Открывая заседание, ведущий круглого стола, заместитель директора по инновационной деятельности «Областного центра информационных технологий» Александр Сизиков отметил, что, хотя региональный образовательный проект «Моя школа – весь мир» стартовал на территории области всего полгода назад, уже вполне можно подводить его промежуточные итоги и ставить задачи на новый учебный год. Тем более, что 1 сентября заканчивается подготовительный этап, и проект приобретает статус пилотного. Выступления участников круглого стола подтвердили, что тем для подробного разговора накопилось достаточно. Те, кто уже ощутил на себе все достоинства и недостатки проекта, охотно поделились полученным опытом с представителями школ, которым еще только предстоит присоединиться к начинанию.
Идем в «Телешколу»!
Одним из направлений проекта «Моя школа – весь мир» является подпроект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Его координатор, начальник отдела дистанционного обучения «Областного центра информационных технологий» Валентина Вержанская сообщила, что отбор участников проводился достаточно жестко. В итоге их число составило 48, куда вошли 15 школ Новосибирска и Бердска, 32 школы в шести сельских образовательных округах и одна школа в поселке Тулинский.
– Участники проекта смогли убедиться, что их школы действительно оказываются в тесной связке со всем миром, – подчеркнула она. – Учителя работают с детьми независимо от места проживания, разработчики контента трудятся не только в других городах России, но и за рубежом. Проект создан на основе программы модернизации дистанционного образования. Мы должны были сломать устоявшуюся систему и предоставить другой формат организации занятий. Конечная цель – формирование в области региональной системы дистанционного образования с использованием передовых информационных технологий.
Для реализации проекта была подготовлена региональная команда тьюторов, методистов, педагогов, получен образовательный контент, проработана нормативная база, отлажена система координации и поддержки участников проекта на местах. Поскольку собственного контента на этапе начала реализации проекта не существовало, был использован ресурс информационно-образовательной среды «Телешкола», работающий под эгидой издательства «Просвещение» и, по словам организаторов, вполне заслуживающий доверия.
– Педагоги получили возможность в полной мере оценить все нюансы дистанционного образования, – рассказала Валентина Вержанская. – Они могли общаться с детьми как в онлайне, так и в оффлайне, отслеживать результаты их работы. Что касается школьников, участвующих в проекте, то они получили возможность при поддержке учителя самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Дистанционное обучение – идеальный вариант для детей с ограниченными возможностями, для юных спортсменов, часто уезжающих на соревнования, для тех, кто намного способнее своих сверстников и готов идти вперед быстрее остальных.
Однако использование ресурса «Телешкола» оказалось достаточно дорогим удовольствием, поэтому встал вопрос о формировании собственного образовательного контента. Было решено, что этим займутся учителя, получившие опыт работы в «Телешколе», под общим руководством областного минобразования.
В 2012-2013 учебному году запланировано подключение к проекту еще 20 образовательных учреждений и увеличение количества участвующих в нем школьников более чем на тысячу – с 3665 до 4725 человек.
– Мы теперь готовы заменить «Телешколу» практически на 100 процентов, –резюмировала Валентина Вержанская. – Освоен режим видеоконференций, внедряются всевозможные «примочки» собственного изготовления. Это все – собственное программное обеспечение, которое не требует дополнительной оплаты.
О своих впечатлениях от работы с ресурсом «Телешкола» по русскому языку в 10 классе рассказала учитель средней школы № 1 Чулымского района, сетевой педагог проекта в ИОС «Телешкола» Галина Кузнецова.
– «Телешкола» дает учителям-предметникам богатые дополнительные возможности, позволяет развивать предметные, метапредметные и личностные навыки, – отметила она. – Очень важно, что проект вовлекает участников в единое образовательное пространство области, что особенно актуально для удаленных от центра сельских школ. Меня как учителя в проекте особенно привлекло то, что материал очень четко структурирован, в нем легко ориентироваться. Десятиклассники работают с удовольствием, их привлекают формы подачи материала: тесты, креативные задания, справочная информация, которая всегда под рукой, различные формы коммуникаций: форумы, комментарии, личная переписка. Ребята проходят курс подготовки к ЕГЭ в удобном для себя темпе, выбранном индивидуально.
По словам Галины Кузнецовой, педагоги-организаторы отмечают, что успеваемость в дистанционных группах в итоге выше, чем у школьников, которые учатся в традиционной форме. Однако есть в работе и серьезный тормоз – это низкая скорость интернета, которая не всегда позволяет проводить уроки в онлайн-режиме и видеоконференции.
