Лента новостей

Все новости

Популярное

Альма-матер с креативным уклоном

 

«Молодым везде у нас дорога», в ярмарочном понимании – «улица». Организаторы форума назвали выставку вузовских проектов «молодежная аллея».

Молодым везде у нас «аллея»
Среди модных слов нашего времени термин «инновация» занимает не последнее место. Инновации проникли везде, все о них слышат, все употребляют это слово, часто всуе – что говорить, если инновационного подхода требуют даже от методичек для детского сада. Пена пройдет, суть останется: внедрение нового, без которого невозможно движение вперед.
Как раз нового, инновационного подхода сегодня в первую очередь ждут от молодых: студентов, аспирантов, кандидатов наук.
Сибирским вузам было что показать на ярмарке. Алтайский технический университет представил свою разработку – разгрузитель и обеспыливатель зерна, НГТУ – аппаратно-программный комплекс для рефлексотерапии, другая команда из этого же вуза – консалтинговые услуги в области профориентации с использование «полиграфа». Сюда же можно добавить создание электронных карт и атласов – проект геодезической академии, инновационные методразработки педуниверситета…
Другое дело, насколько эти работы подходят под формат именно венчурной ярмарки, то есть готовы ли они к продаже. Строго говоря, в большинстве своем нет. И еще одно «но» - доля участия молодых разработчиков в проектах пока не столь велика. Не то чтобы научные руководители им не доверяли, просто считают, что студенты должны сначала выучиться и лишь потом приступать к настоящему делу.
- Мы даем студентам отличные базовые знания, - поясняет Галина Ткачева, начальник Центра инженерно-геодезических систем и технологий СГГА, - потом, уже на производстве, молодые люди получают опыт, присматриваются, начинают вносить рационализаторские предложения, их усовершенствования патентуют и внедряют на предприятиях. Это то, что называется поступенное обучение. Я не говорю, что у нас не привлекают студентов для выполнения договорных работ, но они все-таки «на подхвате» у старших.

С детского сада и школьной скамьи
Если во времена плановой экономики от вуза требовалось только дать молодому человеку хорошее образование, то сегодня задача куда сложнее. Альма-матер должна еще и научить будущего специалиста адаптироваться в рыночных условиях. Как лучше применить полученные знания, как выгоднее продать свою продукцию и себя как специалиста. И тут одними рефератами, курсовыми и лабораторными работами не обойтись. Необходимы специализированные структуры, где молодежь могла бы применить свои знания и первые умения непосредственно на практике.
Структур таких достаточно много. В девяти новосибирских вузах существуют центры развития инновационных компетенций. В геодезической академии созданы две молодежные творческие мастерские, еще одна, совместная мастерская объединила будущих архитекторов и строителей. В госуниверситете, НГТУ и СибГУТИ работают бизнес-инкубаторы. Появляются технологические площадки вузов на базе предприятий города.
Как считает Марина Ананич, должна быть создана сетевая инновационная инфраструктура региона, как это сделано, например, в Финляндии. Причем обучать настоящих профи надо начиная с довузовского возраста, примерно как воспитывают будущих танцовщиков и музыкантов, тех, чье образование требует многолетней подготовки. Чем инноваторы хуже?
- Путь получается прямой: от центра развития творческих способностей, через школу к вузу. А на базе высших учебных заведений создавать технопарки, где фундаментальные знания студенты могли бы применить на практике, - считает Ананич.
По ее мнению, у нынешних новосибирских студентов невысокий уровень проектного и стратегического мышления, слабые креативные способности, минимальное знание финансовых инструментов и не хватает маркетингового взгляда на происходящее. Диагноз неутешительный, но вылечить можно: воспитать в молодых людях «технопарковое мышление». Термин только на вид устрашающе выглядит, на деле все проще: человек должен понимать, что предлагать, кому и по какой цене.

