Лента новостей

Все новости

Популярное

Вузы Новосибирска возьмут на вооружение опыт МТИ и Гарварда

 Елена Фаламеева

У новосибирских ректоров и проректоров в США была обширная программа, которая в частности включала знакомство с деятельностью MIT Enterprise Forum и MIT Technology Review. Делегация также посетила Harvard Innovation Lab (Гарвардская инновационная лаборатория) и Harvard Business School (Гарвардская бизнес-школа), которые стимулируют развитие коллективной и предпринимательской деятельности.

О том, как прошла эта командировка, порталу Сибкрай.ru рассказал директор Международного центра образования Сибирской государственной геодезической академии Игорь Мусихин:

– Я в США раньше никогда не был, и ехал туда с некоторым скепсисом, думая, что меня там ничем особенным не удивят. Та образовательная деятельность, которая ведется в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и в Гарварде, наверное, не сравнима с тем, что происходит в России. Как Россия сидит на нефтяной игле, так и российское высшее образование нацелено на оказание услуг. Когда у нас возникает демографический провал, или еще какое-то событие, что сказывается на снижении количества студентов, у вуза сразу начинаются проблемы. Либо он вынужден набирать слабых студентов, либо сокращать профессорско-преподавательский состав. А в МТИ доходы от образовательной деятельности составляют всего 8-9% от общей суммы поступлений. Все остальное – это доходы от научно-исследовательской деятельности, от инвестиций, работа с грантами, работа на промышленность. Эти вузы нацелены на то, чтобы развивать в своих выпускниках именно исследовательский подход.

Игоря Мусихина также поразили американские кампусы. «Например, площадь МТИ составляет порядка 68 гектаров. У нас самый крупный вуз занимает, я думаю, не более 1,5 гектара, – подчеркнул он. – Там очень много библиотек для студентов, которые открыты 24 часа семь дней в неделю. Кроме того, для поддержки инновационной деятельности город строит бизнес-инкубаторы, где человек, у которого есть замечательная идея, может за 100 долларов в месяц арендовать стол и заниматься своими исследованиями. Получается, что в одном месте концентрируется много людей с интересными идеями. Для них регулярно проводятся семинары, обсуждения, дискуссии». 

«Человек работает четыре-пять месяцев в этом инкубаторе, а потом представляет результаты своих исследований на конкурс. Те идеи, которые проходят отбор, получают финансовую поддержку, – продолжил директор Международного центра образования СГГА. – Сначала 30 тысяч долларов, на следующем этапе уже 100 тысяч, и так до полумиллиона долларов. Там есть попечительский совет, куда входят успешные бизнесмены и ученые. Раз в месяц члены этого совета встречаются с резидентами бизнес-инкубатора, которые рассказывают им, с какими трудностями они сталкиваются при реализации своей идеи. И обязательно находятся люди, которые знают, как эти проблемы решить, чтобы не тратить лишних сил и времени». 

Игорь Мусихин также отметил, что МТИ очень плотно работает с выпускниками. Ассоциация выпускников позволяет собрать порядка 140-150 миллионов долларов на нужды вуза. Это позволяет платить стипендии 60% студентов МТИ. А дополнительные доходы вуза, например, от исследовательской деятельности, позволяют студентам сократить стоимость своего обучения на 89%. «Единственное, что мне не понравилось в МТИ: у них очень хороший дух академизма и небольшой душок коммерции. Но, когда я вернулся в Россию и посмотрел, что происходит у нас, оказалось, что здесь все наоборот. У нас все направлено на то, чтобы получить деньги, и очень слабый дух академизма», – сказал Мусихин.

По итогам поездки в ближайшее время планируется провести ряд совещаний с руководящим составом вузов, на которых делегаты поделятся впечатлениями об увиденном – как, с учетом американского опыта, могут развиваться новосибирские университеты. Они надеются, что эти знания пригодятся не только высшим учебным заведениям, но и окажут положительное влияние на инновационную экосистему региона в целом.
 
