Депутаты нашли альтернативу дорогому мусорному концессионеру

Депутаты нашли альтернативу дорогому мусорному концессионеру
Экономика / 16 мая 2017 / 14:05

Власти Новосибирской области были вынуждены вносить изменения в уже подписанное концессионное соглашение по строительству мусоросортировочных комплексов – на этом настаивали экологи, общественники и депутаты разных уровней. Законодательное собрание региона изначально заняло позицию критика проекта, подтвердив очевидные недостатки «мусорной» концессии и риски для областного бюджета. Одной из претензий был, по сути, отказ чиновников от рассмотрения других проектов и технологий обращения с твердыми бытовыми отходами. Альтернативу предложению компании «Экологии-Новосибирск» нашли, причем с лучшими условиями.

В Заксобрании была создана рабочая группа, которая изучала как сам документ, так и возможные способы решения проблемы захоронения мусора в регионе. На прошлой неделе депутаты ездили в Новокузнецк, где уже давно работает мусоросортировочный завод. Результаты этой поездки и анализа концессионного соглашения народные избранники готовы представить на заседаниях бюджетного и строительного комитетов – соответствующие вопросы есть в повестке. Накануне обсуждения руководитель рабочей группы, депутат регионального парламента от КПРФ Вадим Агеенко ответил на вопросы Сибкрай.ru.

– Каковы итоги вашей поездки в Новокузнецк?

– Прежде всего, мы увидели, что есть альтернатива тому, что предлагает «Экология-Новосибирск». «Эколайн» в Новокузнецке работает уже десять лет, причем работает по тарифам в два раза ниже, чем предлагается по нашей концессии, и дело окупает себя. Конечно, это не 400 и не 800 тысяч тонн (мусора), завод рассчитан на 200 тысяч тонн, а сейчас работает с загрузкой 155 тысяч тонн мусора.

Мы интересовались технологией, посмотрели все линии – они ничем не отличаются (от новосибирского проекта), разве что пока у них на полигоне нет шахт, которые выпускают газ метан. Полигон почти такой же. Правда, для полигонов в Новокузнецке ищут естественные рельефы – вдалеке от населенных пунктов; овраги, которые углубляются, облагораживаются, стены выкладываются пленкой. Такой овраг несколько лет будет заполняться мусором, потом – рекультивация.

Европейское оборудование «Эколайну» поставляет ГК «Экомтех», таких мусоросортировочных заводов в разных регионах России работает уже около 140. Подробно обсуждали стоимость такого объекта с учетом наших объемов, и была названа предположительная сумма более чем на полтора миллиарда дешевле, чем предусмотренная нашим концессионным соглашением – меньше пяти миллиардов.

Итог поездки нас удовлетворил. В Новокузнецке мы увидели и технологии, которые нам нужны, и оборудование, которое будет гарантийно обслуживаться, что очень важно. Производители – европейские компании, которые имеют представительства в России. В отличие от партнеров «Экологии-Новосибирск», которая собирается привезти какое-то сильно современное и дорогое американское оборудование. Так вот, у американцев нет в нашей стране представительства, чтобы обслуживать оборудование, а это – дополнительные риски и расходы.

– Сибкрай.ru посвятил «мусорной» концессии уже не один текст. Мы находили и юридические риски для области от заключения этого соглашения…

– Они так и остались. Претензий немало, немало – по экономике проекта. Например, то, что они отсортировали (мусор), не учитывается в доходах концессионера и никак не влияет на снижение тарифов. По концессии все вторсырье является их собственностью и, соответственно, полученные от этого доходы – их дополнительной прибылью. А вот в других концессиях, например, в Чувашии, это учитывается, сумма таких доходов изымается из расходов концессионера, что сильно влияет на тарифы. Вот вам разные подходы.  

Я много слушал объяснений, которые приводило наше правительство. Примечательно, что пресс-конференции они старались проводить в то время, когда мы, депутаты, не могли на них присутствовать, в тот же день шли сессии в Заксобрании, в Горсовете. Вам презентацию красивую показали, красиво все рассказали. Но в это презентации, нужно сказать, не все соответствует концессионному соглашению. Когда обсуждения проходят с нашим участием, мы говорим только о фактах, зафиксированных на бумаге, а не желаниях и предположениях. 

Складывается впечатление, что концессионер пытается ввести в заблуждение общественность и журналистов. Например, когда приводит данные о тарифах, которые не 42 (имеется в виду стоимость вывоза отходов на полигон, установленный новосибирским МУП «Cпецавтохозяйство» – 42,16 рубля за один кубический метр с НДС), не 46, а есть и больше – и 80, и 90. Такую табличку как-то показывали в одной из презентаций. Но дело в том, что приводятся данные о тарифах в населенных пунктах, которые не входят в агломерацию, а это не совсем корректно. В этом – некое лукавство.