Каждому вузу – по технопарку
Мыслить «по-технопарковски» возможно только в технопарке. Хорошо, если бы в вузах еще существовали фирмы по осуществлению научно- коммерческой деятельности.
В середине июля Государственная Дума приняла закон о возможности создания малых предприятий в вузах. Эти структуры будут на практике использовать результаты интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов – компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. То есть зарабатывать на интеллектуальной собственности. Другой вопрос, когда это закон по-настоящему начнет действовать. Ведь после принятия его на федеральном уровне и издания распоряжений и директив самим вузам необходимо внести определенные изменения в свои уставы, а это тоже требует времени.
Как считает проректор НГУ Сергей Нетесов, фирмы при вузах станут реальностью не раньше чем через год-полтора:
- Мы недавно утверждали Устав НГУ в Москве, пункт о коммерческих фирмах у нас вычеркнули: пока нет закона, не может быть никаких производственно-научных компаний. Теперь закон принят, и мы, конечно, подадим документы на переоформление Устава, но срок рассмотрения нового пакета – от трех месяцев до полугода. Потом время потребуется на утверждение документации, в итоге мы сможем создавать фирмы в лучшем случае к концу 2010 года.
- Не надо забывать и про лицензии на виды деятельности, которые должны быть у вновь возникающих малых предприятий, - добавляет проректор СГГА Владимир Середович. – Для получения таких документов необходимо иметь в первую очередь соответствующую материальную базу. На оформление такой лицензии тоже потребуется время.

Сэкономить на бренде
Как рассказал Владимир Середович, в идеале новый закон позволит совместить преимущества коммерческого предприятия и сильные стороны госучреждения:
- У частного предприятия гораздо больше свободы, ведь вузы не могут даже самостоятельно что-либо купить – только через тендер. И расчеты акционерное общество может проводить оперативнее, в то время как вуз обязан рассчитываться только через РКЦ. Но у вузов есть иные преимущества: поскольку мы готовим квалифицированные кадры, эти кадры можно привлекать для работы на таких предприятиях. Кроме того материальная база образовательных учреждений куда лучше, нежели база вновь созданного МП.
Сегодня самое трудное для вуза – найти заказчика. По хоздоговорной деятельности университеты осуществляют определенные работы, но доля сотрудничества молодых – студентов, аспирантов, не так уж и велика.
- Среди договорных работ, которые выполняет архитектурно-строительный университет, только 10 процентов проводятся с участием молодежи, - посетовал проректор НГАСУ Юрий Сколубович. – Я думаю, что здесь нужна целенаправленная политика: например, объявляют какой-либо городской или областной конкурс – почему не внести в условия его проведения обязательное участие молодежи в разработках? На уровне вуза мы задействуем молодежь, но университет не может обеспечить должный уровень вознаграждения и широкое поле для творческой реализации.
Например, строительный университет и архитектурная академия совместными силами создали молодежную творческую мастерскую. Студенты под руководством Евгении Кетовой выполнили дизайн-проект для детского дома № 2. Стоимость работ – около 200 тысяч рублей, материальное поощрение за проект выплатил вуз.
- Мы можем делать такие проекты достаточно недорого, - продолжает Юрий Сколубович, - наши студенты еще не имеют громких имен, так что за бренд переплачивать не придется. Какие-то социальные, не требующие больших затрат заказы они вполне могут выполнять.

Инноватор «на заказ»
Один из параметров инноватора нового времени, которого сегодня необходимо воспитывать, - компетентностный подход. Такой подход у человека можно выработать, если со студенческой скамьи он научится выполнять конкретные задачи конкретного заказчика. По сути, компетентностный подход и есть ответ на заказ профессиональной сферы, и требует развития определенных личностных качеств.
- Мы должны научить студентов жить в рынке, - убежден Юрий Сколубович, - чтобы они смотрели не только в завтрашний, а в послезавтрашний день, чтобы они ориентировались на развитие фирмы, несмотря на любые кризисы.
Выводить экономику Новосибирской области на инновационные рельсы предстоит нынешним школьникам, студентам, аспирантам. От того, насколько им хватит знаний, умений и опыта, зависит многое. А энтузиазма и веры в свои силы хватает уже сейчас.
«Молодым везде у нас дорога», в ярмарочном понимании – «улица». Организаторы форума назвали выставку вузовских проектов «молодежная аллея».

