали, что за переездом находится противник, – рассказал боец на передаче «Ищу СВОих».
В украинской ДРГ было около двух-трех человек. Бой длился почти 12 часов. Ближе к семи вечера, когда начало темнеть, противник стал отступать. Для понимания: в Клещеевке – большие перепады высот на местности и сотни метров непрерывных окопов. Там бойцы могут сидеть сутками и не показывать головы, пока не поступит команда на штурм.
– Начался артобстрел, и получилось так, что нас по разным окопам и раскидало. Еще ночью мы с ним перекликались, а когда утром пришла команда отходить, «Бати» уже не было. Мне пришлось прятаться в «лисьей норе» (в выемке окопа) всю ночь. Кругом вода, снег, я совершенно не чувствовал ног от холода. Когда по рации поступила команда на выход, я физически не мог этого сделать. Тогда командир роты выдвинулся через два часа к нам на помощь. Меня нашел, а «Батю» мы не могли докричаться. Приняли решение выходить без него. Как только вышли на выход – прилетела мина. Я получил шесть осколочных ранений, начиная от плеча до стопы. Но, слава Богу, вышли, – вспоминает «Нато».
С ранениями от мины боец попал на лечение и долгое время убежден, что его сослуживца в тот день настигли враги, что он уже «двухсотый». Однако «Бате» удалось выжить.
– Наши около года не могли взять высоту возле Клещеевки за переездом. Папа на том первом задании смог дойти до нее, разминувшись с товарищем в окопе, и вернуться обратно. Во время обстрела они кричали, звали друг друга, но ничего не слышали из-за громыхания техники. За это первое задание он получил орден Мужества. Буквально через неделю папа отправился на второе задание, но в составе другой группы, там было больше человек. Тогда он и спас ребят своих от взрыва гранаты, попал в госпиталь, – рассказала Юлия Батиенко. – Мы бы очень хотели, чтобы подвиг, как отец накрыл гранату, тоже не остался не замеченным.
И вот, спустя почти полтора года после первой встречи, «Нато» и «Батя» увиделись вновь. Анатолий Батиенко приехал на шоу «Ищу СВОих» вместе с Юлией, и под финал выпуска появился перед зрителями. Сослуживцы друг друга узнали сразу – по глазам. Теперь «Батя» хочет отыскать бойцов, которых он спас от разрыва гранаты.