Конструктор для учителя
Разработчик дистанционного курса «Информатика. Профильный уровень», методист «Областного центра информационных технологий», сетевой педагог Диана Деревягина рассказала, как реализуется в проекте профильный уровень направления «Бизнес-информатика» для 10-11-х классов, состоящий из двух курсов: «Информатика и ИКТ» и «Экономика». По ее словам, в 2012-2013 учебном году в проекте примет участие 21 школа, однако лишь 10 из них войдут в него в полном объеме, остальные предпочли усеченный вариант: либо один из курсов, либо меньшее количество часов, либо и тот, и другой, но в разных классах. Оба курса созданы авторским коллективом педагогов Новосибирской области.
– Курс является своего рода конструктором, – пояснила Диана Деревягина. – Его нельзя взять целиком – он состоит из отдельных модулей, и учитель должен уметь ими пользоваться, собирать так, как нужно именно ему, практические и самостоятельные работы, тесты, индивидуальные и коллективные задания. В самое ближайшее время мы проведем семинары для педагогов, поможем им сформировать свои курсы, чтобы с сентября уже приступить к работе.
Еще один сетевой педагог проекта, учитель начальных классов гимназии № 16 «Французская», автор дистанционного курса «Литературное чтение. 3 класс» Ольга Толстых поделилась с коллегами теми соображениями, которыми руководствовалась при создании контента сетевого проекта:
– Литература – это не наука, а в большей степени искусство, которое невозможно без эмоций. И я долго думала о том, как этот предмет представить дистанционно. В итоге разложила программу на 17 модулей – по числу тем в учебнике. Каждый оформлен по-своему. Например, проходя того или иного автора, мы идем к нему «в гости», интересуемся пристрастиями: например, почему он любил именно то или иное время года. После этого стихи воспринимаются уже совсем по-другому. Есть ссылки на сайты, посвященные творчеству разных авторов, на ролики из Ютуба, где артисты читают их произведения. Если речь о современном авторе – ссылки на их собственное исполнение своих стихов, на интервью с ними. Разумеется, все сайты проверены на безопасность для ребенка.
По словам Ольги Толстых, курс дает ребенку возможность развить наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать информацию. Например, при проверке знания текста предлагается найти ошибку в иллюстрации к нему. Или выбрать из ряда картинок те, что относятся именно к сказкам Андерсена. Или уличить в несоответствии первоисточнику авторов мультфильмов. Кроме того, дети получают практически неограниченные возможности для творчества. Так, при изучении древнеславянских мифов школьникам предлагается создать свой по известному алгоритму, нарисовать иллюстрации к нему. Есть множество экскурсий – в знаменитые музеи, в мастерские художников, на природу в разное время года. Не забыто и здоровье школьников – зарядка для глаз, общая разминка, а также такие нестандартные «физические упражнения», как освоение танцевальных па той эпохи, о которой идет речь в теме. И, разумеется, приведена богатая справочная информация с гиперссылками на нужные места в словарях и энциклопедиях.
Учиться на расстоянии
– Общаясь с коллегами из других регионов, я часто слышу высокие оценки того, как у нас реализуется проект, – заметил Алекснадр Сизиков. – Это действительно так, и в первую очередь благодаря тому, что у нас очень хорошо работают методические службы.
О том, как именно они работают, рассказала методист информационно-методического центра Мошковского района, муниципальный координатор проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» Алена Лебедева. Она сделала акцент на том, что вопрос качества и доступности образования для сельских территорий сегодня стоит на повестке дня особенно остро. Дистанционное образование в этой ситуации может оказать неоценимую помощь. В качестве примера Алена Лебедева привела организацию работы в Мошковском районе. Здесь сформировано 11 учебных групп, в которых занимаются 150 школьников. Уроки идут по четырем курсам: физики в 7 классе, биологии в 6 классе, географии в 9 классе и русскому языку в 11 классе (совместно с подготовкой к ЕГЭ). Для наиболее результативной поддержки учеников создан специальный сайт, организованы различные формы сопровождения на муниципальном уровне. Все участники проекта находятся в постоянном взаимодействии. В итоге за 2011-2012 год учебный план выполнен в полном объеме, а итоговые результаты школьников, обучавшихся дистанционно, оказались выше средних по своим образовательным учреждениям. В 2012-2013 учебном году в проекте примут участие уже 480 детей и 17 сетевых педагогов из 11 школ. Алена Лебедева отметила, что учителя проявляют большой интерес к этой форме обучения и охотно готовы осваивать новые направления.
