Лента новостей

Все новости

Популярное

Приняли с трудом: депутаты разнесли бюджет Новосибирска

 Елена Отмахова   Фото: автор

Приняли с трудом:  депутаты разнесли бюджет Новосибирска

Сегодня, 4 декабря, состоялась очередная сессия горсовета. Основным и самым скандальным вопросом, который предстояло рассмотреть народным избранникам, стал бюджет на ближайшую трёхлетку.  Конечно, значительно помогут скрасить муниципальный долг деньги, выпрошенные у региональных властей. Но уже через два года закредитованность городского бюджета может сыграть с Новосибирском злую шутку. 


Этот документ градоначальник защищал долго и с трудом. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в первый раз продемонстрировал  проект бюджета на 2020 год депутатам горсовета ещё в середине ноября. Тогда заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Юрий Зарубин отметил, что дефицит снижен в два раза: в 2018 году дефицит составлял почти два миллиарда рублей. Однако никакой заслуги мэрии и горсовета в этом нет. Анатолий Локоть тогда признался, что рост доходной части бюджета произошел за счет поддержки областного правительства: «Во-первых, рост экономики есть. Во-вторых, сыграли свою положительную роль те решения, которые были приняты на областном уровне. То есть выделение дополнительной доли при расщеплении налогов в пользу доходной части Новосибирска. У нас увеличился бюджет 2019 года, мы видим, что увеличится расчет на 2020 год». 

Речь шла, в том числе, об отчислениях в городской бюджет от транспортного налога, которых Анатолий Локоть добивался достаточно давно. Еще в апреле 2018 года, представляя «Стратегию-2030», он жаловался: «Финансовый фундамент наших планов слишком мал – сегодня городу достается только 14% от всех налогов, собираемых на нашей территории». 


красная коробочка.jpg

Мэру пошли навстречу и вернули транспортный налог, однако и это не спасло городскую казну от миллиардной пропасти между доходами и расходами. И хотя Анатолий Локоть в начале сессии нарисовал перед депутатами горсовета весьма радужную картину и рассказал о том, что бюджет увеличится почти на два миллиарда, это не спасло от провала выступающего с докладом начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александра Веселкова, которому некоторые депутаты в очередной раз устроили трепку.

«Буду краток, потому что очень внимательно и подробно вопрос был рассмотрен на комиссии городского совета. Основные параметры на трёхлетний период выглядят следующим образом. 2020 год – доходы 49, 1 миллиарда, расходы – 50,3 миллиарда. Дефицит – 1,1 миллиарда. 2021 год – доходы предусмотрены 51,1 миллиарда, расходы – 51,9 миллиарда. Дефицит – 800 миллионов. На 2022 и расходы и доходы составят 49,9 миллиарда. Бюджет запланирован бездефицитным, - рисует перспективы Александр Веселков. -  Собственные доходы составят в 2020 году 26, 9 миллиарда, в 21 году 27,4 миллиарда. Рост по сравнению с прошлым годом 1,9%».

При этом Веселков не упомянул о том, что ранее его департамент спрогнозировал чудовищное увеличение муниципального долга - до 24 млрд. рублей в 2020 году. При этом удельный вес муниципального долга в собственных доходах приближается к опасной черте, когда город может быть объявлен банкротом и будет введено внешнее управление. Сибкрай.ru подробно анализировал ситуацию.


А далее начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска уводит внимание депутатов горсовета от проблем с катастрофическим дефицитом бюджета и начинает рисовать идиллическую картину, как бюджет будет расти, правда, за счёт бюджетных трансфертов - дополнительных поступлений из регионального и федерального бюджетов. . В мэрии ждут, что старший брат – областное правительство – опять поможет. 

«Объём всех бюджетных трансфертов на 2020 год составляет 22,2 миллиарда рублей, но ориентируясь на многолетний опыт предыдущих лет, мы надеемся, что эта цифра будет скорректирована в большую сторону в процессе рассмотрения проекта областного бюджета между первым и вторым чтением и соответственно в течение будущего года, - продолжает Александр Веселков. -  Хочу привести две цифры: план по межбюджетным трансфертам в 2018 году – 18,6 миллиарда. Сейчас с учётом ноябрьской сессии – 23,9 миллиарда, то есть всегда в течение года происходит увеличение межбюджетных трансфертов.  На 2021 год межбюджетные трансферты 23,7, в 2022 – 23,1 миллиарда рублей». 