Когда мы говорим, что тариф будет увеличен в 2,5 раза только за захоронение, мы анализируем действующие тарифы в тех городах, которые входят в Новосибирскую агломерацию. 78% населения агломерации живет в Новосибирске. 75% мусора, который будет принимать два полигона, производит также Новосибирск. И увеличение тарифов в большей степени коснется населения Новосибирска. Но с введением новых сортировочных заводов нам придется платить не 42 рубля за кубический метр, а 450 рублей. Потому что добавится платеж за сортировку мусора (350 рублей за кубометр). Вот и считайте, насколько может вырасти тариф за мусор для новосибирцев.


Ageenko.jpg

Очень некрасивая ситуация, когда концессионер сам пытается доказывать, что мусора в области много. Как правило, для всех концессионеров, которые работают с ТБО, этот вопрос самый важный – не столько тарифы, сколько планируемая загрузка. Под определенные объемы создается инфраструктура, закладываются мощности, нанимается персонал. А на момент заключения  соглашения мы видим, что в госпрограмме, утвержденной правительством Новосибирской области, – 600 тысяч тонн в год, а в концессионном соглашении, подписанном тем же правительством, – 800 тысяч.

Тут еще идет игра коэффициентами. Во всех программах, в том числе – в региональной схеме, применяется коэффициент уплотнения 0,2, в концессионном соглашении – 0,155. Получается разные тонны. Мы сравнивали кубы и переводили их в тонны. Так вот, получается абсурдная ситуация. В соглашении записана обязательная загрузка 800 тысяч тонн на агломерацию, а в территориальной схеме, по которой будет работать региональный оператор, получается всего 785. То есть, даже по схеме, которая принималась через два месяца после заключения концессионного соглашения, объемы не совпадают. Даже схема не предполагает полной загрузки. 

Ладно, если бы это был план социально-экономического развития. Не получилось – ну и ладно, потом поднатужимся. Но это же финансовый документ, а все недовезенные объемы придется компенсировать деньгами из бюджета. 

Нужно сказать, что область очень много взяла на себя обязательств, гарантированных возмещений из бюджета, которые, на мой взгляд, нужно из концессионного соглашения убирать.

– А как технически будут проводиться те компенсации за недополученную прибыль концессионера? 

– Есть 10-е приложение (к концессионному соглашению), которым утверждается валовая выручка по каждому году. Причем это существенное условие, которые мы обязаны соблюдать, обеспечивать. Это от около 2,3 миллиарда в 2019 году, до 4,4 миллиарда – в последний год концессии. А есть фактическая выручка – то, что наработали, получили. Не довезли вам мусора, скажем, на 300 миллионов, и эту разницу мы будем обязаны компенсировать. В соглашении, правда, есть в особых условиях допущение снижения валовой выручки, но не более 9% от объема. На этот пункт концессионер всегда ссылается, когда пытается убедить в отсутствии рисков для бюджета. Но этот пункт касается только момента наступления ответственности по особым условиям, но никак не касается самого механизма возмещения недополученных доходов. Недополученные доходы – это разница между запланированной соглашением выручкой и реальной полученной концессионером, при этом никакого исключения средств в объеме 9% соглашением пока не предусмотрено. Это вымысел концессионера и журналистов.

Расчет сделали, предъявили Асмодьярову (начальник департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров – прим. ред.), он проверил – вот валовая выручка, вот что получилось по факту, да, разницу нужно возместить, а дальше дается девять месяцев, чтобы ее погасить из бюджета региона. Правительство должно либо сразу предусмотреть, чтобы эти деньги были заложены в бюджете, либо выходить с поправкой на сессию областного совета. До тех пор, пока не будет выплачена субсидия из бюджета, на всю сумму будет начисляться неустойка.

– 17 мая вопрос «мусорной» концессии должен снова обсуждаться в Законодательном собрании. Какая рекомендация будет дана правительству, учитывая итоги поездки в Новокузнецк и анализ самого соглашения?

– Мы будем рекомендовать, в первую очередь, найти другое место для обоих полигонов. Вы знаете, что в Раздольном творится и что в Верх-Туле. В Верх-Туле под выделенным участком – подземное озеро (резервуар), в Раздольном – Чкаловский аэродром (полигон попадет в 15-километровую зону, свободную от строительства таких объектов). Это уже нарушение концессионного соглашения, в котором написано, что участки должны быть пригодны для ведения деятельности и соответствовать всем правилам.

Второе: внести существенные изменения в основные показатели соглашения. Это сделать и более реальными объемы, убрать фиксированную валовую выручку, которая должна считаться по инвестиционным и производственным программам, с учетом реальных тарифов. Сегодня норма прибыли концессионера стоит 11%, а постановлении №484 правительства Российской Федерации (о ценообразовании) допускается не более 5%. Это тоже неправильно. 

Во многих концессионных соглашениях вообще не устанавливаются тарифы – ни реальные, ни расчетные. Просто субъектом гарантируется, что все реально понесенные затраты концессионера будут включены в инвестиционные и производственные программы, а уже с учетом реальных объемов обработки мусора будут установлены тарифы. Считаю, что это будут вполне справедливые и честные взаимоотношения инвестора и области.



comments powered by HyperComments