Начальник отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Валентина Хрущева рассказала о том, как шла работа по внедрению федеральных стандартов начального общего образования на пилотных площадках области в рамках реализации проекта «Моя школа – весь мир». В проекте участвовали пять школ, имеющих статус инновационных площадок: школа № 14 села Верх-Тула, школа № 179 Новосибирска, школа № 3 поселка Черепаново, школа № 2 Бердска и школа № 9 Искитима.
– Работа по созданию условий для реализации проекта шла непросто, – рассказала Валентина Хрущева. – Необходимо было определить нормативно-правовое поле, в рамках которого будет двигаться проект, организовать управление процессом, разделить и наладить координацию функций на региональном и школьном уровне, определить степени ответственности. Большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов. Записи всех образовательных семинаров хранятся на сайте и могут использоваться как часть образовательного контента.
В числе перспективных направлений дальнейшей реализации проекта Валентина Хрущева назвала создание службы технического сопровождения и института тьюторства, активизацию работы по созданию образовательного контента, внедрение новых форм повышения квалификации педагогов.
«Что делать с этим счастьем?»
О том, как проект «Моя школа – весь мир» реализуется на практике в конкретном образовательном учреждении, рассказала заместитель директора Верх-Тулинской средней школы № 14 Марина Косинцева. Она сообщила, что в проекте приняли участие 87 учеников первых классов и четыре учителя. Работа шла не без сложностей. Одним из первых шагов стала замена учебных помещений – нужно было проводить локальную сеть, переоборудовать кабинеты. Не так просто было и освоить новую технику – помогали другие школы, уже имеющий подобный опыт. Был организован ряд практических семинаров в институте развития образования, где педагоги смогли получить ответы на все интересующие их вопросы.
– Сначала мы обращались с новым оборудованием, трепетно, как с хрустальным, – вспоминала первые шаги в проекте Марина Косинцева. – Потом поняли, что его нужно постоянно иметь под рукой, стали более активно работать с техникой, организовали мониторинг эффективности использования оборудования. Удачно сложилось, что из четырех педагогов, вошедших в проект, двое – молодые специалисты, которые легко ориентировались в технике и помогали коллегам ее освоить. А еще двое – специалисты постарше, с большим опытом методической работы, которым они, в свою очередь, делились с младшими товарищами.
К основным достижениям в реализации проекта его верх-тулинские участники склонны отнести рост интереса школьников к предметам, расширение возможностей учителя в организации занятий, развитие проектной деятельности. В перспективе – создание нового образовательного контента, развитие обмена опытом, организация родительского всеобуча, тесное сотрудничество со всеми участниками эксперимента.
– Многие учителя совершают настоящий подвиг, осваивая интерактивные технологии после того, как четверть века пользовались только мелом и доской, – прокомментировал участие в проекте педагогов старшего поколения Александр Сизиков.
О новых возможностях, открывающихся перед учителем в рамках проекта «Моя школа – весь мир», рассказала еще одна его участница, учитель начальных классов искитимской школы № 9, руководитель методического объединения учителей начальных классов Елена Моисеева. Она, как и ее коллега из Верх-Тулы, отметила, что обилие нового оборудования поначалу вызвало у учителей настоящий шок:
– Встал вопрос: что делать со всем этим счастьем? Надо знакомиться, изучать, а первое сентября на пороге, и там уже отвлекаться некогда. Поскольку объять необъятное невозможно, поначалу остановились на самом необходимом. Освоили интерактивные доски, работу с программой управления классом. Определили формы взаимодействия с участниками проекта: классные блоги, электронные дневники.
Учителя быстро оценили новые возможности, которые открылись перед ними. Так, при отработке техники чтения в первом классе дети смогли не просто учиться быстро читать, но и формировать красивую и правильную речь. Отрабатывая чтение, школьники выкладывали в блоге и электронном дневнике видео- и аудиофайлы с результатами своей работы, что помогало предметно работать над недостатками. Огромный интерес у детей вызвали и программы по организации внеурочной деятельности: создание фотоальбомов, изучение и составление родословных, красочные отчеты о праздничных мероприятиях. Большой популярностью пользуется летняя страничка, где каждый может поделиться своими каникулярными впечатлениями и узнать, как дела у друзей.
