Перед началом сессии Заксобрания, на которой рассматривали законопроект об изъятии 10% от доли НДФЛ из муниципальных бюджетов, представители нескольких политических объединений вышли на пикет. Они требовали от депутатов еще раз подумать и не принимать этот документ. Встали они справа от Законодательного собрания, в руках были плакаты «Хватит кормить Городецкого» и «Руки прочь от бюджета города». По мнению некоторых из протестующих, проблему с экономикой в стране можно бы было решить другим путем. К примеру, не проводить в 2018 году чемпионат мира по футболу. А руководство Новосибирской области в сложившейся ситуации могло бы просить деньги у Москвы.
«Вариантов море. Во-первых, не надо проводить чемпионат мира по футболу, на который безумные деньги идут, а эффект будет такой же, как от Олимпиады в Сочи – все посмеются над этой затеей пира во время чумы, деньги угрохают, и все это останется. А надо проводить занятия в детско-юношеских школах, строить дворовые площадки и так далее. Развивать промышленность, а не всякие клубы ночные, скачки безумные. Вот для чего в Сочи провели «Формулу-1»? Деньги вгрохали, для буржуев у нас все строится? Дальше будет еще хуже при нынешнем правительстве», – рассказал корреспонденту Сибкрай.ru пенсионер Леонид Полянский.
Обсуждение бюджета Новосибирской области на будущий год пройдет только в ноябре, хотя публичные и депутатские слушания его были назначены на 30 октября. В документе, который представляет правительство, уже учтены дополнительные доходы от сокращения доли НДФЛ в муниципальных бюджетах. Споры об этой инициативе губернатора Владимира Городецкого не утихают уже несколько недель.
«Не надо в политику превращать, поверьте, прошу вас, не надо, мы не сумеем тогда реализовать эффективно то видение, как выйти из этой кризисной ситуации, – подчеркнул Городецкий перед первым голосованием за принятие законопроекта. – Сегодня разделиться, какой депутат как голосовал… И при этом ты же пойдешь, наверное, на выборы? Кому-то интриганство это нужно сегодня, и вы знаете этих людей-кукловодов. Но не они должны предопределять сегодня жизни области и города Новосибирска, а мы с вами. Здесь нет никакой политики в решении, которое вносим, здесь есть реальная ситуация».
Сам законопроект об изменении доли НДФЛ в местных бюджетах на сессии представил министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Он указал, что Новосибирская область и так была единственной, где муниципалитеты получали такие высокие отчисления от НДФЛ, тогда как в других регионах доля этого налога в местных бюджетах гораздо ниже.
«Мы говорим о необходимости сохранения главных гарантий – социальных. Только эти причины, связанные со снижающимися второй год поступлениями налогов, вынуждают нас пойти на это непопулярное решение, – заявил Голубенко. – Главные ключевые социальные гарантии приоритетны. Данную ситуацию мы рассматриваем как вынужденную и временную, мы убеждены, что по мере восстановления экономики России и региона, восстановится объем налогов, тогда будет логичным рассмотреть увеличение обеспечения местных бюджетов».
На его выступление депутаты Заксобрания отреагировали неоднозначно. Единороссы заявили, что ими уже было принято решение поддержать этот законопроект, а их политические оппоненты, представители КПРФ, выступили против. Поддержали коммунистов и некоторые независимые депутаты.
«Абсолютно нужен компромисс. Фракция КПРФ не занимает жесткой позиции. Мы намерены ко второму чтению внести компромиссное решение, суть которого в том, чтобы снижение по единому нормативу было не 10%, а в пределах 5-6%, – заявил коммунист Владимир Карпов. – Я считаю, это снимет остроту ситуации, которая уже сейчас раскачивает Новосибирск».
Кроме того, беспокойство депутатов вызвало и финансовое положение районов области, у которых денег после этих изменений останется гораздо меньше, чем у областного центра. Отдельные вопросы у депутатов вызвал также тот факт, что часть потерь бюджетам губернатор обещал компенсировать. В этом они увидели несоответствие с тем, что говорил о тяжелой ситуации министр финансов Голубенко.