Также Александр Веселков красочно расписывает увеличение бюджета за счёт налоговых поступлений. Именно они, по прогнозам главного финансиста мэрии,  должны значительно сгладить ситуацию с «голоданием» городской  казны. На землю чиновника возвращает депутат Вячеслав Илюхин. 


Илюхин2.jpg



«Это, конечно, хорошо, что мы прирастаем расходами, но хотелось бы, чтобы мы активно прирастали и доходами! С 2021 года будет проводиться оценка долговой устойчивости городов: это  доля муниципального долга,  доля на муниципальное обслуживания, - начинает свой вопрос депутат горсовета. -  Согласно той информации, которую нам предоставили, в 2022 году у нас доля долга сократится, но сейчас мы находимся в зоне риска. То есть, если нам дадут низкую оценку, то все заимствования будет согласовывать область. Перспектива решения вопроса, на мой взгляд,  связана с расширением сферы доходов. Идёт ли работа в этом направлении? Как вы её оцениваете?»

Немного растерявшись от нового поворота, Веселков благодарит Илюхина за этот вопрос и отчитывается по поводу принятых мер, правда, они, похоже, опять сводятся к тому же принципу: попросить денег на уровне выше.

«Первый раз -  два или три года назад этот вопрос поднял Салов. Мы для себя эту проблему обозначили уже три года назад. Прорабатываем и те меры, которые были приняты по установлению 20% транспортного налога, -  отвечает   начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска. -   О чём Анатолий Евгеньевич сказал в своём выступлении, что 2 декабря на правительстве Новосибирской области он обратился за установлением ещё 10% дополнительного норматива. Это говорит о том, что мэрия проблему эту знает и предпринимает определённые шаги в направлении увеличения собственных доходов бюджета города».

Видимо, Вячеслав Илюхин не терял надежды услышать четкий ответ на свой вопрос - как мэрия планирует увеличивать собственные доходы и сокращать непомерные расходы, но не дождавшись ответа, попытался подойти с другого края.  Депутата обеспокоили прогнозы Контрольно-счётной палаты о доходах городской казны, и он поинтересовался у главного финансиста мэрии о возможных рисках по поводу сокращения заявленных доходов. Народного избранника заверили: «Всё будет хорошо!»

«Доходов добавим. А КСП, видимо, смотрела по уже внесённому документу. Мы когда вносили проект  – тогда  ещё решения 2 декабря принято не было (о возвращении транспортного налога городу – прим. ред.). Поэтому мы эти риски понимаем: всегда очень внимательно смотрим экспертное заключение. Хочу привести только один пример: 2018 год – проект бюджета: НДФЛ за проектировкой мэрии – 12 миллиардов 149, по заключению КСП были риски – порядка 200 миллионов (11, 949 миллиарда). Фактически исполняем 12 миллиардов 322 миллиона рублей. Такая же картина в 2019 году…» - заявляет Александр Веселков и продолжает сыпать бесконечными цифрами.

Суть документа – миллиардный долг – возмутила и депутата Наталью Пинус. Вообще депутаты горсовета засыпали главного финансиста и мэра Новосибирска вопросами о выделении денег на социально значимые проекты. Было с десяток вопросов и о строительстве детских садов, и о реконструкции школ, многие из которых сделать обещали, но денег на их реализацию в следующем году найти не удалось. Председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев и мэр Анатолий Локоть успокаивали коллег только одним аргументом: «У нас всё хорошо!»

ну ихаря.jpg


«Мы сохранили все социальные обязательства. Бюджет Новосибирска на следующую трёхлетку является социально ориентированным. У нас растёт доля расходов на образование, социальную поддержку. Мы работаем над увеличением бюджета развития, сотрудничая с правительством Новосибирской области, - прикрылся от конкретных и неудобных вопросов депутатов мэр Анатолий Локоть. -  Город принимает активное участие в национальных проектах – «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», благодаря чему в этом году отремонтированы 20 километров дорог, будет сдано десять детских садов и четыре школы. В 2020 году при финансировании из бюджетов трёх уровней также планируется строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений, центров цифрового образования детей, ремонт и реконструкция городских магистралей».