«В первую очередь нужно поднимать вопрос о развитии дистанционного образования, – отметил Игорь Мусихин. – Думаю, у нас здесь большой потенциал. Все вузы заинтересованы в том, чтобы давать качественное образование. Если сейчас мы будем создавать открытые образовательные ресурсы, мы только выиграем. Во-первых, социум Новосибирской области и других регионов сможет подключиться к этим ресурсам и абсолютно бесплатно получать образовательные услуги. Во-вторых, когда преподаватель работает со студентами в аудитории, возникает некая «семейственность» – «я и студенты». Мы можем позже прийти или раньше уйти, что-то выдать не в полном объеме. Если же мы начинаем работать по системе открытого образования, получается «я и мир». Это совсем другой уровень ответственности, и многие преподаватели будут вынуждены работать так, как положено, а не так, как им хочется».

По мнению Мусихина, очень важен и контакт с выпускниками, многие из которых работают на предприятиях города и знают, что именно нужно работодателю от будущих сотрудников. Эта обратная связь поможет вузам приблизить свои услуги к потребителю. «Ну и, конечно, научно-исследовательская деятельность, – подчеркнул он. – Это самое сложное. МТИ зарабатывает в год 3,6 миллиарда долларов. Я думаю, у нас самый успешный вуз зарабатывает 450-500 миллионов рублей. Это несопоставимо. Хорошо, что у нас есть Академгородок, где сейчас развивается такая же среда, как в бизнес-инкубаторах. Сотрудничая в этой сфере, вузы могут серьезно продвинуться. Но вот, что мне понравилось в США, и чего нет у нас – если в наших вузах нужно отвечать за научно-исследовательскую деятельность, или за ее коммерциализацию, или за поиск инвесторов, привлекают своих преподавателей. А за рубежом на любую такую должность приглашают специалиста-практика. В Гарварде работает человек, который занимается коммерциализацией инновационной деятельности. Его пригласили из Силиконовой долины, где он этим и занимался, и у них произошел громадный прорыв. Думаю, и у нас будет вестись работа в этом направлении. У министра образования и науки региона Владимира Никонова тоже появились определенные идеи, новое видение, как можно работать с вузами. Не просто вкладывать в них деньги, а помочь наладить эффективную работу».
У новосибирских ректоров и проректоров в США была обширная программа, которая в частности включала знакомство с деятельностью MIT Enterprise Forum и MIT Technology Review. Делегация также посетила Harvard Innovation Lab (Гарвардская инновационная лаборатория) и Harvard Business School (Гарвардская бизнес-школа), которые стимулируют развитие коллективной и предпринимательской деятельности.

О том, как прошла эта командировка, порталу Сибкрай.ru рассказал директор Международного центра образования Сибирской государственной геодезической академии Игорь Мусихин:

– Я в США раньше никогда не был, и ехал туда с некоторым скепсисом, думая, что меня там ничем особенным не удивят. Та образовательная деятельность, которая ведется в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и в Гарварде, наверное, не сравнима с тем, что происходит в России. Как Россия сидит на нефтяной игле, так и российское высшее образование нацелено на оказание услуг. Когда у нас возникает демографический провал, или еще какое-то событие, что сказывается на снижении количества студентов, у вуза сразу начинаются проблемы. Либо он вынужден набирать слабых студентов, либо сокращать профессорско-преподавательский состав. А в МТИ доходы от образовательной деятельности составляют всего 8-9% от общей суммы поступлений. Все остальное – это доходы от научно-исследовательской деятельности, от инвестиций, работа с грантами, работа на промышленность. Эти вузы нацелены на то, чтобы развивать в своих выпускниках именно исследовательский подход.

Игоря Мусихина также поразили американские кампусы. «Например, площадь МТИ составляет порядка 68 гектаров. У нас самый крупный вуз занимает, я думаю, не более 1,5 гектара, – подчеркнул он. – Там очень много библиотек для студентов, которые открыты 24 часа семь дней в неделю. Кроме того, для поддержки инновационной деятельности город строит бизнес-инкубаторы, где человек, у которого есть замечательная идея, может за 100 долларов в месяц арендовать стол и заниматься своими исследованиями. Получается, что в одном месте концентрируется много людей с интересными идеями. Для них регулярно проводятся семинары, обсуждения, дискуссии». 

«Человек работает четыре-пять месяцев в этом инкубаторе, а потом представляет результаты своих исследований на конкурс. Те идеи, которые проходят отбор, получают финансовую поддержку, – продолжил директор Международного центра образования СГГА. – Сначала 30 тысяч долларов, на следующем этапе уже 100 тысяч, и так до полумиллиона долларов. Там есть попечительский совет, куда входят успешные бизнесмены и ученые. Раз в месяц члены этого совета встречаются с резидентами бизнес-инкубатора, которые рассказывают им, с какими трудностями они сталкиваются при реализации своей идеи. И обязательно находятся люди, которые знают, как эти проблемы решить, чтобы не тратить лишних сил и времени». 