– Кроме того, у нас сработал так называемый эффект спирали, – отметила Елена Моисеева. – Более старшие школьники, глядя на первоклашек, тоже загорелись и теперь сами создают видеопособия для младших. Мы сейчас формируем из учеников 4-5 классов команду поддержки проекта.
Дневник и журнал – от бумаги к цифре
Электронные журналы и дневники уже стали привычным атрибутом для подавляющего большинства школ Новосибирской области. О том, как идет процесс их внедрения, рассказала старший методист отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Светлана Журова. Она сообщила, что за достаточно короткий промежуток времени все образовательные учреждения области создали свои аккаунты в системе «Дневник.ру». При этом степень своей активности каждая школа определяет самостоятельно.
– В течение 2011-2012 учебного года активность постоянно росла, – отметила Светлана Журова. – Сегодня из 137 тысяч аккаунтов часто используются более половины. Если сначала в системе регистрировались преимущественно ученики, учителя и родители, то сейчас создают свои профили организации управления образования, идет работа по созданию единой системы информационного обмена. Проводятся различные конкурсы для повышения заинтересованности пользователей: на лучшее электронное портфолио, на лучший видеопривет «Дневнику.ру», тематические фотоконкурсы. Новосибирские участники нередко оказываются в числе победителей и призеров, получают заслуженные награды. Система содержит хорошие методические материалы для пользователей, которые только приступают к работе в новом формате.
По словам Светланы Журовой, перспективы работы по внедрению электронных журналов и дневников огромны: создание огромных библиотек, возможности сетевого общения с педагогами, переход к введению безбумажных журналов. Конечно, при этом постоянно принимается во внимание обеспечение интернет-безопасности для детей, отсечение сомнительных посторонних контактов.
Одной из главных проблем, встающих перед участниками информационно-образовательных проектов и препятствующих их полноценной реализации, остается низкая скорость интернета во многих населенных пунктах области. – В ближайшее время без дополнительных вложений ситуацию не изменить, – признал Александр Сизиков. – Сегодня в каждой третьей школе области скорость передачи данных меньше 128 кбит/сек. Поэтому для более 400 школ, где нет высокоскоростного интернета и не хватает учителей, мы должны четко отработать свою модель с использованием электронных образовательных ресурсов.
Тем не менее, все основные направления работы по созданию информационно-образовательной среды в условиях реализации федеральных образовательных стандартов продолжают успешно развиваться, привлекать все новых участников, а значит, образование в регионе становится более качественным и доступным.
Идем в «Телешколу»!
Одним из направлений проекта «Моя школа – весь мир» является подпроект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Его координатор, начальник отдела дистанционного обучения «Областного центра информационных технологий» Валентина Вержанская сообщила, что отбор участников проводился достаточно жестко. В итоге их число составило 48, куда вошли 15 школ Новосибирска и Бердска, 32 школы в шести сельских образовательных округах и одна школа в поселке Тулинский.
– Участники проекта смогли убедиться, что их школы действительно оказываются в тесной связке со всем миром, – подчеркнула она. – Учителя работают с детьми независимо от места проживания, разработчики контента трудятся не только в других городах России, но и за рубежом. Проект создан на основе программы модернизации дистанционного образования. Мы должны были сломать устоявшуюся систему и предоставить другой формат организации занятий. Конечная цель – формирование в области региональной системы дистанционного образования с использованием передовых информационных технологий.
Для реализации проекта была подготовлена региональная команда тьюторов, методистов, педагогов, получен образовательный контент, проработана нормативная база, отлажена система координации и поддержки участников проекта на местах. Поскольку собственного контента на этапе начала реализации проекта не существовало, был использован ресурс информационно-образовательной среды «Телешкола», работающий под эгидой издательства «Просвещение» и, по словам организаторов, вполне заслуживающий доверия.
– Педагоги получили возможность в полной мере оценить все нюансы дистанционного образования, – рассказала Валентина Вержанская. – Они могли общаться с детьми как в онлайне, так и в оффлайне, отслеживать результаты их работы. Что касается школьников, участвующих в проекте, то они получили возможность при поддержке учителя самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Дистанционное обучение – идеальный вариант для детей с ограниченными возможностями, для юных спортсменов, часто уезжающих на соревнования, для тех, кто намного способнее своих сверстников и готов идти вперед быстрее остальных.