Эти слова Локоть сумел заучить во время своей предвыборной кампании - старушки, большинство лояльных Локтю депутатов лишних вопросов не задавали и делали вид, что верят ему.  Однако небольшую горстку депутатов в горсовете, которые умеют анализировать бюджет, тревожила перспектива  финансового краха, к которому команда Локтя неуклонно ведет Новосибирск уже шестой год.  Между бесконечными цифрами, которые озвучивал Александр Веселков, можно было услышать и фразы, свидетельствующие, что, как раз, приоритетные направления и требуют изыскания новых финансовых ресурсов. Например, уже состоявшееся увеличение зарплат бюджетникам, а также увеличение расходов на МРОТ требуют найти полмиллиарда рублей. «Мы продолжаем работать с областью!» - бодро подкрепил это сообщение репликой начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска. Это единственный управленческий механизм в пополнении доходной части бюджета, который освоили в мэрии Локтя.

На сессии горсовета присутствовал также первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панфёров. Он, конечно, похвалил городских чиновников за сокращение дефицита бюджета, но также выразил обеспокоенность ситуацией и сказал, что эту проблему нужно решать совместно.

мэрияяяя.jpg


Дальше депутаты горсовета стали спорить и сравнивать Новосибирск с другими городами, такими как Казань или Екатеринбург. Многие отмечали, что столица Сибири за последние годы сильно сдала позиции во многих сферах. В словах народных избранников слышались и упрёки, что за время своего правления  Локоть не выполнил своего главного обещания – довести бюджет города до 50 миллиардов рублей. Уже на второй год власти, когда команда нового мэра верстала городской бюджет - казна «похудела» с 38 миллиардов рублей до 34,5 миллиарда и никогда не превышал уровень, достигнутый при Городецком. Исключение – 2018 год, но это отнюдь не заслуга Локтя – новосибирский бюджет пополнили областные и федеральные трансферты на строительство крупных объектов. Впрочем, мы об этом уже подробно писали.  Сейчас, видимо,  главного финансиста мэрии и самого градоначальника греет именно эта надежда.

О проекте бюджета на ближайшую трёхлетку народные избранники спорили больше получаса. В итоге, главный финансовый документ Новосибирска в первом чтении был принят большинством голосов, но депутаты горсовета посоветовали докладчикам к следующей сессии доработать документ, да и к ответам на вопросы подготовиться основательно, отставив главный аргумент: «Мы с областью работаем, правительство Новосибирской области поможет!» 

Сегодня, 4 декабря, состоялась очередная сессия горсовета. Основным и самым скандальным вопросом, который предстояло рассмотреть народным избранникам, стал бюджет на ближайшую трёхлетку.  Конечно, значительно помогут скрасить муниципальный долг деньги, выпрошенные у региональных властей. Но уже через два года закредитованность городского бюджета может сыграть с Новосибирском злую шутку. 


Этот документ градоначальник защищал долго и с трудом. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в первый раз продемонстрировал  проект бюджета на 2020 год депутатам горсовета ещё в середине ноября. Тогда заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Юрий Зарубин отметил, что дефицит снижен в два раза: в 2018 году дефицит составлял почти два миллиарда рублей. Однако никакой заслуги мэрии и горсовета в этом нет. Анатолий Локоть тогда признался, что рост доходной части бюджета произошел за счет поддержки областного правительства: «Во-первых, рост экономики есть. Во-вторых, сыграли свою положительную роль те решения, которые были приняты на областном уровне. То есть выделение дополнительной доли при расщеплении налогов в пользу доходной части Новосибирска. У нас увеличился бюджет 2019 года, мы видим, что увеличится расчет на 2020 год». 

Речь шла, в том числе, об отчислениях в городской бюджет от транспортного налога, которых Анатолий Локоть добивался достаточно давно. Еще в апреле 2018 года, представляя «Стратегию-2030», он жаловался: «Финансовый фундамент наших планов слишком мал – сегодня городу достается только 14% от всех налогов, собираемых на нашей территории». 


красная коробочка.jpg

Мэру пошли навстречу и вернули транспортный налог, однако и это не спасло городскую казну от миллиардной пропасти между доходами и расходами. И хотя Анатолий Локоть в начале сессии нарисовал перед депутатами горсовета весьма радужную картину и рассказал о том, что бюджет увеличится почти на два миллиарда, это не спасло от провала выступающего с докладом начальника департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александра Веселкова, которому некоторые депутаты в очередной раз устроили трепку.

