Финансово-экономические аспекты концессионного соглашения о строительстве мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле обсудили на заседании экспертной группы при правительстве Новосибирской области. Участники дискуссии указали на то, что расчеты прибыли концессионера занижены, а также вновь высказали претензии к высокому тарифу, заложенному в документе. При этом критики «мусорной» концессии подчеркнули, что соглашение все равно необходимо менять по существенным основаниям, или расторгать: исполнить его в существующем виде не представляется возможным из-за отказа собственника аэродрома имени Чкалова согласовать размещение комплекса с полигоном в Раздольном.
Новое обсуждение «мусорной» концессии прошло накануне на площадке НГУЭУ, к дискуссии о финансово-экономической модели проекта привлекли экспертов, общественников и депутатов. Это мероприятие стало вторым в «перезагрузке» дискуссии об этом документе, старт которой дал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, приостановив работы по реализации соглашения.
Финансово-экономические параметры соглашения, заключенного правительством Новосибирской области с компанией «Экология-Новосибирск» представил заместитель министра экономического развития региона Лев Решетников. Напомним, что согласно этому договору, концессионер обязуется построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. После возведения комплексы должны быть переданы в собственность Новосибирской области, а концессионер будет его эксплуатировать в течение 40 лет и получать от проекта прибыль.
«Проект концессионного соглашения разрабатывался как один из первых этапов создания новой отрасли обращения с отходами, которая даст аккумулятивный экономический эффект для всего региона», – отметил Лев Решетников.
По словам заместителя министра, для минимизации рисков невозврата инвестиций в соглашении был прописан минимальный уровень загрузки заводов. Валовую выручку региональные власти установили в размере 119 миллиардов рублей за 40 лет, умножив объемы мусора на предварительный тариф. Чистый доход концессионера при этом должен составить порядка 12,2 миллиарда рублей за все 40 лет действия соглашения, остальные 106,8 миллиарда должны пойти на обслуживание комплексов, зарплаты сотрудникам и налоги.
Как отметил депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко, изучавший вместе с рабочей группой при Заксобрании подписанное сторонами соглашение, представленные властями расчеты не совсем верны. По подсчетам Агеенко, при установленном соглашением тарифе на сортировку одного куба мусора в 350 рублей, концессионер будет получать значительно больший доход.
«Мы так хорошо и свободно даем 350 рублей, и за эти деньги он сортирует, по концессионному соглашению, обязуется 25,7% от общего объема. Это почти 200 тысяч тонн мусора. Это 2,1 миллиарда прибыли, которую он может получить на реализации [вторсырья]. Мы гарантируем ему валовую выручку два миллиарда с небольшим, плюс, он еще и заработает себе два миллиарда. Четыре миллиарда в год», – отметил Вадим Агеенко.
Агеенко также указал, что существующий в регионе мусоросортировочный комплекс при этом брал максимальный тариф за сортировку и захоронение на чужом полигоне 102 рубля. Из них 40 предприятие отдавало стороннему полигону, таким образом, стоимость сортировки одного куба мусора на этом комплексе составляла порядка 60 рублей.
Агеенко также отметил, что обсуждение параметров «мусорной» концессии во многом не имеет смысла. Он напомнил, что на прошлой неделе стало известно, что концессионер не сможет строить полигон в Раздольном, как это прописано в концессионном соглашении. Против этого высказался собственник аэродрома завода имени Чкалова, в 15-километровую зону которого попадает комплекс с полигоном, «Объединенная авиастроительная корпорация».
«Раздольное – не только спорное, там уже есть отказ в согласовании проекта. Это собственник аэродрома Чкалова, который сказал, что еще 10 июля прошло рассмотрение заявки «Экологии-Новосибирск» по согласованию строительства в Раздольном, и комиссия отказала. Это собственник, который свое мнение не изменит. Мы сегодня понимаем, что концессионным соглашением свинью подложили нашему замечательному инвестору и дали спорный участок, на котором строить нельзя. Только на основании этого мы должны понимать, что уже дальше дороги нет», – указал Вадим Агеннко.
Агеенко добавил, что исправить ситуацию нельзя – местоположение комплекса относится к существенным параметрам концессионного соглашения. Существенные параметры, по оценке антимонопольной службы, могут быть пересмотрены только в трех случаях: если наступили форс-мажорные обстоятельства (которых нет), если будет решение суда, либо если выйдет препятствующий исполнению соглашения закон или постановление правительства региона.
«Новосибирская область дала обязательства концессионеру построить на каком-то времени каком-то участке полигон. Сегодня выясняется, он не может. Он официально не может, ему никто не согласует проект. Мы это все понимаем. Кто-то ошибся, заключая концессионное соглашение, кто-то не досмотрел, и ситуацию нужно менять, – заметил Агеенко. – Как ее нужно менять? Либо по решению суда, кто-то обратится, скорее всего, «Экология-Новосибирск» скажет, что Новосибирская область подвела. Будет решение суда, тогда можно будет вносить поправки, ФАС разрешит. Либо Новосибирская область в лице правительства примет нормативный акт, постановление правительства».
По итогам заседания было принято решение продолжить поиск альтернативных проектов системы обращения с отходами, а также работу с потенциальными инвесторами. «Проведение сравнительного анализа технологических и финансово-экономических аспектов обращения с твердыми коммунальными отходами продолжится, – заключила министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова. – Наша совместная задача – найти пути решения вопросов сбора, хранения, утилизации отходов на территории Новосибирской области».
