Премьера с пылу с жару, или что Артем Находкин приготовил на «Кухне»

Культура / 21 декабря 2011 / 10:12 / Маргарита Палопеженцева
В «Первом театре» состоялась премьера спектакля «Убийца», поставленного при непосредственной помощи зрителей.

Если знаешь рецепт, закупаешь только самые свежие продукты и встаешь к плите не в первый раз в жизни, скорее всего, у тебя получится аппетитное и вкусное блюдо. Как ни странно, это правило срабатывает и в театре. 11 декабря в «Первом театре» состоялась премьера спектакля «Убийца» по пьесе Александра Молчанова, в постановке Артема Находкина. Спектакль стал первой законченной постановкой в рамках лаборатории современной драматургии «Кухня», в рамках которой более полутора месяцев актеры «Первого театра» при участии студентов театрального института и актера «Глобуса» Лаврентия Сорокина осваивали незнакомые для них рецепты.

Куратор «Кухни», питерский режиссер Дмитрий Егоров, впервые для Новосибирска провел необычный эксперимент: были выбраны три пьесы современных драматургов, которые на глазах у зрителей превращались из обычных текстов в настоящие спектакли — сначала прошли читки, затем зрители увидели эскизы, и вот наконец 11 декабря состоялась первая премьера. В роли режиссеров выступили актеры «Первого театра» Артем Находкин и Егор Овечкин, для которых подобная форма работы была достаточно новой. Так, Овечкин до проекта успел поставить один спектакль – «История одного человека» – по мотивам повести Гоголя «Шинель». Находкин же до этого ставил только моно-спектакли, где играл сам. Еще одна новинка проекта – это участие в процессе зрителей. После читок и эскизов каждый мог высказать свое мнение о происходящем, поделиться эмоциями от увиденного и высказать пожелания, к которым, как оказалось, режиссеры прислушались.

Так, придя в ноябре на эскизный показ «Убийцы», зрители рассказали актерам и режиссеру о своих впечатлениях и с чистой совестью разошлись. Но, как оказалось, эти первые впечатления помогли Артему Находкину скорректировать действие и добиться более точного эффекта на премьере.

По сюжету, студент-неудачник, проигравший в карты местному авторитету, будет прощен, если привезет долг другого проигравшегося. Если тот возвращать деньги откажется, студент должен будет его убить. В нагрузку авторитет отправляет вместе со студентом свою девушку – чтобы он не убежал с деньгами. В дороге молодые люди рассуждают о жизни. Рассуждают, как могут – в силу воспитания, своих представлений о мире. «Везет же голубям: ходят-тусуются. Стипуха не нужна, комната не нужна, каждый день выходной», - думает девушка Оксана, которая больше всего в жизни хочет трехкомнатную городскую квартиру с торшером. Студент Андрей чаще обращается к Богу, пытаясь наладить с ним деловые отношения: «Неужели ему обязательно надо, чтобы я там что-нибудь простерся в прахе перед ним, валялся в грязи, глотая сопли и умоляя его о прощении. Он от этого энергией заряжается? Какие-то глупые понты, гопниковские. Чего, нельзя нормально поговорить, как взрослые люди? Да, согрешил, было дело, извини, больше не буду». Чем дальше длится это незапланированное путешествие, тем ближе друг к другу становятся молодые люди, случайно оказавшиеся вместе.

Премьера «Убийцы» показала, какую работу проделали актеры и режиссер с момента эскизного показа. Во-первых, постановка, повествующая о путешествии за деньгами, обрела художественное оформление, которым, как признался Находкин на премьере, он занялся сам. Мотив дороги обрел реальное воплощение: пространство, на котором играли актеры, он выполнил в виде асфальтового шоссе, которое уходило в потолок и одновременно выполняло функцию кулис. Финал спектакля заслуживает отдельного внимания. На первой читке режиссер решил внести ясность в происходящее и добавил финальную реплику главного героя, которая помогла понять, настоящей ли была развязка событий, или он ее попросту придумал. Как признался Находкин на показе эскиза, ночью после этого его разбудил сам автор пьесы – Александр Молчанов. Он позвонил и попросил не менять и не дописывать его текст. В итоге на эскизе зрители совершенно запутались и выдвигали самые разные версии финала, признаваясь, что не получили окончательного ответа. Поэтому на премьере финал потерял двусмысленность и стал более ярким и четким, благодаря звуковым перебивкам и игре со светом.

Как сказала бы школьная учительница литературы, спектакль раскрывает перед нами глубокие нравственные проблемы современности. Люди пытаются понять, кто они и для чего живут в этом мире, учатся узнавать друг друга и даже любить, решаются на отважные поступки и делают непоправимые ошибки. И говорится это все далеко не шекспировским языком. Речь героев мы слышим каждый день, например, проходя вечером мимо пивного ларька или отправившись в электричке в дальний пригород. И это не только придает комичности действию, но и показывает, что всех нас волнует одно и то же. Мы пытаемся узнать свою миссию на этом свете, хотим, чтобы нас уважали и любили, влюбляемся и иногда упускаем что-то важное, о чем долго жалеем. И даже если вы получили пять высших образований и правильно делаете ударение во всех словах, или у вас есть трехкомнатная квартира и даже торшер (словом, если вы являетесь полной противоположностью героям спектакля), ничто не защитит вас от этих простых и важных вопросов. Спектакль Артема Находкина вновь ставит их пред нами и не требует отвечать здесь и сейчас. Ответ найдется у каждого свой и в нужное время.

В результате работы лаборатории «Кухня» в «меню» «Первого театра» появилась масса нового опыта и самых разнообразных эмоций, но главное – два новых спектакля. На очереди премьера второй постановки, по пьесе Данилы Привалова «Прекрасное далеко», режиссером которой стал Егор Овечкин. Она состоится в конце февраля.
comments powered by HyperComments