Для новосибирских школьников разработали методику игрового биоуправления

Здоровье / 13 июля 2012 / 15:22
Ребенок идет в школу — и в жизни всех его близких сразу начинается новый этап. Счастливы семьи, где этот этап проходит мягко и безболезненно. Но чаще случается обратное: маленькому человеку трудно освоиться в новых условиях и научиться концентрироваться на новых задачах. При этом большинство таких детей имеют неплохие способности, обладают высоким интеллектом, но реализовать свой потенциал не могут.
Свое решение проблемы предлагают школам ученые НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Суть в том, чтобы ребенок сам научился контролировать свое состояние, управлять эмоциями, концентрироваться и расслабляться. Методика называется «Игровое биоуправление в адаптации младших школьников».
Что такое биоуправление? Если коротко, то это компьютерная лечебно-оздоровительная технология, которая базируется на биологической обратной связи. Ее принцип: человек с помощью различных устройств получает информацию о состоянии своего организма — например, температуре тела, пульсе, дыхании, напряжении мышц. Видя перед собой эти параметры и зная, как именно следует их изменить, чтобы решить поставленную задачу, он развивает в себе навыки саморегуляции.
Понятно, что малышей во все научные нюансы не посвящают. Перед ними ставится простая и увлекательная задача: победить в компьютерной игре. Только игра эта с секретом, она сильно отличается от привычных для детей бродилок-стрелялок. Причем бороться ребенку придется… с самим собой.
Например, компьютерная игра «Ралли». Казалось бы, гонка, азарт, эмоции. Но на самом деле буйный темперамент тут только помеха — победит самый спокойный. Суть игры состоит в следующем. Игрок-гонщик «ведет» машину. При этом чем реже его пульс, тем быстрее движется автомобиль. После каждого круга время его прохождения и пульс игрока выводятся на экран. Цель — выиграть пять кругов подряд. Иногда на дороге появляются камни, которые необходимо «объезжать», оперативно нажимая на «пробел». Таким образом фиксируется время реакции и уровень концентрации внимания. Если удалось справиться с естественным волнением и победить — получишь призы, а может, даже услышишь салют в свою честь.
Другая игра называется «Вира». В ней два водолаза погружаются на дно в поисках сокровищ. Ребенок управляет одним из персонажей, второй — его «конкурент». Перед началом игры замеряется пульс школьника, и его значение присваивается скорости соперника. Чем медленнее пульс, тем быстрее погружается водолаз. После очередной попытки пульс игрока вновь присваивается сопернику, таким образом получается, что ребенок соревнуется сам с собой.
— Для каждого ребенка мы составляем свой протокол тренинга, — рассказывает научный сотрудник лаборатории компьютерных систем биоуправления НИИМББ СО РАМН кандидат психологических наук Ксения Мажирина. — Кому-то нужно просто расслабиться — таким рекомендуем релаксационные игры, управляемые только пульсом. Есть дети, которые умеют расслабляться, но не умеют быстро реагировать, — им нужен тренинг на внимание. Цель — научить ребенка, как собраться в стрессовой ситуации, мобилизовать психологические ресурсы. Выработка навыков саморегуляции помогает ему успешнее выполнять задания во время аналогичной ситуации на школьном уроке: быстро отвечать на вопросы, переключаться с одного задания на другое.
Первой площадкой, где была опробована методика, восемь лет назад стала школа № 163 Советского района. Потом стали подключаться другие учебные заведения, тренинги заинтересовали педагогов.
Уроки с использованием игрового биоуправления проводятся в компьютерном классе раз в неделю (всего 8—10 занятий на одну группу).
— По окончании каждой четверти мы смотрим динамику результатов, — поясняет Ксения Мажирина. — Уже доказано, что дети, которые ходят на тренинги, адаптируются более гладко, у них лучше успеваемость.
Идеологом и вдохновителем разработки стал доктор биологических наук, академик РАМН Марк Штарк, более двадцати лет посвятивший работе над этими технологиями. Игровое биоуправление — ноу-хау института, за рубежом аналогов такой методики нет.