Властям показали пути исправления ошибок «мусорной» концессии
Финансово-экономические аспекты концессионного соглашения о строительстве мусоросортировочных комплексов в Раздольном и Верх-Туле обсудили на заседании экспертной группы при правительстве Новосибирской области. Участники дискуссии указали на то, что расчеты прибыли концессионера занижены, а также вновь высказали претензии к высокому тарифу, заложенному в документе. При этом критики «мусорной» концессии подчеркнули, что соглашение все равно необходимо менять по существенным основаниям, или расторгать: исполнить его в существующем виде не представляется возможным из-за отказа собственника аэродрома имени Чкалова согласовать размещение комплекса с полигоном в Раздольном.
Новое обсуждение «мусорной» концессии прошло накануне на площадке НГУЭУ, к дискуссии о финансово-экономической модели проекта привлекли экспертов, общественников и депутатов. Это мероприятие стало вторым в «перезагрузке» дискуссии об этом документе, старт которой дал губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, приостановив работы по реализации соглашения.
Финансово-экономические параметры соглашения, заключенного правительством Новосибирской области с компанией «Экология-Новосибирск» представил заместитель министра экономического развития региона Лев Решетников. Напомним, что согласно этому договору, концессионер обязуется построить два мусоросортировочных комплекса с полигонами в Раздольном и Верх-Туле. После возведения комплексы должны быть переданы в собственность Новосибирской области, а концессионер будет его эксплуатировать в течение 40 лет и получать от проекта прибыль.
«Проект концессионного соглашения разрабатывался как один из первых этапов создания новой отрасли обращения с отходами, которая даст аккумулятивный экономический эффект для всего региона», – отметил Лев Решетников.
По словам заместителя министра, для минимизации рисков невозврата инвестиций в соглашении был прописан минимальный уровень загрузки заводов. Валовую выручку региональные власти установили в размере 119 миллиардов рублей за 40 лет, умножив объемы мусора на предварительный тариф. Чистый доход концессионера при этом должен составить порядка 12,2 миллиарда рублей за все 40 лет действия соглашения, остальные 106,8 миллиарда должны пойти на обслуживание комплексов, зарплаты сотрудникам и налоги.
Как отметил депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко, изучавший вместе с рабочей группой при Заксобрании подписанное сторонами соглашение, представленные властями расчеты не совсем верны. По подсчетам Агеенко, при установленном соглашением тарифе на сортировку одного куба мусора в 350 рублей, концессионер будет получать значительно больший доход.
«Мы так хорошо и свободно даем 350 рублей, и за эти деньги он сортирует, по концессионному соглашению, обязуется 25,7% от общего объема. Это почти 200 тысяч тонн мусора. Это 2,1 миллиарда прибыли, которую он может получить на реализации [вторсырья]. Мы гарантируем ему валовую выручку два миллиарда с небольшим, плюс, он еще и заработает себе два миллиарда. Четыре миллиарда в год», – отметил Вадим Агеенко.
Агеенко также указал, что существующий в регионе мусоросортировочный комплекс при этом брал максимальный тариф за сортировку и захоронение на чужом полигоне 102 рубля. Из них 40 предприятие отдавало стороннему полигону, таким образом, стоимость сортировки одного куба мусора на этом комплексе составляла порядка 60 рублей.
Агеенко также отметил, что обсуждение параметров «мусорной» концессии во многом не имеет смысла. Он напомнил, что на прошлой неделе стало известно, что концессионер не сможет строить полигон в Раздольном, как это прописано в концессионном соглашении. Против этого высказался собственник аэродрома завода имени Чкалова, в 15-километровую зону которого попадает комплекс с полигоном, «Объединенная авиастроительная корпорация».
«Раздольное – не только спорное, там уже есть отказ в согласовании проекта. Это собственник аэродрома Чкалова, который сказал, что еще 10 июля прошло рассмотрение заявки «Экологии-Новосибирск» по согласованию строительства в Раздольном, и комиссия отказала. Это собственник, который свое мнение не изменит. Мы сегодня понимаем, что концессионным соглашением свинью подложили нашему замечательному инвестору и дали спорный участок, на котором строить нельзя. Только на основании этого мы должны понимать, что уже дальше дороги нет», – указал Вадим Агеннко.
Агеенко добавил, что исправить ситуацию нельзя – местоположение комплекса относится к существенным параметрам концессионного соглашения. Существенные параметры, по оценке антимонопольной службы, могут быть пересмотрены только в трех случаях: если наступили форс-мажорные обстоятельства (которых нет), если будет решение суда, либо если выйдет препятствующий исполнению соглашения закон или постановление правительства региона.
«Новосибирская область дала обязательства концессионеру построить на каком-то времени каком-то участке полигон. Сегодня выясняется, он не может. Он официально не может, ему никто не согласует проект. Мы это все понимаем. Кто-то ошибся, заключая концессионное соглашение, кто-то не досмотрел, и ситуацию нужно менять, – заметил Агеенко. – Как ее нужно менять? Либо по решению суда, кто-то обратится, скорее всего, «Экология-Новосибирск» скажет, что Новосибирская область подвела. Будет решение суда, тогда можно будет вносить поправки, ФАС разрешит. Либо Новосибирская область в лице правительства примет нормативный акт, постановление правительства».
По итогам заседания было принято решение продолжить поиск альтернативных проектов системы обращения с отходами, а также работу с потенциальными инвесторами. «Проведение сравнительного анализа технологических и финансово-экономических аспектов обращения с твердыми коммунальными отходами продолжится, – заключила министр экономического развития Новосибирской области Ольга Молчанова. – Наша совместная задача – найти пути решения вопросов сбора, хранения, утилизации отходов на территории Новосибирской области».