Молодым везде у нас «аллея»
Среди модных слов нашего времени термин «инновация» занимает не последнее место. Инновации проникли везде, все о них слышат, все употребляют это слово, часто всуе – что говорить, если инновационного подхода требуют даже от методичек для детского сада. Пена пройдет, суть останется: внедрение нового, без которого невозможно движение вперед.
Как раз нового, инновационного подхода сегодня в первую очередь ждут от молодых: студентов, аспирантов, кандидатов наук.
Сибирским вузам было что показать на ярмарке. Алтайский технический университет представил свою разработку – разгрузитель и обеспыливатель зерна, НГТУ – аппаратно-программный комплекс для рефлексотерапии, другая команда из этого же вуза – консалтинговые услуги в области профориентации с использование «полиграфа». Сюда же можно добавить создание электронных карт и атласов – проект геодезической академии, инновационные методразработки педуниверситета…
Другое дело, насколько эти работы подходят под формат именно венчурной ярмарки, то есть готовы ли они к продаже. Строго говоря, в большинстве своем нет. И еще одно «но» - доля участия молодых разработчиков в проектах пока не столь велика. Не то чтобы научные руководители им не доверяли, просто считают, что студенты должны сначала выучиться и лишь потом приступать к настоящему делу.
- Мы даем студентам отличные базовые знания, - поясняет Галина Ткачева, начальник Центра инженерно-геодезических систем и технологий СГГА, - потом, уже на производстве, молодые люди получают опыт, присматриваются, начинают вносить рационализаторские предложения, их усовершенствования патентуют и внедряют на предприятиях. Это то, что называется поступенное обучение. Я не говорю, что у нас не привлекают студентов для выполнения договорных работ, но они все-таки «на подхвате» у старших.

С детского сада и школьной скамьи
Если во времена плановой экономики от вуза требовалось только дать молодому человеку хорошее образование, то сегодня задача куда сложнее. Альма-матер должна еще и научить будущего специалиста адаптироваться в рыночных условиях. Как лучше применить полученные знания, как выгоднее продать свою продукцию и себя как специалиста. И тут одними рефератами, курсовыми и лабораторными работами не обойтись. Необходимы специализированные структуры, где молодежь могла бы применить свои знания и первые умения непосредственно на практике.
Структур таких достаточно много. В девяти новосибирских вузах существуют центры развития инновационных компетенций. В геодезической академии созданы две молодежные творческие мастерские, еще одна, совместная мастерская объединила будущих архитекторов и строителей. В госуниверситете, НГТУ и СибГУТИ работают бизнес-инкубаторы. Появляются технологические площадки вузов на базе предприятий города.
Как считает Марина Ананич, должна быть создана сетевая инновационная инфраструктура региона, как это сделано, например, в Финляндии. Причем обучать настоящих профи надо начиная с довузовского возраста, примерно как воспитывают будущих танцовщиков и музыкантов, тех, чье образование требует многолетней подготовки. Чем инноваторы хуже?
- Путь получается прямой: от центра развития творческих способностей, через школу к вузу. А на базе высших учебных заведений создавать технопарки, где фундаментальные знания студенты могли бы применить на практике, - считает Ананич.
По ее мнению, у нынешних новосибирских студентов невысокий уровень проектного и стратегического мышления, слабые креативные способности, минимальное знание финансовых инструментов и не хватает маркетингового взгляда на происходящее. Диагноз неутешительный, но вылечить можно: воспитать в молодых людях «технопарковое мышление». Термин только на вид устрашающе выглядит, на деле все проще: человек должен понимать, что предлагать, кому и по какой цене.

Каждому вузу – по технопарку
Мыслить «по-технопарковски» возможно только в технопарке. Хорошо, если бы в вузах еще существовали фирмы по осуществлению научно- коммерческой деятельности.
В середине июля Государственная Дума приняла закон о возможности создания малых предприятий в вузах. Эти структуры будут на практике использовать результаты интеллектуальной деятельности преподавателей и студентов – компьютерные программы, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы. То есть зарабатывать на интеллектуальной собственности. Другой вопрос, когда это закон по-настоящему начнет действовать. Ведь после принятия его на федеральном уровне и издания распоряжений и директив самим вузам необходимо внести определенные изменения в свои уставы, а это тоже требует времени.
Как считает проректор НГУ Сергей Нетесов, фирмы при вузах станут реальностью не раньше чем через год-полтора:
- Мы недавно утверждали Устав НГУ в Москве, пункт о коммерческих фирмах у нас вычеркнули: пока нет закона, не может быть никаких производственно-научных компаний. Теперь закон принят, и мы, конечно, подадим документы на переоформление Устава, но срок рассмотрения нового пакета – от трех месяцев до полугода. Потом время потребуется на утверждение документации, в итоге мы сможем создавать фирмы в лучшем случае к концу 2010 года.
- Не надо забывать и про лицензии на виды деятельности, которые должны быть у вновь возникающих малых предприятий, - добавляет проректор СГГА Владимир Середович. – Для получения таких документов необходимо иметь в первую очередь соответствующую материальную базу. На оформление такой лицензии тоже потребуется время.