Однако использование ресурса «Телешкола» оказалось достаточно дорогим удовольствием, поэтому встал вопрос о формировании собственного образовательного контента. Было решено, что этим займутся учителя, получившие опыт работы в «Телешколе», под общим руководством областного минобразования.
В 2012-2013 учебному году запланировано подключение к проекту еще 20 образовательных учреждений и увеличение количества участвующих в нем школьников более чем на тысячу – с 3665 до 4725 человек.
– Мы теперь готовы заменить «Телешколу» практически на 100 процентов, –резюмировала Валентина Вержанская. – Освоен режим видеоконференций, внедряются всевозможные «примочки» собственного изготовления. Это все – собственное программное обеспечение, которое не требует дополнительной оплаты.
О своих впечатлениях от работы с ресурсом «Телешкола» по русскому языку в 10 классе рассказала учитель средней школы № 1 Чулымского района, сетевой педагог проекта в ИОС «Телешкола» Галина Кузнецова.
– «Телешкола» дает учителям-предметникам богатые дополнительные возможности, позволяет развивать предметные, метапредметные и личностные навыки, – отметила она. – Очень важно, что проект вовлекает участников в единое образовательное пространство области, что особенно актуально для удаленных от центра сельских школ. Меня как учителя в проекте особенно привлекло то, что материал очень четко структурирован, в нем легко ориентироваться. Десятиклассники работают с удовольствием, их привлекают формы подачи материала: тесты, креативные задания, справочная информация, которая всегда под рукой, различные формы коммуникаций: форумы, комментарии, личная переписка. Ребята проходят курс подготовки к ЕГЭ в удобном для себя темпе, выбранном индивидуально.
По словам Галины Кузнецовой, педагоги-организаторы отмечают, что успеваемость в дистанционных группах в итоге выше, чем у школьников, которые учатся в традиционной форме. Однако есть в работе и серьезный тормоз – это низкая скорость интернета, которая не всегда позволяет проводить уроки в онлайн-режиме и видеоконференции.
Конструктор для учителя
Разработчик дистанционного курса «Информатика. Профильный уровень», методист «Областного центра информационных технологий», сетевой педагог Диана Деревягина рассказала, как реализуется в проекте профильный уровень направления «Бизнес-информатика» для 10-11-х классов, состоящий из двух курсов: «Информатика и ИКТ» и «Экономика». По ее словам, в 2012-2013 учебном году в проекте примет участие 21 школа, однако лишь 10 из них войдут в него в полном объеме, остальные предпочли усеченный вариант: либо один из курсов, либо меньшее количество часов, либо и тот, и другой, но в разных классах. Оба курса созданы авторским коллективом педагогов Новосибирской области.
– Курс является своего рода конструктором, – пояснила Диана Деревягина. – Его нельзя взять целиком – он состоит из отдельных модулей, и учитель должен уметь ими пользоваться, собирать так, как нужно именно ему, практические и самостоятельные работы, тесты, индивидуальные и коллективные задания. В самое ближайшее время мы проведем семинары для педагогов, поможем им сформировать свои курсы, чтобы с сентября уже приступить к работе.
Еще один сетевой педагог проекта, учитель начальных классов гимназии № 16 «Французская», автор дистанционного курса «Литературное чтение. 3 класс» Ольга Толстых поделилась с коллегами теми соображениями, которыми руководствовалась при создании контента сетевого проекта:
– Литература – это не наука, а в большей степени искусство, которое невозможно без эмоций. И я долго думала о том, как этот предмет представить дистанционно. В итоге разложила программу на 17 модулей – по числу тем в учебнике. Каждый оформлен по-своему. Например, проходя того или иного автора, мы идем к нему «в гости», интересуемся пристрастиями: например, почему он любил именно то или иное время года. После этого стихи воспринимаются уже совсем по-другому. Есть ссылки на сайты, посвященные творчеству разных авторов, на ролики из Ютуба, где артисты читают их произведения. Если речь о современном авторе – ссылки на их собственное исполнение своих стихов, на интервью с ними. Разумеется, все сайты проверены на безопасность для ребенка.