«Буду краток, потому что очень внимательно и подробно вопрос был рассмотрен на комиссии городского совета. Основные параметры на трёхлетний период выглядят следующим образом. 2020 год – доходы 49, 1 миллиарда, расходы – 50,3 миллиарда. Дефицит – 1,1 миллиарда. 2021 год – доходы предусмотрены 51,1 миллиарда, расходы – 51,9 миллиарда. Дефицит – 800 миллионов. На 2022 и расходы и доходы составят 49,9 миллиарда. Бюджет запланирован бездефицитным, - рисует перспективы Александр Веселков. -  Собственные доходы составят в 2020 году 26, 9 миллиарда, в 21 году 27,4 миллиарда. Рост по сравнению с прошлым годом 1,9%».

При этом Веселков не упомянул о том, что ранее его департамент спрогнозировал чудовищное увеличение муниципального долга - до 24 млрд. рублей в 2020 году. При этом удельный вес муниципального долга в собственных доходах приближается к опасной черте, когда город может быть объявлен банкротом и будет введено внешнее управление. Сибкрай.ru подробно анализировал ситуацию.


А далее начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска уводит внимание депутатов горсовета от проблем с катастрофическим дефицитом бюджета и начинает рисовать идиллическую картину, как бюджет будет расти, правда, за счёт бюджетных трансфертов - дополнительных поступлений из регионального и федерального бюджетов. . В мэрии ждут, что старший брат – областное правительство – опять поможет. 

«Объём всех бюджетных трансфертов на 2020 год составляет 22,2 миллиарда рублей, но ориентируясь на многолетний опыт предыдущих лет, мы надеемся, что эта цифра будет скорректирована в большую сторону в процессе рассмотрения проекта областного бюджета между первым и вторым чтением и соответственно в течение будущего года, - продолжает Александр Веселков. -  Хочу привести две цифры: план по межбюджетным трансфертам в 2018 году – 18,6 миллиарда. Сейчас с учётом ноябрьской сессии – 23,9 миллиарда, то есть всегда в течение года происходит увеличение межбюджетных трансфертов.  На 2021 год межбюджетные трансферты 23,7, в 2022 – 23,1 миллиарда рублей». 

Также Александр Веселков красочно расписывает увеличение бюджета за счёт налоговых поступлений. Именно они, по прогнозам главного финансиста мэрии,  должны значительно сгладить ситуацию с «голоданием» городской  казны. На землю чиновника возвращает депутат Вячеслав Илюхин. 


Илюхин2.jpg



«Это, конечно, хорошо, что мы прирастаем расходами, но хотелось бы, чтобы мы активно прирастали и доходами! С 2021 года будет проводиться оценка долговой устойчивости городов: это  доля муниципального долга,  доля на муниципальное обслуживания, - начинает свой вопрос депутат горсовета. -  Согласно той информации, которую нам предоставили, в 2022 году у нас доля долга сократится, но сейчас мы находимся в зоне риска. То есть, если нам дадут низкую оценку, то все заимствования будет согласовывать область. Перспектива решения вопроса, на мой взгляд,  связана с расширением сферы доходов. Идёт ли работа в этом направлении? Как вы её оцениваете?»

Немного растерявшись от нового поворота, Веселков благодарит Илюхина за этот вопрос и отчитывается по поводу принятых мер, правда, они, похоже, опять сводятся к тому же принципу: попросить денег на уровне выше.

«Первый раз -  два или три года назад этот вопрос поднял Салов. Мы для себя эту проблему обозначили уже три года назад. Прорабатываем и те меры, которые были приняты по установлению 20% транспортного налога, -  отвечает   начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска. -   О чём Анатолий Евгеньевич сказал в своём выступлении, что 2 декабря на правительстве Новосибирской области он обратился за установлением ещё 10% дополнительного норматива. Это говорит о том, что мэрия проблему эту знает и предпринимает определённые шаги в направлении увеличения собственных доходов бюджета города».

Видимо, Вячеслав Илюхин не терял надежды услышать четкий ответ на свой вопрос - как мэрия планирует увеличивать собственные доходы и сокращать непомерные расходы, но не дождавшись ответа, попытался подойти с другого края.  Депутата обеспокоили прогнозы Контрольно-счётной палаты о доходах городской казны, и он поинтересовался у главного финансиста мэрии о возможных рисках по поводу сокращения заявленных доходов. Народного избранника заверили: «Всё будет хорошо!»

