Первые уроки религиозной этики заставили растеряться педагогов

Образование / 10 июня 2010 / 16:55 / Светлана Фролова
Новосибирские, томские и красноярские педагоги обсудили итоги двух месяцев преподавания религии в школах. И выяснилось, что итоги, собственно, подводить пока рановато.
justify<#two#>>Arial<#two#>>

MsoNormal<#two#> style=<#two#>margin: 0cm 0cm 0pt; line-height: normal;<#two#>>font-size: 12pt;<#two#> georgia=<#two#><#two#> serif=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> mso-bidi-font-family:=<#two#><#two#> arial=<#two#><#two#>>9 июня в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования  состоялось окружное совещание, посвященное первым итогам апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Если верить выступающим,  «на данный момент сформировано позитивное восприятие проекта в региональном сообществе»: новый предмет приняли и учителя (которые вначале держали жесткую оборону), и родители. Что касается мнения учеников, то его, похоже, никто не спрашивал. 
- Вначале родители относились к эксперименту настороженно, -  отметил член-корреспондент  РАО, доктор педагогических наук, профессор, ректор НИПКРОиПРО  Василий Синенко. - Все-таки религия в школе. Но теперь напряженность спала. 
Как известно, с 2009 по 2012 годы в Новосибирской области (а также еще в девятнадцати регионах РФ)  будет проходить апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».  Этот курс включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. На данный момент в эксперименте принимают участие 1024 школы, из них 21 – начальная. Курс ведут 1286 учителей. Изучают - 22 563 учащихся. Пока нововведение коснулось 4-х-5-х классов. По информации Центра культурологического и религиоведческого образования, родители четвероклассников в основном сделали выбор в пользу модуля светской этики. По этому курсу сейчас занимаются 16513 школьников, это  73% от всех участвующих в проекте. Основы православной культуры изучают 3 073 учеников. Почти столько же выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур».
Впрочем,  по какому модулю обучаться, выбирали скорее не дети, а их родители. 
Также известно, что если опыт (с точки зрения Минобразнауки) удастся, то преподавать курс будут уже на постоянной основе, во всех субъектах Российской Федерации. Пока же преподавание, как отметили почти все участники конференции, происходит не без проблем. В первую очередь потому, что предмет является новым для всех педагогов. Он не изучался ни в школе, ни в вузе. И уровень образованности самих учителей в вопросах ОРКСЭ на сегодняшний день явно не является достаточным. А подготовка к нему требует больших временных затрат, что, по признанию самих педагогов, «вызывает некоторую профессиональную растерянность».
Что касается содержания учебников, то оно «явно требует доработки и профессионального рецензирования». Например, как отметили участники конференции, в учебных пособиях много трудных для детского восприятия терминов и выражений.
Кроме того учебники тоже получают пока не все. Хотя их содержание есть в электронном виде - в эпоху Интернета это не может не радовать.
Но проблема не только в этом. «На сегодняшний день у организаторов эксперимента отсутствует ясное понимание перспектив деятельности», а  «несвоевременное финансирование апробации проекта угрожает ее дальнейшей организации», - такими формулировками пестрит резолюция окружного семинара-совещания.
За два месяца реализации проекта выявилось множество нерешенных вопросов: например, как быть, если курс изучает всего один ученик в школе? Педагоги отмечают, что гораздо лучше обучение происходит в группе. И неужели ради одного ученика придется искать учителя, например, буддизма? А ведь если не найдут, права учащегося в этом случае будут ущемлены.  С другой стороны, представители Томска рассказали, что у них старообрядческие семьи и вовсе саботировали эксперимент – отказались от участия в нем. И  принципиально не выбрали ни один из модулей программы.
Корреспондент Сибкрай.ru попросил сформулировать цели и задачи курса Марию Гончар, заместителя директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ. Простой, казалось бы,  вопрос из области методики преподавания поставил Марию Валерьевну в тупик:
- Тут много есть целей и задач, - туманно объяснила Мария Гончар. -  Одна из них – открыть школу обществу. Вот есть общественный заказ. И есть общественная группа, которая этот заказ явно артикулирует. И хочет добиться, чтобы дети получили, что хочет эта общественная группа выразить. И нужно научить школу с этим общественным заказом работать. Школам, наконец,  можно  услышать, что хочет общество по отношению к его детям, и научиться с этим заказом работать.
- Сегодня прозвучала информация, что в Томске родители из старообрядческих семей просто самостоятельно устранили своих детей от участия в этом эксперименте. А как другие родители? Могут ли они просто отказаться от курса?
- Был предложен такой выбор, где каждый мог бы найти себя и свой интерес. И даже для старообрядческих семей можно было бы выбрать тот курс, который был бы им интересен. Может быть, с этими семьями недостаточно подробно разговаривали. Тем не менее, право отказаться от курса у семей существует. У любой семьи. Но мне кажется, что в рамках того выбора, который предложен, найти оптимальный для себя вариант может сделать любая семья. Хотя я понимаю, что это очень тонкий вопрос.
- Я не вижу здесь представителей ни одной конфессии, кроме православной.
- Это та конфессия, которая проявила наибольший интерес и активность, - выразила мнение Мария Валерьевна. -  Думаю, что остальные проявили меньший интерес к мероприятию.
В работе совещания приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, сотрудники аппарата полномочного представителя Президента РФ по СФО, Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования, а также сотрудники органов управления образованием из Красноярского края и Томской области. Также на конференции присутствовал архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.
Что касается  представителей Русской Православной церкви, на совещании выступил Герман Демидов, член межведомственного координационного совета по реализации мероприятий по апробации  комплексного  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», заведующий сектором основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. Он выразил недовольство слабым участием в проведении эксперимента непосредственно со стороны участников конфессий. 
- Дело не в моем личном довольстве или недовольстве, – уточнил Герман Васильевич, - а в том, что участие в эксперименте религиозных конфессий, по мнению Русской Православной церкви, должно быть более активным. Я не могу говорить за ислам, буддизм и иудаизм, но в данном случае РПЦ во многом являлась инициатором этого курса. И во многом в настоящее время является неким локомотивом в процессе участия в эксперименте именно религиозных конфессий. В чем новация заключается? В чем заключалась суть поручений президента? Не в том, чтобы изучать светскую этику (изучение которой было предложено Патриархом Кириллом) или культуры мировых религий, которая уже есть в общеобразовательных школах. А новация заключалась в привлечении представителей религиозных организаций, чтобы содержание этих курсов соответствовало тому пониманию, которое имеется уже на сегодняшний день. И которое является истинным и отражением живой культуры. Не некоего наследия, которое у нас было и которое мы теперь, как старые платья из бабушкиного сундука, извлекаем. А как то наследие, которое нам помогает реально жить  и обладать той страной, которая была фактически освоена духовными и ратными подвигами наших предков.
После такого заявления, конечно же, все становится понятно…
Остается выяснить, что это за наследие такое, которое
<#two#> roman=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#> style=<#two#>font-size: 12pt;<#two#>> «font-size: 12pt;<#two#> georgia=<#two#><#two#> serif=<#two#><#two#> mso-fareast-font-family:=<#two#><#two#> times=<#two#><#two#> new=<#two#><#two#> roman=<#two#><#two#> mso-fareast-language:=<#two#><#two#> mso-bidi-font-family:=<#two#><#two#> arial=<#two#><#two#>>помогает нам реально жить и обладать страной».  Пока же  остается констатировать, что в состоянии  некоторого  недопонимания находятся не только педагоги.

comments powered by HyperComments