«Создается впечатление интересное. С одной стороны министр финансов говорит, что денег не хватает в бюджете, с другой стороны губернатор говорит: мы вернем эти деньги. Вопрос: так денег совсем не хватает под зарплаты и социальные полномочия? Если вы отдадите, как вы будете платить зарплаты? Очевидно, тоже есть лукавство, – выступил депутат Вадим Агеенко. – Помните, как мы эти нормативы отдавали главам, чтобы они работали, а не трансфертов ждали, сложив ручки. Мы добились того, чтобы они эти нормативы взяли. Сегодня мы что хотим, чтобы главы сели и ждали – пускай деньги нам дадут под наши полномочия, а мы не будем работать над выполнением бюджета. Я думаю, это будет сильный шаг назад в развитии муниципалитетов. Душой я не могу голосовать за этот закон».
Споры попытался оборвать единоросс Алексей Александров, который в очередной раз обратил внимание депутатов, что чисто экономический вопрос стал слишком политическим. Во время своего выступления он, в частности, указал, что «представители от города» не приходили на обсуждение законопроекта, а мэрия не сумела достаточно четко аргументировать, почему в муниципалитете так опасаются потерять эти 3,5 миллиарда рублей. Также, по его мнению, представители Новосибирска сами попытались политизировать диалог о бюджете, хотя мэр города Анатолий Локоть многократно просил этого не делать.
«Убедительных аргументов со стороны мэрии не было. Давайте прямо сознаемся: может быть, мы копья ломаем, просто переводя экономический вопрос в политическую сферу? Может, не о выборах надо думать, а, как говорят некие люди, о следующих поколениях? – предложил Александров. – Может быть, это пафосно звучит, но когда начинают некоторые наши руководители шантажировать депутатов наказами, возникает вопрос: а где план социально-экономической сферы?»
Взял на этой сессии Заксобрания свое слово и мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Он не стал вновь говорить о том, какие программы придется урезать, не стал грозить отказом от финансирования футбольного клуба «Сибирь». Вместо этого градоначальник отметил, что некоторых договоренностей с областным правительством удалось достичь. В частности, он сообщил, что область согласна дать деньги на строительство новых детских садов, на модернизацию дорог. Кроме того, он отметил, что если региону удастся улучшить экономическую ситуацию, то некоторые позиции также будут пересмотрены.
«Мы понимали, что сохраняться эти 40% не могут. Но мы предлагали за те консультации, которые проводились, их было много, [оставить] 33-34%. Не потому что ссылались на историю. Просто все наши планы и, в частности, планы в соответствии с принятием бюджета на 2014-2016 года были рассчитаны на 40%, многие программы были запущены, и колесо-то крутится, – указал Локоть. – Исходя из этого мы планируем обратиться, уже обратились, за компенсацией выпадающих наших доходов. Я насчитываю 12 наших направлений – это развязки на Южной площади, там кредиторская задолженность, развязка на Петухова – закончить надо, нельзя консервировать. Это строительство и модернизация Мочищенского шоссе и улицы Колонды, метро, школы, насчитываем пять школ, три из них в критическом состоянии».
После выступления Анатолия Локтя атмосфера в Законодательном собрании изменилась, его даже попросили уговорить коммунистов поддержать законопроект. Члены фракции КПРФ взяли перерыв, однако по его окончании заявили, что решение свое менять не намерены.
Чтобы законопроект прошел первое чтение, было необходимо набрать 38 голосов депутатов. За него в итоге отдали свои голоса 46 человек, семь выступили против, а еще восемь не проголосовали. После перерыва законопроект решили сразу же принять и во втором чтении. К законопроекту было предложено две поправки. Справедливоросс Александр Замиралов предложил забрать 10% от НДФЛ только у Новосибирска, Владимир Карпов рекомендовал лишить муниципалитеты только 5% от налога на доходы физических лиц. Обе поправки отклонили, а законопроект приняли во втором чтении.
«Этот вопрос приобретает сейчас политическую окраску: кому хуже, кто на кого посягнул, кто кому войну объявил... Я человек мирный и созидательный, никому войну не объявлял и не собирался объявлять. Что касается обстоятельств, это выверенные, временные и антикризисные меры, которые мы вынуждены [принимать]», – заключил Городецкий.