Законопроект об отмене прямых выборов глав муниципальных образований прошел сразу два чтения в Законодательном собрании Новосибирской области. После очередной бурной дискуссии между депутатами документ был принят с одной лишь поправкой. Бердску в праве выбирать мэра путем всенародного голосования отказали.
Обсуждение отмены прямых выборов для глав муниципальных образований прошло в Законодательном собрании Новосибирской области сразу в двух чтениях. На голосование был вынесен законопроект, который меняет систему выборов глав для многих муниципалитетов. Исключение делается для Новосибирска, наукограда Кольцово, где сохраняются прямые выборы, Карасука, где обязанности городской администрации лежат на районной, а также мелких городских и сельских поселений, где глава выбирается сходом граждан. Остальным же было предложено выбирать главу города по новой модели – назначением конкурсной комиссией.
В первом чтении законопроект был принят большинством голосов, за высказались 49 депутатов, против – 14. До этого в зале Заксобрания прошла продолжительная дискуссия, депутатов интересовала цель принимаемого законопроекта, а также то, почему к мнению некоторых муниципальных образований не прислушались, не дав им возможность самим решить, какой системы выборов придерживаться.
В ответ министр юстиции Новосибирской области Наталья Омелехина поясняла, что полномочия по решению этого вопроса федеральным законодательством были переданы не муниципальным образованиям, а субъектам Федерации, а также отмечала, что по проведенному опросу большинство муниципалитетов выступили за этот законопроект (27 из 30). Она подчеркнула, что эту систему выборов в регионе хотят сделать основной. При этом выборная система не меняется для 60% избирателей региона (учитывая, что в Новосибирске прямые выборы остаются).
«И с учетом сложившейся непростой экономической ситуации, и с учетом опыта проведения выборов, и с учетом того, что в течение последнего периода пятилетнего реально большое количество глав муниципальных образований, особенно это касается сельских поселений, просто оставляли свое место, и мы вынуждены были проводить досрочные выборы… Мы считаем, что такая система укрепит взаимодействие властей на всех уровнях – от местного самоуправления до сельского поселения», – заявил также представлявший законопроект депутат Юрий Шпаков.
Активно против законопроекта выступили коммунисты. Валерий Синенко, к примеру, заметил, что изначально этот законопроект был внесен на обсуждение в Госдуму с подачи Красноярского края и предполагал совершенно иные изменения – установление ограничений на участие в муниципальных выборах депутатов. В Госдуме он претерпел изменения и в итоге дал возможность регионам проводить выборы четырьмя способами. По оценке Синенко, решение об отмене прямых выборов для муниципальных образований – это вторжение в полномочия муниципалитетов.
В противовес коммунистам высказался независимый депутат Вячеслав Смагин, ранее состоявший в ЛДПР. Он заявил, что положительно относится к законопроекту. Правда, его выступление в итоге стало поводом для другого спора – о корректности его высказываний. «Считаю, что он приведет к повышению ответственности власти, а значит и повышению доверия к власти. Исключит такие факты, которые в нашей области происходят, когда избиратель обманут после выборов, – заявил Смагин. – Когда избиратель, допустим, идет, голосует за депутата Госдумы от КПРФ, а получает олигарха. Когда избиратель голосует за мэра от КПРФ, а получает у власти совершенно других людей, которые руководят и не являются коммунистами, не имеют к коммунистам вообще никакого отношения. Я имею в виду хотя бы первых замов. Это, по сути дела, политическая проституция».
Выступления депутатов попытались разбавить и «остудить» с помощью тех, кого предлагаемый закон касается в большей степени. Слово взяли представители Венгеровского и Кыштовского районов, которые отметили, что населению в сентябре будет не до выборов, потому как идет сбор урожая, и что назначение главы конкурсной комиссией устраивает большинство муниципалитетов. «Против были те, кого депутатами больше не выберут», – заявил народный избранник из Кыштовского района.
Обсуждение законопроекта быстро свернуть не удалось. Лидеры фракций высказали свое мнение. ЛДПР и КПРФ предложили уделить законопроекту больше внимания, чтобы решение принималось для каждого муниципального образования в отдельности. Руководитель фракции «Справедливая Россия» Александр Замиралов же добавил, что с изменением системы выборов нужно рассмотреть вопрос и о том, как будут отстранять от должности назначенных глав.
«Против были те, кого депутатами больше не выберут»
«На депутатских слушаниях мы заслушали цифры о том, сколько глав муниципальных образований по тем или иным причинам оставили свои должности. В основном это некомпетентность и нежелание отрабатывать то доверие, по которому был сделан выбор, – заметил лидер фракции «Единая Россия» Андрей Панферов. – <…> Факт остается фактом: для того чтобы укрепить вертикаль власти в настоящий момент, чтобы управляемые процессы бюджетные были на территории Новосибирской области, необходимо принять этот закон сейчас».
Отметим, что в пользу принятия законопроекта 23 апреля высказались губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и председатель Заксобрания региона Иван Мороз. Руководитель области, в частности, заявил, что при назначении конкурсной комиссией ответственность главы муниципалитета должна только повыситься.
«В разы усиливается роль представительных органов власти сельских поселений, районов и городских округов, поскольку эти люди избираются напрямую избирателями Новосибирской области и наделены полномочиями теперь избрать исполнителя. В то же время, сохраняются все полномочия по поводу отчетов, выражения недоверия, – заметил Владимир Городецкий. – Второй момент – при этой ситуации возрастает ответственность должностного лица. Когда мы говорим о неудачах в Оби или Бердске, мы говорим: люди так определились, неудачно оценили. Сегодня же, если будет по такой работе, не отошлешь к людям. Это уже упрек губернатору, который вместе с комиссией допустил, и убеждал депутатов принимать эту кандидатуру».
Кроме того, Городецкий указал, что в будущем можно будет внести коррективы в принимаемый закон. Говорил об этом и Юрий Шпаков. Правда, депутат отмечал, что позднее прямые выборы можно будет отменить и для тех муниципалитетов, где они пока еще остаются. «По тем муниципальным образованиям, которые исключены в настоящее время из этого нового алгоритма, и там, где не проходят выборы в 2015 году, теоретически мы можем вернуться к этому вопросу и изменить способы избрания. Для тех, у кого не проходят выборы, остается возможность для изменения системы избрания», – заявил Шпаков. По его оценке, кандидаты для назначения на должность глав муниципалитетов найдутся. Он подчеркнул, что зависит это от самих политических партий, которые будут предлагать своих кандидатов.
«Сейчас, я думаю, всем оппонентам, политическим партиям и объединениям как раз стоило бы сосредоточиться не на критике, а на поиске кандидатов, – отметил Шпаков. – И это в значительной мере зависит от политических сил, которые хотят видеть своего представителя. Я думаю, что такие люди есть, они найдутся и при новой форме избрания».
Второе чтение законопроекта прошло в этот же день. После совещания ответственного комитета в него внесли лишь одну поправку уточняющего характера, хотя предлагалось несколько: пять предлагали депутаты Максим Леоненко и Юрий Зозуля, еще одну – Владимир Карпов. Поправка Карпова касалась ситуации в Бердске, которому, по его мнению, нужно оставить прямые выборы мэра. «Если мы не поддержим ни одной поправки, это будет означать, что ни один муниципалитет мы не услышали. Это не есть хорошо. Не ломает [ничего] поправка депутата Карпова», – заметил Карпов.
Тем не менее, сделать исключение для Бердска отказались 37 депутатов, поддержали инициативу Карпова лишь 15 человек. За законопроект в целом во втором чтении проголосовали 47 депутатов, против выступили 11.