— Наша сильная сторона — самостоятельное производство систем игрового биоуправления, — говорит Ксения Мажирина. — Они создаются на основе программно-аппаратного комплекса «БОС-ПУЛЬС» и при необходимости постоянно дорабатываются с учетом практических потребностей. Между теорией и практикой существует тесная обратная связь.
Безусловно, в начале учебы в школе почти все дети нуждаются в поддержке. Но есть те, кто без нее просто не сможет учиться, и их число, по оценкам специалистов, составляет до 25 процентов от общего количества школьников. Это гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания — кошмар педагогов и зачастую предмет насмешек одноклассников.
Такие дети есть в каждом классе. Они не могут работать сами и мешают всем остальным, поэтому учителя настоятельно советуют родителям перевести их на индивидуальное обучение. Но есть и другой, куда более действенный способ «встроить» этих школьников в нормальный учебный процесс. О нем рассказывает заведующая лабораторией компьютерных систем биоуправления НИИМББ кандидат физико-математических наук Ольга Джафарова:
— Синдром дефицита внимания — это психиатрический диагноз, что само по себе всегда пугает родителей. И далеко не каждая мама решится водить своего ребенка в психиатрический диспансер на лечение. Есть, конечно, и медикаментозная помощь, но она не всем показана. Наш институт предлагает метод безлекарственной коррекции синдрома дефицита внимания средствами нейробиоуправления. Мы создали для него и алгоритмы, и программы, и приборы.
Суть метода в том, что «проблемных» первоклашек собирают в специальный класс «психологической комфортности», где они учатся по стандартной школьной программе и проходят сеансы терапии на основе бета-стимулирующего нейробиоуправления. Курс лечения в первый год составляет 30—40 сеансов, с каждым школьником работа ведется индивидуально. В последующий год-два занятия проводятся примерно раз в две недели для поддержания эффекта.
— Дело в том, что, когда человек сосредоточен на решении задачи, увеличивается метаболизм в передних отделах мозга, в области лба, — продолжает Ольга Джафарова. — Но у детей с синдромом дефицита внимания любая попытка собраться с мыслями приводит к снижению мозгового кровотока, сокращению потребления кислорода и глюкозы. Гиперактивность для них — это способ «разбудить» мозг, привести его в активное состояние: ребенок начинает быстро двигаться, дергаться, внимание концентрируется на очень короткое время, а потом опять рассеивается. Бороться с гиперактивностью у таких детей педагогическими методами бесполезно. Чтобы научить ребенка управлять своими мыслительными процессами, нужно сначала ему их продемонстрировать. Активность мозга регистрируется с помощью специальных датчиков, представляется на мониторе в игровой форме, и ребенок учится думать «правильно». Допустим, в предложенной игре ему нужно вырастить сад. Если он будет мыслить в нужном направлении, то цветы будут расти быстрее. Если при этом он еще будет учить стихотворение — еще быстрее, и так далее. Чем сложнее задача, которую решает мозг, тем лучше результат на экране. Таким образом возникает навык сосредоточиваться, а не рассеиваться.
Сегодня эта методика используется в школе № 163 и в гимназии № 16 («французской»). Полученные результаты впечатляют: как показали исследования, концентрация внимания увеличивается примерно в полтора раза, устойчивость внимания — в три с лишним, скорость чтения — почти втрое.
— Подобные методы существуют с 90-х годов прошлого века, — говорит Ольга Джафарова. — Но инновация в том, что мы выступили с идеей перенести их из медицинских центров в школу.
Это — ключевой момент. Эффективность реализации методики становится существенно выше за счет многих факторов. «Проблемные» дети выявляются своевременно, значит можно проводить коррекционный курс с первого класса. Ребенок получает ровно столько сеансов терапии, сколько необходимо именно ему. В результате дети выходят из начальной школы совершенно готовыми к обычному учебному процессу, они прекрасно находят общий язык с учителями и одноклассниками и вполне уверены в себе.
comments powered by HyperComments