По словам Ольги Толстых, курс дает ребенку возможность развить наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать информацию. Например, при проверке знания текста предлагается найти ошибку в иллюстрации к нему. Или выбрать из ряда картинок те, что относятся именно к сказкам Андерсена. Или уличить в несоответствии первоисточнику авторов мультфильмов. Кроме того, дети получают практически неограниченные возможности для творчества. Так, при изучении древнеславянских мифов школьникам предлагается создать свой по известному алгоритму, нарисовать иллюстрации к нему. Есть множество экскурсий – в знаменитые музеи, в мастерские художников, на природу в разное время года. Не забыто и здоровье школьников – зарядка для глаз, общая разминка, а также такие нестандартные «физические упражнения», как освоение танцевальных па той эпохи, о которой идет речь в теме. И, разумеется, приведена богатая справочная информация с гиперссылками на нужные места в словарях и энциклопедиях.
Учиться на расстоянии
– Общаясь с коллегами из других регионов, я часто слышу высокие оценки того, как у нас реализуется проект, – заметил Алекснадр Сизиков. – Это действительно так, и в первую очередь благодаря тому, что у нас очень хорошо работают методические службы.
О том, как именно они работают, рассказала методист информационно-методического центра Мошковского района, муниципальный координатор проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» Алена Лебедева. Она сделала акцент на том, что вопрос качества и доступности образования для сельских территорий сегодня стоит на повестке дня особенно остро. Дистанционное образование в этой ситуации может оказать неоценимую помощь. В качестве примера Алена Лебедева привела организацию работы в Мошковском районе. Здесь сформировано 11 учебных групп, в которых занимаются 150 школьников. Уроки идут по четырем курсам: физики в 7 классе, биологии в 6 классе, географии в 9 классе и русскому языку в 11 классе (совместно с подготовкой к ЕГЭ). Для наиболее результативной поддержки учеников создан специальный сайт, организованы различные формы сопровождения на муниципальном уровне. Все участники проекта находятся в постоянном взаимодействии. В итоге за 2011-2012 год учебный план выполнен в полном объеме, а итоговые результаты школьников, обучавшихся дистанционно, оказались выше средних по своим образовательным учреждениям. В 2012-2013 учебном году в проекте примут участие уже 480 детей и 17 сетевых педагогов из 11 школ. Алена Лебедева отметила, что учителя проявляют большой интерес к этой форме обучения и охотно готовы осваивать новые направления.
Начальник отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Валентина Хрущева рассказала о том, как шла работа по внедрению федеральных стандартов начального общего образования на пилотных площадках области в рамках реализации проекта «Моя школа – весь мир». В проекте участвовали пять школ, имеющих статус инновационных площадок: школа № 14 села Верх-Тула, школа № 179 Новосибирска, школа № 3 поселка Черепаново, школа № 2 Бердска и школа № 9 Искитима.
– Работа по созданию условий для реализации проекта шла непросто, – рассказала Валентина Хрущева. – Необходимо было определить нормативно-правовое поле, в рамках которого будет двигаться проект, организовать управление процессом, разделить и наладить координацию функций на региональном и школьном уровне, определить степени ответственности. Большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов. Записи всех образовательных семинаров хранятся на сайте и могут использоваться как часть образовательного контента.
В числе перспективных направлений дальнейшей реализации проекта Валентина Хрущева назвала создание службы технического сопровождения и института тьюторства, активизацию работы по созданию образовательного контента, внедрение новых форм повышения квалификации педагогов.
«Что делать с этим счастьем?»
О том, как проект «Моя школа – весь мир» реализуется на практике в конкретном образовательном учреждении, рассказала заместитель директора Верх-Тулинской средней школы № 14 Марина Косинцева. Она сообщила, что в проекте приняли участие 87 учеников первых классов и четыре учителя. Работа шла не без сложностей. Одним из первых шагов стала замена учебных помещений – нужно было проводить локальную сеть, переоборудовать кабинеты. Не так просто было и освоить новую технику – помогали другие школы, уже имеющий подобный опыт. Был организован ряд практических семинаров в институте развития образования, где педагоги смогли получить ответы на все интересующие их вопросы.
– Сначала мы обращались с новым оборудованием, трепетно, как с хрустальным, – вспоминала первые шаги в проекте Марина Косинцева. – Потом поняли, что его нужно постоянно иметь под рукой, стали более активно работать с техникой, организовали мониторинг эффективности использования оборудования. Удачно сложилось, что из четырех педагогов, вошедших в проект, двое – молодые специалисты, которые легко ориентировались в технике и помогали коллегам ее освоить. А еще двое – специалисты постарше, с большим опытом методической работы, которым они, в свою очередь, делились с младшими товарищами.