«Доходов добавим. А КСП, видимо, смотрела по уже внесённому документу. Мы когда вносили проект  – тогда  ещё решения 2 декабря принято не было (о возвращении транспортного налога городу – прим. ред.). Поэтому мы эти риски понимаем: всегда очень внимательно смотрим экспертное заключение. Хочу привести только один пример: 2018 год – проект бюджета: НДФЛ за проектировкой мэрии – 12 миллиардов 149, по заключению КСП были риски – порядка 200 миллионов (11, 949 миллиарда). Фактически исполняем 12 миллиардов 322 миллиона рублей. Такая же картина в 2019 году…» - заявляет Александр Веселков и продолжает сыпать бесконечными цифрами.

Суть документа – миллиардный долг – возмутила и депутата Наталью Пинус. Вообще депутаты горсовета засыпали главного финансиста и мэра Новосибирска вопросами о выделении денег на социально значимые проекты. Было с десяток вопросов и о строительстве детских садов, и о реконструкции школ, многие из которых сделать обещали, но денег на их реализацию в следующем году найти не удалось. Председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев и мэр Анатолий Локоть успокаивали коллег только одним аргументом: «У нас всё хорошо!»

ну ихаря.jpg


«Мы сохранили все социальные обязательства. Бюджет Новосибирска на следующую трёхлетку является социально ориентированным. У нас растёт доля расходов на образование, социальную поддержку. Мы работаем над увеличением бюджета развития, сотрудничая с правительством Новосибирской области, - прикрылся от конкретных и неудобных вопросов депутатов мэр Анатолий Локоть. -  Город принимает активное участие в национальных проектах – «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», благодаря чему в этом году отремонтированы 20 километров дорог, будет сдано десять детских садов и четыре школы. В 2020 году при финансировании из бюджетов трёх уровней также планируется строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений, центров цифрового образования детей, ремонт и реконструкция городских магистралей».

Эти слова Локоть сумел заучить во время своей предвыборной кампании - старушки, большинство лояльных Локтю депутатов лишних вопросов не задавали и делали вид, что верят ему.  Однако небольшую горстку депутатов в горсовете, которые умеют анализировать бюджет, тревожила перспектива  финансового краха, к которому команда Локтя неуклонно ведет Новосибирск уже шестой год.  Между бесконечными цифрами, которые озвучивал Александр Веселков, можно было услышать и фразы, свидетельствующие, что, как раз, приоритетные направления и требуют изыскания новых финансовых ресурсов. Например, уже состоявшееся увеличение зарплат бюджетникам, а также увеличение расходов на МРОТ требуют найти полмиллиарда рублей. «Мы продолжаем работать с областью!» - бодро подкрепил это сообщение репликой начальник  департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска. Это единственный управленческий механизм в пополнении доходной части бюджета, который освоили в мэрии Локтя.

На сессии горсовета присутствовал также первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панфёров. Он, конечно, похвалил городских чиновников за сокращение дефицита бюджета, но также выразил обеспокоенность ситуацией и сказал, что эту проблему нужно решать совместно.

мэрияяяя.jpg


Дальше депутаты горсовета стали спорить и сравнивать Новосибирск с другими городами, такими как Казань или Екатеринбург. Многие отмечали, что столица Сибири за последние годы сильно сдала позиции во многих сферах. В словах народных избранников слышались и упрёки, что за время своего правления  Локоть не выполнил своего главного обещания – довести бюджет города до 50 миллиардов рублей. Уже на второй год власти, когда команда нового мэра верстала городской бюджет - казна «похудела» с 38 миллиардов рублей до 34,5 миллиарда и никогда не превышал уровень, достигнутый при Городецком. Исключение – 2018 год, но это отнюдь не заслуга Локтя – новосибирский бюджет пополнили областные и федеральные трансферты на строительство крупных объектов. Впрочем, мы об этом уже подробно писали.  Сейчас, видимо,  главного финансиста мэрии и самого градоначальника греет именно эта надежда.

О проекте бюджета на ближайшую трёхлетку народные избранники спорили больше получаса. В итоге, главный финансовый документ Новосибирска в первом чтении был принят большинством голосов, но депутаты горсовета посоветовали докладчикам к следующей сессии доработать документ, да и к ответам на вопросы подготовиться основательно, отставив главный аргумент: «Мы с областью работаем, правительство Новосибирской области поможет!»