Игорь Мусихин также отметил, что МТИ очень плотно работает с выпускниками. Ассоциация выпускников позволяет собрать порядка 140-150 миллионов долларов на нужды вуза. Это позволяет платить стипендии 60% студентов МТИ. А дополнительные доходы вуза, например, от исследовательской деятельности, позволяют студентам сократить стоимость своего обучения на 89%. «Единственное, что мне не понравилось в МТИ: у них очень хороший дух академизма и небольшой душок коммерции. Но, когда я вернулся в Россию и посмотрел, что происходит у нас, оказалось, что здесь все наоборот. У нас все направлено на то, чтобы получить деньги, и очень слабый дух академизма», – сказал Мусихин.

По итогам поездки в ближайшее время планируется провести ряд совещаний с руководящим составом вузов, на которых делегаты поделятся впечатлениями об увиденном – как, с учетом американского опыта, могут развиваться новосибирские университеты. Они надеются, что эти знания пригодятся не только высшим учебным заведениям, но и окажут положительное влияние на инновационную экосистему региона в целом.
 
«В первую очередь нужно поднимать вопрос о развитии дистанционного образования, – отметил Игорь Мусихин. – Думаю, у нас здесь большой потенциал. Все вузы заинтересованы в том, чтобы давать качественное образование. Если сейчас мы будем создавать открытые образовательные ресурсы, мы только выиграем. Во-первых, социум Новосибирской области и других регионов сможет подключиться к этим ресурсам и абсолютно бесплатно получать образовательные услуги. Во-вторых, когда преподаватель работает со студентами в аудитории, возникает некая «семейственность» – «я и студенты». Мы можем позже прийти или раньше уйти, что-то выдать не в полном объеме. Если же мы начинаем работать по системе открытого образования, получается «я и мир». Это совсем другой уровень ответственности, и многие преподаватели будут вынуждены работать так, как положено, а не так, как им хочется».

По мнению Мусихина, очень важен и контакт с выпускниками, многие из которых работают на предприятиях города и знают, что именно нужно работодателю от будущих сотрудников. Эта обратная связь поможет вузам приблизить свои услуги к потребителю. «Ну и, конечно, научно-исследовательская деятельность, – подчеркнул он. – Это самое сложное. МТИ зарабатывает в год 3,6 миллиарда долларов. Я думаю, у нас самый успешный вуз зарабатывает 450-500 миллионов рублей. Это несопоставимо. Хорошо, что у нас есть Академгородок, где сейчас развивается такая же среда, как в бизнес-инкубаторах. Сотрудничая в этой сфере, вузы могут серьезно продвинуться. Но вот, что мне понравилось в США, и чего нет у нас – если в наших вузах нужно отвечать за научно-исследовательскую деятельность, или за ее коммерциализацию, или за поиск инвесторов, привлекают своих преподавателей. А за рубежом на любую такую должность приглашают специалиста-практика. В Гарварде работает человек, который занимается коммерциализацией инновационной деятельности. Его пригласили из Силиконовой долины, где он этим и занимался, и у них произошел громадный прорыв. Думаю, и у нас будет вестись работа в этом направлении. У министра образования и науки региона Владимира Никонова тоже появились определенные идеи, новое видение, как можно работать с вузами. Не просто вкладывать в них деньги, а помочь наладить эффективную работу».

Новости партнеров

В России и мире

Картофельные ростки – волшебное средство для рассады. Как правильно приготовить и использовать
Выбирайте майонез с умом: 5 компонентов, которых не должно быть в его составе
Кто экономит на всем, а кто – транжирит без раздумий: знаки Зодиака и их отношение к деньгам
Дефицит какого витамина может вызывать постоянную усталость
Эти женские черты многие считают недостатками, однако статусные и зрелые мужчины их очень ценят
Почему не стоит бояться картофеля при похудении: 4 причины
Не поддаются воспитанию: самые непослушные и упрямые дети по знаку Зодиака
Замена ботоксу: дешевое средство для вашей кожи, которое есть в каждом доме
Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы восстановить микрофлору кишечника и наладить пищеварение?
3 важнейших подкормки клематисов весной – не пропустите сроки внесения