Сэкономить на бренде
Как рассказал Владимир Середович, в идеале новый закон позволит совместить преимущества коммерческого предприятия и сильные стороны госучреждения:
- У частного предприятия гораздо больше свободы, ведь вузы не могут даже самостоятельно что-либо купить – только через тендер. И расчеты акционерное общество может проводить оперативнее, в то время как вуз обязан рассчитываться только через РКЦ. Но у вузов есть иные преимущества: поскольку мы готовим квалифицированные кадры, эти кадры можно привлекать для работы на таких предприятиях. Кроме того материальная база образовательных учреждений куда лучше, нежели база вновь созданного МП.
Сегодня самое трудное для вуза – найти заказчика. По хоздоговорной деятельности университеты осуществляют определенные работы, но доля сотрудничества молодых – студентов, аспирантов, не так уж и велика.
- Среди договорных работ, которые выполняет архитектурно-строительный университет, только 10 процентов проводятся с участием молодежи, - посетовал проректор НГАСУ Юрий Сколубович. – Я думаю, что здесь нужна целенаправленная политика: например, объявляют какой-либо городской или областной конкурс – почему не внести в условия его проведения обязательное участие молодежи в разработках? На уровне вуза мы задействуем молодежь, но университет не может обеспечить должный уровень вознаграждения и широкое поле для творческой реализации.
Например, строительный университет и архитектурная академия совместными силами создали молодежную творческую мастерскую. Студенты под руководством Евгении Кетовой выполнили дизайн-проект для детского дома № 2. Стоимость работ – около 200 тысяч рублей, материальное поощрение за проект выплатил вуз.
- Мы можем делать такие проекты достаточно недорого, - продолжает Юрий Сколубович, - наши студенты еще не имеют громких имен, так что за бренд переплачивать не придется. Какие-то социальные, не требующие больших затрат заказы они вполне могут выполнять.

Инноватор «на заказ»
Один из параметров инноватора нового времени, которого сегодня необходимо воспитывать, - компетентностный подход. Такой подход у человека можно выработать, если со студенческой скамьи он научится выполнять конкретные задачи конкретного заказчика. По сути, компетентностный подход и есть ответ на заказ профессиональной сферы, и требует развития определенных личностных качеств.
- Мы должны научить студентов жить в рынке, - убежден Юрий Сколубович, - чтобы они смотрели не только в завтрашний, а в послезавтрашний день, чтобы они ориентировались на развитие фирмы, несмотря на любые кризисы.
Выводить экономику Новосибирской области на инновационные рельсы предстоит нынешним школьникам, студентам, аспирантам. От того, насколько им хватит знаний, умений и опыта, зависит многое. А энтузиазма и веры в свои силы хватает уже сейчас.

Новости партнеров

В России и мире

Эти признаки должны вас насторожить: так проявляется «тихий» тромбоз глубоких вен
Мода меняется: полные женщины опять стали нравиться мужчинам
Как победить долгоносика на клубнике: препараты и биологические методы
Скрип зубами во сне: правда ли, что это сигнализирует о наличии паразитов в организме?
4 знака Зодиака, у которых случится перемена в карьере благодаря Розовому Полнолунию 24 апреля
Евро-2024: какие варианты пари предлагают букмекеры
 Новая индустриализация: ТОП-35 экономически развитых российских регионов
Даже самая простая и чахлая петуния разрастется в идеальный цветущий шар: что за правило «трех листиков»?
Как проверить здоровье сердца в домашних условиях: 3 простых теста
Кошка мяукает возле закрытых дверей: в чем может быть причина такого странного поведения