«Довлатов. Анекдоты». О любви к родине и абсурде

Культура / 15 сентября 2014 / 11:03 / Александра Филонова
Истории Сергея Довлатова поставили в новосибирском театре «Красный факел». Зрителям предложили погрустить и посмеяться – не только над советской действительностью, но и над современной жизнью. По мнению режиссера спектакля «Довлатов. Анекдоты» Дмитрия Егорова, к своей премьере постановка обрела особую актуальность на фоне последних событий как в России, так и за рубежом. 
«Довлатов. Анекдоты» – это нарезка текстов Сергея Довлатова, которую объединяет эмигрант, журналист и писатель Долматов. В некоторых событиях он принимает непосредственное участие, а некоторые разыгрываются на сцене на его глазах, и в них он уже не действующее лицо, а сторонний наблюдатель. Правда, наблюдатель, который невольно дает зрителям свою точку зрения. 

Прозу Довлатова называют несценичной, слишком мало развернутых или сквозных сюжетов. Тем не менее, режиссеру из Санкт-Петербурга Дмитрию Егорову удалось сделать из текстов спектакль на три действия. 

1.jpg

«Этот его персонаж, который тоже писатель, который тоже журналист. И который тоже живет в этом советском пространстве. И которому это пространство по первости не мешает. И которого этот абсурд даже радует, – рассказал режиссер Дмитрий Егоров. – Но потом этот абсурд становится все более угрожающим, в итоге из-за этого абсурда человек должен покинуть свою страну».

Несмотря на эмиграцию главного героя и все те нелепые и абсурдные события, которые происходят вокруг него, Егоров называет «Довлатов. Анекдоты» спектаклем о любви к своей стране. По мнению режиссера, с тех пор, как были написаны эти произведения, Россия не изменилась, хотя абсурда в жизни прибавилось. «Спектакль вообще про любовь к родине и про то, как важно ее любить даже тогда, когда нет возможности и не за что ее любить», – пояснил Егоров. 

Егоров.JPG

В этой постановке «Красного факела» много смешного и грустного, и эти состояния неотделимы друг от друга. Над одной и той же сценой можно смеяться по-разному, зависит это только от того, как сам зритель трактует слова и ситуации. В этом и есть абсурд – в смешении трагического и комического, которое вызывает смех. В спектакль, к слову, вошли не только реалии советского времени, есть там и кое-что от современности. Например, еще в первом действии Долматов пытается закурить, и его поливают пеной из огнетушителя, который был в углу сцены, прозрачно намекая на антитабачный закон.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

«Видите, как происходит, когда еще весной выпускали [спектакль], казалось, что очень схожего много, но казалось, что все это так и останется. А сейчас вернулись спустя какое-то время, и как интернет запестрел словами, что кто-то уезжает, что-то еще и так далее. Это еще раз подтверждает, что материал выбрали вовремя для разговора, и есть, о чем поговорить, – отметил Дмитрий Егоров. – Абсурда очень много. Начнем с того же Станислава Говорухина, который снимает про Довлатова фильм и его же запрещает, Госдума вместо того, чтобы плотнее заняться экономикой и образованием, думает о кружевных трусах... Это абсурд, это смешно. Если ко всему этому относится всерьез и не иронизировать, то мы очень скоро сами можем стать частью этого абсурда. Нужно уметь абстрагироваться от этого».

Фото: «Красный факел», Александра Филонова
comments powered by HyperComments