Страсти вокруг Оперного. Принц Лимон вместо Спартака

Страсти вокруг Оперного. Принц Лимон вместо Спартака
Фото: Новосибирский театр оперы и балета
Культура / 17 августа 2015 / 16:24
Новосибирский театр оперы и балета может остаться без трех балетных постановок – «Спартака», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика». Эти спектакли собираются заменить аналогичными из репертуара Михайловского театра. Артистам для этого придется учить другие движения, а жители города опасаются, что театр потеряет свою привлекательность и популярность. Новосибирцы могут не увидеть и другие постановки – декорации к нескольким операм, в числе которых «Месса», получившая «Золотую маску», отправили на дальний склад. 

Тревогу о судьбе Оперного театра забили активисты инициативной группы «За «Тангейзер» и свободу творчества». Им пришло письмо от одного из работников балетной труппы театра, который рассказал о некоторых событиях в закулисной жизни Оперного. По словам артиста, пожелавшего остаться анонимным, репертуар театра ждут очередные изменения, назначенный весной директор Владимир Кехман решил изменить три новосибирских спектакля.

Балет с другой хореографией

«История такая – господин Кехман хочет абсолютно минимизировать свои личные затраты времени и ради этого готов заставить всю труппу учить несколько постановок с абсолютно другой хореографией, – рассказала корреспонденту Сибкрай.ru общественница Олеся Вальгер. – И то ли он не может договориться с теми людьми, с которыми раньше работал Оперный театр, то ли они отказываются с ним работать, господин Кехман набирает для этого своих знакомых. То есть, был в Михайловском [театре] Начо Дуато, ставил несколько постановок, и теперь он [Кехман] хочет, чтобы и у нас был Начо Дуато. А он вызывает очень много критики. Начо Дуато обычно руководитель коротких балетов, а классика ему не очень давалась. «Спящая красавица» вообще проваливалась несколько раз, люди приходили и сидели в полупустом зале. И к нам собираются ее перевезти».

Перевезти, по словам артиста, собираются не только провальную «Спящую красавицу». Изменить собираются еще две постановки – «Щелкунчика» и «Спартака». «Спартак», по оценке Кехмана, слишком долгий, в Новосибирске его дают в полной версии, отличной от постановки Михайловского театра. При этом в спектакль хотят включить цирковые трюки, в том же Михайловском в балете были задействованы тигры. 

спартак.jpg

«Этот балет не то чтобы являлся самым зрелищным и интересным балетным спектаклем Новосибирского академического театра оперы и балета, он является визитной карточкой нашего театра. Этот балет любят все без исключения, в особенности артисты. Его хотят заменить «Спартаком» в постановке Георгия Ковтуна, – рассказал в письме артист балетной труппы. – Кехман не дал право выбора и не советовался с артистами, педагогами, художественным руководителем балетной труппы, лишь сказал: «Либо мы ставим этот «Спартак», либо я урежу всем зарплату». 

Чем не угодил новой дирекции «Щелкунчик», артист не уточнил. Он только указал, что балетная труппа его решением недовольна во многом потому, что ставить его также будет Начо Дуато, и «Щелкунчик» его авторства вызывает у них множество претензий к хореографии. Между тем, на эту постановку в Новосибирске было потрачено 40 миллионов рублей из областного бюджета, в создании спектакля принимали участие итальянские мастера – они готовили декорации, парики, костюмы.

Щелкунчик3.jpg

«То, что новая хореография слишком скудна для наших артистов, директора мало волнует. Дословная цитата господина Кехмана: «Спящая» и «Лебединое озеро» – не наш формат провинциального театра»», – цитируют Кехмана общественники. 

Автор письма рассказал, что эти заявления о замене спектаклей Владимир Кехман сделал во время собрания балетной труппы. Собрание было третьим за то время, что Кехман руководит новосибирским Оперным, и на него он опоздал на 20 минут, поставив под вопрос проведение репетиции. 