К основным достижениям в реализации проекта его верх-тулинские участники склонны отнести рост интереса школьников к предметам, расширение возможностей учителя в организации занятий, развитие проектной деятельности. В перспективе – создание нового образовательного контента, развитие обмена опытом, организация родительского всеобуча, тесное сотрудничество со всеми участниками эксперимента.
– Многие учителя совершают настоящий подвиг, осваивая интерактивные технологии после того, как четверть века пользовались только мелом и доской, – прокомментировал участие в проекте педагогов старшего поколения Александр Сизиков.
О новых возможностях, открывающихся перед учителем в рамках проекта «Моя школа – весь мир», рассказала еще одна его участница, учитель начальных классов искитимской школы № 9, руководитель методического объединения учителей начальных классов Елена Моисеева. Она, как и ее коллега из Верх-Тулы, отметила, что обилие нового оборудования поначалу вызвало у учителей настоящий шок:
– Встал вопрос: что делать со всем этим счастьем? Надо знакомиться, изучать, а первое сентября на пороге, и там уже отвлекаться некогда. Поскольку объять необъятное невозможно, поначалу остановились на самом необходимом. Освоили интерактивные доски, работу с программой управления классом. Определили формы взаимодействия с участниками проекта: классные блоги, электронные дневники.
Учителя быстро оценили новые возможности, которые открылись перед ними. Так, при отработке техники чтения в первом классе дети смогли не просто учиться быстро читать, но и формировать красивую и правильную речь. Отрабатывая чтение, школьники выкладывали в блоге и электронном дневнике видео- и аудиофайлы с результатами своей работы, что помогало предметно работать над недостатками. Огромный интерес у детей вызвали и программы по организации внеурочной деятельности: создание фотоальбомов, изучение и составление родословных, красочные отчеты о праздничных мероприятиях. Большой популярностью пользуется летняя страничка, где каждый может поделиться своими каникулярными впечатлениями и узнать, как дела у друзей.
– Кроме того, у нас сработал так называемый эффект спирали, – отметила Елена Моисеева. – Более старшие школьники, глядя на первоклашек, тоже загорелись и теперь сами создают видеопособия для младших. Мы сейчас формируем из учеников 4-5 классов команду поддержки проекта.
Дневник и журнал – от бумаги к цифре
Электронные журналы и дневники уже стали привычным атрибутом для подавляющего большинства школ Новосибирской области. О том, как идет процесс их внедрения, рассказала старший методист отдела сопровождения образовательных проектов и программ «Областного центра информационных технологий» Светлана Журова. Она сообщила, что за достаточно короткий промежуток времени все образовательные учреждения области создали свои аккаунты в системе «Дневник.ру». При этом степень своей активности каждая школа определяет самостоятельно.
– В течение 2011-2012 учебного года активность постоянно росла, – отметила Светлана Журова. – Сегодня из 137 тысяч аккаунтов часто используются более половины. Если сначала в системе регистрировались преимущественно ученики, учителя и родители, то сейчас создают свои профили организации управления образования, идет работа по созданию единой системы информационного обмена. Проводятся различные конкурсы для повышения заинтересованности пользователей: на лучшее электронное портфолио, на лучший видеопривет «Дневнику.ру», тематические фотоконкурсы. Новосибирские участники нередко оказываются в числе победителей и призеров, получают заслуженные награды. Система содержит хорошие методические материалы для пользователей, которые только приступают к работе в новом формате.
По словам Светланы Журовой, перспективы работы по внедрению электронных журналов и дневников огромны: создание огромных библиотек, возможности сетевого общения с педагогами, переход к введению безбумажных журналов. Конечно, при этом постоянно принимается во внимание обеспечение интернет-безопасности для детей, отсечение сомнительных посторонних контактов.
Одной из главных проблем, встающих перед участниками информационно-образовательных проектов и препятствующих их полноценной реализации, остается низкая скорость интернета во многих населенных пунктах области. – В ближайшее время без дополнительных вложений ситуацию не изменить, – признал Александр Сизиков. – Сегодня в каждой третьей школе области скорость передачи данных меньше 128 кбит/сек. Поэтому для более 400 школ, где нет высокоскоростного интернета и не хватает учителей, мы должны четко отработать свою модель с использованием электронных образовательных ресурсов.
Тем не менее, все основные направления работы по созданию информационно-образовательной среды в условиях реализации федеральных образовательных стандартов продолжают успешно развиваться, привлекать все новых участников, а значит, образование в регионе становится более качественным и доступным.