Православные активисты уже устраивали митинг в центре Новосибирска 1 марта, тогда в нем приняли участие, по разным данным, от двух до трех тысяч человек. Не таким многочисленным был пикет 14 марта. Защитники «Тангейзера» до этого на улицу не выходили. Между тем, группа активистов из «интеллигенции» (вошедшее в обиход условное деление противостоящих групп) уже подала уведомление в мэрию Новосибирска о проведении 5 апреля митинга в поддержку Оперного театра и против деятельности «православных».
«Православные активисты» добились большого успеха на поприще культурных запретов. Вначале они запрещали выставки Пикассо и «Родина», потом добрались до рок-концертов, и вот сейчас они уже диктуют свою волю Оперному театру. Они заполняют площади нашего города, пикетируют, митингуют, показывают что они – это и есть Новосибирск. Мы для них не существуем, они называют нас симулякрами», – отметили организаторы акции «свободных людей».
«Разве они – это и есть Новосибирск? В нашем городе традиционно живая общественная жизнь и вольнолюбивая атмосфера. Настало время, когда мы должны выйти на улицы, и показать, что мы существуем, что мы – это и есть Новосибирск», – указали общественники в анонсе «широкомасштабного митинга в поддержку свободы творчества». Мероприятие должно пройти на площади Ленина, предполагаемое количество участников – 2,5 тысячи человек.
Митинг на митинг
За неделю до этого, 29 марта, очередное мероприятия против «Тангейзера» собирают представители Русской православной церкви. Организатором «молитвенного стояния в защиту святынь и религиозных чувств верующих» выступил настоятель собора Невского Александр Новопашин. «То, что происходит в последнее время с попустительства городской власти иначе как святотатством назвать нельзя, – заявил он (здесь и далее особенности письменной речи священника сохранены). – Попирается наша Вера, попирается имя Иисуса Христа, попираются и оплевываются Его святые кровоточащие язвы, оплевывается душа православных христиан, душа всего русского, российского народа, культурные истоки которого уходят глубоко в Православие».
«Сегодня проверка для каждого из нас: способен ли он защитить свои святыни, – указал Новопашин. – Если не способен, если промолчит, струсит, тогда богохульникам можно все! И тогда придут в храмы и начнут осквернять все, что свято для нас. И спустя некоторое время наши дети спросят нас: «В какой стране мы живем? Как ВЫ это допустили?»
Офицер ФСБ из РПЦ
Представители церкви усилили информационное давление, увеличив, прежде всего, количество сообщений о скандале вокруг постановки Оперного театра. В субботу была обнародована «позиция Новосибирской Епархии Русской Православной Церкви по поводу ситуации с вариацией оперы «Тангейзер», оскорбляющей религиозные чувства верующих людей», в которой содержатся ранее уже высказанные претензии. В ней от Оперного требуют «полностью исключить указанную вариацию провокативной оперы из репертуара театра». Кроме призывов уголовного преследования создателей постановки, в документе также высказывается мысль, что «новосибирцы – верующие Русской Православной Церкви» являются полноправными гражданами Российской Федерации, а как налогоплательщики вправе ожидать, что из бюджета не будут финансироваться постановки, которые не соответствуют положениям «Основ государственной культурной политики».
Отдельное письмо на имя министра культуры России Владимира Мединского подготовил пресс-секретарь новосибирской епархии Александр Красов, который подписался как «православный верующий, офицер запаса ФСБ РФ». В пространном послании автор указал, что верующие были оскорблены появлением в постановке образа Иисуса Христа, и вспомнил про тот постер «с изображением распятого Христа на фоне промежности обнаженной женщины».
«Возможно, многие «не понимают», или не хотят понимать(!), что именно оскорбило религиозные чувства верующих и пытаются «решение вопроса» свести к тому, что достаточно убрать постер и все. На этом претензии будут исчерпаны. НЕТ! Не будут исчерпаны! – заявил Красов (орфография и пунктуация автора сохранены). – Из «кулябинщины» должен быть полностью исключен образ Иисуса Христа, будь то персонаж самой постановки, будь то изображение на постере или что-то им подобное, либо это «творение» должно быть полностью, раз и навсегда, исключено из репертуара ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета».
После вопросов министру Красов указал: «Данное письмо прошу считать и официальным обращением в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности и Счетную палату Российской Федерации».
48 тысяч подписей «за»
В самом начале судебного разбирательства, которое, напомним, окончилось победой директора Театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина, активисты начали сбор подписей в их поддержку. В своем обращении они, прежде всего, требовали прекратить атаку на деятелей культуры. На прошлой неделе текст петиции, которую подписали 48 тысяч человек, распечатки их автографов, были переданы в приемную президента России в Сибирском федеральном округе.
Еще одно обращение, но уже на имя губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого создала «творческая интеллигенция города Новосибирска», к которой себя причислили более двух десятков известных в регионе деятелей культуры и искусств, критиков, художников, представителей театров. «Ситуация с «Тангейзером», как ни грустно это признавать, выставила Новосибирск в самом нелепом свете как в профессиональной среде, так и в более широких кругах, – отметили авторы открытого письма. – Не верится, что в городе ученых, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с несвойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство».
«Церковная цензура в России часто обедняла искусство, – продолжили обратившиеся. – В разное время под цензуру попадали «Евгений Онегин» и «Борис Годунов» Пушкина, «Конек-Горбунок» Ершова, «Демон» Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Братья Карамазовы» Достоевского, «Воскресение» Толстого, «На дне» Горького, «Облако в штанах» Маяковского и многие другие тексты домашней библиотеки классики. <…> У художника есть право трактовать вопросы веры, обращаться к религиозным темам, использовать религиозные символы в своих произведениях, наравне со всеми остальными».
Авторы указали, что Новосибирск уже несколько лет живет «под знаком радикального православия, что в итоге приводит к поляризации общественных настроений». «Многие начинают видеть друг в друге врагов – и это очень тревожное явление. Чего стоит, к примеру, многократно увеличившаяся тяга к доносам, «жалобным письмам» на спектакли мэру, губернатору, министру культуры, физическая жестокость по отношению к музыкальным фанатам», – отметили представители творческой интеллигенции. Они попросили главу региона «создать условия, при которых агрессия в адрес деятелей искусства, в том числе и на религиозной почве, преследования их за выраженные в художественной форме идеи, препятствование осуществлению их конституционного права на свободу высказывания стали бы невозможными».