Реквизит на дальних складах

О другой проблеме в Оперном театре сообщила общественница Наталья Пинус. С ней вышли на связь некоторые работники труппы, которые сообщили, что из репертуара Оперного исчезнут еще несколько спектаклей – это оперы «Месса», «Фауст», «Кентервильское привидение» и балет «Весна священная». «Реквизит был увезен на дальние склады», – заметила Пинус, добавив, что не знает точно, когда принимались решения по этим постановкам, а также с чем они были связаны.

«Либо мы ставим этот «Спартак», либо я урежу всем зарплату»

«Самим артистам достаточно сложно это рассказывать, они беспокоятся, что их могут просто уволить. Я считаю, общественности Новосибирска нужно встать на защиту оперного театра, потому что если это продолжится, то он может стать каким-то провинциальным второсортным театром, потому что уйдет весь профессиональный состав, – заметила Наталья Пинус. – Это самое страшное, что может произойти. Это все может негативно отразиться на культурной составляющей жизни нашего города».

месса.jpg

Отметим, что «Месса» впервые была представлена на сцене новосибирского театра оперы и балета в 2013 году, спектакль был удостоен двух премий «Золотая маска». Конкурсное жюри отметило работу дирижера Айнарса Рубикиса и исполнителя главной мужской партии Дмитрия Суслова. А балет «Весна священная» стал дипломантом «Золотой маски».

Как сообщила Пинус, в Оперном идут репетиции балета «Чиполлино». Этот балет также ставили в Михайловском театре, и Владимир Кехман в нем играл роль принца Лимона. По информации Пинус, эта роль за ним и в Новосибирске. 

Финансы и ремонт

Недовольство коллектива вызывают и некоторые другие изменения в политике театра. К примеру, артистам больше не будут выделять компенсации на аренду квартир и пригласительные билеты, сокращен план по гастролям, а артисты остались без медицинских страховок. «Постановок в этом году будет много, а, следственно, у артистов будет возникать травм больше, чем при обычных репетициях труппы, а с приходом Кехмана в театр у нас нет медицинской страховки», – отметил один из артистов балета. 

Есть сложности и с ходом ремонта. Театр закрыли на реконструкцию в мае, отменив несколько последних спектаклей театрального сезона. Владимир Кехман сообщал, что собирается провести ремонт зрительного зала, репетиционных помещений, гримерок, а также отреставрировать фойе и провести реконструкцию буфета и столовой для артистов. В настоящий момент никаких работ внутри театра не идет.

Оперный театр.jpg

«Невооруженным глазом заметно, что идет ремонт кровли и фасада – леса, по крайней мере, стоят. Кровлю частично разобрали, это видно с соседних зданий. И по информации одного из сотрудников балета, когда на прошлой неделе был сильный дождь, затопило балетный зал, – рассказала Олеся Вальгер. – Были отменены несколько репетиций. С кем бы мы ни разговаривали, все утверждают, что внутри театра никакие работы не ведутся. Один из сотрудников слышал, что не было получено разрешение». 

Общественники группы «За «Тангейзер» и свободу творчества» готовят обращение на имя министра культуры России Владимира Мединского с требованием уволить Владимира Кехмана. Кроме того, активисты предлагают устроить бойкот новых постановок театра, однако пока этот вопрос затягивается – на сайте Оперного до сих пор не вывешен репертуар на новый театральный сезон. 

Получить комментарии от представителей Новосибирского театра оперы и балета не удалось. Телефон в приемной после пары гудков переключался на факс, а другие контактные номера просто не отвечали. 

Отметим, что активисты уже не первый раз требуют у Минкульта отправить в отставку Владимира Кехмана. Начались эти требования еще с момента его назначения на пост директора оперы в конце марта. Почти сразу после этого он снял с репертуара скандальную постановку оперы «Тангейзер», которая вызвала протест со стороны определенной группы жителей Новосибирска, митрополии и прокуратуры. Постановку обвиняли в осквернении религиозных символов, на бывшего директор Оперного театра Бориса Мездрича и режиссера-постановщика Тимофея Кулябина подавали в суд, но деятелям искусства удалось отстоять оперу
comments powered by HyperComments